Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая Совершенствование отношений в браке




Моя жена не хочет меняться»

Я спросил:

– В чем ваша проблема?

– Видите ли, дело в моем браке. Мы не ладим друг с другом.

– Ив чем именно вы не ладите?

– Ну, во-первых, моя жена во всем слушается свою мать. Она легко поддается влиянию, и ее мать губит наш брак.

– В каких еще областях у вас проблемы?

– Моя жена считает, что деньги растут на деревьях. Я зарабатываю достаточно хорошо, но ей все время мало. Она залезла в долги, и я не знаю, сможем ли мы когда-нибудь расплатиться.

– Итак, у вас проблемы с ее матерью и проблемы с деньгами. Что-нибудь еще?

– Много всего. Она ужасно меня раздражает. Все время чего-то от меня требует. Когда я прихожу домой с работы, она ведет себя так, как будто я – ее раб. Она всегда чем-то недовольна.

Еще какое-то время послушав его жалобы на жену, я спросил:

– Есть ли у вас идеи по поводу того, как разрешить эти проблемы?

Он ответил:

– Нет никаких идей. Мне хотелось бы знать, что делать. Если бы она только поняла, что я тоже человек! У меня тоже есть потребности, но она об этом не думает.

И, глядя на меня, он добавил:

– Если бы кто-то мог объяснить ей это!

Вам знакома такая картина? Иногда жены подобным образом критикуют мужей, но проблема одна и та же. Мы возлагаем ответственность за все на своих супругов. Мы описываем свои проблемы как ошибки своих партнеров. Мы говорим: «Моя проблема – это моя жена/мой муж. Я-то хороший человек, но мой партнер делает меня несчастным/несчастной».

Часто во время консультаций я даю паре бумагу и ручки и прошу написать, что им не нравится в партнере. Вам стоило бы посмотреть на эти списки. Некоторым не хватает одного листа. Они пишут яростно и быстро. Потом, через какое-то время, я прошу написать, каковы их собственные слабости. Результат просто поразителен. Обычно они могут вспомнить одну слабость и тут же ее записывают. Потом надолго задумываются, чтобы вспомнить вторую. Некоторым это так и не удается. Разве не интересно? У меня есть только один недостаток (ну, может быть, три или четыре), а у моего партнера их десятки.

Вынь бревно из глаза своего

Если бы мой партнер исправился, наш брак был бы счастливым, думаем мы. И мы придираемся к нему, ворчим, требуем, плачем, хлопаем дверью, приходим в отчаяние – все напрасно.

Мой партнер не хочет меняться, так что я обречен на несчастье. Не верьте этому! Ваш брак может стать лучше, улучшение может начаться сегодня же, независимо от поведения вашего партнера.

Улучшение возможно. О том, как этого достичь, говорит Иисус, и записано это в Матфея 7:1–5. Можете заменить в цитате слово «брат» словом «супруг», чтобы вам понятнее было, как этот принцип работает по отношению к браку.

...

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе [супруга] твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь [супругу] твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза [супруга] твоего.

Пожалуйста, поймите меня правильно. Я не хочу никого назвать лицемером. Я просто цитирую принцип Иисуса. Иисус говорит, что, если кто-то хочет усовершенствовать свой брак и изменить своего супруга (усердно старается вынуть сучок из его глаза), он тратит свои силы не на то. Следовало бы начать со своих собственных недостатков (с бревна в своем глазу).

Я не имею в виду, что у супруга нет слабостей или недостатков. Я хочу сказать, что не с них следует начинать. Когда наш брак неудачен, прежде всего мы должны задать себе вопрос: «В чем я неправ? Что я делаю не так?».

Может быть, такой подход покажется вам странным, ведь 95 процентов проблем возникает из-за вашего супруга! Так ведь? Вы не совершенны, но ваши недостатки невелики. Не более 5 процентов проблем исходит от вас. Предположим, что это так, хотя по размышлении процентное соотношение может измениться. Даже если от вас исходит всего 5 процентов проблем, улучшение должно начаться с вас. Иисус говорит: «Вынь прежде бревно из глаза твоего».

Как это сделать? Как вам вынуть «бревно» из глаза? Уединитесь с Богом, по возможности, в месте, где вы сможете говорить с Ним вслух. (Если отношения между вами и супругом враждебные, может быть, вам будет полезно заранее составить список его/ее недостатков. Это поможет вам психологически освободиться от мыслей о супруге и обратить внимание на собственные недостатки.)

