Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпика как литературный род.




Эпос.(др гр-слово)В Э.организующ.началом явл.повест-е о персонажах,их поступках,умонастр-х,событиях в ж., т.е.какую-то цепь событий, к-ые, как пр-ло, произошли ранее. Получ-ся, что повест-е им.некую врем.дистанцию, врем.форму повед-я. Эта дистанция м/у временем изобр. и врем.повест-я сост-т осн.черту эпич.формы, т.е. присут-ть некая врем.протяж-ть. Здесь не принцип-но, был ли сам автор участником изобр.событий. Пр-е эпич.хар-ра вкл-т в повест-е диалоги и монологи перс-жей. Они м.пояснять, коррект-ть, что м.происходить косвенно, а м.присут-ть в виде автор.отступл-й. Эпич.род лит-ры им.сам.шир.арсенал худ.ср-в,и т.к.неограничен в объеме, м.свободно ими пользоваться. Хар-й пример-осн.структурный эле-т романана-эпопеи Т. «В.иМ». по сути,драм.прием, т.к. в р-не много событий, героев, просто больш.объем, и ему нужны яркие фрагменты, работающ.на читат.восприятие. В эпич.пр-х исп-ся термин нарратор. Это как бы посредник м/у изобр-мым и восприн-щим его, часто м.выступать как свидетель событий. Н,хроникер «Бесы». Достат.часто читат-ль м практически ничего не знать о повествователе, его отн-и к происходящ., он как бы бесплотен, и возник-т нулевой градус повест-я. Иногда это м.б. участник событий,остро их переживающий. Н, «Унижен. и оскорб»Дост. По/му в 20ые гг 20в.закрепился термин образ повествоваткля. Говорится о том, что это некий образ носителя излож-я, речи, психол., геогр, соц.аспекты, к-ые сост-т особ.т.зр. Образ пов-ля обнаруж-ся в 1оч.,в своеобразии повест-го монолога (сказов.форма Лескова, Зощенко). В лит-ре доступны разл.сп-бы повест-я. Чаще-абсолютн.дистанция м/у пов-лем и персонаж. Эпич.форме всегда было св-но спок., созерцание при излож-и событий, т.к.пов-ль все о них уже знает. Шеллинг писал, что пов-ль д.отвлекать чит-ля от слишком больш.участия в событиях. Именно в 20в.укрепился термин эпич.миросозерцание. В лит-ре 19,20вв.кроме этого объект.пов-ля стал присут-ть и субъективный, т.е.пов-ль мог давать ту или иную картину жизни глазами своего героя. Н,1 сраж-е Н.Ростова. Совмещ-е т.зр.пов-ля и персонажа вызвано возник-ем в нов.вр.интереса к внутр.жизни чел-ка. Наиб.распростр.форма эпич.повествования-рассказ от 3го лица, но вполне м.б.выбрана форма от некоего «я». Таких персонифицирован.пов-лей наз-т рассказчиками.(Макс.Макс. «Бэла»). Известны автобиогр.пр-,но никогда нельзя сказать точно,что он тождествен.писателю.(Толст). Значит,сп-бы пов-я в эпич.пр-х м.б. весьма разн.

Особенности эпоса как лит-го рода. Жанры эпоса. Это слово, речь, рассказ. Гегель говорил, что «Эпос – представление самой объективности в ее объективности. В жизни существует объективное явление (жизнь народа). У этих явлениях есть свой закон. В эпосе автор изображает эту объективную жизнь, ее объективность законов. Эпос имеет долгую историю развития. Он существует виде конкретных жанров: героический эпос, эпопея, роман, повесть, новелла и сказка. Эпос находится в постоянном движении, его формы развиваются.

Драма как литературный род.

