Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики порошкообразных ВВ




 

Компоненты и показатели Аммо- нит №6ЖВ Динаф талит Детонит М Скальный аммонит № 1 Аммонал скальный № 3
прессо- ванный порошко-образный
             
Состав %: Селитра аммиачная ЖВ Селитра аммиачная кристаллическая Тротил Нитроэфиры Гексоген Алюминиевая пудра Стеарат кальция Коллоидный хлопок Сода (сверх 100 %) Масло машинное (сверх 100 %) Динитронафталин Парафин   - - -   - -   - -   - - -   - - -   - -   - -   - 11,6 0,4   - - -   10,7   0,3 0,2   0,2 - -       - -   -   - -   - - -       - -   -   - -   - - -       - - 1,5   -   - -   - - -
             
Показатели: Кислородный баланс, % Объем газов, л/кг Теплота взрыва, кДж/кг Скорость детона- ции, км/с Работоспособность см3 Бризантность, мм -0,53     3,6-4,8 365- 14-18 +0,3     3,5-4,6 320-350 15-16     +0,18     4,2-5,2   18-22     -0,79     4,8-5,3 450-460       -0,79     6,0-6,5 450-500       -0,78     4,2-4,6 450-470   18-20

 

3.5. Предохранительные ВВ

Аммонит АП-5ЖВ - относительно мощное ВВ с невысокими предохранительными свойствами (класс П), представляющее собой мелкодисперсный порошок светло-желтого цвета с отдельными крупными частицами соли. Выпускается только в патронированном виде для дробления пород любой степени обводненности шпуровыми зарядами.

Аммонит ПЖВ-20, Т-19 - мелкодисперсные порошки светло-желтого цвета с отдельными крупными частицами соли. ВВ средней мощности и предохранительности (1У класс). Хорошо детонируют в обводненных шпуровых зарядах и при сильном уплотнении (до 1,7 г/см3) Т-19 имеет более высокие детонационные характеристики, так как содержит больше сенсибилизатора и технологически лучше обработан.

Угленит Э6 - селективно детонирующее ВВ(в зависимости от условий взрывания). Представляет собой практически непылящий, жирноватый порошок белого цвета. Хорошая детонационная способность обеспечивается за счет введения нитроэфиров. Древесная мука в составе Э-6 препятствует процессу эксудации. Относится к ионообменным ВВ (пламегаситель и АС образуются в результате ионообменной реакции):

NaNO3 + NH4CL → NH4NO3 + NaCL

Таблица 6

Характеристики предохранительных ВВ

Компоненты и показатели Аммонит АП-5ЖВ Аммонит ПЖВ-20 Аммонит Т-19 Угленит Э-6
Нитроэфиры Селитра АС марки ЖВ "-" натриевая Хлористый аммоний Хлористый натрий Хлористый калий Тротил Мука древесная Стеарат кальция Коллоидный хлопок Показатели: Кислородный баланс,% Теплота взрыва, кДж/кг Объем газов, л/кг Бризантность, мм Работоспособность, см3 Скорость детонации, км/с -   - - - - -   -0,002 15-17 320-330   3,6-4,6 -   - - - - -   +0,32 14-16 265-280   3,5-4,0 -   - - - - -   -2,47 15-17 270-280   3,6-4,3 14,0   - 46,3 - 7,0 - 2,5 1,0 0,2   +0,53 8-11 130-170   1,9-2,2  

 

3.6. Промышленные ВВ на основе утилизируемых

боеприпасов

В настоящее время на складах Министерства обороны стран СНГ хранится большое количество различных боеприпасов и ВВ, гарантийный срок которых давно истек или сами боеприпасы морально устарели. Утилизация боеприпасов и ВВ охватывает ограниченный перечень изделий, поэтому основная масса подобных изделий уничтожается сжиганием или взрыванием. При этом выброс в земную атмосферу вредных компонентов достигает огромных величин.

Вместе с тем, ряд боеприпасов и ВВ может использоваться в народном хозяйстве без сложной переработки и расснаряжения. Эти ВМ можно разделить на четыре класса: инженерные боеприпасы, ракетные твердые топлива, пороха, боевые части боеприпасов.

Наиболее широкое распространение на взрывных работах получили ВВ на основе коллоидных (пироксилиновые, баллиститные, кордитные) и дымных порохов. Коллоидные пороха применяются при взрывных работах методами накладных (только с забойкой), скважинных, котловых, камерных и удлиненных (траншейных) зарядов. Дымные пороха используются для отделения блоков штучного камня скальных пород от массива методом шпуровых зарядов.

