Суворовская «Наука побеждать»
В начале своего тренерского пути я задал себе вопрос о том, что есть ли способ, который поможет нашему региону в новом для нас виде спорта вырваться за рамки очерченного круга. Под очерченным кругом я понимал: отдалённость территории от федерального центра, отсутствие должного финансирования и в связи с этим невозможность проведения соревнований высокого спортивного уровня, инертность и бюрократизм административной системы, невозможность выезжать на международные соревнования и т. д.. Накопив практический опыт тренерской и организационной работы, на определённом этапе развития я понял, что настало время начать трудиться по созданию новых воспитательных технологий, направленных на развитие у молодёжи инициативы и целеустремлённости. Сначала были определены цели и задачи под общим пониманием того, что необходимо делать. Со временем были найдены примеры, на которых и стало возможным построить процесс обучения и воспитания. Примеры для подражания я нашёл в нашей Отечественной истории. Как оказалось, наши предки не меньше нас были заинтересованности в здоровом потомстве и поэтому оставили нам массу интересных наработок. Опираясь на опыт предыдущих поколения, как мне кажется, я нашёл правильный путь к обучению и воспитанию подростков. Для начала я разобрался и понял, что сегодня происходит в нашей стране. Я понял, что на смену поколению победителей в Великой Отечественной войне пришло поколение проигравших в холодной. Это обстоятельство нанесло нам не только материальный, но и моральный ущерб. Но большинство из нас не желало ощущать себя в роли побеждённых, такова природа нашего национального характера. Стало очевидным то, что для возрождения, необходимо вырастить новое поколение победителей, которым, в первую очередь придётся, победить для начала собственную лень, безынициативность, безнравственность и неверие в собственные силы.
В ряде письменных источников я находил подтверждение своим мыслям и размышлениям. Вот что писал член - корреспондент Российской академии медицинских наук, - В. Н. Машков в предисловии к книге профессора В. И. Дубровского «Валеология. Здоровый образ жизни»: «Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания, бани, закаливания, были заложены русским народом, учёными, врачами, интеллигенцией ещё в прошлом столетии. Великие россияне – А. Суворов, А. Пушкин, Л. Толстой. И. Репин и многие другие – доказали, что соблюдение основных признаков здорового образа жизни – не навреди, не злоупотребляй, будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию и высокой работоспособности». И действительно в нашей истории для меня нашлась особая личность - это полководец А. В. Суворов. Познакомившись с жизнедеятельностью Александра Васильевича, я понял, что надо сделать так чтобы А. В. Суворов для подростков стал примером для подражания. Но как это было сделать, когда даже многие взрослые тогда не знали, как А. В. Суворов из хилого болезненного мальчика, стал непобедимым военачальником, великим гражданином, принёсшим славу России? В то время, многих людей в нашем обществе это просто не интересовало. Мне предстояло доходчиво рассказывать своим воспитанникам о том, что А. В. Суворов в своё время имел заслуженный авторитет у представителей царствующей династии, любовь у простого народа и уважение у подчинённых солдат и офицеров. Для многих кто пришёл ко мне заниматься спортом, было открытием, что побеждая на полях сражений, он «брал» неприятеля не численным превосходством, а умением и подготовкой своего войска. Систематезировав свой опыт, А. В. Суворов создал труд под названием «Наука побеждать», который в дальнейшем оказал существенную помощь многим русским, а затем и советским полководцам во время планирования и организации боевых действий в различных войнах и локальных сражениях. Ознакомившись с этой наукой, мне стало очевидным, что её можно применять как руководство в различных аспектах современной жизнедеятельности. Небольшая по объёму, но ёмкая по содержанию суворовская наука могла с успехом пригодиться и крупному государственному руководителю, и предпринимателю и политику, и простому обывателю, если он поверит в её действенность. Я уверен, что ознакомившись с «Наукой побеждать» и поняв её, любой грамотный человек найдёт в ней что-то нужное и необходимое для себя.
Проработав более двадцати лет в спортивной отрасли в качестве тренера по спорту, я всё - таки нашёл этот способ обучения и воспитания, основанный на суворовских принципах. Именно суворовские принципы обучения и воспитания, выражавшиеся в его крылатых выражениях и высказываниях, стали основой его военной науки. Познакомившись с учением великого русского полководца, я попробовал реализовать теоретические выкладки и практический опыт А. В. Суворова в своей спортивной деятельности. Изучив письменные источники, я понял, что А. В. Суворов уже в то время выступил родоначальником рукопашной схватки. Дело в том, что во времена А. В. Суворова идти в штыковой бой означало именно рукопашную схватку. А, как известно, великий полководец в своей армии требовал от своих солдат умения и совершенства штыкового боя. Прошли многие года со времён А. В. Суворова, прежде чем появилось такое понятие, как спорт. Спорт должен был заменить кровопролитные столкновения между различными государствами, и он это сделал. Вот так я проложил мостик между А. В. Суворовым и современным видом спорта под названием «Рукопашный бой». Прошли года и сегодня уже тысячи людей на разных континетах нашей земли готовятся к спортивным сражениям. Я глубоко был убеждён и считал, что в школьных кружках, в клубах и спортивных секциях надо преподавать суворовскую «Науку побеждать». Опираясь на опыт и талант А. В. Суворова, искать в его деятельности формулу успеха. Основной суворовский принцип, взятый мной на вооружение, был выражен в его высказывании: «На войне делай то, что противник сочтёт за невозможное».