Оставшись наедине с Богом, спросите Его: «Господь, что я делаю не так? В чем мои ошибки? Каковы мои грехи? Я знаю, что у моего супруга много недостатков, и я уже записал их, но сейчас я хочу знать, каковы мои грехи?». Возьмите в руки ручку и бумагу, потому что Бог ответит на молитву. Составьте список своих грехов.

Может быть, вы обнаружите в себе грех раздражения, который осуждается в Ефесянам 4:31: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Конечно, это партнер толкнул вас на такое поведение, но ведь это вы позволили себе быть раздраженным. Раздражение, направленное на одно из творений Бога, всегда греховно.

Может быть, вы найдете в себе грех недоброты, нарушение заповеди Ефесянам 4:32: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». «Но мой супруг тоже недобр ко мне», – возразите вы. Правильно, но это вы решаете, быть ли вам добрым к нему. Недоброта всегда греховна для христианина.

Может быть, вы обнаружите, что недостаточно любите своего супруга. Мы поговорим об этом позже, в главе 5, но позвольте мне сказать здесь, что любовь, описанная в 1 Коринфянам 13, – больше поступок или отношение, чем чувство. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» Если вы не проявляете такой любви к своему партнеру, вы грешите.

Святой Дух может напомнить вам о многих грехах. Запишите их и, когда больше не сможете вспомнить ни одного, откройте Библию и прочитайте 1 Иоанна 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Составив список, вы, по сути, исповедовались в своих грехах, согласились с Богом, что ваше поведение было неправильным.

Но я советую вам еще раз просмотреть свой список и снова согласиться с Богом, что такое поведение неправильно, поблагодарить Его за жертву на кресте и за прощение. Скажите своими словами: «Отец, это неправильно, очень неправильно. Как мог я быть таким неразумным? Я хочу поблагодарить Тебя за жертву на кресте – Христос уплатил за мой грех, и я могу быть прощен. Спасибо Тебе, Отец, за Твое прощение!».

Просмотрите свой список и примите Божье прощение каждой своей прошлой ошибки. Может быть, вы захотите уничтожить список в знак Божьего прощения. Бог не хочет, чтобы мы были придавлены грузом прошлых грехов. Мы можем быть прощены.

Непорочная совесть

Приняв Божье прощение, сделайте второй шаг в сторону совершенствования своего брака. Апостол Павел определяет его в Деяниях 24:16 как основной принцип своей собственной жизни: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».

Я полагаю, что это самый важный принцип умственного здоровья и, следовательно, здорового брака. Павел не утверждает, что никогда не грешил, скорее, что, если он грешил, то сразу же очищал свою совесть, сначала перед Богом, потом перед людьми. Мы очищаем свою совесть перед Богом, когда исповедуем свои грехи. Мы очищаем совесть перед партнером, когда идем к нему и признаемся в своих недостатках.

«Но что, если мой партнер не простит меня?» Это его проблема, а не ваша. Ваша задача – признать то, что вы сделали неправильно, и попросить прощения. Ответ вашего партнера – не ваша задача. Вы сделали, что могли, когда признали свою вину. Вы не делаете всего, что можете, пока не признаете свои грехи. Видите ли, вы не можете исповедаться в грехах своего партнера, но вы можете исповедаться в своих 5 процентах грехов.

Вы можете сказать партнеру своими словами, после обеда: «Детка, [или то обращение, которое вы предпочитаете], Бог обратился ко мне сегодня, и я понял, что во многом был неправ. Я исповедался Богу и хочу попросить прощения у тебя. Я был очень эгоистичен, когда требовал от тебя, чтобы… Я поступил плохо, когда… Я не смог удовлетворить твою потребность в… Я хочу спросить, ты простишь меня?». Называйте свои грехи как можно конкретнее, и перед партнером, и перед Богом. Дайте ему/ей возможность ответить.

И что будет, когда вы сделаете это? Это будет рассвет нового дня. С другой стороны, ваш партнер может сказать: «Ну да, мне уже приходилось слышать нечто подобное, и я тебе не верю». То, что сделаете в таком случае вы, покажет, придется ли вам снова исповедоваться перед Богом и готовы ли вы усовершенствовать свой брак. Если вы разразитесь слезами, начнете ругаться и кидаться посудой, вам придется снова просить у Бога прощения.

Почему бы не сказать в ответ: «Я понимаю твои чувства. Я знаю, что и раньше исповедовался в грехах, и много раз мне не удавалось быть таким, каким я хотел бы быть. Я понимаю, тебе трудно поверить, что на этот раз все будет по-другому».

