Билет 8. Сущность и модель стратегического управления
Билет 1. Предмет и функции управления. Управление и предпринимательство. Объект – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы. Билет 2. Статус менеджера. Требования к современному менеджеру. Уровни управления. Менеджер - ч-к, наделенный полномочиями принимать управ решения и осуществлять их выполнение Требования: 1) Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации. 2) Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции. 3) Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур. 4) Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром". 5) Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности. 6) Ориентация на будущее.
Билет 3. Управление в коммерческой фирме и на государственной службе: сходства и различия
1.Планирование на гос службе исходит из цели устанавливаемых высшими органами власти, а в конечном счете потребителями;
Билет 4. Научная организация труда Тейлора, Гантт, Гилберты(1885)
Занимаются анализом причин низкой эффективности предприятий «научное управление» Л. Брандвйс.
Основные принципы Фредерика Тейлора: 1. Научное изучение каждого вида труда 2. Обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. 4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.
Билет 5. Административная(классич) школа А. Файоль (1920)
Задача– создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.
Принципы управления: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух. Билет 6. Школа человеческих отношений Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.
Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.
Э. Мэйо: передовые приемы в сфере организации произв-ва и высокая з/п не дают желаемого рез-та, если соц-ая атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.
Групповые ценности важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих. ШЧО: 1.Если работник не справляется со своими обязанностями, то это, в первую очередь, вина руководителя. 2. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. «-» игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в произв-ве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью соц-психол-их методов.
Билет 7. Школа науки управления.(Количеств) Процессный, системный и ситуационные подходы. Школа использовала точные науки (экономико-математические методы, статистику, кибернетику) для решения управленческих задач. Представители способствовали глубокому пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и точных методов в управлении послужило внедрение и развитие компьютерной техники. Процессный (Файоль)– управление является непрерывной серией взаимосвязанных действий или функций. Управление рассм как процесс. Процесс управления – общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций.
Системный( Бл, Са,Юд ) — Совокупность взаимосвязанных элементов элементов, функционирующих как единое целое. Имеет выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Теория познания и диалектики.
Билет 8. Сущность и модель стратегического управления Стратегическое управление – набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегий, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентоспособное положение во внешней среде и достигнуть поставленные цели. Значение Миссии: 1. Дает представление о внешней среде; Билет 9. Индикативное и директивное планирование
Индикативное планирование - основной рабочий инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Индикативное планирование - процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие госуд-ой социально-экономич политике, и установления мер гос-го воздействия на соц-ые и эконом процессы целью достижения указанных индикаторов. Индикаторы - показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения. Основные признаки индикативного планирования Базируется на смешанной экономике. Плановые документы очерчивают общие контуры будущего экономического развития (план-прогноз).
Задания имеют ориентировочный, рекомендательный характер (обязательные только для государственных предприятий). Главное задание плану — координация хозяйственной деятельности субъектов экономики. Для стимулирования выполнения заданий используются экономические, прямые, опосредствованные и административные методы. Функции индикативного планирован ия Определение целей и приоритетов развития национальной экономики. Координация экономической деятельности субъектов (обеспечение информацией, ориентация и стимулирование). Прогнозирование макроэкономического развития и рыночной конъюнктуры. Выяснение сфер самого эффективного вложения капитала. Выявление неперспективных в будущем отраслей и предприятий.
ДП - процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. ДП - способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для выполнения заданий относительно производства и распределения продукции и услуг
Последствия использования директивного плана на практике: уничтожение конкуренции, создания условий, для монополизма; диктат производителя; немотивированность результатов труда; игнорирование НТП; снижение эффективности производства, качества товаров, сужения их ассортимента; возникновение постоянного товарного дефицита; порождение бюрократизма, волюнтаризма, паразитизма и коррупции.
Билет 10. Формы государственного планирования + два Индирективное отличается от директивного планирования, тем что, используют не только административные, но и экономические, рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы, и тому подобное. План также не предусматривает административных наказаний за невыполнение плана. Однако отсутствуют и преимущества (в первую очередь материальные премии, первоочередное выделение ресурсов и тому подобное), связанные с перевыполнением плановых заданий. Этот тип планирования является эффективнее, чем директивное планирование, поскольку дает больше свободы субъектам экономики, но он не совместим с рынком и только имитирует конкуренцию. Регулятивное планирование похоже на индикативное планирование. Ему отвечает смешанная экономика (предусматривает равнозначную частицу государственной и частной собственности), основывается на активном использовании экономических методов. Главная функция плана — координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором (с помощью прямых, административных и экономических методов) и активное влияние на работу частных предприятий (в первую очередь стимулирование их деятельности на выполнение плана с помощью экономических рычагов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|