Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений (Якутия – 2001 г., Южный федеральный округ – 2002 г.) подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать: • ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
42. Спасение людей, скота, имущества в ходе наводнения. Характер поражения людей, объектов экономики, сельскохозяйственных животных и объемы аварийно-спасательных работ зависят от типа и масштаба чрезвычайной ситуации, интенсивности ее развития, параметров поражающих факторов, от заблаговременности предупреждения населения об опасности и принятых мерах по его защите, а также от степени подготовки данной территории и объектов к защите от этого вида чрезвычайной ситуации.
При низких наводнениях возможно кратковременное блокирование людей, проживающих в зданиях, расположенных в низменных местах, а также сельскохозяйственных животных. Возможны повреждения зданий, дорог, дорожных сооружений и линий связи на направлениях течения основных потоков; как исключение - гибель отдельных людей и животных. При высоких наводнениях возникает необходимость проведения частичной эвакуации населения и сельскохозяйственных животных из населенных пунктов, расположенных на направлениях распространения основных потоков и в низменных местах. Возможно блокирование групп населения на отдельных участках местности, в населенных пунктах, отрезанных от незатапливаемой территории потоками воды, а также в отдельно стоящих затопленных и полузатопленных зданиях и сооружениях; повреждение отдельных зданий, сооружений, участков дорог, дорожных сооружений, линий связи и энергоснабжения; возникновение вторичных поражающих факторов в результате повреждения энергосистем. Не исключается гибель людей, попавших в сложные условия обстановки, и сельскохозяйственных животных, которых не успели вывезти из зоны затопления. Требуется проведение аварийно-спасательных работ и мероприятий по защите от затопления отдельных объектов экономики и дорожных сооружений. При выдающихся наводнениях требуется проведение массовой эвакуации населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из зон затопления. Блокируются большие группы населения на участках местности и в населенных пунктах, отрезанных потоками воды от незатапливаемой территории, а также в полузатопленных зданиях и сооружениях. Происходит повреждение зданий и сооружений, разрушение значительных участков дорог, дорожных сооружений, линий связи и электролиний. Возможна гибель людей, попавших в сложные условия обстановки, и сельскохозяйственных животных. Требуется проведение больших объемов аварийно-спасательных работ и мероприятий по жизнеобеспечению блокированного населения, а также значительного объема работ по защите важных объектов экономики и коммуникаций.
При катастрофических затоплениях характер поражения людей и объектов экономики, а также объемы аварийно-спасательных работ зависят от заблаговременности предупреждения населения об угрозе затопления, принятых мер защиты, удаления от аварийного гидротехнического сооружения, параметров волны прорыва и продолжительности последующего затопления в данном створе. При несвоевременном принятии мер защиты возможны: массовая гибель людей и сельскохозяйственных животных; блокирование людей на возвышенностях, крышах и верхних этажах натопленных зданий и отдельных местных предметах; блокирование людей в населенных пунктах, отрезанных от незатапливаемой территории; разрушение и значительное повреждение объектов экономики, коммуникаций, линий связи и энергоснабжения. Возникает необходимость проведения крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуации людей из населенных пунктов, подверженных затоплению, проведения мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения. Основными способами защиты населения от поражающих факторов наводнений и катастрофических затоплений являются эвакуация его из затапливаемых районов; размещение людей на незатапливаемых участках местности и верхних этажах неразрушаемых зданий и сооружений; проведение в короткие сроки аварийно-спасательных работ, мероприятий по оказанию медицинской помощи и жизнеобеспечению пострадавшего населения, а также проведение мероприятий по усилению гидротехнических защитных сооружений и других неотложных работ. Основными требованиями к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений являются: · организация и проведение указанных работ в пределах всей зоны затопления и в зоне возможного затопления в короткие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших, а также снижение материального ущерба;
· применение способов спасения пострадавших, а также способов защиты людей и объектов, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей спасательных сил и средств, безопасность спасателей и пострадавших. Аварийно-спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают: поиск пострадавших; обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и их спасение; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуацию пострадавших из опасной зоны. Другие неотложные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают: укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов; сооружение водоотводных каналов; ликвидацию зажоров и заторов; оборудование причалов для спасательных средств; мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений; восстановление энергоснабжения; локализацию источников вторичных поражающих факторов. Соединения, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, спасательные центры МЧС России привлекаются к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях в установленном порядке. При этом они могут выполнять следующие задачи: · вести разведку зоны затопления, отдельных объектов, гидротехнических сооружений и коммуникаций; · осуществлять поиск пострадавших; · выполнять аварийно-спасательные работы; · выполнять все виды других неотложных работ, характерных для обстановки, возникающей при наводнениях и катастрофических затоплениях; · оказывать первую медицинскую и доврачебную медицинскую помощь пострадавшим, эвакуировать их в медицинские учреждения; · оборудовать и содержать переправы; · участвовать совместно с соответствующими территориальными органами в проведении эвакуации населения из районов возможного затопления, оказывать содействие в поддержании общественного порядка и установленного режима в зоне бедствия;
· участвовать в проведении эвакуации материальных и культурных ценностей, в мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения и в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения. На период выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ соединения (воинские части) могут передаваться в оперативное подчинение руководителю работ в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Соединение (воинская часть) действует, как правило, во втором эшелоне территориальной группировки и вводится для наращивания усилий местных формирований по ведению аварийно-спасательных работ. Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России привлекается для ведения аварийно-спасательных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его первого заместителя и может выполнять следующие задачи: · осуществлять поиск пострадавших; · выполнять спасательные работы; · оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь, эвакуировать их из опасной зоны; · выполнять отдельные виды других неотложных работ. Отдельные вертолетные отряды МЧС России могут выполнять следующие задачи: · вести воздушную разведку зоны затопления, состояния гидротехнических сооружений, коммуникаций, затопленных объектов экономики и населенных пунктов; · осуществлять поиск людей и сельскохозяйственных животных в зоне затопления и передавать эти данные спасательным подразделениям; · снимать людей с деревьев, крыш затопленных зданий, с подтопленных участков местности, спасать людей, находящихся в воде; · обеспечивать маневр спасателей и средств спасения; · доставлять средства жизнеобеспечения блокированному населению; · эвакуировать пострадавших. Поисково-спасательные отряды и службы МЧС России привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - для ведения работ на обслуживаемых ими объектах и территориях, а также в соответствии с планами взаимодействия - при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях, по решению должностных лиц органов власти, осуществляющих руководство деятельностью указанных отрядов и служб.