Не делайте поспешных обещаний на будущее. Сейчас вы говорите о прошлом. Скрепите свое обещание объятиями и поцелуем. Улыбнитесь, даже если вас оттолкнут.

Не беспокойтесь о реакции партнера на ваше признание. Не ждите, что он упадет на колени и исповедуется в своих ошибках. Он может поступить и так, и это будет замечательно! Вы проведете вместе дивный вечер. Но негативные чувства так быстро не исчезают. Личная гордость мешает всем нам. Дайте Богу время, чтобы воздействовать на вашего супруга. Когда вы исповедуетесь в своих ошибках и очистите свою совесть перед Богом и супругом, вы сделаете для своего супруга лучшее, что только можете. Может быть, он не ответит вам тем же, но ему станет гораздо проще признать свои заблуждения.

Мы не можем манипулировать людьми. Каждый человек обладает свободной волей. Мы можем быть полными ненависти, злобными, подлыми даже перед лицом исповеди. Но ваш брак станет лучше, даже если ваш супруг никогда не признается в своих заблуждениях, потому что теперь вы обретете позитивный стимул для улучшения отношений. Теперь вы сможете быть частью решения проблемы, а не частью проблемы.

Многие пары переживают застой отношений, потому что позволили стене вырасти между ними. Стены всегда вырастают постепенно. Кому-то из партнеров что-то не удается. Может быть, это пустяковая проблема – например он не вынес мусор, или что-то более серьезное – не удовлетворил сексуальных потребностей супруга. Вместо того чтобы разобраться с этой проблемой, мы ее игнорируем. Мы оправдываем себя, думая: В конце концов, чего он ждал от меня? Я свои обязанности выполняю! Почему он не думает о моих потребностях?

Когда по той или иной причине одна неудача следует за другой, между двумя людьми, недавно «любившими друг друга», вырастает длинная, высокая и толстая стена. Общение прекращается, остается только раздражение.

Как разрушить такую стену? Уничтожая моменты непонимания один за другим. Когда мы признаем свои ошибки как можно конкретнее, мы уничтожаем то, что препятствует росту. В идеале разрушение стены должно происходить с обеих сторон, но, даже если вы начнете рушить ее один, вашему партнеру будет проще присоединиться к вам. Если вы оба хотите разрушить стену, которая вас разделяет, на ее руинах вы можете построить прекрасные отношения.

Когда благодаря исповеди и прощению стена разрушается, мы должны выработать привычку сразу же признаваться во всех последующих грехах. Мы не должны позволить стене вырасти вновь. Исповедь должна стать образом жизни.

Несколько месяцев назад, во время одной из лихорадочных попыток вовремя привезти детей в школу, я спросил свою жену:

– Кэролайн, где мой портфель?

Она ответила:

– Не знаю.

Я повторил вопрос громче:

– Давай же, Кэролайн, я спешу. Где мой портфель? Вчера вечером я положил его сюда, на комод, а теперь его нет. Куда ты его убрала?

– Гэри, я не знаю, где твой портфель, – с чувством повторила она.

Мы еще пару раз повторили то же самое: те же слова, но все более громко. К этому моменту я действительно вышел из себя. Очевидно, что жена переложила куда-то мой портфель, но даже не вспомнила, куда. В гневе я, наконец, вытащил детей из дома и повез их в школу. По дороге я мягко разговаривал с ними об их учебе, но, высадив их, снова стал сердиться на Кэролайн, куда-то убравшую мой портфель. Все 15 километров от школы до офиса я думал: Как я мог жениться на такой разгильдяйке? Мне нужен мой портфель. Без него я не могу работать. Что я буду делать сегодня?

Ответ на свой вопрос я получил в тот момент, когда вошел в офис. Там восседал мой портфель на том самом месте, где я оставил его накануне.

В этот момент у меня была возможность выбора. Я мог забыть обо всем и пообещать себе, что жена никогда не узнает, где я нашел свой портфель, надеясь, что она меня не спросит об этом. Я мог оправдать свое поведение переутомлением, недосыпанием и т. п. Или же я мог повести себя так, как советую другим, – исповедаться в своем грехе и попросить прощения.

Так что я обратился к Богу и сказал: «Боже, как я мог быть таким глупцом? Прости меня за то, как я обращался с Кэролайн, – за недостаток любви, недоброту, критику и обвинения, за раздражительность. Спасибо Тебе, Отец, за распятого Иисуса. Спасибо Тебе за плату, которую Ты уплатил. Спасибо Тебе за прощение». Я очистил совесть перед Богом.

Потом я позвонил домой.

