Этапы становления современного российского государства
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Исследователи выделяют различные этапы в становлении современного российского государства. Так, О.Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. – август 1991 г.); революционный (август 1991 г. – август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. – декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.).[1] В.Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. - и один незавершенный (начался с приходом к власти В.Путина).[2] В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.). Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.
На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества. Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.
Не сбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором экономических отношений в стране станет «саморазвивающийся» рынок. Напротив, в течение этого периода усилилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса. Этот кризис проявился в неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в перманентных кризисах правительства; в падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; в неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта. К осени 1998 г. выявились пороки выбранной модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Мнение об оздоровлении государства и усилении его роли разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до национал-патриотических сил. Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ. Основная цель этой корректировки - повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к методам жесткого государственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили существенную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику развития современных государств. Эта логика оценивалась ими в понятиях «уменьшение - возрастание» роли государства, тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.
Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.
49. После распада СССР в декабре 1991 г. страны, вышедшие из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. Позднее других вступила в СНГ Грузия. В 1992 г. страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а в 1993 г. - Устав СНГ. Однако развитие СНГ проходит со сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу, якобы, существующих имперских амбиций Москвы. Все страны СНГ создали национальные армии. Контроль над ядерным оружием остался в руках России. Белоруссия и Украина заявили о своем желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывод в Россию для уничтожения. Но в 1992 г. Украина приостановила этот процесс, Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Однако поднажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994 г. Отношения между Россией и Украиной осложнялись вопросами о судьбе Черноморского флота (ЧФ), о статусе Севастополя. В августе 1992 г. он был передан в совместное управление России и Украины. К маю 1997 г. президенты России и Украины договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских военно-морских Сил. Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Но происшедшая в 2004 г. «оранжевая» революция в Украине, в результате которой у власти оказался В. Ющенко, вновь осложнило отношения между странами, несмотря на все уверения Президента Украины в лояльности к России. В экономической области российско-украинские отношения также остаются непростыми, так как Украина нерегулярно платит за потребляемый ею российский газ. На российско-украинской границе таможенные правила постепенно ужесточаются. Между Россией и другими бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ “титульным нациям” в странах Балтии (Эстонии, Латвии и Литве): жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приеме на работу, вытеснение русского языка из сферы образования, дискриминация “неграждан”. Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии заявили о стремлении вступить в НАТО.
Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России было вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти из шельфа Каспийского моря. В сентябре 2002 г, на встрече Президентов двух стран вопрос о разграничении нефтяных месторождений Каспия был урегулирован. «Розовая» революция в Грузии 2003 г. и приход Саакашвили на пост Президента страны также привела к тому, что ориентация Грузии на Запад, на США, ставит преграды на пути улучшения наших отношений с Грузией. События августа 2008 г., когда грузинская армия начала обстрел Южной Осетии, привели к выходу из состава Грузии двух республик: Абхазии и Южной Осетии. Они были признаны Россией независимыми самостоятельными республиками, субъектами международного права. Одним из важных партнеров России в рамках СНГ является Казахстан. Россия тесно сотрудничает в военно-космической области с Казахстаном, на территории которого расположен космодром Байконур, взятый Россией в аренду на 20 лет. Близким партнером России в Средней Азии была Киргизия. Узбекистан постепенно переориентировался на более тесные связи с Пакистаном, Ираном и Турцией. В Таджикистане влияние России значительно. Южные границы Таджикистана ранее охраняли российские войска, но в предыдущие годы было принято решение о развертывании пограничных застав на своей собственной границе. В целом успешно развивается сотрудничество между Россией и Белоруссией. В 1996 г. подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество стало Союзом России и Белоруссии. 