Примеры библиографической записи
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Система МЕНЕДЖМЕНТА качества МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ТЕКСТОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МИ 4.2-5-01-2011 Дата введения: _____ __________2011г.
СОГЛАСОВАНО Ответственный за СМК вуза ________________С.С.Руденко «____» ______________ 2011 г.
Чита Содержание 1 Назначение и область применения. 4 2 Нормативные ссылки. 4 3 Термины и определения. 5 4 Общие положения. 6 5 Требования к оформлению учебной текстовой документации. 6 5.1 Общие требования. 6 5.2 Содержание. 7 5.3 Разделы.. 8 5.4 Условные буквенные обозначения. 10 5.5 Физические величины, единицы счета и числовые значения. 10 5.6 Формулы.. 12 5.7 Примечания. 12 5.8 Иллюстрации. 13 5.9 Таблицы.. 16 5.10 Оформление сносок. 18 5.11 Оформление ссылок. 18 5.12 Оформление примеров. 18 5.13 Требования к оформлению списка использованных источников. 19 5.14 Требования к оформлению приложений. 21 6 Структура контрольной работы.. 22 6.1 Основные элементы структуры.. 22 6.2 Титульный лист. 22 6.3 Содержание. 23 6.4 Основная часть. 23 6.5 Список использованных источников. 23 6.6 Приложения. 23 7 Структура реферата. 23 7.1 Основные элементы структуры.. 23 7.2 Титульный лист. 23 7.3 Содержание. 23 7.4 Введение. 23 7.5 Основная часть. 24 7.6 Заключение. 24 7.7 Список использованных источников. 24 7.8 Приложения. 24 8 Структура курсовой работы (проекта) 24 8.1 Основные элементы структуры.. 24 8.2 Титульный лист. 25 8.3 Задание на курсовую работу (проект) 25 8.4 Пояснительная записка. 25 8.5 Календарный план. 25 8.6 Реферат. 25 8.7 Содержание. 26 8.8 Введение. 26 8.9 Основная часть. 26 8.10 Заключение. 27 8.11 Список использованных источников. 27 8.12 Приложения. 27 9 Структура отчета по практике. 27 10 Оформление выпускной квалификационной работы.. 27
10.1 Основные элементы структуры выпускной квалификационной работы.. 27 10.2 Титульный лист (пояснительная записка) 27 10.3 Задание на выпускную квалификационную работу. 28 10.4 Календарный план. 28 10.5 Индивидуальный план работы магистранта. 28 10.6 Реферат. 28 10.7 Содержание. 29 10.8 Введение. 29 10.9 Основная часть. 29 10.10 Заключение. 29 10.11 Список использованных источников. 29 10.12 Приложения. 29 10.13 Требования к составлению и оформлению отзыва научного руководителя. 29 10.14 Требования к составлению и оформлению внешней рецензии. 30 11 Нормоконтроль. 31
Назначение и область применения Настоящая методическая инструкция (далее - Инструкция) является документом системы менеджмента качества Читинского государственного университета, определяющим требования к оформлению учебной текстовой документации. К учебной текстовой документации относятся контрольные работы, рефераты, отчеты по практике, курсовые работы / проекты и выпускные квалификационные работы. Требования к содержанию разделов контрольных, курсовых работ и др. видов работ устанавливаются методическими рекомендациями, которые разрабатываются кафедрами. Действие настоящей инструкции распространяется на все кафедры вуза. Нормативные ссылки Настоящая методическая инструкция разработана с учетом требований следующих нормативных документов: - ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов. - ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки - ГОСТ 2.104-2006 Единая система конструкторской документации. Основные надписи. - ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам. - ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы. - ГОСТ 2.109-73 Единая система конструкторской документации. Основные требования к чертежам.