– Кэролайн, я… хм… я… хм… нашел свой портфель.

– Да, – сказала она.

– Он был здесь, в офисе, – поспешно продолжил я. – Мне очень жаль, что я так говорил с тобой. Это было ужасно, это было неправильно, и я хочу спросить тебя: ты меня прощаешь?

Знаете, что она ответила?

– Я знала, что ты позвонишь!

Почему? Потому что мы обещали друг другу не позволять стене расти. Она знала, что я не буду оставлять нерешенных проблем. Жизнь слишком коротка, чтобы позволять стенам расти. Зачем зря тратить жизнь? Стена не вырастет между вами, если вы будете рассматривать проблемы сразу после их появления.

Служение святого духа

Третий шаг должен сопровождать первые два. Фактически, если мы не признаем третьего шага, вряд ли мы сделаем первые два.

Я говорю о служении Святого Духа в жизни христианина. Именно Святой Дух увещевает нас, когда мы неправы (Евр. 12:5), и побуждает нас исповедоваться. Он воистину – «Бог с нами», Он пребывает в каждом верующем (Рим. 8:9). Он назван Утешителем, Который пребудет с нами вовек (Ин. 14:16). Он назван также «Духом истины», задача Которого – напоминать нам об истине, чтобы мы могли жить соответственно (Ин. 14:17; 16:13). Он становится нашим Учителем и напоминает нам об учении Иисуса (Ин. 14:26). Его задача – порождать в нас качества и свойства, которые проявлялись в жизни Иисуса; Павел называет их «плодом Духа», и плод этот – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).

Обратите внимание, что эти качества названы «плодом Духа», а не плодом самовоспитания. Жизнь христианина – это не старание быть таким, как Иисус. Нет, это подчинение нашей жизни Святому Духу, чтобы Он мог проявить в нас качества Иисуса.

Мы не можем трудиться достаточно усердно, чтобы породить мир. Мир – это следствие полного подчинения Святому Духу. То же самое относится к радости, терпению, кротости, благости и всем перечисленным выше качествам. Ключ к победе христианина – признать и принять контроль Святого Духа.

В Ефесянам 5:18 нам велено не упиваться вином, но «исполниться Духом». То есть мы не должны подчиняться действию вина, но должны подчиняться действию Святого Духа. Каждому христианину следует исполнять эту заповедь. Человек может сознательно предпочесть, чтобы вино управляло его действиями; подобно этому, христианин сознательно предпочитает подчиниться Святому Духу.

Быть исполненным Духа – не какое-то необыкновенное эмоциональное переживание, хотя наши эмоции могут в нем участвовать. Это скорее подчинение нашей жизни Святому Духу. Дух пребывает во всех христианах (Рим. 8:9), но не все христиане подчинены Ему. К этому подчинению нас призывает Ефесянам 5:18.

Как же мы исполняемся Святым Духом, или подчиняемся Святому Духу? Исповедовавшись в наших грехах и приняв Божье прощение, мы просим Его исполнить нас, или полностью управлять нами с помощью Его Духа. Мы просим Святого Духа править в нашей жизни. Бог ответит на эту молитву, потому что обещано: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14–15). Мы знаем, что исполнение Духом соответствует Его воле, потому что в Ефесянам 5:18 велено исполняться Духом. Следовательно, когда мы просим Его исполнить нас, или управлять нами, мы знаем, что Он сделает это.

Мы подчиняем свою жизнь Духу в вере. Мы не ждем какого-то необычного эмоционального переживания и не просим о нем. Исповедовавшись в своих грехах и попросив Его управлять нами, мы просто начинаем верить, что Он правит нашей жизнью, и мы делаем то, что должно быть сделано. Мы уповаем на Духа, Который дает нам способность обращаться с ближними так, как подобает искупленным.

Обычно последовательность событий при применении этих принципов в браке бывает следующей.

1. Я понимаю, что мой брак не таков, каким должен быть.

2. Я перестаю обвинять своего супруга и прошу Бога показать мне, в чем моя вина.

3. Я исповедуюсь в грехах и принимаю Божье прощение, согласно 1 Иоанна 1:9.

4. Я прошу Его исполнить меня Его Духом и дать мне силу для конструктивных изменений в моей жизни.

5. С помощью Его силы я иду к моему супругу, признаюсь в своих ошибках и прошу прощения.

6. С помощью Его силы я собираюсь изменить свое поведение, речи и отношение, согласно принципам, которые я узнал из Писания.

Эти шаги призваны усовершенствовать ваши отношения в браке.