Д.показ-т какие-то событ.ряды, поступки людей, но нет развёрн.повест.изобр-я, речь автора эпизодична и играет вспомог.роль. Это список дейст.лиц, их кр.хар-ка, обозн-е вр. и места д-я, ремарки. Осн.текст-это непоср.высказ-е перс-ми из реплик и монологов. Отсюда огранич-ть худ.возм-ей,невозм-ть раскрытия х-ров героев со всей полнотой. Д.-сценич.иск-во, ограничено в словесн.плане, Д.поместиться в рамки спектакля. Это, как пр-ло, 3-4чел-а. Преим-ва Д. п/д эпикой: 1)в ней спрессовано время, а значит присут-т более активн.восприятие 2)все события относ. к наст, протекают п/д глазами зрителя. Д.род. на пл-ади как нар.увеселение, по/му комич.эффект явл.наиб.важным. Эффект подраз-ет гиперболу при подаче д-ия, какую-то яркость. Это главный.упрек, к-й адресовал Л.Толст. Шекспиру. На рубеже 19-20в. стремл-е к опред.рода близости театра и жизни возобладало. Теоретики 18в.-Дидро,Лессинг-создатели т.н.мещанской Д. В 19в. к этому жизепод-ю в России стрем-ся Остр.,Горький. Возник-т Моск.Худ.Общедоступ.Театр, и Станиславский утв-т, что сцена долж.быть.жизнен., что актер д.на ней жить. НО Пушк.:сцена иск-т правдоподобие. В противовес театру Станис-го. в 20в. появл.театр Чехова, построен.на условностях и гротеске. В 50-е гг. появл.театр абсурда. В любом драм.пр-ии сам.ответст.роль принадл-т речев.самораскрытию героев. Сущ-т прием исп-я реплики: во вр.диалога герой м.обратиться репликой в стор.зала. Любая Д.им.как бы 2жизни: 1собственно-лит. 2театральную. Мольер и Шекспир не воспринимались совр-ми как серьезные лит-ры. Т/о в 18в., когда был открыт трагедийный дар Шексп., драм.пр-ия стали читаться широкой публикой. В 19в. в Герм.появл.термин «драма д/чтения», куда относ.пр-я, сложные д/постановки на сцене («Фауст» Гете, «Мал.траг»Пушк.)Принцип.разницы м/у драмой д/чтения и д/постановки нет.В Д.обязат-но д.присут-ть некий конфликт. Это способ-т интересу. В теч.д-я он д.разрешиться. Труд-ть постановки пьес Чехова и сост.в том, что по сути своей, они бесконфликтны. Традиц.считалось, что наст.конфликт м.присут-ть т/о при наличии оппонирующ.героев, предс-щих добро и зло, как в пьесах Остр. У Чехова же присут-т мелкие житейс.конфликты. На протяж.неск.вв., особ. в эпоху Ср-я и Кл-зма, именно Д.считалась вед. родом лит-ры. Т/о в сер.19в. драму отесняет на 2 план соц-психол.р-н.

Особенности драмы как лит-го рода. Жанры драмы. Это действительность. Она предназначена д/постановки на сцене. Персонажи совершают поступки и ведут разговоры в данный момент. Особенности: драма имеет диалогическую форму; своеобразие в построении образа; герой показан в основных чертах; утрированные черты; как чувствует герой переход в поступки; автор не выделяет речь об истории чувств. Драма (жанры) делится и решающую роль играет конфликт. В зависимости от его глубины, различают такие жанры, как комедия, трагедия.

Драматические жанры: Трагедия - в основу положен непримерительный жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибили героя. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера. Совецкие драматурги создали новый образ героя который, умирая, знает, что дело, за которое он погибает, победит.(Островский *Гроза*) Комедия - персонажи предстают в смешном окарикатуированном виде. Главные герои всегда- ущербны, неполноценны и сами герои этого не замечают. С целью подчеркнуть смешное камедиографы специально заостряют внимание на комические ситуации и характеры. По словам Белинского в трагед в отличии от комед изображались высшие, поэтические моменты жизни. (Гоголь*Ревизор*, Грибоедов *Горе от ума*). Драма - возникла гораздо позже в 7-8 в.Возникла на противоречии трагедии где участвовали цари. Тогда появилась мещанская драма, ее героями стали люди 3-го сословия с часной семейной жизнью. В своем дальнейшем развитии драма приобретает характер реалистического. Герои драм- обыкновенные люди. Все житейно просто и ясно. По-житейски обыкновенно (Островский, Горький, Чехов)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...