Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц введен в Российской Федерации с 1 января 1992 года Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 ¹ 2003-1. За все время действия этого Закона в него были внесены шесть изменений и дополнений(последние изменения были внесены Федеральным Законом от 24.07.2004 ¹ 122-ФЗ). Налоги на имущество физических лиц относятся к группе личных налогов и взимаются непосредственно с собственника имущества, которое является объектом налогообложения и зарегистрировано в соответствующих органах. Плательщиками налога признаются собственники имущества независимо от того, эксплуатируют они это имущество или нет. Если имущество принадлежит нескольким физическим лицам и определена доля собственности в этом имуществе для каждого(общая долевая собственность), то налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество находится в собственности физического лица и предприятия, то плательщиком этого налога будет являться физическое лицо соразмерно своей доле в этом имуществе. В случае нахождения имущества в собственности нескольких физических лиц без определения их доли в этом имуществе (общая совместная собственность) плательщиком налога будут являться все эти лица в равных долях. Если между собственниками будет заключено соглашение, то налогоплательщиком будет то физическое лицо, которое определено этим соглашением. В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налога на имущество, исчисление его может быть произведено не более чем за три года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения налогом. По истечении установленных сроков уплаты налога, невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Кроме того, согласно статье 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т. е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это строение или нежилое,используется для хозяйственных нужд или коммерческих, а также из чего оно возведено (кирпичное, блочное, из дерева и т. д.) Сумма налога на имущество физических лиц составляет произведение обозначенной ставки и инвентаризационной стоимости,которая исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов на 1 января каждого года по месту нахождения объекта налогообложения. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. При определении восстановительной стоимости строений и сооружений стоимость объектов подлежит пересчету в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [43]. Для исчисления данного налога является инвентаризационная стоимость строений и помещений. Инвентаризационная стоимость определяется органами технической инвентаризации по методике, утвержденной Госстроем России. Эта стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Сведения об инвентаризационной стоимости органы технической инвентаризации обязаны представлять в налоговые органы не позднее 1 марта каждого года. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Если гражданин имеет в собственности квартиру и гараж, расположенные на территории одного представительного органа местного самоуправления, то налог на имущество будет исчисляться от суммарной инвентаризационной стоимости (при условии, если ставка налога не зависит от типа использования строения, т. е. является единой как для квартиры, так и для гаража). Если же ставки налога установлены различные, то налог будет исчисляться отдельно для квартиры и отдельно для гаража. Налог на имущество физических лиц начисляется налоговыми органами по месту нахождения имущества. При этом плательщику выписывается налоговое уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате, налоговой базы, а также сроков уплаты налога. Налоговое уведомление вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, ежегодно не позднее 1 августа. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом, Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты отправления заказного письма. Уплата налога производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т. е. не позднее 15 сентября. За вновь возведенные строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением. Если строение, помещение или сооружение отчуждено в течение года (купля-продажа, мена, дарение), то налог на строения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности и до конца года. При переходе жилья по наследству налог взимается с наследника, принявшего наследство со времени его открытия (со дня смерти наследодателя). При уничтожении, сносе или полном разрушении строения взимание налога прекращается начиная с того месяца, в котором произошли эти события. Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и иных кооперативов, в соответствии с Гражданским кодексом РФ полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, приобретают право собственности на указанное имущество с момента полного внесения пая и с этого времени становятся плательщиками налога на имущество. Статьей 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» установлены льготы по данному налогу. В частности от уплаты этого налога освобождаются:
Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награж- денные орденом Славы трех степеней: · инвалиды I и II групп, инвалиды с детства»; · участники гражданской и Великой Отечественной войн; · лица, получающие льготы в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ÀЭС»; · военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более; · члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, от уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются:
· Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; · граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; · родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Статьей 4 вышеназванного Закона предусмотрен и ряд других льгот по данному налогу. Следует также отметить, что с момента вступления в силу инструкции МНС России от 02.11.99 введена новая льгота по уплате налога - налог не уплачивается владельцами жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв.м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан. Если у плательщика в течение года возникает право на льготу или среди года он утратил такое право, то он привлекается к налогообложению только за то время (то количество месяцев), когда у него отсутствовало право на льготу. Для получения льгот по уплате налога на имущество физические лица, имеющие право на них, должны самостоятельно представить все необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налога перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Налоговая база налога на имущество физических лиц не исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Ее расчет производится органами технической инвентаризации, причем не на основе реальной цены приобретения имущества, а на базе укрупненных сборников восстановительной стоимости с ее последующим переводом методом индексации в уровень текущих цен. Определенная таким способом итоговая стоимостная величина и является той инвентаризационной стоимостью, которая выступает в качестве налоговой базы налога на имущество физических лиц. Из этого следует, что разрыв между инвентаризационной стоимостью и реальными ценовыми показателями рынка недвижимости напрямую обусловлен методикой ее расчета. При этом инвентаризационная стоимость может быть как ниже рыночной в несколько десятков раз, что встречается при налогообложении жилой недвижимости, так и на порядок выше, что отмечается при налогообложении имущества индивидуальных предпринимателей. Таким образом, вследствие особой методики исчисления инвентаризационной стоимости и существования разрыва между нею и сложившимися рыночными показателями инвентаризационная стоимость как таковая является не более чем величиной расчетной, специально предназначенной для целей налогообложения имущества физических лиц. В силу своей специфики инвентаризационная стоимость не способна учитывать степень реального износа имущества, что, наоборот, свойственно исчисляемой с учетом балансовых данных остаточной стоимости имущества, на основе которой рассчитывается налоговая база налога на имущество организаций.
Но важно подчеркнуть, что рассмотренные особые свойства инвентаризационной стоимости в виде характерного порядка ее расчета и фиксированности, малоподвижности ее величины в зависимости от продолжительности периода эксплуатации имущества в условиях оптимально подобранных коэффициентов пересчета в текущие цены восстановительной стоимости отвечает реалиям экономической действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|