23 мая 1997 г. принят Устав Союза. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться и проживать на территории обеих стран. На повестке дня стоит вопрос о создании единого государства. Однако на этом пути есть и немало препятствий. Белорусская экономическая система отличается от российской, так как в Белоруссии не осуществлены важнейшие рыночные преобразования. Политическая система современной Белоруссии крайне авторитарна. Деятельность президента Белоруссии А.Г. Лукашенко встречает критику в мире и внутри страны. Белорусская оппозиция считает его правление незаконным, так как Лукашенко продлил свои полномочия с нарушением Конституции. Белорусская оппозиция требует остановить процесс интеграции с Россией, который, по ее мнению, обернется поглощением Белоруссии. Отношения России со странами Запада. Важнейшим приоритетом внешней политики России является установление партнерских отношений с США. 24 декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ООН и стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. В январе 1992 г. во время поездки на заседание Совета Безопасности Б.Н. Ельцин и президент США Дж. Буш-старший подписали декларацию “О принципах новых отношений между Россией и США”. В Декларации провозглашалось, что отношения между двумя странами будут строиться на основе дружбы и партнерства. В марте 1992 г. Россия и остальные страны СНГ вступили в Совет Североатлантическоге сотрудничества. Это стало началом партнерства между странами СНГ и НАТО. В 1994 г. Россия и страны СНГ вступили в программу “Партнерство ради мира”, в которой наряду с ними принимали участие страны Восточной Европы. В апреле 1992 г. Россию приняли в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Это позволило России получать льготные кредиты. Летом 1992 г. российский президент впервые участвовал во встрече «большой семерки» (США, Япония, Германии, Великобритания, Франция, Италия, Канада). С того времени эти встречи стали постоянными, а «семерка» постепенно превращается в «восьмерку». В 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом восьмерка расширила свои границы при участии многих стран Европы и Азии, в том числе Китая, Бразилии и т.д. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Россия и Восток. Недовольство США вызвали экономическое партнерство России с Индией и Ираном, которым Россия помогала в строительстве атомных электростанций и освоении ракетных технологий, а также вопрос о санкциях против Ирака. Запрет на торговлю с Ираком наносил экономический ущерб России. Россия наряду с Францией и Германией высказалась против американского вторжения в Ирак. Однако, не получив санкции Совета Безопасности ООН и невзирая на сильное противодействие со стороны мировой общественности, весной 2003 г. войска США и Великобритании вторглись в Ирак и свергли режим С. Хусейна. В поисках стратегических партнеров Россия активизировала сближение с Китаем. Интенсивно развивались на протяжении 90-х гг. контакты России с Японией, но разрешить главный спорный вопрос - о статусе Курильских островов - до настоящего времени не удалось. Лидер Северной Кореи Ким Чем Ир неоднократно совершал ознакомительные поездки в Россию. С приходом к власти В.В. Путина произошло налаживание новых отношений России со странами Запада. Министром иностранных дел РФ в 2000 г. был назначен И. Иванов, а затем его сменил С. Лавров. После крупнейшего в истории человечества террористического акта 11 сентября 2001 г., когда в Нью-Йорке под развалинами небоскребов Всемирного торгового центра погиб 2801 человек, а в Вашингтоне в здании Пентагона - почти 200 человек, президент В.В. Путин одним из первых выразил соболезнование Дж. Бушу-младшему и солидарность с американским народом в борьбе с международным терроризмом. После трагедии 11 сентября Россия становится важнейшим партнером США, НАТО и Европейского Союза в деле борьбы с международным терроризмом. Россия с пониманием встретила антитеррористическую операцию войск НАТО в Афганистане, в ходе которой был свергнут режим талибов, сдержанно отреагировала на появление американских военных баз в Средней Азии (Узбекистан и Киргизия). При этом общая тенденция развития системы международных отношений приобрела более позитивный облик. В результате отношения между США и Россией к 2005 г. приобрели если не дружественный, то, во всяком случае, более нормальный характер. Последние годы своего правления Буш-младший настаивал на развертывании ПРОв Чехии и Польше, против чего выступала Россия, видя в этом угрозу своей безопасности и контроля за своими территориями НАТО и США. В конце 2008 г. выборы на пост Президента США выиграл Барак Абама, который проявил понимание ситуации и не стал нагнетать отрицательные антироссийские настроения в мировой политике. Д.А. Медведев выступил с контрпредложениями по этому вопросу: выдвинуть наши самые современные ракетные установки в Калининградскую область. Однако вопрос этот остается до сих пор открытым. В августе 2008 г. Россия пришла на помощь Южной Осетии, которая подверглась агрессии со стороны Грузии. Российская армия отбросила войска интервентов. В начале 2009 г. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Внутренняя политика В канун нового тысячелетия 31 декабря 1999 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации", согласно которому Б.