Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная защита прав человека и гражданина




 

Статья 2 Конституции РФ установила важнейший базовый принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются в нашей стране высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства. При этом права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом.

Простое перечисление прав и свобод личности в Основном Законе страны является явно недостаточным, оно имеет место и в странах, в которых нет и намека на демократический государственный режим. Необходимо также наличие реальных гарантий реализации этих прав и свобод, реальной возможности их защиты в случае необходимости, а также признание государством своей ответственности за соблюдение и реализацию прав и свобод граждан.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) одной из задач закрепил защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина. Данной норме полностью посвящена одна из самых объемных глав - глава об ответственности за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан.

Специальные главы посвящены экологическим правонарушениям, правонарушениям в области информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции и Европейской конвенции о правах человека и гражданина детально разработана процессуальная часть КоАП РФ с целью гарантирования прав как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Любое постановление об административных правонарушениях, кем бы оно ни было принято, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящие судебные инстанции.

Важнейшее место в обеспечении соблюдения и реализации прав и свобод граждан, безусловно, занимает административное право. Основу предмета правового регулирования административного права составляют как раз общественные отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями - с другой по поводу реализации исполнительной власти и соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина. Именно органы исполнительной власти в большинстве случаев призваны обеспечить соблюдение и реализацию прав и свобод граждан, а именно с ними граждане контактируют чаще всего. Поэтому рассмотрение актуальных вопросов соблюдения и реализации прав и свобод граждан в сфере действия административного права является насущно необходимым.

В настоящее время можно выделить целый ряд направлений, входящих в область административного права. Среди таких направлений можно выделить реализацию исполнительной власти, повышение эффективности правовых средств противодействия коррупции, вопросы обжалования действий и решений государственных органов, административную юстицию, а также вопросы правовой ответственности государства при применении административно-принудительных мер.

Цель реализации исполнительной власти может определяться только исходя из положения, сформулированного в ст. 18 Конституции РФ, согласно которому именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти. Поэтому основная цель реализации исполнительной власти - соблюдение и содействие реализации прав и свобод граждан. Об этом забывать нельзя. Этот принцип должен быть включен в преамбулы положений обо всех органах исполнительной власти. К сожалению, данный принцип не находит достойного воплощения в деятельности государственной администрации. У большинства населения, когда-либо обращавшегося в государственные органы по самым разнообразным вопросам, обычно остается весьма негативное впечатление от такого обращения. Как отмечают некоторые исследователи, отказавшись от административно-командной системы, в России пока не удалось создать по-настоящему демократическую административную систему, которая предполагает не только реформы администрации, т.е. органов управления, но и реформу самого механизма администрирования, механизма принятия и исполнения решений, отношений, возникающих в этом процессе, а также порядка и организации внешнего контроля за деятельностью исполнительной власти.

Исполнительная власть обязана не только соблюдать и защищать права и свободы личности, но также содействовать их реализации, создавая соответствующие условия для граждан и как бы напоминая: «Не хотите ли вы реализовать то или иное право?» Конечно, в сегодняшних условиях это звучит довольно смешно, хотя необходимо учитывать, что во многих западных государствах практика уже давно идет по этому пути. Для России на сегодняшний день основная задача - обеспечить неуклонное соблюдение и защиту прав и свобод личности.

Достижению данной задачи должна была содействовать реализация Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., основными задачами которой являлись внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий; создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; организация предоставления государственных услуг в электронной форме; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Одна из основных проблем, ставящих преграду на пути эффективной реализации исполнительной власти, соблюдения, реализации и защиты прав и свобод личности, является широкая распространенность коррупции в России. Коррупция перечеркивает все усилия государства в сфере реализации задач той же административной реформы. В последние годы произошел существенный сдвиг в правовом обеспечении противодействия коррупции: 19 мая 2008 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции», 31 июля 2008 г. Указом Президента был утвержден Национальный план противодействия коррупции, 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а 17 июля 2009 г. - Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Кроме того, в десятки других федеральных законов внесены изменения и дополнения, касающиеся антикоррупционных мер.

Однако при этом, как справедливо отмечают некоторые авторы, исследующие вопросы противодействия коррупции, «…вместо ожидаемого снижения уровня коррупции, ее уровень имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породили еще большую коррупцию. Названное обстоятельство вызывает самую серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны».

Между тем, анализируя складывающееся противоречие, когда законодателем принимаются в принципе качественные правовые нормы, направленные на преодоление коррупции, а ее масштабы тем временем растут, можно сделать однозначный вывод о том, что никакая, даже самая выверенная и подготовленная правовая норма не в силах исправить положение без мер по ее воплощению в жизнь на практике, для чего нужна четко обозначенная политическая воля вести борьбу с коррупцией.

В этих условиях особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Особую актуальность в настоящее время приобретает развитие институтов административного и судебного обжалования гражданами действий и решений государственных органов и их должностных лиц. Эти институты являются одной из основ административного права, а их разработанность представляется необходимым условием построения правового государства.

Право на административное обжалование гражданами действий и решений государственных органов было поставлено на законодательную основу еще в 2006 г. с принятием Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Законом были закреплены формы обращений (предложение, заявление и жалоба), права гражданина при рассмотрении обращения, гарантии его безопасности в связи с обращением, требования к письменному обращению, обязательность принятия обращения к рассмотрению, порядок и сроки рассмотрения обращений.

Так как административные суды у нас отсутствуют, также отсутствует кодекс административного судопроизводства, в силу этого судебное обжалование действий и решений государственных органов и их должностных лиц осуществляется гражданами в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 ГПК РФ.

Здесь нельзя не обратить внимания на существенное противоречие. ГПК РФ в этом случае регулирует правоотношения, обладающие не частноправовой, а публично-правовой природой, а правила судопроизводства применяются практически одни и те же. Это является едва ли допустимым, так как в частноправовых отношениях субъекты равны между собой, а в административно-правовых отношениях, как правило, стороны между собой не равны: один является властным субъектом, а другой невластным. Поэтому регулировать судебные процессы по спорам различной юридической природы при помощи одного и того же кодекса представляется ошибочным.

Еще один аспект, на который необходимо обратить внимание, это разработка вопросов правовой ответственности государства при применении административно-принудительных мер к гражданам. В условиях правового государства граждане должны быть застрахованы от необоснованных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц и иметь возможность получить компенсацию за такие действия, если они имели место. Речь идет даже не столько о явно незаконных действиях, возможность обжалования которых в достаточном объеме урегулирована в российском законодательстве. Гораздо большего внимания заслуживают случаи, когда действия соответствующих должностных лиц государственных органов формально не противоречили закону, однако в результате были существенно нарушены права и свободы личности. Зачастую в подобных случаях в последующем выясняется, что применение подобных мер было явно нецелесообразным, а гражданин признается судом не совершившим никаких противоправных деяний.

Очевидно, что государство должно нести правовую ответственность за применение к гражданам административно-принудительных мер, если эти меры были явно незаконными, либо просто необоснованными и нецелесообразными в конкретной ситуации. Данный институт пока в нашей стране разработан недостаточно.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что российское административное право должно иметь четкую направленность на защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина, и иной главной цели у него быть не может. Функция внешнего регулирования административного права должна преобладать над функцией внутреннего регулирования деятельности государственных органов. Тогда реализация административно-правовых институтов будет иметь решающее значение в ходе построения правового государства в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...