Фгбоу впо «государственный аграрный
Методические указания К выполнению контрольной работы По дисциплине «Электропривод» студентами ИДО специальностей 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 110800 «Агроинженерия»
Тюмень УДК 621.34:631.3 (075) Андреев Л.Н., Жеребцов Б.В. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Электропривод» для специальностей 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 110800 «Агроинженерия» Методические указания. — Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2014. - 17 с.
В методических указаниях рассмотрена подробная методика расчёта механической и электромеханической характеристик асинхронного электродвигателя, механической характеристики рабочей машины. Приведен графоаналитический метод построения пусковой нагрузочной диаграммы.
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………..4 Данные по вариантам…………………………………………………….5 1.1 Рассчитать и построить механическую характеристику электродвигателя по пяти точкам…………………….7 1.2 Расчет механической характеристики по формуле Клосса………..8 1.3 Расчет электромеханической характеристики……………………...8 1.4 Расчет механической характеристики при понижении напряжения на 25%............................................................................9 2. Расчет механической характеристики рабочей машины…………..10 3. Построение пусковой нагрузочной диаграммы…………………….11 4. Расчет потерь энергии при пуске и реверсе электродвигателя……15 Приложение №1…………………………………………………………16 Литература……………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ Преобладающее количество рабочих машин, применяемых в народном хозяйстве, имеют электрический привод различного типа, конструкции и режима работы с простейшими и полностью автоматизированными схемами управления. Электропривод является основным потребителем электрической энергии, поэтому от правильности его выбора зависят экономичность и надежность работы производственных машины.
Основной задачей данной контрольной работы является закрепление знаний по теоретической части курса «Электропривод», а также освоение методов расчёта электроприводов различных производственных машин и установок. Основная цель контрольной работы – научиться практическому применению знаний при проектировании и расчёте автоматизированного электропривода. При выполнении контрольной работы учащемуся необходимо по техническим данным рабочей машины и электродвигателя построить пусковую нагрузочную диаграмму электропривода и определить время разгона электродвигателя. Титульный лист расположен в приложении №1.
Данные по вариантам Исходные данные для проведения расчётов берутся из таблиц №1 (по предпоследней цифре номера зачётной книжки) и №2 (по последней цифре номера зачётной книжки). Значение «0» в номере зачётной книжки соответствует номеру варианта «10».
Таблица №1 – Технические данные рабочей машины
Таблица № 2 – Технические данные электродвигателя
1.1 Рассчитать и построить механическую характеристику электродвигателя по пяти точкам
Каждая точка механической характеристики имеет две координаты: угловая скорость ω и момент, развиваемый электродвигателем, М. Точка 1: координаты - ωо, М0=0. , (1) где ωо – угловая синхронная скорость, рад/с; n0 – синхронная скорость, об/мин (таблица №2). Точка 2: координаты – ωН, МН. , (2) , (3) где ωН – угловая номинальная скорость, рад/с; SН = (n0 – n)/n0 – номинальное скольжение; МН – номинальный момент, Н∙м; РН – номинальная мощность двигателя, Вт (таблица №2). Точка 3: координаты – ωК, МК. , (4) , (5) где ωК – угловая скорость, соответствующая критическому моменту, рад/с; SК – критическое скольжение, определяемое по формулам: – для электродвигателей мощностью до 20 кВт; - для электродвигателей мощностью более 20 кВт. МК – критический момент, Н∙м; mК – кратность критического момента (таблица №2). Точка 4: координаты – ωМ, ММ. , (6) , (7) где ωМ - угловая скорость, соответствующая минимальному моменту, рад/с; SМ – минимальное скольжение, SМ =0,85…0,87; ММ – минимальный момент, Н∙м; mМ – кратность минимального момента (таблица №2). Точка 5: координаты – ωП=0, МП. , (8) где МП – пусковой момент, Н∙м; mП – кратность пускового момента (таблица №2). Результаты расчета точек сводим в таблицу №3.
1.2 Расчет механической характеристики по формуле Клосса
Формула Клосса имеет следующий вид: , (9) Принимаем ε = Sк. Задаемся Si: 0, SН, 0,8SК, SК, 1,2SК, 0,6, 0,7, SМ, 1. Значения критического скольжения SК и момента МК принимаем из предыдущих расчётов механической характеристики. Подставляем в формулу (9) значения Si из вышеприведённого ряда значений, рассчитываем значения моментов Мi и сводим результаты в таблицу №3.
