Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автобиографические повести

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

(1852—1906)

Писал под псевдонимом Гарин. Настоящее имя—Николай Егорович (Георгиевич) Михайловский. Прозаик.

Художественные задачи, которые решает Г-М. —это глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, стремление защитить его от грубого непонимания и пренебрежения. Психологию детства, беззащитность ребенка правдиво изображена в рассказах «Дворец Дима», «Наташа», «Счастливый день», в повестях «Детство Темы», «Гимназисты», в пьесе «Подростки».

Автобиографические повести

повесть «Детство Темы. Из семейной хроники» (1892), повесть «Гимназисты. Из семейной хроники» (1893), повесть «Студенты. Тема и его друзья. Из семейной хроники» (1895) и роман «Инженеры» (1907, опубл. посм. в 1907; не завершен).

Близость своей тетралогии к жанру повестей о детстве Г-М. подчеркнул подзаголовком «Из семейной хроники», сопровождающим «Детство Темы» и «Гимназисты».

В тетралогии отразилось обновление традиционной реалистической поэтики: более лаконичное письмо сменяет щедрую описательность и детально разработанную фабулу, усиливаются публицистические элементы писательского стиля.

Тетралогия Г-М. оказалась предвестницей концепций личности в советской романистике, где традиционное для русской литературы изображение «восстановления погибавшего человека» связывалось не с нравственным самоусовершенствованием на основе христианской этики, а с трудовым перевоспитанием.

Повесть «Детство Темы» [1]

Первая повесть цикла давно вошла в классический круг детского чтения как произведение, тонко передающее психологию ребенка, равно интересное и взрослым, и подросткам. Материал, положенный в основу цикла, в достаточной мере является автобиографическим. М. Горький определил тетралогию как «целую эпопею», которая, развиваясь в русле «семейной хроники» (Л. Толстой, С. Аксаков), постепенно приобретает черты общественного романа, показывающего сквозь призму одной судьбы быт, заботы и чаяния целой эпохи.

Г-М. развивал традиции автобиограф. повести. Автор нарисовал нового героя: его Тёма Карташев погружен в напряженные нравственные поиски. Жизнь мальчика предстает перед нами с 8 до 12 лет—до 3 класса гимназии. Каждая глава отражает или определенный этап в становлении дет. характера, или принципиально важный момент в попытках взрослых воздействовать на ребенка.

Г.-М. показывает, как осознает ребенок поступки других людей, как осмысливает их жизнь. Характерная черта для рус. автобиограф. прозы —осознать свой частный опыт с т. зрения важности его для других.

Повествование ведется от 3 лица, как бы дистанцируясь от своего героя и показывая его со строны. Писатель стремится не воспроизвести в худож. форме свою личную автобиографию, а через частное передать то общее, что характерно не только для судьбы целого поколения, но и для становления ребенка вообще.

В «Детстве Тёмы» определись некоторые особенности композиции и стиля тетралогии. Повесть буквальна насыщена действием (см. 1 гл). Сама повествовательная манера автора также динамична и необычайно эмоциональна.

Тёма Карташев (далее - Т.) - гл. герой тетралогии. В самом начале повести писатель дает ощутить ужас мальчика перед возможным наказанием. Т. нечаянно сломал любимый отцовский цветок. Жизнь Т. исковеркана с самого детства страхом наказания за любой проступок. В соответствии с пылким, нетерпеливым характером Т. непрерывно меняются краски и настроения: светлые мечты о поездке на Гнедкесменяются ужасом непоправимого факта—гибелью цветка.

Отец Т. - генерал в отставке Николая Семеновича Карташева, человека сурового, жестокого, не избегающего порки как воспитательного метода. Полной противоположностью выступает мать героя, Аглая Васильевна, относящаяся с пониманием и уважением. «И что это за воспитание?! Это знание натуры мальчик?! Превратить жалкого идиота ребенка, вырвать его человеческое достоинство?—это воспитание?!»--с горечью говорит она мужу после того, как тот высек Т.

Подобное воспитание ломает Т.—он лжет, подделывает отметки, предает товарища.

Г-М. стремится проникнуть в тайны внутреннего «я» своего героя. См. эпизод «Тема и Жучка»: вытаскивая собаку из заброшенного колодца, мальчик теряет силы, «страх отхватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувства одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу». Авторский комментарий фиксирует внимание на переживаниях ребенка и как бы подготавливает монолог мальчика, при помощи которого Т. пытается подбодрить себя: «Не надо бояться, не надо бояться!—говорит он дрожащим от ужаса голосом.—Стыдно бояться! Трусы только бояться!».

Попытка вытащить Жучку из колодца продиктована не только чувством жалости к доброй и умной собаке, за этим эпизодом «просматривается» стремление Т. реабилитировать себя. После жестокого наказания в душе героя особенно обострилось сочувствие к существу, столь же глубоко страдающего, как и он, появилось желание своим благородным поступком перечеркнуть то впечатление, которое произвело на окружающих его неблаговидное поведение.

