Принцип сдержек и противовесов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Рассмотрим теперь правовые инструменты и институты, с помощью которых в США реализуется один из важнейших принципов, на которых базируется вся система американской демократии – так называемый «принцип сдержек и противовесов». Впервые как в истории США, так и в мировой истории, этот принцип был применен в конституции Соединенных Штатов, и потому данный обзор основывается в первую очередь на информации, заложенной в американскую конституцию. Американская конституция была разработана и принята Конституционным конгрессом в Филадельфии (май-сентябрь 1787 года), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числа вошедших в состав США 13) штатов. В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принимает в 1789 году Билль о правах - первые 10 поправок к конституции.
Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционнной системы США: 1. Принцип разделения властей, который, в сущности, и являлся «принципом сдержек и противовесов», поскольку, разделяя властные функции между различными властными структурами, не допускал узурпации полномочий каким-либо одним государственным институтом, и тем самым гарантировал создание истинно демократической правовой базы государства. Согласно данному принципу, в конституцию закладывалась независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - и разграничение их функций. На федеральном уровне три ветви власти в США представлены конгрессом, президентом и верховным судом.
США являются президентской республикой, и основные особенности их государственного устройства таковы: -сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном высшем должностном лице - президенте; -внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства (главы министерств назначаются президентом); -отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса - принимать вотум недоверия правительству; -запрещение членам правительства быть депутатами конгресса и наоборот. Вот наглядные примеры того, что в основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой: -конгресс может отклонить президентский законопроект, а президент при утверждении законопроекта может наложиь вето; -многие полномочия президента реализуются только при одобрении сената (международные договоры); -верховный суд вправе признать недействительными как законы конгресса, так и акты исполнительной власти. 2. Федерализм - конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов, что, по сути, также в некоторой степени является проявлением «принципа сдержек и противовесов» на более «низком» уровне. Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия). В полномочия штата входит принятие собственных законов и конституций; регулирование экономики и торговли внутри штата; формирование учреждений государственной власти; охрана общественного порядка; установление принципов судоустройства и судопроизводства; провеление выборов в органы власти штата и местные органы управления.
3. Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать законы конгресса и акты исполнительной власти недействительными, противоречащими конституции. Решения высшего органа конституционного надзора - Верховного суда - являются окончательными. Для более точного представления о механизме реализации принципа «сдержек и противовесов» следует дать представление об основном тексте конституции США. Основной текст состоит из преамбулы и семи статей. Преамбула излагает цели принятия конcтитуции Соединенных Штатов: -образовать более совершенный союз: -гарантировать правосудие, свободу, благоденствие; -обеспечить совместную оборону. Статья 1 описывает полномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции. Статья 6 провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов. Сама конституция вступила в силу 4 марта 1789 года. Рассмотрим теперь по отдельности существующие в США ветви власти, механим их формирования и функционирования, а также разделение полномочий между ними.
Законодательная власть
Законодательная власть в США осуществляется конгрессом и легислатурами штатов. Конгресс состоит из двух палат: -сенат (100 человек). Каждый штат представлен двумя членами, избранными на 6-тилетний срок. Каждые 2 года сенат обновляется на одну треть. -палата представителей имеет 435 членов. 1 депутат от 500 тысяч человек избирается сроком на 2 года. Каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом. В составе конгресса: юристы (62%), бизнесмены (37%), журналисты, бывшие государственные служащие. Конгресс имеет совместные широкие конституционные полномочия: -устанавливает налоги, пошлины, акцизные сборы,
-утверждает федеральный бюджет, -финансирует государственные акции, -берет и выдает кредиты, -регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами, -объявляет войну, формирует вооруженные силы, -осуществляет контроль за деятельностью правительственных учреждений. У каждой из палат есть отдельные полномочия: -только от палаты представителей могут исходить законопроекты о государственных доходах. Ей принадлежит право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков. Это право было осуществлено в 1801 и в 1825 годах. -сенат принимает участие в принятии международных обязательств, а также участвует в назначении на высшие должности государственного аппарата, правительства и верховного суда. Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит более половины голосов выборщиков, вице-президента выбирает сенат. В случае осуждения гражданских должностных лиц в порядке импичмента, палата представителей вправе возбуждать преследование, но только сенат может осуществлять суд. Важную роль в деятельности конгресса играют: -постоянные комитеты, которые готовят тексты законодательных актов по своим проблемам, осуществляют надзор за деятельностью органов федерального правительства в своей области; -специальные комитеты учреждаются палатами для выполнения какой-либо специальной работы. Могут существовать в течение нескольких созывов. -объединенные комитеты обеих палат. Их задача - координация позиций обеих палат. В конгрессе США представлены только две крупнейшие партии страны - Демократическая и Республиканская. В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства и фракция меньшинства. Лидеры большинства в сенате и палате представителей являются вторыми лицами после председателя и спикера. Спикер палаты представителей утверждается палатой из фракции большинства. Он председательствует на заседаниях, руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам. Председатель сената – вице-президент. Он получает право голоса, если мнения сенаторов разделились поровну, не обязан постоянно посещать заседания сената, поэтому сенаторы выбирают временного председателя из числа уважаемых членов фракции большинства.