Как помочь вашему супругу справиться с его сучком

Я вовсе не утверждаю, что вы не должны обсуждать недостатки вашего супруга. Позвольте мне привести вам личный пример связи признания в своих ошибках с обсуждением ошибок другого.

Прошлым летом в одну из суббот мы с женой обедали с нашими двумя детьми, наслаждаясь прекрасным видом из окна. Птички пели, цветы цвели, сердца наши радовались, пока моя жена не объявила, что собирается поехать с нашим сыном в магазин, чтобы купить ему ботинки. Объявив это, она уехала. Грязная посуда осталась на столе.

Я – взрослый человек, и, конечно же, я ничего не сказал ей, но, когда она уехала, я ушел на задний двор, уселся поудобнее в своем кресле-качалке и начал сердиться. По натуре я склонен к меланхолии, поэтому мысли у меня были мрачные.

В конце концов, этой мой единственный выходной. Я всегда стараюсь быть дома по субботам. Она домохозяйка, на работу ей ездить не надо. Она может поехать в магазин в любой день недели. Почему она ждала субботы? Очевидно, она меня не любит, в противном случае не оставила бы меня одного. Хотя нет, она не оставила меня одного. Она оставила меня наедине с грязной посудой. По крайней мере, она могла бы убрать со стола. Она ждет, что я это сделаю. Хорошо, я ей покажу! Я ей не слуга.

Мысли мои становились все мрачнее, и мне удалось почувствовать себя несчастным, несмотря на пение птиц и цветы. Потом я начал понимать – очень постепенно, как будто Бог боялся нарушить мое меланхолическое настроение, – что это пример к моей лекции на тему «Узри бревно в своем глазу». Я вспомнил слова Иисуса: «Вынь прежде бревно из твоего глаза».

Обратившись к Богу, я сказал: «Господи, как же я глупо себя веду! Как нелепо! Что же со мной не так, если я расстроился из-за того, что жена моя поехала в магазин?». Я быстро нашел ответ на этот вопрос. Во-первых, я судил о причинах поведения своей жены, когда сказал, что она не любит меня и не думает обо мне. От таких осуждающих мыслей Иисус предостерегает в Матфея 7:1. (Кстати, так судить неразумно, потому что никто не может понять мотивов поведения другого человека, если тот сам не расскажет о них.)

Во-вторых, мои рассуждения были очень эгоистичны. Исповедовавшись в этом и приняв Божье прощение, я подчинил свою жизнь Святому Духу и смог вымыть посуду с оптимистическим настроем и позитивным отношением к жене.

Вечером того же дня, когда дети пошли спать, я получил возможность рассказать жене о дневной проблеме. «Знаешь, детка, – сказал я, – мне пришлось побороться с собой сегодня днем. Я согрешил, и Богу пришлось сообщить мне об этом. Теперь я исповедался в своем грехе, и Бог меня простил, но я думаю, может быть, тебе захочется узнать об этом».

Могла ли она отказаться меня выслушать? Я рассказал ей о своем отношении и мыслях, и о том, что я был неправ. Мне не обязательно было исповедоваться перед ней, потому что она даже не видела моего греха. Я исповедался перед Богом, но ей я все рассказал ради нашего единства. Единство достижимо только тогда, когда мы готовы говорить не только об успехах, но и о неудачах. Когда я рассказал своей жене о проблеме и своей исповеди перед Богом, она была готова обсудить свой поступок, и мы приняли кое-какие решения на будущее, приемлемые для нас обоих. Видите, моя исповедь создала благоприятную обстановку для конструктивного обсуждения ее поступка.

Следует отметить, что в этом примере моя жена не совершила никакого морального проступка. Ездить в магазин в субботу – не грех. Это я согрешил. Когда я признал свою неудачу, вместо того чтобы показывать пальцем на нее, она смогла свободно обсудить свое поведение и спросить меня: «Что я могу сделать, чтобы помочь тебе с твоей проблемой?».

Насколько другим оказался бы результат, если бы я решил оставаться несчастным и позволил раздражению расти! Когда жена вернулась бы домой, я начал бы осуждать ее или мрачно молчал, вынуждая расспрашивать меня, что случилось. Я мог умолчать обо всем, затаить недовольство в себе, и это недовольство накапливалось бы внутри. Вести себя так было бы неразумно.

Когда в отношениях возникает какая-то проблема, за нее отвечают оба супруга. Один может быть более виноват, другой – менее, но для восстановления отношений должны трудиться оба. Каждый должен признать свою неправоту, и это – все, что лично он может сделать. Исповедь – личное действие. Каждый из нас свободен решать, будет он признавать свою вину или нет. Предоставив другому эту свободу, мы можем лишь признать свои собственные ошибки, и наше признание может побудить к признанию супруга.