Однако после этого поступка из-за неимоверного напряжения нервной системы мальчик заболевает. Страх одиночества и разрыва связи с родными и близкими людьми—самое страшное наказание для Т.

Пережив раскаяние и получив прощение матери, он инстинктивно боится повторения прошлого, кот. вплывает в его больном сознании. Т. испытывает противоречивые чувства к отцу, подчеркнутые при помощи оксюморона: «милый» папа ассоциируется у мальчика с чем-то страшным.

Внутренний монолог занимает у Г-М. не так уж много места. Это связано с особенностями авторского способа изображения персонажей повести. Мир Т.—это мир эмоций, движений «сердца», имеющих непосредственное внешнее выражение в виде самих действий. Писатель стремится показать, как динамика развития внутреннего «я» героя находит выражение в его поступках.

Г-М. не всегда отделяет при помощи знаков препинания или графического членения текста внутреннюю речь героев от авторского повествования. Писатель использует прием несобственно-прямой речи, постепенно переходящей в монолог героя. Такой прием сближает сферы сознания автора и персонажа, с кот. писатель солидаризуется. Н-р, начало повести построено по схеме: авторское повествование – несобственно-прямая речь—внутренний монолог Т.

Мир маленького Карташева, а, следовательно, и его речевая сфера открыты для принятия «чужого слова». В качестве воспитательного эксперимента родители разрешили сыну играть на наемном дворе. Это запретное пространство давно привлекало мальчика, там шла совершенно иная жизнь. Гл. достояние этого мира заключается в свободе от правил и приличий хорошего тона, культивирующихся в барском доме. Внимание Т. привлекли страшные рассказы Гераськи, атамана ребяческой ватаги, о покойниках, зарытых без отпевания, о старой Пульчихе, покончившей жизнь самоубийством.

Т. хотел показать неповторимую прелесть этого мира своим близким, чтобы убедить их в привлекательности наемного двора. Мать, потрясенная услышанным, приходит к выводу, что рассказ Т. о нем (дворе) свидетельствует об испорченности ребенка. На следующий день Т. не пускают на наемный двор и весь день посвящают «чистке» мальчика от нравственного сора.

Кульминационным моментом повести является 9 гл. «Ябеда». Вахнов, один из учеников класса, где занимался Т., решил отомстить учителю франц. языка и всунул иголку в стул. Он рассказал это Т. и его другу Иванову и потребовал сохранить эту тайну. Появление директора вызывает у Т. панический страх. Он выдает себя:

«Это не я!—прижатый к скамейке, в диком ужасе закричал Т.

--Кто?!—мог только прохрипеть директор, схватив его за руку[2].

--Я не знаю!—ответил высоким визгом Тема».

Г-М. не склонен оправдывать предательство своего героя. Он пытается объяснить его истоки. Автор детализирует повествование, описывая каждый жест, каждое слово участников этого эпизода. Он показывает процесс предательства с поражающим проникновением в глубину подсознания мальчика. Значимым элементом повествования является своеобразный «диалог глаз» директора и маленькой жертвы.

Наблюдение над речью автора и его героев помогают постичь сущность характеров персонажей, проследить за процессом становления их внутреннего мира, а также способствует проникновению в идейно-худож. мир произведения.

Заканчивается повесть смертью отца—знаменитой фразой брата Сережи: «Жалко папу!»--и не менее выразительной мыслью Т. у постели умирающего отца: «Холодный я».

 

«Корейские сказки» (1904)

Сб.—вошли 64 сказки, записанные Г-М. во время путешествия на Дальний Восток

 

Детские сказки

«Курочка Куд», «Книжка счастья», «Волшебница Ашам», «Черный принц-капризулька», «Попугай» и др.

В сказке «Волшебница Ашам» Г-М. создает утопическую картину чудесного сада доброй феи, куда один за другим уходят обиженные взрослыми дети.

В сказке «Книжка счастья» гл. герой мальчик добровольно идет на гибель ради обездоленных голодных детей.

Выступая в качестве писателя-сказочника, Г-М. оставался предан своим идейным позициям. Его сказки отличаются обилием социальных мотивов. Внимание ребенка привлекают в них положение и нужды народа.

Среди сказок Г-М. есть и сказки другого типа: забавные, юмористически окрашенные, богатые действием и выдумкой (см. «Хитрая девочка», «История одной девочки», «Наташа»). Писатель опирается прежде всего на традицию народной сказки.

В творчестве Г-М. представлен жанр познавательной, природоведческой сказки. Сказки «Курочка Куд», «Попугай» близки к рассказам о животных, в которых используются лишь некоторые условности сказочной формы (очеловечивание животных).

 


[1] О «Детстве Темы» см.: Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского/ Т.Г. Браже// Лит. в шк.—1998.--№2.—С.104—110; Савина Л.Н. автор и герой в повести «Детство Темы»/ Л.Н. Савина// Рус. речь.—2002.--№1.—С.3—10

 

[2] Схватить за руку—фразеологизм (= «раскрыть тайну, уличить, поймать»)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...