На основе пироксилиновых порохов, флегматизированных нефтепродуктами, в настоящее время выпускаются гранипоры (ПЗФ, ФМ, Б1, Б2, Б3, ВС). Гранипоры - промышленные ВВ I класса, изготовленные на основе устаревших марок баллиститных порохов, выпускаемые в виде частиц размером от 5 до 20 мм. Предназначены для взрывных работ только на земной поверхности в обводненных скважинах по породам с коэффициентом крепости до 20. Выпускается в мешках массой 40-42 кг. Предназначены только для ручного заряжания.

Широкое распространение на взрывных работах в последнее время получил утилизируемый из боеприпасов тротил, который выпускается под маркой тротил У и используется для производства граммонитов, промежуточных детонаторов и как самостоятельное ВВ.

Характеристики некоторых ВВ на основе утилизируемых боеприпасов представлены в табл. 7.

Таблица 7

Характеристики промышленных ВВ из утилизируемых

боеприпасов

 

ВВ Теплота взрыва, кДж/кг Кислородный баланс, % Скорость детонации, км/с Насыпная плотность, кг/м3
Тротил У Гранипор ФМ Гранипор ПЗФ Гранипор Б1 Гранипор Б3   -74 -(42¸45) -(42¸45) -(50¸60) -(50¸70) 5,0-5,5 5,5-6,3 5,5-6,3 4,5-5,0 5,0-5,2 850-900 850-900 750-850 700-800

 

4. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ИНИЦИИРОВАНИЯ ЗАРЯДОВ

 

4.1. Классификация способов взрывания зарядов

Для возбуждения взрыва заряда промышленного ВВ необходим начальный импульс, который сообщается взрывом заряда инициируещего ВВ, размещенного в капсюле детонатора (КД), электродетонаторе (ЭД) или через более мощный промежуточный детонатор (для инициирования водосодержащих и гранулированных ВВ).

Средствами взрывания называется совокупность принадлежностей для иницирования зарядов промышленных ВВ.

В зависимости от способа возбуждения взрыва детонатора различают:

- огневой способ взрывания - с помощью КД, соединенного с отрезком огнепроводного шнура (ОШ), поджигаемого спичкой, тлеющим фитилем (ФЗТ) или спец. средствами (ЗПБ, ЭЗОШ);

- электрический способ - с помощью ЭД мгновенного, короткозамедленного и замедленного действия соединенного электрической цепью с источником тока;

- бескапсюльный с помощью ДШ - инициирование заряда производится через промежуточный детонатор детонирующим шнуром. ДШ инициируется с помощью КД или ЭД;

- неэлектрические системы - импульс к заряду передается по эластичным трубкам, не разрушающимся при прохождении по ним детонационной волны.

 

 

4.2. Устройство и характеристики средств огневого способа

взрывания

Капсюль-детонатор предназначен для возбуждения детонации зарядов ВВ при температуре от -60 оС до +45 оС. Представляет собой цилиндрическую гильзу, в которую с одной стороны запрессованы вторичное и первичное инициирующие ВВ, а другая сторона служит для размещения отрезка ОШ. В настоящее время выпускаются КД-8УТС, КД-8УТБ, ТКД-2.

Во всех странах КД с массой вторичного заряда 1г условно присвоен номер 8, УТ - универсальный тетриловый. Последняя буква обозначает материал, из которого сделана гильза: С - стальная, Б - бумажная, А - алюминиевая.

Конструкция КД представлена на рис. 12.

 

 

Рис. 12. Капсюль детонатор КД-8УТС

1 - гильза с комулятивной выемкой; 2 - вторичное

инициирующее ВВ - тетрил (1 г); 3 - чашечка с

центральным отверстием; 4 - первичное инициирующее ВВ

(гремучая ртуть 0,5 г); 5 - дульце.

 

Огнепроводные шнуры представляют собой гибкие устройства, предназначенные для инициирования первичного ВВ в чашечке КД. Выпускаются следующие марки ОШ, различающиеся по термо- и влагостойкости: ОША - асфальтированный, ОШДА - дважды асфальтированный, ОШП - пластикатный повышенной водостойкости (поливинилхлоридная оболочка). Асфальтированное покрытие представляет собой термоплавкую композицию из каменноугольной смолы (предотвращает плесневение натуральной пряжи), битума, парафина, петролатума (обеспечивают водоустойчивость, эластичность покрытия).