- ГОСТ 2.111-68 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль. - ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия. - ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы. - ГОСТ 2.303-68 Единая система конструкторской документации. Линии. - ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные. - ГОСТ 2.316-68 Единая система конструкторской документации. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц. - ГОСТ 2.321-84 Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенные. - ГОСТ 7.9–95 (ИСО 214–76). Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования. - ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин. - ГОСТ 9327-60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы. - ГОСТ 1.5-2001: Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. - ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. - ГОСТ Р ИСО 9000-2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. 3 Термины и определения В настоящей Инструкции использованы следующие термины и определения: бакалаврская работа: Самостоятельное исследование или обобщение, основанное на выполненных выпускником курсовых работах (ВКР). выпускная квалификационная работа: Форма контроля теоретической и практической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. дипломная работа: Один из основных видов самостоятельной работы имеющий исследовательский характер и выполняемый на заключительном этапе обучения.
дипломный проект: Документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу студентов, включающую аналитическую, графическую и расчетную части. иллюстрация: Средство образной наглядности, способствующее формированию у студентов конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях объективного мира (фотоснимки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, схемы, графики, диаграммы и др.). контрольная работа: Письменнаяработа студента, включающая изучение теоретических основ дисциплины и умение анализировать практические ситуации. курсовая работа: Письменная работа студента, целью которой является развитие творческих навыков, ознакомление с основами научных изысканий и детальное изучение одного из вопросов, связанных с изучаемыми предметами. курсовой проект: Письменная работа студента, содержащая технический анализ определенного варианта инженерного решения по заданной в заглавии теме. магистерская диссертация: Самостоятельное научное исследование, выполняемое под руководством научного руководителя. нормоконтроль: Контроль выполнения документации в соответствии с нормами, требованиями и правилами, установленными нормативными документами. отчет: документ, содержащий основные данные о деятельности студента во время практики. оформление документа: Проставление необходимых реквизитов и атрибутов, установленных правилами документирования. подпись: Реквизит документа, представляющий собой собственноручную подпись полномочного должностного лица. практика: Вид учебной деятельности, обеспечивающий целостный подход в профессиональной деятельности, гармоничное овладение теоретическими и практическими аспектами профессии. реферат: 1) Письменная работа студента, включающая основные фактические сведения и выводы по определенной теме. 2) Краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
система менеджмента качества: Система менеджмента для руководства и управления университетом применительно к качеству. таблица: Форма организации материала, позволяющая систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность учебного материала, упростить и ускорить анализ того содержания, которое она передает. текстовый документ: Документ, содержащий сплошной текст (технические условия, расчеты, пояснительные записки, инструкции и т.п.) и текст, разбитый на графы (спецификации, таблицы и т.п.). титульный лист: Первая страница документа, содержащая информацию о выходных данных документа.
Общие положения Изложение текста и оформление текстового документа выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95. Страницы текста и включенные в текстовый документ иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60. Учебные работы выполняются на компьютере в текстовом редакторе (например, MS Word). По согласованию с преподавателем рефераты, курсовые работы (проекты) могут быть представлены в рукописном варианте, а контрольные работы выполнены в ученической тетради. В текстовых документах, выполненных машинописным способом, допускается выполнять оформление иллюстраций и заполнение граф основной надписи рукописным способом тушью или пастой. Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста, оформления иллюстраций и распечаток ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему текстовому документу. Ошибки, помарки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием корректором (белой краской) и нанесением на том же месте исправленного текста (графики). Повреждения листов и следы не полностью удаленного текста не допускаются. Все листы текстовых документов, включая приложения, должны иметь сквозную нумерацию. Первым листом является титульный лист. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу листа. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляют. 5 Требования к оформлению учебной текстовой документации
5.1 Общие требования Текст документа выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297´210) ГОСТ 9327-60. Текст набирают на компьютере, шрифт Times New Roman, кегель 14, межстрочный интервал текста – полуторный, цвет шрифта черный, текст следует размещать, соблюдая размеры полей: левое не менее 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, абзацный отступ – 1,25 см.
