Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ изобразительного искусства Средневековья и Возрождения

ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, ПЛАНОВ, СВЕТА И ЦВЕТА.

1.
Средневековье. Золотой фон изображения - символ немеркнущего, вечного сияния, свидетельствует о том, что действие происходит в божественном мире. Цитата из Библии (1 Ин 1:5): «Золото – абсолютная власть света, а Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»

 

Дуччо, «Мадонна Креволе», 1283-84. Проторенессанс.

Возрождение. Реальный земной фон.

Сандро Боттичелли, «Алтарь Барди»", 1485 год, раннее Возрождение.

 


2. Средневековье. Пространство неглубоко, оно разворачивается не столько вглубь, сколько ввысь.

Дуччо,«Мадонна Ручеллаи».1285 год, Проторенессанс.

Возрождение. Пространство обретает глубину. Оно делится на планы: передний и дальний.


Боттичелли, "Благовещение". 1489 год, раннее Возрождение.


 

 

3. Перспектива - понятие философское. Выбор перспективы зависит от мировоззрения эпохи.

Средневековье. Используется обратная и ценностная перспектива. В центре мира - Бог. Человек отходит на второй план как исполнитель Божьей воли.

И мир строится от Бога - к нам.

Пространство Средневековой живописи– это изображение не того мира который мы видим глазами, а пространство образов, которые можно почувствовать, помыслить, т.е. пространство духовное, и перед художником не стоит задача изображения "трёхмерности" окружающего мира.

 

С ценностным изображением всё просто: Мадонна больше, чем святые, святые больше, чем простые люди.


Дуччо ди Буонинсенья, "Маэста". 1308-11 годы.

Возрождение. Используется прямая (линейная) перспектива, когда точка схода находится в картинной плоскости.

В центре мира - Человек как личность. Он познаёт его законы, он выстраивает мир для себя. Перспектива эпохи Возрождения - это перспектива умозрительная, т.е. на самом деле глаз мир так не видит. Но мы настолько привыкли к ней, что до сих пор пишем по её законам.

Рафаэль Санти, "Мадонна на лугу". 1506 год, высокое Возрождение.

 

4.
Средневековье. Святые обращены к нам анфас. Мы обращаемся к ним - они на нас смотрят, внимают.

 

Джотто, Алтарь Перуцци, центральная часть. 1310-15 годы.


Возрождение. Святые изображаются в самых разнообразных ракурсах.

Андреа Мантенья. «Мёртвый Христос». Ок.1500 года, раннее Возрождение.


 

       Аннибалле Карраччи,"Мёртвый Христос". 1582 год, позднее Возрождение.

5.
Средневековье. Изображаются разновременные эпизоды. Время здесь условное.

    

Фра Беато Анжелико «Благовещение» 1430—1432, раннее Возрождение.

Фра Беато Анжелико (брат Блаженный Ангельский) был доминиканским монахом. Он писал картины религиозной тематики в эпоху раннего Возрождения, но во многом оставался верным традициям Средневековья. На картине "Благовещение" центральный сюжет - архангел Гавриил приносит деве Марии благую весть. Но в левой части картины - Адам и Ева, изгоняемые из рая. Это не могло происходить одновременно, но фра Анжелико объединяет эти сюжеты в единое произведение, создавая своего рода повествование (ведь картины, как и книги, мы читаем слева направо): Адама и Еву изгоняют из рая после грехопадения, но вот благовещение, - после которого родится Иисус, который будет распят на кресте во искупление первородного греха.


Возрождение. Изображается один конкретный по времени эпизод.


Сандро Боттичелли "Благовещение". 1489—1490 годы, раннее Возрождение.

6.
Средневековье. Бесплотное изображение. В средние века воспевалось торжество духа над плотью, а потому человеческие фигуры писали так, будто под складками одежды ничего нет.

Возрождение. Реабилитация плоти. Человек - венец творенья, он прекрасен как духовно, так и физически.

7.
Средневековье. Только в период готики искусство становится эмоциональным. Но эмоциональных состояний минимум: радость и горесть.

Возрождение. Искусство начинает осваивать мир эмоций.

                                                                Мазаччо, "Изгнание из рая". Раннее Возрождение.

Здесь Мазаччо выступает как хороший психолог: Адам прячет лицо, потому что никто не должен видеть его слёз (хотя вокруг и нет никого), Ева стыдливо прикрывает руками свою наготу и рыдает в голос.

8.
Средневековье. Очень редко изображается обнажённое тело. И то, только если это Адам или Ева.
Ева, ок. 1130 года.

Возрождение. Теперь никого не смущает обнажённое тело, и оно создаётся по канонам античности.

Альбрехт Дюрер, диптих «Адам и Ева». 1507 год, высокое Возрождение.

 


9.
Средневековье. Эйкон (греч.) - образ - икона. Для средневекового мастера знание анатомии не нужно, т.к. – он пишет образы, а не людей.

Возрождение. Художники изучают анатомию. Ренессансный художник - это ещё и учёный.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...