Все марки шнура выпускают в бухтах по 10 м. Скорость горения ОШ должна составлять» 10 мм/с (отрезок 60 см сгорает за 60-70 сек.). Диаметр ОШ равен 5-6 мм. Конструкция ОШП представлена на рис. 13.

 

Рис. 13. Огнепроводный шнур марки ОШП

1 - пластикатовая оболочка; 2, 3 - первая и вторая

оплетки (льняная или х/б пряжа); 4 - шпуровой

порох; 5 - центральная направляющая нить.

 

Для зажигания огнепроводного шнура предназначены зажигательные патроны бумажные (ЗПБ) - для одновременного поджигания от 6 до 37 отрезков ОШ, размещенных в гильзе; ЭЗПБ (электрический); ЭЗОШ - электрозажигатель огнепроводного шнура (для поджигания одиночного отрезка ОШ). Выпускаются две марки ЭЗОШ: в металлической и бумажной гильзах (ЭЗОШ-М и ЭЗОШ-Б). ЭЗПБ конструктивно отличается только наличием нити накала в таблетке зажигательного состава. Конструкция ЗПБ представлена на рис. 14.

 

Рис. 14. Зажигательный патрон бумажный (ЗПБ)

1 - парафинированная бумажная гильза;

2 - обжимное кольцо;

3 - таблетка зажигательного состава.

 

На взрывных работах для поджигания ОШ также используется фитиль зажигательный тлеющий, представляющий собой "веревку", состоящую из продольных х/б нитей с оплеткой. Пряжа пропитывается калиевой селитрой и после поджигания спичкой тлеет с очень малой скоростью (» 5 мм/мин). Выпускается две марки фитиля ФЗТ-1 и ФЗТ-2, различающиеся числом нитей в сердцевине и оплетке. ФЗТ-2 окрашивается в желтый цвет.

 

4.3. Конструкции средств электрического способа взрывания

Для взрывных работ с использованием электрического способа применяются:

1. Электродетонаторы мгновенного действия (ЭД-8Э, ЭД-8Ж), короткозамедленного действия (ЭДКЗ) и замедленного дейстия (ЭДЗД), защищенные от блуждающих токов и зарядов статического электричества (ЭД-1-3-Т и ЭД-1-8-Т), высоковольтные (ЭДВ-1, ЭДВ-2), термостойкие (ТЭД-200, ТЭД-270).

2. Источники электрического тока переносные (с автономным источником тока) и сетевые (стационарные и переносные).

3. Приборы входного контроля электродетонаторов (ОКЭД-1) и электровзрывных цепей (ОВЦ-3, Р-353, Р-3043).

Электродетонаторы мгновенного действия срабатывают в течение 2-6 мс, т.е. практически мгновенно. Они состоят из КД-8УТС и электровоспламенителя, который изготавливается из нихромовой проволоки. Воспламенитель предназначен для зажжения воспламенительного состава, находящегося на поверхности проволоки.

Воспламенительный состав предназначен для инициирования первичного инициирующего ВВ. Выпускаются ЭД с эластичным (ЭД-8Э) и жестким креплением мостика накаливания (ЭД-8Ж). Электродетонаторы имеют концевые провода с медной жилой длиной от 2 до 4,5 м и должны срабатывать от постоянного тока силой 1 А при групповом взрывании, и переменного тока силой 2,5 А.

При необходимости разновременного взрывания зарядов или групп (короткозамедленное и замедленное взрывание) используются электродетонаторы ЭД-З-Н и ЭДКЗ с замедлением соответственно до 1000 мс (23 серии) и до 250 мс (6 серий). Данные ЭД состоят из КД-8УТС, в колпачек которого перед зарядом инициирующего ВВ запрессован замедляющий состав. Изменяя степень уплотнения состава и компоненты, добиваются требуемой степени замедления взрыва. Конструкции электродетонаторов ЭД-8Э, ЭД-8Ж и ЭДКЗ представлены на рис. 15. Конструкция электродетонаторов ЭД-З-Н аналогична ЭДКЗ.

