Жюльен Кюри, французский физик
Стой за правду горой и Бог будет с тобой» русская народная поговорка. Цель всякого познания – достижение истины. Это центральная проблема гносеологии. И трудно найти проблему, которая бы обладала такой же притягательностью, как истина. Но путь к истине труден и противоречив. Не случайно, истина как ценность на протяжении столетий была не только регулятором мысли, но и жизни. «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель). Гибель Джордано Бруно на костре – тоже жертва во имя истины. История человеческой культуры полна примерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо, как говорили древние, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть её мучеником. С самого своего возникновения философия по-разному решала этот вопрос. Так, родоначальниками древнейшей, классической концепции истины являются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их трактовке, истина есть соответствие знаний действительности. При всей простоте и очевидности классической концепции истины возникло немало вопросов при ее ближайшем рассмотрении. Например, тот факт, что в процессе познания человек имеет дело не с объективным миром непосредственно, а с продуктами собственного чувственного восприятия, которые сугубо субъективны. Они зависят от самого воспринимающего индивида: состояния его нервной системы, настроения, степени подготовки, и т.п. Именно это дало основание Ф. Бэкону сказать: «Истина – дочь времени». Попытка преодолеть эти проблемы привела к тому, что возник целый ряд других, альтернативных концепций истины. - Прагматическая концепция: «Истинно то, что полезно и выгодно». - Конвенциональная концепция: «Истинное суждение – продукт согласия (конвенции) между учеными».
- Статистическая концепция: «Истинно то, что признается большинством, что соответствует мнению большинства». Названные концепции в той или иной мере противопоставляют свои положения классической теории истины. В то же время можно выделить еще один подход – диалектико-материалистический. Он рассматривает объективную истину в связи с практикой. Общественно-историческая практика выступает главным критерием истины. Хотя помимо практики можно назвать и другие критерии, например, логический, чувственный, эстетический. Однако практике все же отводится главенствующая роль. Она показывает, что объективная истина не есть нечто застывшее, а находится в развитии; не одномоментный акт познания, а долгий мучительный процесс. Главное свойство истины – её объективный характер. Истина одна, её не может быть много. У древних греков было слово для обозначения истины – алатейя, что означает нескрытость, непотаённость. Истина не прячется, она лежит на виду, надо только уметь её увидеть, открыть для себя и нести людям. Истина – это процесс и с этим связано понимание абсолютного и относительного в истине. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, но которое является неполным, неточным и которое может уточняться в ходе развития познания. Абсолютная истина – которую можно понимать, как минимум, в двух значениях: Во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом; Во-вторых, как знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем (например, «земля – планета солнечной системы», «люди – смертны» и т.д.). Также при ответе необходимо указать, что у истины есть постоянный и неизменный спутник. Это – заблуждение. Заблуждение – непреднамеренное искажение истины. Заблуждение вполне естественный этап в освоении неизведанных сфер бытия, всякое знание с неизбежностью сталкивается с границами своей применимости. В то же время заблуждение следует отличать от лжи. Ложь – преднамеренное искажение истины в корыстных целях.
Близким по смыслу, но не совпадающим с понятием «истина» является понятие «правда». Правда представляет собой субъективную интерпретацию истины. Соотносится с личной убежденностью. Часто выступает как фрагментарная, неполная истина, промежуточное состояние между истиной и ложью.
Страна становится колонией, если перестает поддерживать науку» Жюльен Кюри, французский физик Наука – наиболее значимая для современного общества форма познания. Современный белорусский ученый Ю.А. Харин дает такое определение науки: Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний о действительности. Наука – один из самых динамичных факторов развития современного общества. Уровень благосостояния народа, богатство государства и его конкурентноспособность на мировой арене зависит от развитости интеллектуального потенциала. Без преувеличения можно сказать, что роль науки огромна. Так, выдающийся российский ученый Владимир Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлияв при этом на биосферу. Наука и техника изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека. С момента своего возникновения наука выполняла различные функции в обществе. Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и систематизацию знаний о действительности (бытии, универсуме). Современная наука это не только систематизированное знание, это еще и сложноорганизованный социальный институт, т.е. определенная организация науки (Академия Наук, вузовская наука, отраслевая, прикладная и т.д.) По сей день ведутся споры о том, когда возникла наука. Основные подходы: 1. Наука возникает вместе с человеческим сознанием 4-3 тысячи лет назад. Изобретение колеса, гончарного круга, ткачества – первые «технические революции».
2. Наука возникает в Древней Греции, когда происходит «интеллектуальная революция» – отделение интеллектуальной деятельности от трудовой. 3. Наиболее обоснованный характер имеет позиция, согласно которой современная наука как целостный феномен возникает в Европе в XVI-XVIIвеках. Это время развития естествознания и технических наук. Европейская культура на первый план выдвигает науку, как главный механизм социального прогресса. Складывается научная рациональность. Девизом эпохи становится фраза «Путь к благу идёт через науку». «Знание - сила» (Ф.Бэкон). Можно выделить следующие специфические признаки научного знания: - истинность; - обоснованность; - системность; - наличие научной терминологии – специфического языка науки; - наличие специфических средств (микроскоп, телескоп и т.д.); - наличие профессионального, компетентного субъекта познания – учёного. В целом научное знание характеризуется тремя фундаментальными принципами: доказательностью, всеобщностью и объективностью. К основным характеристикам современной науки можно отнести: 1. Резко возросшее количество учёных. Если в 1900 г. количество ученых было около 10 тыс. человек, то к концу ХХ столетия их насчитывалось уже свыше 5 млн. 2. Рост научной информации. В XX веке объём научной информации удваивался каждые 5 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век. 3. Превращение научной деятельности в особую профессию. В XX веке появилось понятие «научный работник». Научное познание представляет собой систему деятельности, в которой выделяются два уровня: эмпирическое (чувственное) и теоретическое (рациональное) познание. 1. Эмпирический уровень (от греч. «empeiria» – «опыт») характеризуется преобладанием живого созерцания предметов и явлений. Объект исследуется со стороны его внешних связей и проявлений. Происходит сбор фактов, их первичное обобщение и классификация. 2. Теоретический уровень связан с раскрытием существенных сторон объективной реальности. Результаты исследований формулируются в гипотезах и теориях. Эмпирические данные подвергаются рациональной обработке. Главное – постижение внутренней сути объекта. Эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны. Эмпирическое исследование стимулирует теоретическое познание. Теоретическое знание открывает более широкие возможности для развития эмпирических исследований, ориентируя их на поиск новых фактов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|