Исполнительная власть
Исполнительная власть в стране осуществляется президентом США, с помощью аппарата исполнительной власти. Всего на федеральной службе в ведомствах исполнительной власти состоит около 3 миллионов человек. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, возглавляющие административные органы своих штатов. Многие функции исполнительной власти осуществляются органами самоуправления и управления на местах. Президент США, процедура его избрания и его полномочия как представителя исполнительной власти были подробно рассмотрены в первой главе данной работы, поэтому не будем здесь на них останавливаться и перейдем сразу к остальным институтам исполнительной власти. Исполнительное управление президента - неконституционный надведомственный орган при Белом доме, координирующий и контролирующий важные аспекты государственной деятельности состоит из следующих подразделений: -аппарат Белого дома, -административно-бюджетное управление, -экономический совет при президенте, -совет национальной безопасности, управление по разработке политики, -управление по вопросам политики в области науки и техники, Кабинет министров является неконституционным совещательным органом при президенте. В состав кабинета входят главы двенадцати федеральных министерств (секретари) и глава министерства юстиции (генеральный атторней). Члены кабинета обычно принадлежат к той же партии, что и президент. Руководители министерств (федеральных департаментов) подчинены непосредственно Президенту, назначаются им при согласии Сената. Административные ведомства (независимые агенства) учреждаются по инициативе Конгресса, он же определяет круг их полномочий. Главы министерств и ведомств не могут быть членами Конгресса. В настоящее время в США существуют и функционируют следующие министерства: Государственный департамент (1789г.) – министерство иностранных дел США. Осуществление внешней политики – прерогатива президента, и глава департамента (государственный секретарь) является главным советником президента по внешнеполитическим вопросам. Министерство обороны (1947г.) ведает всеми вопросами вооружённых сил США, отвечает за их боеготовность и материально-техническое обеспечение. К компетенции министерства относится планирование НИОКР в военной области. Министр обороны назначается президентом с согласия сената из числа гражданских лиц.
Министерство финансов (1789 г.) разрабатывает рекомендации в области экономической, финансовой, налоговой и кредитно-денежной политики государства, выступает как финансовый агент правительства. Выпускает денежные знаки США. Министерство юстиции (1870г.) является координирущим ведомством федерального правительста в сфере правоприменения. Возглавляется генеральным атторнеем США. Имеет три основные функции: -консультирование президента и правительства по юридическим вопросам, -представительство США в судах, -обеспечение исполнения федеральных законов. Министерство внутренних дел (1849г.) ведает вопросами землепользования, освоения природной среды и её ресурсов. Оно же опекает индейские резервации и районы размещения коренных жителей Аляски. Министерство сельского хозяйства (1862г.) осуществляет государственное кредитование, страхование и консультирование фермерских хозяйств. Министерство торговли (1913г.) выполняет такие основные задачи: - обеспечение экономического развития страны, - укрепление международных экономических позиций США - поощрение частных инвестиций в новые технологии, - содействие максимальному использованию научно-технических ресурсов, - организация научно-технических исследований - руководство государственной патентной службой и службой стандартов Министерство труда (1913г.): - осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, - кординирует проведение программ подготовки и переподготовки рабочей силы, - осуществляет сбор и анализ статистики труда. Министерство здравоохранения и социальных служб (1979г.) объединяет большое количество управлений и служб, которые проводят социальные программы федерального правительства: - медицинские исследования, - борьба с алкоголизмом и наркоманией, - медицинское и социальное страхование, - государственное вспомоществование. Министерство образования (1979г.) осуществляет и координирует федеральные программы содействия образованию. Министерство жилищного строительства и городского развития (1969г.) координирует и содействует в исполнении программ в области жилищного строительства. Министерство транспорта (1966г.) разрабатывает государственную политику по широкому кругу проблем транспорта. Министерству энергетики (1977г.) вменены в обязанность экономическое регулирование национальной энергетики, выработка научно-технической политики в этой области.
Федеральные административные ведомства (независимые агенства и государственные корпорации) выполняют административные, исполнительные и нормотворческие функции, выходящие за пределы компетенции существующих министерств. Их статус и полномочия определяются актами конгресса. В настоящее время существует около шестидесяти ведомств, как, например, агенство по охране окружающей среды, НАСА, почтовая служба США, ЦРУ, комиссия по гражданским правам. Государственное экономическое регулирование в США осуществляется широкой сетью государственных органов, федеральных министерств и административных ведомств (независимых агенств). Их можно разделить на две группы: 1. осуществляющие общее руководство и разработку государственной экономической политики; 2. ответственные за конкретные направления государственного регулирования. По сферам деятельности можно выделить такие направления, как внутри- и внешне- экономическое регулирование, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование. Внешнеполитическая деятельность США ведётся под непосредственным руководством президента. Основным совещательным органом при Президенте по вопросам внешней и военной политики является совет национальной безопасности (1947г.). Главную роль в проведении внешней политики играет государственный департамент. Он располагает сетью посольств и консульств в иностранных государствах. Конгресс США имеет возможность оказывать влияние на решения вопросов внешней политики. Он может выделять или не выделять средства на запрашиваемые президентом внешнеполитические или военные программы, принимать законы, регулирующие внешнюю торговлю США, устанавливать экспортные или импортные ограничения. Судебная власть
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. Существуют организационно обособленные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система. Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией США и Федеральным законодательством. Судам каждого штата подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не свяаны с федеральными судами.
Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: - окружные суды США - специальные суды первой инстанции - специальные апелляционные суды - апелляционные суды Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве. Каждый окружной суд США действует в пределах федерального судебного округа. Всего их девяносто четыре. Специальные суды первой инстанции (претензионный суд США - рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США, суд США по делам внешней торговли; налоговый суд США). Специальные апелляционные суды – это: -апелляционный суд США по федеральному округу -временный чрезвычайный апелляционный суд. Апелляционные суды принимают жалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а также жалобы на решения федеральных административных ведомств. Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США. В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат. Верховный суд не является конституционной структурой и формируется президентом "по совету и с согласия" Сената. Численность Верховного суда девять человек. Численность других федеральных судов устанавливается Конгрессом. Члены федеральных судов назначаются президентом по согласованию с сенатом. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента. Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|