 

Рис. 15. Конструкция электродетонаторов ЭД-8Э(а), ЭД-8Ж(б)

и ЭД-З-Н(в)

1 - капсюль-детонатор КД-8УТС; 2 - экран;

3 - электровоспламенитель; 4 - замедляющий состав.

 

В качестве источника тока, посылающего импульс во взрывную сеть наиболее часто используются индукторные (КПМ-3, КПМ-1А, ВМК-500, ВВМ-4) и батарейные (КВП-1/100 м, ПИВ-100 м). Индукторные машинки используются на земной поверхности и в шахтах, не опасных по газу и пыли, батарейные - в шахтах опасных по газу и пыли.

Основным элементом всех машинок является конденсатор емкостью от 2 мкФ (КПМ-1А) до 10 мкФ (ПИВ-100 м), который заряжается при вращении генератора приводной рукояткой или от батареек (аккумулятора).

Для проверки ЭД и взрывных цепей используются омметр-классификатор электродетонаторов (ОКЭД) и мосты постоянного тока Р-353, Р-3043. Основной особенностью всех контрольно-измерительных приборов является то, что в электрическую цепь даже при коротком замыкании не подается ток больше, чем безопасный (0,2 А).

 

4.4. Конструкции средств бескапсюльного способа

взрывания

В горнодобывающей промышленности часто существует опасность преждевременного инициирования ЭД за счет блуждающих токов, статических зарядов. В таких условиях, как правило, используется бескапсюльный и неэлектрический способы взрывания. Заряды инициируются с помощью ДШ, который применяется для монтажа как магистралей так и ответвлений к скважинным или шпуровым зарядам. При необходимости взрывания серий зарядов с разной степенью замедления используются пиротехнические реле РП-8 или КЗДШ-69.

Детонирующие шнуры представляют собой гибкие длинные (50 м) устройства, состоящие из сердцевины мощного бризантного ВВ (ТЭН, гексоген), устойчиво детонирующие в заряде малого диаметра (≈ 2,5 мм) и нескольких оплеток (натуральная пряжа или пластикат).

Выпускаемые ДШ различаются по мощности (масса ВВ в 1 м шнура), морозо- и водостойкости. Некоторые марки шнуров:

ДША - ТЭНовый нормальной мощности и малой водостойкости в оплетке из натуральной пряжи;

ДШВ - ТЭНовый нормальной мощности и повышенной водостойкости в оболочке пластифицированного поливинилхлорида;

ДШЭ-12 - ТЭНовый нормальной мощности, высокой водостойкости в полиэтиленовой оболочке (экструзионный);

ДШЭ-12Г - гексогеновый повышенной мощности и водостойкости в полиэтиленовой оболочке (экструзионный).

Конструкции шнуров ДША и ДШЭ-12 представлены на рис. 16, пиротехнического замедлителя РП-8 на рис. 17.

 

 

Рис. 16. Конструкция ДША (а) и ДШЭ-12 (б):

а) 1 - колпачки; б) 1 - колпачки;

2,4 - водоизолирующие покрытия; 2 - полиэтиленовая оболочка;

3,5 - обмотки; 6 - сердцевина (ВВ); 3 - продольные нити;

7 - направляющие нити. 4 - сердцевина (ВВ).

 

 

Рис. 17. Реле пиротехническое РП-8

1 - детонирующий шнур; 2 - гильза; 3 - замедлитель; 4 - пробка.

 

В связи с тем, что все гранулированные и водонаполненные ВВ недостаточно чувствительны к выше рассмотренным КД и ЭД, для их надежного инициирования применяют промежуточные детонаторы в виде прессованных (порошкообразный или чешуйчатый тротил) или литых (порошкообразный гексоген в литом тротиле) цилиндрических шашек с центральным каналом 14,5 мм (Т-400Г и ТГ-500), массой 400 и 500 г, высотой 70-80 мм и диаметром 70 мм.

 

4.5. Неэлектрические системы взрывания

Из неэлектрических систем взрывания наиболее широкое признание во многих странах получила система "Нонел", фирмы "Нитро-Нобель", Швеция. Она состоит из детонатора мгновенного или короткозамедленного действия, трубки "Нонел" для трансляции ударно-волнового импульса, детонатора-стартера и соединительного блока. Принципиально новым элементом этой системы является ее трубка, на внутренней поверхности которой нанесен тонкий слой высокодисперсного ВВ массой 1,7-2,0 г на метр. Внешний диаметр этой пластиковой трубки 3 мм, внутренний 1,5 мм. При взрывном горении слоя ВВ в трубке распространяется слабая ударная волна со скоростью 2000 м/с. Инициирование трубки может осуществляться штатными средствами - электродетонатором, капсюлем-детонатором, детонирующим шнуром. Импульс ударной волны, образующийся в трубке, настолько слаб, что не разрушает ее стенок и не способен инициировать ни одно из промышленных ВВ, размещенных непосредственно на контакте с трубкой.