Выводы

В этой главе мы говорили о стратегии усовершенствования отношений в браке. Шаги, которые мы предлагаем выше, изменили много семей и помогли им расти. Эти принципы можно применять в течение всего периода совместной жизни.

После того как вы сделаете первую длинную исповедь, вам больше не придется составлять список своих недостатков, вы будете разбираться с ними по одному. Когда вы осознаете в себе грех, раздражение и злобу, недостаток открытости в отношениях, первым делом спрашивайте: «Господь, что со мной не так? Почему эта ситуация так меня расстраивает? Чего я не сделал, если мой партнер так себя ведет? Даже если он/она совершенно не прав/не права, что не так в моем отношении? Правильна ли моя реакция на его/ее поведение?».

Если вы видите, что неправы, исповедуйтесь в своем грехе, примите Божье прощение и попросите Его Духа управлять вами. Не люди «делают нас несчастными». Мы сами выбираем это. Непосредственная реакция, возникающая после поступка вашего партнера, может возникнуть автоматически и быть неконтролируемой, но то, что вы сделаете с вашим чувством, зависит от вас. Если вы готовы исследовать свое сердце и исповедоваться во всех прегрешениях, вы обретете внутренний мир, даже если внешняя ситуация не очень вас радует. Человек, который в мире с самим собой, скорее будет вносить в отношения конструктивный момент, чем тот, кто усложняет ситуацию.

Ваш брак может усовершенствоваться, даже если ваш партнер не хочет меняться. Один из супругов может изменить брак к лучшему, даже когда другой не хочет ничего улучшать. Я не говорю, что ваш брак может стать идеальным, полностью удовлетворяющим вас во всех отношениях. Для этого необходима работа обоих супругов и помощь Бога. Но вы увидите существенные улучшения в ваших отношениях даже тогда, когда готовы меняться только вы.

Если вы будете вести себя так, как предложено в этой главе, вы сделаете первый, самый важный шаг к усовершенствованию брака. Кто знает, что совершит Бог с вашим супругом, если вы будете помогать Ему, а не мешать?

Развивающие задания

Для супружеских пар

1. Составьте список слабостей вашего партнера. В чем его/ее недостатки? (Позже мы поговорим о том, как пользоваться этим списком. А сейчас просто составьте его, чтобы иметь возможность заглянуть в него при необходимости.)

2. Прочтите следующие отрывки Библии: Матфея 7:1–5; Деяния 24:16; 1 Иоанна 1:9.

3. Составьте список своих собственных грехов и исповедуйтесь в них перед Богом так, как описано в этой главе.

4. Попросите о том, чтобы Святой Дух управлял вашей жизнью, и примите Его контроль в вере.

5. Как человек, прощенный Богом и руководимый Духом, расскажите супругу о своих недостатках и попросите у него/нее прощения.

6. Каждый раз, когда вы неправильно себя ведете или испытываете злые чувства, немедленно замечайте свой грех и принимайте прощение. Тренируйтесь, чтобы всегда иметь непорочную совесть перед Богом и супругом.

7. Жизнь слишком коротка, чтобы ссориться с кем-либо. Вы заслужили непорочную совесть. Исповедь грехов и просьба о прощении – путь к освобождению. Зачем ждать?

Для холостых

1. Принцип непорочной совести касается и тех, кто еще не вступил в брак. Исследуйте свои отношения и поступки. Нужно ли вам в чем-то исповедаться перед Богом? Перед своим партнером? Сделайте это сейчас.

2. Подчинена ли ваша жизнь Святому Духу? Он – ваш величайший Союзник. Почему бы не подчиниться Ему прямо сейчас?

3. Может быть, в вашей жизни есть другие люди (родители, сотрудники, соседи и т. п.), в отношениях с которыми присутствует раздражение или горечь, с которыми вы грубо вели себя или грубо говорили. Игнорируя проблемы, вы не решите их. Исповедуйтесь в своем поведении перед Богом, потом – перед человеком. Постарайтесь очистить свою совесть от прошлых неудач.

4. Обсудите этот принцип с вашим партнером. Согласны ли вы сделать этот принцип исповеди своим жизненным принципом?

5. Когда мы признаем свои неудачи, каждая наша исповедь становится для нас ступенькой духовного роста. Если мы замалчиваем свои неудачи, они становятся для нас камнем преткновения. Не пора ли сделать уборку?