И мы с ребятами старались воплотить этот принцип в жизнь: будь то трудовая деятельность или спортивные состязания. Так через год после того как пришёл работать в школу я со своими воспитанниками принял участие в районном и городском конкурсе «Учитель физической культуры - 2001 года». Хотя я не являлся учителем физической культуры, но отстаивал честь школы именно в этом конкурсе, как педагог дополнительного образования. В 2001 году мы тогда с начинающими спортсменами - будущими мастерами спорта РФ - А. Старухиным, Д. Бодровым, И. Дусмеевым, А. Курильским стали серебряными призёрами. Этот старт и небольшой успех воодушевил меня и моих воспитанников и возможно предопределил наше будущее. Чтобы добиться и развить успех, я использовал в своей работе разные методы. Один из них – это сравнительный анализ. Чтобы понять, как он действует, приведу пример. Как-то с ребятами изучали высказывания А. В. Суворова. Среди них есть такое: " Возьми себе в образец героя древних времён. Наблюдай его. Иди за ним в след. Поравняйся. Обгони. Слава тебе! ". Ребята спросили меня: " А кто Ваш герой? Я ответил: «Конечно же А. В. Суворов, ведь мы изучаем суворовскую науку побеждать, и воплощаем эти знания в жизнь, достигая за счёт них высоких спортивных результатов». И вроде бы у нас получается неплохо. Чтобы понять этот механизм, необходимо что-то с чем-то сравнить. Возьмём, например, такой факт, что А. В. Суворов провёл за свою военную жизнь более 60 сражений и баталий различной степени важности и во всех одержал победу! Достойный пример. Теперь, посмотрим, сколько же командных побед в соревнованиях различного ранга одержал ск " Суворовец" начиная с 2000 года по 2013 год. При подсчёте стало ясно, что всего командой было принято участие в 90-х соревнованиях различного уровня. В них мы одержали 62 полных победы, заняв 1 место, в 20 достигли половины победы, заняв 2 место, в 8 достигли частичной победы, заняв 3 место. По количеству побед в своей спортимвной деятельности, мы превзошли результат военных побед А. В. Суворова. Из этого можно сделать вывод, что мы полностью следуем заповедям великого русского полководца, Генералиссимуса России А. В. Суворова! Конечно же это были условные сравнения.
Затем я предложил ребятам вспомнить, сколько у них личных побед. Они начали наперебой отвечать. И оказалось у кого по 10, 15, 20 и более побед. Теперь, говорю, отнимите от шестидесяти свои победы, и вы получите цифру побед, которые вам ещё предстоит одержать. И только после этого вы сможете стать выдающимся спортсменом. Ребята задумались и молча стали выполнять упражнения, видимо в уме, подсчитывая, сколько на это понадобиться лет. Заодно вспомнили и арифметику! В дальнейшем, оттолкнувшись от суворовского учения, я начал создавать «Молодёжное суворовское движение», в котором примером для подражания стали уже сами ребята, успешно воплотившие суворовскую науку в своей спортивной деятельности. Моя задача была расширить географию участников. Позднее я нашёл через интернет людей, которые так же как я в спорте воспользовались суворовской наукой в предпринимательской деятельности. Это обстоятельство укрепило уверенность в правильности выбранного мной направления деятельности. В конце 2012 года я и мои воспитанники приняли участие в отборочном туре муниципального конкурса «Лучший педагог дополнительного образования – 2013г. ». Конкурс проходил в рамках VIII городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2013». Почему я согласился участвовать в конкурсе? Дело в том, что это лучший способ показать широкой общественности действенность и жизнеспособность своих методических разработок, программ, методик преподавания. Программа «Молодёжное суворовское движение» прошла предварительный отбор, и в январе 2013 года в школе № 17 состоялось финальное выступление. На этом выступлении была представлена видео презентация, небольшой мастер класс по самообороне и показательные выступление суворовцев, которое они выполнили под песню «Марш суворовцев». Лично мне это выступление далось нелегко. Незадолго до финала я попал в больницу с воспалением лёгких. Когда мне стало немного легче, спала температура, я стал вечером уходить из больницы на репетиции в школу. Благо, что школа находилась рядом. Ребята прониклись и подошли к подготовке с полной ответственностью. На выступлении никто из присутствующих даже не заметил моего состояния. Всем членам жюри были подарены значки с изображением А. В. Суворова и надписью «Молодёжное суворовское движение». Своим выступлением на конкурсе мы с ребятами воплотили ещё один принцип А. В. Суворова, выраженный в высказывании: «Кто удивил, тот победил! » Видимо жюри было приятно удивлено нашим интересным выступлением. На следующий день были подведены итоги, и я узнал, что мы стали победителями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|