В США применяется неэлектрическая система инициирования "Геркудет", в которой передача ударного импульса к КД, размещенного в заряде ВВ, осуществляется через две пластиковые трубки, по одной из которых подается горючее, по другой - окислитель. Скорость детонации смеси этих газов составляет 2400 м/с. Капсюль-детонатор системы имеет замедлитель от 50 мс до 12,8 с, а количество ступеней замедления составляет 29.

В России разработана неэлектрическая низкоэнергетическая система инициирования (УНСИ) мгновенного действия.

По техническим характеристикам система УНСИ находится на уровне системы "Нонел" фирмы "Нитро-Нобель" (Швеция), но по некоторым характеристикам превосходит ее (агрессивостойкость, разрывная прочность, устойчивость к истиранию и эластичность при низких температурах).

 

 

5. ХРАНЕНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

5.1. Общие положения

Взрывчатые материалы (ВМ) должны храниться в предназначенных для этой цели помещениях, отвечающих установленным требованиям.

Для горных предприятий местом хранения ВМ является склад ВМ - комплекс зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения, расположенных на общей территории с оформленным в установленном порядке земельным отводом.

Предприятие обязано вести учет прихода и расхода ВМ на складах по установленным формам:

"Книга учета прихода и расхода взрывчатых материалов" (форма 1) предназначена для учета каждого наименования ВМ на конец суток. Запись в книге делают только по тем ВМ, количество которых изменилось за сутки;

"Книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов" (форма 2) предназначена для складов, с которых производится выдача ВМ взрывникам и прием от них остатков ВМ;

"Наряд-накладная" (форма 3) предназначена для отпуска ВМ с одного места хранения на другое. Выписывается в 4 экземплярах (один остается на складе, один как сопроводительный документ, один бухгалтерии получателя, один предприятию поставщику);

"Наряд-путевка для производства взрывных работ" (форма 4) служит для отпуска ВМ взрывникам. Взрывчатые материалы не должны выдаваться взрывникам, не отчитавшимся в расходовании ранее полученных ВМ.

При ведении документов на складе не допускаются записи карандашом, помарки и подчистки. Исправления должны выполняться проставлением новых цифр с объяснением и подписью лицом, их внесшим.

Правильность учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складе должны проверяться ежемесячно лицами, назначенными руководителем предприятия и периодически - представителем органа Проматомнадзора. В случае недостачи или излишков ВМ необходимо немедленно сообщить руководителю предприятия, органам Проматомнадзора и внутренних дел.

По месту расположения относительно земной поверхности склады ВМ разделяются на поверхностные, полууглубленные, углубленные и подземные. К поверхностным относятся склады, основания хранилищ которых расположены на уровне поверхности земли; к полууглубленным - склады, здания хранилищ которых углублены в грунте ниже земной поверхности не более чем на карниз; к углубленным - у которых толща грунта над хранилищем составляет менее 15 м, и к подземным - соответственно более 15 м.

В зависимости от срока эксплуатации склады разделяются на постоянные - 3 года и более, временные - до трех лет и кратковременные - до одного года, считая эти сроки с момента завоза ВМ.

Эксплуатация кратковременных складов может быть продлена на один последующий срок при условии повторной приемки комиссией.

По назначению склады ВМ разделяются на базисные и расходные.

Согласно ЕПБ при ВР ограничивается вместимость хранилища и склада. Предельные нормы хранения ВМ на поверхностных и полууглубленных расходных складах представлены в табл. 8.

Таблица 8

Вместимость складов ВМ

 

Наименование склада ВВ в хранилище т Вместимость общая
ВВ, т КД,ЭД,РП тыс.шт. ДШ, тыс.м ОШ,ФЗТ, ЗПБ
Постоянный расходный         не ограни- чивается
Временный расходный         - " -
Кратковремен- ный расходный по проекту по проекту     - " -

 

Общая вместимость базисного склада ВМ не ограничивается, вместимость отдельного хранилища не должна превышать 420 т ВМ.