Я ее больше не люблю»

А ы уже говорили о роли любви, когда ранее J У А обсуждали свидания и отношения до брака. Теперь мы хотим взглянуть на роль любви в контексте брака. В течение последних нескольких лет я просил несколько групп на семинарах дать мне определение любви. Определения оказались очень разными. Некоторые ставили акцент на эмоционально-физической стороне любви, другие – на альтруизме, или самоотдаче. Больше всего мне понравилось такое определение: «Любовь – это слово из шести букв, в состав которого входят четыре согласных – Л, Б и В, две гласных – Ю и О, мягкий знак и два безумца – ты и я».

Я не стану пытаться дать определение любви, но хотел бы указать на два очень интересных места Писания. В Ефесянам 5:25 мужьям велено: «Мужья, любите своих жен»; а в Титу 2:3–4 женщинам постарше дается наставление, чтобы они «вразумляли молодых любить мужей». Я хочу напомнить вам, что грамматический оборот в Ефесянам 5:25 – такой же, как в Ефесянам 5:18, где мы читаем: «Исполняйтесь Духом». Это заповедь.

Почему мужу надо заповедовать любить жену, а жену необходимо учить любить мужа? Разве брак основан не на любви? Разве не поэтому люди вступают в него изначально? Большинство пар говорит мне именно об этом, когда мы обсуждаем проблему брака. Почему тогда после вступления в супружеские отношения надо заповедовать мужу и жене любить друг друга?

Может быть, то, что мы называем любовью, – вовсе не любовь? Может быть, для большинства пар любовь приходит после свадьбы, если вообще приходит? Вспомните все знакомые вам супружеские пары. Создайте атмосферу конфиденциальности и попросите их оценить по десятибалльной шкале причину, по которой они вступили в брак. Попросите их быть максимально честными.

Допустим, единица будет означать удовлетворение собственных потребностей, а десятка – заботу о благополучии партнера. По какой причине они на самом деле вступили в брак? Позвольте мне сообщить вам, что вы обнаружите. Я предсказываю, что немногие поставят себе отметку выше пяти. Если мы честны, большинство из нас думает о том, что мы получим от отношений, – насколько хорошо это будет для нас. И вот какой вопрос мне хочется поднять: разве это любовь?

Давайте посмотрим 1 Коринфянам 13:4–8, где приводится лучшее описание (не определение) любви, когда-либо мною виденное. Прочитайте этот отрывок медленно, думая о значении, которое он имеет для брака. Большинству людей он нравится, как стихи, но они не видят практического применения данных строк.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».

Этот отрывок слишком важен, чтобы понять его сразу, поэтому отметим лишь несколько основных идей. Любовь терпелива и добра, она никогда ничего не требует; она не «всезнающа», но склонна к пониманию и не раздражается; она вежлива; она проявляет максимально позитивное отношение к проблемам.

Все эти характеристики любви основаны на заботе о благополучии любимого.

Мне хотелось бы задать еще один вопрос. Требуют ли эти качества любви, чтобы вы испытывали «теплые чувства» к любимому? Не спешите с ответом. Насколько сильными должны быть ваши чувства, чтобы вы проявляли милосердие? Ранее я упоминал о «мурашках», о том эмоционально-физическом влечении, которое мы иногда испытываем по отношению к представителям противоположного пола. Нужны ли нам «мурашки», чтобы быть вежливыми? Можем ли мы быть терпеливыми по отношению к супругу, не испытывая «теплых чувств»? Видите ли, любовь, описанная в 1 Коринфянам 13, основана на не эмоциях, но на отношении и поведении. Отношение и поведение находятся у нас под контролем.

Часто пары приходят ко мне, когда у них возникают сложности в браке. Они собираются расстаться, а когда я спрашиваю о причине, они рассказывают о своих ссорах и завершают рассказ фразой: «Мы больше не любим друг друга». Считается, что это веская причина. Единственный выход – развод. Мы ведь ничего не можем с этим сделать! Мы просто «больше не любим друг друга». Это «вне нашего контроля». «Мне хотелось бы любить ее, – сказал мне один муж, – но уже слишком поздно. Слишком много всего случилось».

А знаете, что? Я в это не верю. Если вы поддерживаете такую точку зрения, не ходите ко мне. Я оказал бы вам дурную услугу, если бы подталкивал вас к мысли о том, что ваше супружеское счастье – вещь, которую вы не контролируете.