Н. Ельцин с 1 января 2000 г. прекратил исполнение полномочий президента РФ. Временное исполнение обязанностей президента РФ было возложено на председателя правительства РФ В.В. Путина. 5 января 2000 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление, согласно которому досрочные выборы президента РФ назначались на 26 марта 2000 года. 12 января 2000 г. В.В. Путин был выдвинут инициативной группой на пост президента РФ. По оценкам политологов и по результатам проведенных социологических опросов накануне выборов предпочтительными шансами на победу обладал В.В. Путин. Открытым лишь оставался вопрос о том, какое количество голосов соберет исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин и будет ли второй тур на предстоящих президентских выбор. Высочайший рейтинг В.В. Путина был результатом его работы на посту председателя правительства РФ. 30 декабря 1999 г., за день до отставки Б.Н. Ельцина, была опубликована программная статья В.В. Путина " Россия на рубеже тысячелетий". В ней было изложено видение прошлого и будущего России. На взгляд В.В. Путина, самой главной задачей являлась консолидация российского общества. Неотъемлемой частью этой задачи должно было стать укрепление государственности. Государство должно проникнуть во все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социально-культурную настолько, насколько это необходимо для создания "демократического, правового, дееспособного федеративного государства". Затрагивая экономические проблемы, В.В. Путин настаивал на необходимости повышения эффективности национальной экономики. При этом одной из приоритетных задач была борьба с бедностью и повышение благосостояния населения страны. Для этого предполагалось вывести на качественно новый уровень образование, здравоохранение, науку, культуру и обеспечить социальные гарантии граждан. В заключении автор программной статьи призвал все слои населения участвовать в реализации поставленных задач. Только благодаря сплоченности российский народ сможет преодолеть тяжелые испытания на данном историческом отрезке и вернуть былое величие России. 26 марта 2000 г. были проведены досрочные выборы президента РФ. Главой государства был избран В.В. Путин, набрав 52, 94% от числа избирателей, принявших участие в голосование. Отрыв победителя от занявшего второе место на президентских выборах Г.А. Зюганова был значительным. Председатель КПРФ набрал 29,21%. Третье место занял лидер "Яблока" Г.А. Явлинский (5,8%). Начался новый период в жизни страны. В.В. Путин сразу же взял курс на укрепление государственности и суверенитета (См. дополнительный иллюстративный материал). В мае 2000 г. председателем правительства РФ был назначен М.М. Касьянов (2000-2004) (См. дополнительный иллюстративный материал). Уже в мае 2000 г. В.В. Путин начал проведение административной реформы, так как ослабленная к этому времени вертикаль власти мешала проведению политических и социально-экономических преобразований. Указом Президента РФ "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" 89 субъектов РФ были разделены на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Округа возглавляли полномоченные представители президента РФ. Их главная задача состояла в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также контроль над исполнением решений федеральных органов исполнительной власти России. Важной задачей было приведение Конституций, Уставов, законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Таким образом, полномочные представители президента РФ стали, по сути, связующим звеном между центром и регионами. Укреплению государственной власти способствовала принятие 17 июня 2000 г. Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Членами верхней палаты парламента РФ - Совета Федерации становились теперь не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов Федерации, а их представители, которые стали работать на постоянной основе. Председателем Совета Федерации стал С.М. Миронов. В 2000 г. были начаты реформы по реформированию армии. В январе 2001 г. был принят "План строительства Вооруженных сил РФ", в соответствии с которым предусматривалось увеличение финансирования армии и сокращение личного состава, перевооружение и модернизация войск. К 2010 г. планировалось перейти на преимущественно контрактное комплектование Вооруженных сил РФ. Новый импульс получила работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности государственных органов. Происходит модернизация судебной системы. Все эти меры призваны улучшить работу государственного аппарата и создать необходимые предпосылки для более глубокого проведения реформ. Руководством страны были активизированы усилия по установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. была принята новая Конституция Чечни, сформированы новые органы власти. 5 октября 2003 г. в Чечне были проведены выборы. Победу на них одержал А.А. Кадыров (убит террористами на стадионе в Грозном 9 мая 2004 г.) (См. дополнительный иллюстративный материал). Большая роль в достижения мира в Чечне отводилась экономическому развитию региона. Несмотря на то, что удалось достичь определенных успехов в борьбе с террористами в Чечне, кровопролитные террористические акты напоминали о себе, унося жизни мирного населения Чеченской республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|