1.3 Расчет электромеханической характеристики
Точка 1: имеет координаты – ω0, I0. , (10) , (11) , (12) где Iо – ток на холостом ходу, А; IН – номинальный ток, А; UН = 380 – номинальное напряжение, В; ηН – КПД при номинальной скорости (таблица №2); cosφН – коэффициент мощности при номинальной скорости (таблица №2). Значение скоростей ω0, ωН, ωК берём из предыдущих расчётов механической характеристики электродвигателя по пяти точкам. Точка 2: имеет координаты – ωН, IН (формула 11). Точка 3: имеет координаты – ωК, IК. , (13) , (14) где IП – пусковой ток, А; IК –ток при критическом моменте, А; iП – кратность пускового тока (таблица №2). Точка 4: имеет координаты – ωП=0, IП (формула 14). Данные расчетов сводим в таблицу №3.
1.4 Расчет механической характеристики при понижении напряжения на 25% Как известно, снижение напряжения на зажимах асинхронного электродвигателя приводит к снижению момента на валу. Данная зависимость отображается с помощью нижеприведённой формулы , (15) где ΔU = 25 – падение напряжения на зажимах электродвигателя, %; Мj – момент двигателя при номинальном напряжении, Н∙м; Значения данного момента берутся из расчётов механической характеристики асинхронного двигателя и принимаются равными М0, МН, МК, ММ и МП. Мu – момент двигателя при пониженном на ΔU напряжении, Н∙м. Расчеты точек сводим в таблицу №3. 2. Расчет механической характеристики рабочей машины Момент сопротивления рабочей машины, приводим к валу электродвигателя: , (16) , (17) , (18) где ωрм.н – угловая номинальная скорость вала рабочей машины, рад/с; nрм.н – номинальная скорость вала рабочей машины, об/мин (таблица №1). Мрм.н - момент сопротивления рабочей машины при номинальной частоте вращения, Н∙м (таблица №1); Мрм.о - момент сопротивления рабочей машины, не зависящий от скорости, Н∙м (таблица №1); iр – передаточное отношение редуктора между двигателем и рабочей машиной;
ηпер – КПД передачи между двигателем и рабочей машиной (таблица №1); х – степень уравнения (таблица №1). ωi – угловая скорость электродвигателя, рассчитанная в пункте 1.1 и принимаемая равной ω0, ωН, ωК, ωМ и ωП. Расчеты точек сводим в таблицу №3.
Таблица №3 – Расчетные данные к построению механической и электромеханической характеристик асинхронного двигателя
В первую строку (расчётное скольжение) заносятся значения скольжений из пункта 1.2. Во вторую строку (скорость) заносятся значения скорости двигателя из пункта 1.1. Остальные строки заполнятся из соответствующего пункта расчётов. Ячейки с прочерком не заполняются. По результатам расчетов, приведенных в таблице №3, далее построим заданные графики.
3 Построение пусковой нагрузочной диаграммы 3.1 Суммарный приведенный момент инерции: , (19) , (20) где GD2рм – маховой момент инерции рабочей машины, кг∙м2 (таблица №1); k = 1,1 – коэффициент, учитывающий момент инерции передачи от двигателя к рабочей машине; Jд – момент инерции двигателя, кг∙м2 (таблица №2); Jрм – момент инерции рабочей машины, кг∙м2. По данным пунктов 1.1, 1.3 и 2 во втором квадранте системы координат, необходимо построить механическую М(ω) (далее МД(ω)) и электромеханическую I(ω) характеристики электродвигателя, механическую характеристику рабочей машины МC(ω) и определить установившуюся скорость ωу (точку пересечения механических характеристик электродвигателя и рабочей машины)(рис.1). Скорость ωу определяется на графике при равенстве моментов двигателя и рабочей машины, т.е. МД = МC. Отрезок оси от 0 до ωу, необходимо разделить на 6...8 и более отрезков 0-1; 1-2; 2-3 и т.д. Через точки 1, 2, 3 и т.д. проводим прямые, параллельные оси моментов и времени. Для каждой скорости ω1, ω2, ω3 … по графикам МД(ω) и МC(ω) определить значения моментов двигателя МП, M11, М12... и значения моментов сопротивления МТР, М21, М22… и внести их в таблицу 4. Рассчитать динамический момент системы МДИНi = МДi - МСi для каждого i значения скорости. Допустим для ω2: М42 = М12- М22. По данным расчетов построить график МДИНi(ω). Операция определения МДИН часто выполняется графическим способом. Так, на рисунке для каждого значения скорости, допустим ω3 замеряется отрезок 3-13, равный моменту двигателя М13 из него вычитается отрезок 3-23 момента МC = М23. Динамический момент на скорости ω3 равен М43. Отрезки 3-23 и 43-13 равны.