 

5.2. Поверхностные и полууглубленные постоянные

склады ВМ

Территория:

- расстояние между отдельными зданиями или хранилищами должны быть не мене противопожарных норм или безопасного расстояния по передаче детонации;

- склады должны ограждаться и иметь запретную зону шириной от ограды не менее 50 м;

- расстояние от ограды до ближайшего хранилища должно быть не менее 40 м;

- ограда выполняется из колючей проволоки, дерева, кирпича, металла высотой не менее 2 м;

- все деревья, кустарники на территории склада и запретной зоны удаляются; хворост, сухая трава и другие легковоспламеняющиеся предметы убираются.

Устройство хранилищ:

- строятся из несгораемых материалов;

- полы деревянные, бетонные, асфальтированные или глинобитные;

- тамбуры 2 х 2 м (при выдаче ВМ мелкими партиями);

- наличие двух дверей, открывающихся наружу (внутренняя - деревянная решетчатая);

- окна хранилищ оборудуются стальными решетками;

- стекла окон с солнечной стороны матовые или окрашены белой краской;

- рабочее освещение от сети до 220 В;

- вентиляция естественная приточно-вытяжная;

-выключатели, предохранители, распределительные щитки размещаются снаружи хранилища.

Связь и сигнализация:

- все склады и караульные помещения оборудуются телефонной связью с предприятием, пожарной охраной и органом внутренних дел;

- при невозможности оборудования телефонной связью - радиосвязь;

- телефонная связь между постами охраны и караульными помещениями.

Противопожарная защита:

- оборудование противопожарными средствами согласно проекта;

- на расстоянии не менее 5 м от хранилищ ВМ снимается дерн;

- вокруг территории на расстоянии 10 м от ограды - канал глубиной не менее 0,5 м и шириной 1,5 м;

- противопожарный водоем на территории склада.

 

5.3. Поверхностные и полууглубленные временные и

кратковременные склады ВМ

Хранилища временных складов могут быть дощатыми, глинобитными, земляными. Разрешается приспосабливать неиспользуемые строения. Полы могут быть деревянными, бетонными, глинобитными. Деревянные строения покрывают огнезащитными составами. Устройство водоемов, тамбуров не обязательно, двери могут быть одинарными. Рабочее освещение внутри хранилищ может осуществляться рудничными аккумуляторами. Размеры окон и дверей могут не изменяться. В остальном к временным складам предъявляются такие же требования, как и к постоянным складам.

Кратковременные склады допускается оборудовать в неиспользуемых строениях, сараях, землянках, на автомобилях, палатках, шалашах, пещерах. Требования к кратковременным складам такие же, как и для временного склада. При этом не обязательно устройство молниезащиты, освещения, телефонной связи, противопожарного канала и очистки запретной зоны вокруг склада от деревьев. Ограда разрешается высотой не менее 1,5 м из жердей, досок, плетней. Во всем остальном должны выполняться соответствующие требования

 

5.4. Размещение ВМ в хранилищах

В хранилищах складов ВМ стеллажи для ВВ и СИ и штабели для ВМ должны отстоять от стен не менее чем на 20 см, а от поля - не менее чем на 10 см. Мешки, ящики с ВВ необходимо размещать на настилах. Высота штабеля не должна превышать 2 м. По ширине штабеля можно располагать не более двух мешков (ящиков) так, чтобы свободно обеспечивался подсчет мест.

При использовании средств механизации погрузочно-разгрузочных операций разрешается хранить ящики и мешки с ВВ в пакетах на поддонах, в том числе в стропконтейнерах, до двух ярусов по высоте. Порядок размещения поддонов и стропконтейнеров необходимо определять проектом. Максимальная высота штабелей не должна превышать 2,6 м.

Между штабелями, в том числе со стропконтейнерами, и стеллажами следует оставлять проходы шириной соответственно не менее 1,3 и 1 м.

На стеллажах ящики, мешки и другие места с ВМ должны размещаться не более чем по два в высоту и в штабелях (стропконтейнерах) - в соответствии с требованиями стандартов (ТУ). Вскрытые места со взрывчатыми материалами групп В, С и дымным проходом могут размещаться только в один ряд по высоте. Высота верхних полок стеллажей для указанных ВМ не должна превышать 1,7 м и для прочих - 2 м.