В текстовом документе допускается отдельные слова, формулы, условные знаки, иллюстрации выполнять от руки, используя чертежный шрифт (черной пастой или тушью). В тексте документа не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. Содержание текстового документа и порядок расположения разделов должны соответствовать заданию на выполнение работы. 5.2 Содержание Содержание включают в общее количество листов документа. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Содержание также должно быть напечатано шрифтом Times New Roman 16 пт, без абзацного отступа, выравнивание – по центру, точка в конце не ставиться, междустрочный интервал – одинарный. Номера страниц должны быть выровнены по правой границе поля. Заполнитель между названием наименования, включенного в содержание, и номером страницы — точки. Заголовки одного уровня вложения должны быть выровнены по одной вертикальной границе. Заголовки нижнего уровня печатаются с отступом вправо по отношению к заголовкам верхнего уровня. Если в документе одно приложение, то в содержании указывается слово «Приложение», если приложений несколько, то – «Приложения».
Пример содержания контрольной работы:
Содержание
1 Архитектура Microsoft Access……………………………………..…… 3 2 Задачи…..…………………………………………….……………….......8 Список использованных источников………………………………..….. 15
Пример содержания курсовой работы:
Содержание
Введение………………………………………..……………………………3 1 Формирования молодежной культуры современной Японии………… 7 1.1 Становление менталитета современной японской молодежи ……7 1.2 Безработица среди японской молодежи...………………………. 21 2 Язык и стиль молодежной культуры Японии……………..……..…… 31 2.1 Основные направления японской молодежной субкультуры.......31 2.2 Особенности современного языка молодёжи в Японии ….......…39 Заключение …………………………………………….………………......51 Список использованных источников………………………………..…... 54 Приложение..……………………………………………………………... 57 5.3 Разделы
Текст основной части документа разбивают на разделы и подразделы. В соответствии с ГОСТ 2.105-95 разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Размер абзацного отступа – 1,25 см. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.
Пример:
1 Типы и основные размеры Нумерация пунктов первого раздела документа 2 Технические требования Нумерация пунктов второго раздела документа
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.
Пример:
3 Методы испытаний 3.1 Аппараты, материалы и реактивы Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа 3.2 Подготовка к испытанию Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа
Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости, ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Примеры:
Управление строительно-монтажных работ и металлоконструкций выполняет строительно-монтажные работы объектов: - промышленного назначения; - жилищного строительства и соцкультбыта; - капитальный и текущий ремонт промышленных, жилых зданий и сооружений; - строительство и реконструкцию автомобильных дорог, благоустройство территорий; - строительство наружных инженерных сетей и коммуникаций.
Управление строительно-монтажных работ и металлоконструкций выполняет строительно-монтажные работы объектов: а) промышленного назначения; б) жилищного строительства и соцкультбыта; в) капитальный и текущий ремонт промышленных, жилых зданий и сооружений; г) строительство и реконструкцию автомобильных дорог, благоустройство территорий; д) строительство наружных инженерных сетей и коммуникаций.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в нижеприведенном примере.
Пример:
а) ______________ б) ______________ 1) ____________ 2) ____________ в) ______________
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 3 интервалам (15 мм). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала (8 мм). Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы. Заголовки разделов печатаются шрифтом Times New Roman 16 пт, междустрочный интервал – одинарный. Заголовки подразделов и пунктов – 14 пт. Начертание текста заголовка делается с использованием стиля «жирный». Использование стилей «курсивный», «подчеркнутый» не допускается. Заголовки разделов «Введение», «Заключение» печатаются шрифтом Times New Roman 16 пт, междустрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1,25 см. В тесте разделов, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять: - математический знак (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»); - знак «Æ» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «Æ»; - математические знаки без числовых значений, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент); - индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера. 5.4 Условные буквенные обозначения Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах. В тексте документа перед обозначением параметра дают его пояснение, например "Временное сопротивление разрыву ". При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений. 5.5 Физические величины, единицы счета и числовые значения В документе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-2002. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается. В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами. Примеры:
1 Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м. 2 Отобрать 15 труб для испытаний на давление.
Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения.
Пример:
1,50; 1,75; 2,00 м. Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.
Примеры:
1 От 1 до 5 мм. 2 От 10 до 100 кг. 3 От плюс 10 до минус 40°С. 4 От плюс 10 до плюс 40°С.
Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах. Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)». Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм или требований, следует применять словосочетание "не должно быть более (менее)".
Пример:
массовая доля углекислого натрия в технической кальцинированной соде должна быть не менее 99,4 %.
Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств изделия, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа знаков после запятой. Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, марок и т.п. изделий одного наименования должно быть одинаковым. Например, если градация толщины стальной горячекатаной ленты 0,25 мм, то весь ряд толщин ленты должен быть указан с таким же количеством десятичных знаков, например 1,50; 1,75; 2,00. Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать 1/4 "; 1/2 ". При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать его в виде простой дроби в одну строчку через косую черту.
Пример:
5/32 (50А-4C)/(40В+20)
5.6 Формулы В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример:
Плотность каждого образца r, кг/м , вычисляют по формуле , (1) где m - масса образца, кг; V - объем образца, м3.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "´". Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках в конце строки. Одну формулу обозначают - (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,... в формуле (1). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1). Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул.
5.7 Примечания Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.
Примеры:
Примечание - ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Примечания 1 ______________________________________________________________________ 2 ______________________________________________________________________ 3 ______________________________________________________________________
5.8 Иллюстрации Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например - Рисунок А.3. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например - Рисунок 1.1. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора. Слово "Рисунок" и наименование пишется шрифтом размера 12 пт. Если в тексте документа имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций, а для электро- и радиоэлементов - позиционные обозначения, установленные в схемах данного изделия. Исключение составляют электро- и радиоэлементы, являющиеся органами регулировки или настройки, для которых (кроме номера позиции) дополнительно указывают в подрисуночном тексте назначение каждой регулировки и настройки, позиционное обозначение и надписи на соответствующей планке или панели. Допускается, при необходимости, номер, присвоенный составной части изделия на иллюстрации, сохранять в пределах документа.
Пример:
1 – реакционный сосуд; 2 – электроплитка; 3 – электродвигатель;
Рисунок 1 ‑ Установка для исследования кинетики растворения методом вращающегося диска
Для схем расположения элементов конструкций и архитектурно-строительных чертежей зданий (сооружений) указывают марки элементов. При ссылке в тексте на отдельные элементы деталей (отверстия, пазы, канавки, буртики и др.) их обозначают прописными буквами русского алфавита. Указанные данные наносят на иллюстрациях согласно ГОСТ 2.109-73. На приводимых в документе электрических схемах около каждого элемента указывают его позиционное обозначение, установленное соответствующими стандартами, и при, необходимости, номинальное значение величины. Количество рисунков – иллюстраций (схем, эскизов, графиков, чертежей) в ВКР определяется ее содержанием и должно обеспечивать ясность, конкретность и полноту изложения текста. Если рисунок не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на первой странице, поясняющие данные ‑ на каждой странице и под ними пишут «Рисунок¼, лист¼». Одним из видов иллюстраций являются диаграммы (графики), отражающие функциональную зависимость двух или нескольких переменных величин в системе координат. Диаграммы могут быть построены на основании расчетов или путем снятия показаний с регистрирующих приборов. Значения переменных величин на осях координат следует откладывать в линейном или нелинейном масштабах изображения (логарифмическом и т.п.). Масштаб, который может быть разным для каждого направления координат, следует выражать шкалой значений откладываемой величины. В качестве шкалы следует использовать координатную ось или линию координатной сетки, которая ограничивает поле диаграммы. Диаграммы без шкал следует выполнять во всех направлениях координат в линейном масштабе изображения. В диаграммах, изображающих несколько функций различных переменных, а также в диаграммах, в которых одна и та же переменная должна быть выражена одновременно в различных единицах, допускается использовать в качестве шкал координатные оси, линии координатной сетки, ограничивающие поле диаграммы или прямые, расположенные параллельно координатным осям.