Таблица №4 – Результаты расчетов нагрузочных диаграмм при пуске двигателя и рабочей машины
Рис. 1 – Графоаналитический метод построения нагрузочных диаграмм Обратите внимание. При определении динамического момента очень часто в расчеты могут не попасть MМ и МK, поэтому необходимо специально проверить и достроить динамические моменты при ωK и ωМ графическим способом. Меняющийся динамический момент системы на каждом участке скорости заменяем постоянным - средним. Например, на участке 4-5 переменный динамически момент между точками 44 и 45 заменяем постоянным МДИН.СР4. Правило замены - косоугольная трапеция, образованная точками 4-44-45-5 заменяется равной ей по площади прямоугольной. Обычно площади этих четырехугольников не определяют, а сравнивают между собой площади отсекаемых треугольников или других сложных фигур (заштрихованных в данном случае). Если рассматриваемый участок близок к прямой линии, как например 42-43, то МДИН.СР = 0,5(М43+ М42). Результаты расчетов заносим в таблицу. Некоторые пояснения к этой таблице. Значения приращения скорости во второй строке определяется как разность между двумя соседними участками скорости ωi и ωi-1. Например, если i = 2, то ∆ ω2 =ω2 - ω1. Ток Ii моменты МДi двигателя и МCi рабочей машины соответствуют скорости ωi и определяются из диаграммы. Например, для скорости ω2: МД2 = М12, МС2 = М22, I2 = I32 Время изменения скорости двигателя на Δω: (21) Суммарный момент инерции JΣ принимаем из пункта 3. Суммарное время разгона электродвигателя определяем по формуле: (22) В результате расчетов и заполнения таблицы получают все необходимые данные для построения нагрузочных диаграмм в первом квадранте. Кривая зависимостей скорости от времени ω(t) строится по данным 1 и 9 строчек, нагрузочные диаграммы двигателя МД(t) – по данным 3 и 9 строчек, I(t) – по данным 8 и 9 строчек, рабочей машины MС(t) – по данным 4 и 9 строчек. Приведённая методика построения нагрузочных диаграмм очень формализована и в ней слабо отражены представления о физике процесса разгона, торможения двигателя. По мере накопления опыта построения подобных диаграмм, решение подобных задач упрощается. Все операции по определению МДi, МCi и МДИН.i обычно выполняются без таблиц сразу непосредственно на графике. Далее рассчитывают значение приращения времени на первом участке изменения скорости от 0 до ω1. Полученное значение откладывают от 0 на оси времени и проводят линию 0-51, которая есть ω(t) на участке от 0 - ω1,. Затем рассчитывают , откладывают это значение после и проводят линию 51-52 и т.д. до ωy. Значения и МДИН.СР берут непосредственно во втором квадранте. По полученному графику ω(t) строят необходимые для дальнейших расчетов диаграммы. Порядок их построения аналогичный: например необходимо построить нагрузочную диаграмму двигателя M(t) в период пуска. Для построения необходимо иметь 6...7 точек. Построение одной из них, например МХ, показано на рисунке пунктиром и стрелками. Необходимо помнить, что значения МХ в первом и втором квадрантах одинаковы. Замечания к порядку построения: 1.Если при построении нагрузочной характеристики пропустили характерную точку, как например, на рисунке критический момент МК не попал в расчеты, то необходимо достроить его, как это показано, пунктиром. 2.Величины МП, ММ, МК, МН, IП и IН в первом и втором квадрантах, должны быть равные и соответствовать одним и тем же скоростям. 3.Расчетное время пуска tП системы должно быть больше времени пуска двигателя на холостом ходу tПО. 4. Обратите внимание на то, чтобы в момент времени tП значения скорости, тока и моментов достигли установившихся значений (но не позднее и не раньше).
4 Расчет потерь энергии при пуске и реверсе электродвигателя Потери энергии в двигателе при пуске на холостом ходу: , (23) При торможении противовключениемотωо до 0 на холостом ходу: , (24) Потери энергии при пуске с нагрузкой: , (25) где α = 0,6 – коэффициент, учитывающий способ пуска.
Приложение №1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|