Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

полковник милиции

__________ Денисова Л.В.

21 марта 2011 г.

 

Баширова Л.С.

 

Тема 10. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Программа конкретного социологического исследования

Фондовая лекция по дисциплине «Социология»

 

Время – 2 часа

 

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

 

 

 

Омск 2011

 

Рецензенты:

Жихарев В.Д. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Омской государственной медицинской академии.

Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

 

 

Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 21 марта 2011 г., протокол № 8.

 

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Программа конкретного социологического

Исследования

 

План

1. Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании. Структура и функции программы.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Цель и задачи социологического исследования.

4. Гипотеза социологического исследования.

Цель – выработать представление о программе конкретного социологического исследования и ее основных элементах.

Задачи:

Рассмотреть понятие программы, структуру и функцию программы.

Определить объект и предмет исследования.

Исследовать цель и задачи социологического исследования.

Проанализировать гипотезу социологического исследования и ее основные виды.

Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании

Каждое научное исследование в том числе и социологическое, предполагает предварительную работу, целью которой является постановка проблемы, формулировка целевых установок, определение основных этапов, методов сбора, обработки и анализа необходимой информации.

Но поскольку социология имеет дело со сложными социальными объектами, то и возрастает значение предварительной теоретико-методологической, методической и организационной работы. Именно этим объясняется то большое внимание, которое уделяется разработке и составлению программы в практике прикладной социологии.

Надо сказать, что в определении понятия “программа КСИ” имеются весьма широкие расхождения. Наиболее современная трактовка понятия “программа социологического исследования” дана в ”Кратком словаре по социологии”, где говорится: “Программа социологического исследования - это изложение теоретико-методологических предпосылок, т. е. общей концепции в соответствии с основными целями работы и гипотезами исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для проверки гипотез”. Обязательные элементы программы:

— исходные представления об объекте, проблеме КСИ, как выражение конкретного противоречия в структуре изучаемого явления или процесса;

— задачи, возникающие в рамках данной проблемы и подлежащие решению.

— методологически и методически обоснованный перечень средств и процедур, необходимых для решения этих задач.

Целесообразно представить построение (разработку) программы как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, на каждом из которых реализуются специфические процедуры.

I этап - подготовительный, который включает получение социального заказа:

— предварительную характеристику проблемной ситуации с выделением проблемной ситуации, цели, объекта и предмета исследования;

— ознакомление со специальной литературой, осуществление интенсивных контактов с ведущими специалистами в данной отрасли;

— предварительное знакомство с объектом будущего исследования - с производством, людьми, документами.

— на этом этапе очень важно сформулировать ясную и четкую проблему исследования, что не всегда сразу удается и продолжается иногда на последующих этапах.

II этап - этап выработки концепции и отбора методов, который включает в себя:

— обоснование концепции, т.е. краткого содержания исходной проблемы, цели и задач исследования;

— а также на этом этапе определяются методы, объем и способы количественной обработки полученных данных;

— важно также выделить контингент обследуемых лиц, выступающих в качестве датчиков (носителей) первичной информации.

III этап - этап планирования и организации отбора данных.

— Здесь определяются отдельные виды работ, их сроки, ответственные за исполнение, конкретные меры по подготовке и проведению самой процедуры исследования.

Центральное место отводится рабочему плану, представляющему из себя организационно-методический документ, в котором зафиксированы виды обязательных конкретных работ во временной последовательности.

Процедуры организации сбора информации представлены в программе следующими видами мероприятий:

— разработка сетевого плана-графика;

— подготовка исследовательской группы;

— материально-техническая база исследования;

— проведение полевого исследования, т.е. сбора первичной социологической информация.

IY этап — заключительный этап — подготовка к статистической обработке данных - это создание функций по планированию и кодированию информации, и собственно программа обработки данных (ручная или ЭВМ).

После того, как результаты обработаны предстоит самое важное - дать их интерпретацию и получить достоверные выводы, но это лежит вне поля зрения программы КСИ.

Программа социологического исследования выполняет основные функции в деятельности социолога:

1. Методологическая, которая позволяет определить научные проблемы, для решения которой и проводится исследование.

2. Методическая, она задает требования к использованию методов регистрации, измерения и анализа полученных данных, упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с задачами исследованиями, обеспечивает возможность их сопоставления с результатами исследования по той же проблеме, но проведенными другими социологами.

3. Научно-организационная функция программы, которая позволяет объединить усилия членов исследовательской группы для решения проблемы; способствует четкому разделению труда между ними, облегчает контроль за ходом исследования и создает надежную основу для систематизирования и накопления банка социологической информации.

Проблемная ситуация - это выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному общественному регулированию.

Проблемные ситуации следует разделять на теоретические и практические, хотя это иногда и трудно сделать.

В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться, чтобы в ней нашла отражение и сама проблемная ситуация и объективное противоречие, питающее ее, избегать постановки мнимых или давно решенных проблем.

Вредна и другая крайность — формулировка проблем слишком широкого плана. Хотя программа и может быть ориентирована на многопроблемный социологический анализ, но стремиться к изучению новых проблем в пределах одного исследования нецелесообразно т.к. так это делает само исследование слишком громоздким, логически нестройным, снижается качество, повышается трудоемкость проведения исследования.

При рассмотрении социальной проблемы нужно учитывать три уровня ее обнаружения:

Первый — социально-психологический, обнаруживается в психологии отдельных людей или групп (например, неудовлетворенность граждан работой учреждений по месту жительства).

Второй — институционный, затрагивает интересы не только определенных лиц или групп, но и определенные учреждения и отношения между ними.

Третий — касается всего общества (например, борьба с наркоманией, неудовлетворенность состоянием образования и т.д.)

Социолог должен уметь различать эти уровни, иначе может возникать профессиональная ошибка. Рассмотренные уровни носят аналитический характер, в реальности они слиты, а человек участвует в каждом из них и их же объединяет, и задача социолога заключается в поиске путей разрешения практических проблемных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...