Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональные деструкции и эмоциональное выгорание

План

1. Педагогическая деятельность: структура и специфика

2. Профессиональные деструкции: варианты проявления

3. Эмоциональное выгорание. Специфика выгорания преподавателя вуза

Педагогическая деятельность, как сложная динамическая система, имеет специфическую структуру и отличается по содержанию от других видов деятельности полифункциональностью.

В структуре деятельности преподавателя вуза выделяют следующие составляющие: научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность, методическая, организационно-комуникативаная, общественная, профориентационная, управленческая и др. Главным результатом преподавательской деятельности является профессиональное развитие личности. Результаты научной деятельности находят свое выражение в практической деятельности, в процессе которой преподаватель вуза, какую бы научную дисциплину он не преподавал, все-таки реализует цели профессиональной подготовки.

Наряду с общепринятыми функциями педагогической деятельности (проектировочная, информационная, прогностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, контрольно-оценочная) у преподавателя высшей школы выделяют и такую специфическую функцию как производственно-техническая: создание УМК, планирование и подготовка занятий, изучение научно-технической информации, участие в научных обществах, руководство научным творчеством и т.п.

Многофункциональность преподавательской деятельности, социальная значимость ее результативности обусловили высокие требования к профессионализму, компетентности преподавателя вуза.

Высокие требования, выраженность контрольно - оценочной функции, эмоциогенность общения - предпосылки личностных изменений, которым подвержены профессионалы сферы «человек-человек»: в периоды кризисов профессионального развития могут проявиться профессиональные деструкции, профессиональные деформации, эмоциональное выгорание.

Сходство профессиональных деформаций и профессиональных деструкций состоит в том, что и то и другое негативно сказывается как на самой личности, так и на профессиональной деятельности, ухудшая ее продуктивность. Отличие: деструкции предполагают более глубокие изменения (нарушающие целостность личности, ее структуры, дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания, утрата ранее имевшихся трудовых и профессиональных умений и навыков). Профессиональные деформации - это некоторые перекосы развития личности, изменения формы, заострение, огрубление и перенесение вовне профессиональных привычек, стиля мышления и общения. Профессиональная деформация имеет адаптивный характер, то есть не всегда вредна для личности Профессиональные деформации рассматривают в качестве одной из форм проявления профессиональных деструкций.

Профессиональные деструкции преподавателя - это образующиеся в процессе выполнения педагогической деятельности негативные качества, меняющие профиль личности преподавателя и приводящие к дезинтеграция его личностного и профессионального развития, снижающие продуктивность труда и эффективность взаимодействии с участниками педагогического процесса.

К профессионально-типологическим деструкциям личности преподавателя вуза относятся профессионально обусловленные акцентуации характера, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность, стагнация.

Исследователи выделяют специфические профили деструкций у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности:

· до 3 лет характерны деструкции в сфере профессионального развития (профиль «профессиональная некомпетентность - профессиональное отчуждение»);

· от 3 до 5 лет характерны деструкции в сфере «личность - паттерны социального взаимодействия» (профиль «профессиональные деформации - выученная беспомощность»;

· от 5 до 10-15 лет и от 15 лет и более характерны деструкции в личностной сфере (профиль «профессионально обусловленные акцентуации характера - профессиональные деформации»)

· от 15 лет и более помимо деструкций в личностной сфере, характерны деструкции в сфере «личность - профессия» («профессиональные деформации - профессиональное отчуждение»).

Наиболее изученным и наиболее распространенным видом деструкций являются профессиональные деформации: авторитарность, демонстративность, догматизм, доминантность, педагогическая индиферентность, консерватизм, агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, дидактичность. Степень выраженности деформаций определяется стажем работы, содержанием профессиональной деятельности, индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональные деструкции преподавателя высшей школы необходимо рассматривать с учетом личностного компонента (акцентуации характера, агрессивность, эмпатийность, ригидность и др.), отдельных аспектов самоактуализации, профессиональной идентичности, профессиональной «Я - концепции», особенностей системы осознанной саморегуляции. Только тогда можно выявить причины их проявления и подходы к предупреждению.

Примеры часто встречающихся деструкций:

· деструктивная мотивация: отказ от моральных принципов в работе с заочниками, когда этика профессионала (как нравственная норма) подменяется этикой прагматизма (условий нет, платят мало, можно относиться к работе формально)

· психологический террор на кафедре: деструктивное поведение сотрудников. Обозначается термином моббинг – это психологическое насилие, объектом которого становятся коллеги по работе. Проявляется моббинг в виде различных форм агрессивного поведения: психологические притеснения работника, происходящие на протяжении длительного времени и включающие в себя негативные высказывания, необоснованную критику в адрес работника, его социальную изоляцию, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п. Цель моббинга – вывести сотрудника из психологического равновесия. В обыденном сознании это называется «гнобить» человека.

Варианты моббинга:

1) вертикальный – «боссинг» (bossing – от англ. boss – хозяин, шеф), когда психологический террор в отношении работника исходит от начальника; 2) горизонтальный – «буллинг» (от англ. bullying – тиранить, издеваться, донимать), когда психологический террор исходит от коллег.

Обычно боссинг, направленный на одного из работников, сопровождается созданием группировок в организации, подключением к психологическому давлению на работника и других членов организации.

Психическое давление со стороны руководителя кафедры по отношению к одному (а затем другому и т.д.) ее члену выступает в качестве запускающего механизма для горизонтального моббинга (буллинга) и делает кафедру неработоспособной.

В российской практике кроме вертикального и горизонтального моббинга имеет место и так называемый институциональный моббинг. Под ним понимается моральное преследование работников с использованием таких институтов, как аттестация персонала, квалификационные экзамены, рассмотрение служебных споров. Применительно к деятельности персонала кафедр потенциально к институциональному моббингу может быть отнесен определяемый Трудовым кодексом РФ конкурсный отбор преподавателей, предшествующий заключению с ними срочного трудового договора.

Особенностью моббинга на кафедре вуза является то, что в качестве объекта моббинга зачастую становится высококвалифицированный преподаватель, проявляющий свою самостоятельность и «субъектность». Самостоятельность субъекта труда проявляется не в исполнительности, а в творческом способе осуществления деятельности, в активном проявлении личностью своей профессиональной компетентности. Самостоятельная личность в коллективе самодостаточна, но у нее больше проблем и ей труднее успешно работать и жить в контексте ожиданий среды. Такой специалист в первую очередь подвергается моббингу, у него всегда первый шанс на увольнение как неудобного, неугодного работника. Конечно, он не лишен недостатков как любой человек. Но, в отличие от «приспособленца», он непрерывно развивается и самосовершенствуется, он неординарен, отличается от «усредненного» большинства.

Одной из причин, запускающей механизм моббинга, является скрываемое до поры внутреннее напряжение коллектива. Оно возникает по разным причинам, связанным с организацией труда. Это и неясность стратегий и целей, и неодинаковые требования начальника к разным сотрудникам, и постоянная «перетасовка» учебной нагрузки между преподавателями, и отсутствие перспектив сохранения за преподавателем разработанной им учебной дисциплины, и уравниловка при оплате, независимо от научно-педагогической результативности и т.п. И как только кто-то из сотрудников чем-то спровоцирует некую агрессию в свой адрес – эта разовая агрессия, подогреваемая накопившимся всеобщим напряжением, перерастает в эмоциональную травлю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...