При проведении указанных работ поисково-спасательные отряды и службы (с учетом их профиля и перечня работ, к ведению которых они аттестованы) могут решать следующие задачи: · выполнять работы по поиску и обнаружению пострадавших; · осуществлять снятие пострадавших с затопленных зданий, сооружений и отдельно стоящих местных предметов; · спасать людей, находящихся в воде; · деблокировать с использованием легкого водолазного снаряжения людей из затопленных зданий; · оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь и эвакуировать их на пункты сбора пораженных или в медицинские учреждения. Эффективность действий соединений, а также поисково-спасательных отрядов и служб при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнения или катастрофического затопления во многом предопределяется заблаговременной подготовкой их к выполнению этих задач. При этом командиры (начальники) лично и через свои штабы обязаны: · изучить прогноз обстановки, которая может сложиться в зонах ответственности при возникновении наводнения или катастрофического затопления; · изучить особенности населенных пунктов, объектов экономики, коммуникаций, гидрографической системы и местности в районе возможных действий; · изучить маршруты выдвижения в указанные районы; · определить состав и количество сил и средств, которые могут потребоваться для выполнения предстоящих задач; · провести рекогносцировку районов возможных действий; · ориентировать командиров (начальников) подразделений о вероятной обстановке и задачах; · организовать подготовку подразделений и служб к выполнению возможных задач; · организовать подготовку органов управления, проведение штабных тренировок и штабных учений применительно к ожидаемой обстановке; · обеспечить подготовку и поддержание в готовности техники и, особенно, плавсредств и специальной экипировки спасателей к предстоящим действиям; · установить взаимодействие с местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям по вопросам совместных действий; · разработать план действий при возникновении угрозы и непосредственно наводнения или катастрофического затопления в зоне ответственности. 43. Особенности транспортных катастроф. От надежной и безопасной работы транспорта зависит вся деятельность и жизнь населения страны. Ежегодно в России перевозится транспортом около 3,5 млрд. тонн грузов. Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. Но при этом, на транспорте происходит значительное количество катастроф, аварий и происшествий, от которых погибает и травмируется большое число людей, наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей среде. Только за 1992 – 2000 годы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте страны произошли 852 чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадали 3815 человек, из них погибли 2111 человек. Лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту – он является самым аварийным не только в нашей стране, но и во многих развитых странах. Ежегодно от аварий на этом виде транспорта в мире погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. человек получают ранения и увечья, в том числе в США – около 55 тыс. и 2 млн., в России – около 30 тыс. и более 180 тыс. соответственно. Особенности транспортных аварий (катастроф) При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности: • аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели; 44. Особенности ликвидации последствий дорожно-транспортных катастроф. Особенности ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте Различают следующие разновидности спасения пострадавших при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших при: столкновении, опрокидывании автомобилей и наездах; на железнодорожных переездах; в ходе перевозки опасных грузов; при пожарах на автотранспорте; при падении автомобилей с крутых склонов; при попадании автомобилей под лавины и сели; при падении автомобилей в водоемы. Для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий происшествий на автотранспорте необходимо иметь: • средства тушения пожаров; • инструменты и оборудование (приспособления, машины) для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки профильного металла, разжима (перекусывания) конструкций; • средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации; • средства жизнеобеспечения для работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ. В ряде случаев для проведения аварийно-спасательных работ может потребоваться альпинистское снаряжение. В зависимости от обстановки, сложившейся в результате дорожно-транспортного происшествия, к работам по спасению пострадавших могут привлекаться следующие формирования: • аварийно-спасательные, противопожарные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические; учреждения и службы органов исполнительной власти, в том числе скорая медицинская помощь, подразделения медицины катастроф; • силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия. С целью повышения эффективности оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях определяются зоны обслуживания (ответственности) аварийно-спасательных формирований, которые устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией с учетом возможностей этих формирований. Зоны обслуживания согласовываются с соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих подсистем и звеньев РСЧС. На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах. В первой зоне (в радиусе 5 метров от объекта происшествия) находятся специалисты, непосредственно выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательных групп, которые обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных средств. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) располагаются средства доставки спасателей к месту происшествия, средства освещения и ограждения и другие аварийные технические средства. Нормы времени прибытия сил различных ведомств определяются нормативными документами или комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями. В первую очередь оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. Затем освобождаются зажатые части тел пострадавших. В зависимости от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и профильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью. Для извлечения пострадавших из-под автомобиля производят приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений или осуществляют подкоп в грунте. При проведении аварийно-спасательных работ спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего, с электроинструментами. Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается: · заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, · нструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки; · допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение; · неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддержанием высокой дисциплины и организованности; · организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограждением ее и недопущением проникновения на ее территорию посторонних лиц; · четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы; · постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций; · выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|