Пример: Рисунок 1 – Сравнение экспериментальной и теоретическойзависимостей
Расстояние между делительными штрихами или линиями координатной сетки следует выбирать с учетом назначения диаграммы и удобства отсчета с интерполяцией. Рядом с делениями сетки или делительными штрихами должны быть указаны значения величин. Частоту нанесения числовых значений и промежуточных делений шкал следует выбирать с учетом удобства пользования диаграммой. Числа у шкал следует размещать вне поля диаграммы и располагать горизонтально. Оси координат и оси шкал следует выполнять сплошной основной линией. Линии координатной сетки и делительные штрихи следует выполнять сплошной тонкой линией. На диаграмме одной функциональной зависимости ее следует изображать сплошной линией толщиной 2s (толщина сплошной основной линии s должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм, в зависимости от величины и сложности изображения). При изображении на одной диаграмме двух или более функциональных зависимостей их выполняют линиями различных типов (штриховая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками и др.). Допускается выполнять линии функциональных зависимостей разными цветами. В диаграмме со шкалами обозначения величин следует размещать у середины шкалы с ее внешней стороны или в конце шкалы после последнего числа. В диаграмме без шкал обозначения переменных величин следует размещать вблизи стрелки, которой заканчивается ось. Единицы измерения величин следует наносить одним из следующих способов: - в конце шкалы, между последним и предпоследним числами; - вместе с наименованием переменной величины после запятой; - в конце шкалы, после последнего числа, вместе с обозначением переменной величины в виде дроби, в числителе которой – обозначение переменной величины, а в знаменателе – обозначение единицы измерения. Текст, поясняющий условные обозначения, знаки, символы изображенные на диаграммах, следует размещать перед наименованием или на свободном месте поля диаграммы. При выполнении и оформлении технических чертежей и других конструкторских документов следует руководствоваться правилами, установленными в национальных стандартах. Требования по специальностям / направлениям подготовки определяет выпускающая кафедра, исходя из требований национальных стандартов.
5.9 Таблицы Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы. Таблицы за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. Начертание текста делается без использования стилей «жирный», «курсивный», «подчеркнутый». Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Структура таблицы:
Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например «Таблица 2.1». Таблица должна иметь название, которое следует помещать после слова «Таблица». Название должно быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Пример: Таблица 2.1 – Коэффициенты трения
При переносе части таблицы на другую страницу название таблицы помещают только над первой частью. Над последующими частями таблицы указывают слово «Продолжение» в правом верхнем углу. Если в документе несколько таблиц, то указывают и номер таблицы.
Пример: Продолжение таблицы 2.1
На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера. Если строки таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой. При этом нумеруют арабскими цифрами строки первой части таблицы. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы в правом верхнем углу. При наличии в документе небольшого но объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок.
Пример
Предельные отклонения размеров профилей всех номеров: по высоте........ ±2,5 % по ширине полки...... ± 1,5 % по толщине стенки...... ±0,3 % по толщине полки...... ±0,3 %
5.10 Оформление сносок Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.
Пример:... печатающее устройство2 ...
Сноску располагают в конце страницы, на которой приведено поясняемое слово (словосочетание или данные), а сноску, относящуюся к данным таблицы, - в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. При этом сноску отделяют от текста короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны страницы, а от данных таблицы такой же линией, но проведенной до вертикальных линий, ограничивающих таблицу. Кроме этого, сноску выделяют уменьшенным размером шрифта (12 пт). В конце сноски ставят точку.
Пример:
1 Основанием для выполнения НИР служит ТЗ.
5.11 Оформление ссылок На каждый
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|