Позвольте мне прочитать вторую половину фразы, которую я уже начинал цитировать раньше. В Ефесянам 5:25 мы читаем: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Вы готовы ответить на вопрос? Каким было поведение церкви, когда Христос предал Себя за нее? Разве люди, которых Он возлюбил, были добрыми, внимательными и терпеливыми по отношению к Нему? Напротив, лучший из них проклял Его и сказал: «Я Его не знаю» (Мф. 26:74). В Римлянам 5:8 сказано, что Бог возлюбил нас, в то время как мы были скверными, эгоистичными и достойными лишь ненависти, и проявилась любовь эта в том, что Христос умер за нас.

Бог возлюбил нас, хотя мы не были достойны любви. Так и муж должен любить свою жену даже тогда, когда она, по его мнению, ведет себя неправильно. А если жена ведет себя идеально? Видите ли, любой мужчина способен любить женщину, которая любит его. Нам не надо это заповедовать. Такой тип любви нам знаком еще до вступления в брак. Я был мил с нею, потому что она была мила со мной, но как я отреагирую, если мой партнер не будет милым? Вот где нам помогает библейская заповедь.

Мне велено любить свою жену, а ей велено любить меня, как бы мы ни вели себя друг с другом. Именно такой тип любви, скорее всего, вызовет положительную реакцию со стороны партнера. Если я буду вести себя по-доброму, с пониманием, терпеливо и вежливо, ей будет легче отвечать мне тем же.

Это не значит, что она обязана будет любить меня. Она может предпочесть не делать этого. Вот почему в конечном итоге успешный брак не может быть достигнут усилиями одного партнера. Необходимо, чтобы оба любящих человека старались максимально улучшить свои отношения. Но если я как личность выбираю любовь, ситуация становится более благоприятной. Я всегда могу сделать свой брак лучше, и любовь – мое сильнейшее оружие.

Было бы нечестно, если бы я не добавил здесь: вряд ли вы когда-нибудь сможете проявить такую самоотверженную любовь без помощи Святого Духа. В Писании сказано: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Способность отвечать любовью исходит от Бога. Я могу стать проводником Божьей любви к моей жене. Никто во вселенной не находится в более благоприятном положении, чем я, чтобы выразить Его любовь к моей жене. Я не должен пренебрегать этой возможностью. Если я готов обратиться к Богу, признать свой недостаток любви, даже свою ненависть и раздражение, принять Его прощение и попросить Его любить мою жену через меня, я могу стать лучшим из возлюбленных.

Обычно происходит следующее. Моя жена делает что-то, что я считаю неправильным, или, что еще хуже, не делает чего-то, что, по моему мнению, должна сделать. Я тут же начинаю испытывать по отношению к ней негативные чувства. Эти негативные чувства могут родиться непроизвольно и не подчиняться моему контролю. Но то, что я сделаю с этими чувствами, находится под моим контролем.

Если я буду следовать своей низменной натуре, я выражу эти чувства в резких словах или мрачном молчании, сделав нас обоих еще более несчастными. Мое негативное поведение вызовет у нее негативную реакцию.

Если же я предпочту не идти на поводу у своих отрицательных эмоций, я могу стать проводником любви. Я могу поблагодарить Бога за то, что сила Его поможет мне не вести себя негативно только потому, что я испытываю отрицательные эмоции; я могу попросить Его помочь мне выразить Его любовь и обратить всю ситуацию на благо.

Вопреки популярным психологическим представлениям, не все наши отрицательные эмоции нуждаются в выражении. Некоторые из них следует скрывать. Только когда я подкрепляю свои негативные чувства размышлениями и действиями, я оказываюсь виноват. В мире полно пар, которые достигли грани разрыва, потому что выражали все свои отрицательные чувства, связанные друг с другом. Я не имею в виду, что мы должны отрицать такие чувства, но лучше выражать их перед Богом, благодаря Его за то, что нам не обязательно идти у них на поводу.

Кто-то говорит: «Ладно. Вы говорите, что я должен любить супруга, что бы я ни чувствовал. Разве это не лицемерие?».

Нет, это не лицемерие, если вы не утверждаете, что чувствуете то, чего не чувствуете на самом деле. Когда вы проявляете доброту, совершая какой-либо поступок или делая подарок, вам не обязательно говорить о каких-либо теплых чувствах. Вы просто добры. Вы можете ничего не чувствовать или даже испытывать негативные чувства. Но, поступив с любовью, вы, скорее всего, ощутите любовь супруга, что, в свою очередь, настроит ваши эмоции на более позитивный лад. Часто с негативными чувствами легче бывает расстаться, игнорируя их, чем когда вы их лелеете.

Тысячи браков можно было бы спасти, е<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...