Расстояние между каждыми двумя полками должно быть таким, чтобы между ящиками (мешками) с ВМ и полками над ними оставались зазоры не менее 4 см. По ширине полки запрещается ставить ящики более чем в два ряда, а при размещении возле стен при отсутствии прохода - более чем в один ряд.

Головки железных гвоздей и болтов, применяемых для укрепления полок в хранилищах ВМ, необходимо утапливать полностью.

Доски полок стеллажей должны настилаться с промежутками до 3 см. Нижняя полка должна быть сплошной.

Возле камер, стеллажей и штабелей на складе ВМ должны быть вывешены таблички с указанием наименований взрывчатых веществ, средств инициирования или ПВА, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения.

 

6. ПЕРЕВОЗКА ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

6.1. Общие положения

Взрывчатые материалы к местам хранения, ведения взрывных работ могут доставляться автомобильным, железнодорожным, морским, авиатранспортом. Для доставки со складов ВМ к местам ведения взрывных работ используется в основном автомобильный транспорт (на базе БелАЗ, МАЗ, КРАЗ). В данном пособии будут рассмотрены правила перевозки автомобильным транспортом, как наиболее часто используемом на предприятиях. Правила безопасности при перевозке ВМ автотранспортом устанавливаются в дополнение к Единым правилам безопасности при взрывных работах.

Согласно ГОСТ 19433-88 и §8 ЕПБ при ВР, а также другим нормативным документам, в том числе и международным, промышленные ВМ по степени опасности при перевозке относятся к классу 1, который подразделяется на подклассы, указанные в табл. 9.

Таблица 9

Подклассы взрывчатых материалов

 

Номер подкласса Характеристика подкласса
1.1 ВМ, способные взрываться массой (взрыв, который одновременно охватывает весь груз).
1.2 ВМ, не взрывающиеся массой, но имеющие при взрыве опасность разбрасывания.
1.3 ВМ, выделяющие при горении большое количество тепла или загорающиеся один за другим с незначительным эффектом взрыва или разбрасывания, или того и другого вместе.
1.4 ВМ, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортирования только в случае воспламенения или инициирования. Действие взрыва ограничивается упаковкой.
1.5 ВМ с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании не должно произойти инициирования или перехода от горения к тетонации, а также изделия, содержащие только очень нечувствительные детонирующие вещества, не вызывающие случайного инициирования.
1.6 ВМ, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.

 

Все ВМ по степени опасности при обращении с ними, в том числе при перевозке, подразделяются на группы согласно табл. 1 и должны перевозиться раздельно. Однако допускается совместная перевозка ВМ различных групп при соблюдении ряда требований. При этом детонаторы должны размещаться в передней части кузова автомобиля в специально оборудованном ящике. ВВ размещают в задней части кузова и отделяют от детонаторов с детонаторами способами, исключающими передачу детонации. Загрузка ВМ должна составлять в данном случае до 2/3 грузоподъемности автомобиля.

 

6.2. Подготовка ВМ к перевозке, маршрут, организация

движения, техническое состояние

транспортных средств

Грузоотправитель обязан подготовить ВМ к перевозке так, чтобы обеспечить их сохранность и безопасность транспортирования. Упаковка должна быть исправной, закрыта, опломбирована и иметь соответствующую маркировку. ВМ в таре следует укладывать и закреплять так, чтобы исключить их внутреннее перемещение. Каждая грузовая единица должна иметь маркировку согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ 14839.20-77 "Вещества взрывчатые промышленные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение". Способы и материалы для нанесения маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192-77.

Погрузка и разгрузка должны выполняться с максимальной осторожностью в специально отведенных и оборудованных местах. Загрузка должна осуществляться согласно схемам размещения и крепления грузов симметрично относительно продольной оси кузова и равномерно (по массе) по всей площади.

При раздельной перевозке ВМ загрузка специальных и специализированных автомобилей допускается до полной грузоподъемности, за исключением детонаторов (2/3 грузоподъемности и не более 2-х ящиков по высоте).

Транспортные средства подаются к месту погрузки по одному. Ожидающие погрузку и загруженные автомобили должны находиться от мест погрузки (разгрузки) на расстоянии не менее 100 м и в разных местах.

Перевозка ВМ осуществляется по заранее выбранному и согласованному с ГАИ маршруту. Выбор маршрута осуществляется предприятием, осуществляющим перевозку ВМ.

