Глава 3. Организационно-правовые основы обращения
С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ
Статья 18. Полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами
Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством Российской Федерации: 1) осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения; 2) осуществляет государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) утверждает прогнозируемый объем образования радиоактивных отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, с учетом фактического образования радиоактивных отходов и их передачи на захоронение в предшествующие годы;
4) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, и объема радиоактивных отходов, переданных ими на захоронение;
5) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от национального оператора, и объема радиоактивных отходов, переданных ему на захоронение организациями, не относящимися к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
6) осуществляет финансирование деятельности по захоронению радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, за счет средств специального резерва, исходя из объема радиоактивных отходов, принятых на захоронение, потребностей развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами;
7) утверждает сроки промежуточного хранения радиоактивных отходов и объем таких отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и подведомственных федеральным органам исполнительной власти и иным организациям, сроки промежуточного хранения радиоактивных отходов и объем таких отходов утверждаются по согласованию с указанными органами и организациями; 8) представляет в Правительство Российской Федерации предложение об определении национального оператора; 9) осуществляет контроль за деятельностью национального оператора; 10) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов, предложения о тарифах на захоронение радиоактивных отходов; 11) определяет по согласованию с органами государственного регулирования безопасности порядок проведения периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов; 12) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам: а) проектирования, размещения, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации или закрытия имеющих федеральное значение пунктов хранения радиоактивных отходов; б) утверждения перечней пунктов захоронения радиоактивных отходов, пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
13) осуществляет деятельность по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами и организации физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов; 14) обеспечивает разработку технических требований к пунктам захоронения радиоактивных отходов, к технологиям переработки, кондиционирования и хранения радиоактивных отходов;
15) запрашивает у органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и получает от них информацию, необходимую для формирования и ведения реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов; 16) осуществляет иные полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 19. Полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при регулировании обращения с радиоактивными отходами
Органы государственного регулирования безопасности осуществляют следующие полномочия и функции при регулировании обращения с радиоактивными отходами:
1) разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил, регулирующих обращение с радиоактивными отходами;
2) выдача организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов, разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии и определение условий действия таких разрешений (лицензий); 3) выдача работникам организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, установленным Правительством Российской Федерации;
4) осуществление надзора при обращении с радиоактивными отходами; 5) осуществление контроля за выполнением международных обязательств Российской Федерации при обращении с радиоактивными отходами; 6) осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий и функций.
Статья 20. Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами
1. Национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.
2. Национальный оператор осуществляет следующие виды деятельности: 1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на захоронение радиоактивными отходами; 2) обеспечивает эксплуатацию и закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) выполняет функции заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов;
4) подготавливает прогнозы объема захоронения радиоактивных отходов, развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и размещает соответствующую информацию на сайте национального оператора и сайте органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в сети "Интернет"; 5) техническое и информационное обеспечение государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; 6) иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Национальный оператор обязан: КонсультантПлюс: примечание. Пункты 1 и 2 части 3 статьи 20 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 42 данного документа).
1) принимать радиоактивные отходы на захоронение. Радиоактивные отходы, принимаемые на захоронение, должны соответствовать критериям приемлемости, а их захоронение должно быть оплачено. При приеме радиоактивных отходов на захоронение составляется акт приема-передачи радиоактивных отходов;
2) отчислять при приеме радиоактивных отходов от организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в специальный резерв часть поступающих от указанных организаций средств на захоронение радиоактивных отходов. Отчисление таких средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) обеспечивать ядерную, радиационную, техническую, пожарную безопасность, охрану окружающей среды, соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации, закрытии и после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;
4) обеспечивать радиационный контроль на территориях размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе периодический радиационный контроль после закрытия таких пунктов;
5) представлять по запросам граждан, юридических лиц, в том числе общественных организаций, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления информацию по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
6) информировать население, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления по вопросам безопасности при обращении с радиоактивными отходами и о радиационной обстановке на территориях размещения эксплуатируемых национальным оператором пунктов хранения радиоактивных отходов.
Статья 21. Общие требования к организациям, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы
1. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.
2. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, обязаны:
1) ежегодно определять возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности материалов, веществ, оборудования, изделий, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, установленными Правительством Российской Федерации, и относить их к радиоактивным отходам в случае невозможности дальнейшего использования; 2) обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, в том числе их хранение в пределах установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов; КонсультантПлюс: примечание. Пункты 3 и 4 части 2 статьи 21 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 42 данного документа).
3) до истечения сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов осуществлять собственными силами или с привлечением специализированных организаций приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости. Для организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, устанавливается единый срок промежуточного хранения радиоактивных отходов, составляющий пять лет;
4) перевезти собственными силами или с привлечением специализированных организаций радиоактивные отходы к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному национальным оператором, и передать радиоактивные отходы с их паспортами национальному оператору по акту приема-передачи. КонсультантПлюс: примечание. Части 3 - 5 статьи 21 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 42 данного документа).
3. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, до истечения сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов обязаны осуществить оплату их захоронения.
4. Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляют оплату захоронения радиоактивных отходов путем ежеквартальных отчислений в специальный резерв. Размер таких отчислений определяется исходя из тарифов на захоронение радиоактивных отходов и утвержденного органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами прогнозируемого объема образования радиоактивных отходов в текущем году с учетом изменения объема радиоактивных отходов при их приведении в соответствие с критериями приемлемости.
5. Отчисления в специальный резерв могут осуществляться организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, которые формируются этими организациями и предназначаются для обеспечения безопасности таких объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития.
6. Организации, не относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, обязаны осуществить оплату захоронения радиоактивных отходов исходя из фактического объема передаваемых национальному оператору радиоактивных отходов и тарифов на их захоронение. Оплата захоронения радиоактивных отходов осуществляется при передаче их национальному оператору.
Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами
Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств специального резерва, собственных средств или привлеченных средств юридических лиц, средств физических лиц, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|