Маршрут должен удовлетворять следующим требованиям:

- не должен, по возможности, проходить через населенные пункты, вблизи промышленных предприятий, зон отдыха, архитектурных объектов;

- при перевозке в пределах населенных пунктов, по возможности, не должен проходить вблизи мест возможного сбора большого количества людей (школы, сады, больницы, кинотеатры и т.д.);

- в маршруте указываются места стоянок, заправок топливом, опасные участки дорог.

При перевозке ВМ скорость транспортных средств не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных условиях (дождь, снег и т.д.) скорость снижается до значений, обеспечивающих безопасность движения. При движении в колонне расстояние между автомобилями должно быть не менее 50 м на горизонтальных участках и не менее 300 м в горной местности.

При перевозке ВМ колонной из 5 и более машин обязательно сопровождение колонны автомобилем прикрытия, который движется впереди уступом с левой стороны так, чтобы его габарит по ширине выступал за левый габарит сопровождаемых транспортных средств.

Автомобиль прикрытия оборудуется проблесковым маячком желтого цвета (не дает права преимущественного проезда и является дополнительным средством информации).

При перевозке ВМ колонной из 5 и более машин обязательно в конце колонны должен быть резервный автомобиль, приспособленный для перевозки ВМ.

ВМ могут перевозиться специальными, специализированными и автомобилями общего назначения, приспособленными для этих целей и работающими на жидком или газообразном топливе (дозаправка газобаллонных груженых автомобилей запрещена).

У автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки ВМ, выпускная труба глушителя должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором.

Перевозка ВМ на автосамосвалах запрещается.

Металлические части кузова (днища и борта) автомобилей и автоприцепов, перевозящих ВМ, должны быть покрыты сплошным настилом из трудновоспламеняющегося материала, исключающего искрообразование. Дерево, применяемое для изготовления настила, необходимо пропитывать огнезащитным составом.

Топливный бак (кроме газовых баллонов) необходимо оборудовать металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливать стальную сетку с ячейками размером 10х10 мм (перфорированный лист); расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должно отвечать следующим требованиям:

- номинальное напряжение не должно превышать 24 В;

- электрические цепи должны быть защищены от повышенных токов предохранителями заводского изготовления и размыкающим выключателем, приводимым в действие из кабины водителя;

- электропроводка должна иметь надежную изоляцию, исключающую короткое замыкание, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла быть повреждена от ударов и трения о части автотранспортного средства, а также защищена от теплового воздействия выпускной системы;

- электропроводка должна быть выполнена из проводов с бесшовной оболочкой, не подвергающейся коррозии;

Дверь фургона должна быть расположена с правой стороны автотранспортного средства. Допускается устройство двери в задней стенке фургона при условии оборудования сигнализацией, выведенной в кабину автомобиля и срабатывающей при открывании двери. Дверь должна запираться на внутренний замок и иметь приспособление, препятствующее ее открыванию в случае выхода замка из зацепления. Для внутреннего освещения фургона необходимо использовать светильник, плафон которого должен устанавливаться в верхней части передней стенки кузова с наружной электропроводкой, проложенной в защитном кожухе.

Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки ВМ, комплектуется:

- красным флажком, прикрепляемым с левой стороны кабины;

- противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать типу транспортного средства;

- тремя огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый;

- трудновоспламеняющейся непромокаемой тканью;

- набором инструментов для мелкого (аварийного) ремонта транспортного средства;

- мигающим фонарем красного цвета или знаком аварийной остановки;

- двумя знаками "Въезд запрещен";

- аптечкой;

- комплектом цепей противоскольжения.

Перевозка ВМ на неисправных транспортных средства, а также при наличии в кузовах посторонних изделий и материалов запрещается.

 

6.3. Требования к водителям, охрана и сопровождение

транспортных средств, система информации

об опасности (СИО)

К вождению транспортных средств, на которых перевозятся ВМ, допускаются лица, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 лет и удостоверение соответствующей категории на право управления транспортным средством. Водитель должен пройти подготовку по специальной типовой (примерной) программе. С ним должен быть проведен инструктаж по безопасности при перевозке ВМ. Инструктаж проводится при каждом изменении условий перевозки ВМ, но не реже одного раза в полугодие.

При перевозке ВМ водитель транспортного средства обязан соблюдать насто

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...