Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.5 Развитие личности




Имени Франциска Скорины»

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» ________________ И. В. Семченко «____»____________ 2010 г., Регистрационный № УД________/р.

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Учебная программа для специальности

Психология»

 

Факультет заочный

 

Кафедра психологии

Курс (курсы) 2

Семестр (семестры) 3, 4

 

Лекции 14 часов   Экзамен 4 семестр  
Практические (семинарские) занятия 4 часа    
     
Всего аудиторных часов по дисциплине 18 часов   Форма получения высшего образования: заочная
Всего часов по дисциплине 156 часов     Составил С. Н. Жеребцов, кандидат психологических наук, доцент    

 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной «27» января 2010 г., регистрационный номер ТД – Е – 185 / тип.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры психологии

 

«____»_________ 2010 г., протокол №_­­__.

 

Заведующий кафедрой

доцент ___________ С. Н. Жеребцов

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом факультета психологии и педагогики

 

«___»__________ 2010 г., протокол №___.

 

 

Председатель

_____________ Л. Н. Городецкая

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Психологии личности» включает в себя как традиционное, так и современное понимание различных психологических аспектов личности, особенностей её становления и развития. Практическая ориентированность психологии личности состоит в описании, интерпретации и прогнозировании изменений, происходящих с человеком в различных социокультурных ситуациях, в условиях осуществления разных видов деятельности.

Учебная дисциплина «Психология личности» входит в цикл специальных дисциплин типового учебного плана по данной специальности.

Целью изучения курса «Психология личности» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области психологии личности.

Задачи:

1. Сформировать у студентов методологические основы психологии личности.

2. Изучить сущность процессов формирования личности, механизмов её развития.

3. Изучить различные теории и концепции развития личности.

4. Сформировать базовые навыки изучения личности и интерпретации ее поведения.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- существующие теории личности;

- движущие силы развития личности;

- процесс формирования личности;

- этапы и условия формирования Я-концепции.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- оперировать основными категориями психологии личности;

- сравнивать различные психологические теории личности;

- планировать и осуществлять исследования в области психологии личности.

Изучению данного курса предшествует изучение таких дисциплин как общая психология, физиологические основы поведения человека, философия. Полученные знания общепсихологических дисциплин находят в настоящем учебном курсе дальнейшую конкретизацию и систематизацию.

Общее количество часов – 156; аудиторное количество часов – 18, из них: лекции – 14, семинары – 4. Форма отчётности – экзамен.

 

 

Содержание учебного материала

 

Раздел 1 Личность как предмет психологической науки

Тема 1.1 Личность в системе современного научного знания

Проблема личности в системе современного научного знания. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, С. Л. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн). Уровни исследования личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный.

Различные подходы к пониманию личности в психологии. Возможные метапозиции в трактовке личности: личность как профиль психологических черт; личность как опыт человека; личность как темперамент и возраст; личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений.

Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Сущность понятия «индивид». Сущность и характеристика понятия «индивидуальность». Сущность и характеристика понятия «личность». Изменение детерминации в иерархическом развитии человека.

Тема 1.2 Структура личности

Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности. Личность как структура и личность как система. Темперамент, характер, способности и направленность в структуре личности.

Темперамент: определение и сферы проявления. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент. Психофизиологические основы индивидуальных различий, теория И. П. Павлова. Исследование парциальных и общих свойств темперамента (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин). Современные концепции темперамента.

Соотношение темперамента и характера. Сущностные свойства характера. Связь формирования характера с деятельностью и общением. Выраженность характера: психопатии, их признаки. Критерии патологического характера, акцентуации характера (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, К. Леонгард, А. Е. Личко). Биологические предпосылки и формирование характера. Характер и личность.

Способности личности. Сущность способностей. Общие и специальные способности. Проблема происхождения способностей. Генетические и средовые детерминанты способностей и механизмы их развития. Сенситивные периоды в развитии способностей. Роль мотивации в развитии способностей.

Направленность личности. Направленность как ведущий компонент в структуре личности (Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев). Проявление направленности в интересах человека. Интересы, склонности, убеждения в структуре направленности. Идеалы личности. Ценностные ориентации как показатель социальной значимости личности. Установка как неосознанный компонент в структуре направленности. Теория диспозиционной регуляции деятельности (В. А. Ядов).


Тема 1.3 Жизненный путь личности

Жизненный путь личности как пространство развития личности. Понятие «жизненный путь». Событие как единица анализа жизненного пути. Личностные кризисы, их определение. Понимание личностных кризисов в различных психологических школах. Персоногенная ситуация развития.

Активность личности. Природа активности. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления. «Потребности нужды» и «потребности роста».

Способы личностного поведения. Личность как способ существования и развития. Поступок как проявление личностной активности. Характеристика личностного бытия. Самостоятельность и ответственность личности. Моральность и нравственность. Индивидуальные личностные стратегии.

Тема 1.4 Я – концепция

Самосознание личности и его компоненты. Сущность самосознания. Компоненты самосознания: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Психосоциальная природа самосознания. Самосознание как форма переживания человеком своей личности.

Понятие Я – концепции. Соотношение понятий «самосознание», «идентичность» и «Я-концепция». Структура Я – концепции. Образ Я, самооценка, самоотношение, уровень притязаний личности как составляющие Я-концепции.

Я – концепция в различных психологических теориях. Функции Я – концепции. Разработка Я – концепции В. Джемсом. Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида. Феноменологический подход К. Роджерса. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Механизмы психологической защиты. Развитие Я – концепции в онтогенезе.

Тема 1.5 Развитие личности

Критерии сформированности и процесс формирования личности. Соотношение понятий «форсирование» и «развитие». Процесс формирования личности. Критерии сформированности личности. Стихийные механизмы формирования личности. Идентификация. Имитация. Принятие и освоение социальных ролей. Идентификация и культура.

Свобода личности. Философское понимание свободы. Психологическое понимание свободы. Трактовка свободы личности в различных психологических теориях. Свобода и ответственность. Субъектность как способ переживания свободы.

Движущие силы развития личности в различных концепциях:

Представление в психоаналитических теориях (гомеостатическая модель З. Фрейда, стремление к преодолению комплекса неполноценнрости в индивидуальной психологии А. Адлера, представление о социальных источниках развития личности в неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма).

Представление в когнитивных теориях (гештальтпсихологическая теория поля К. Левина о системе внутриличностного напряжения как источнике мотивации, концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера).

Представление о самоактуализирующейся личности А. Маслоу как развитии иерархии потребностей.

Представление персоналистической психологии Г. Олпорта (человек как открытая система, тенденция к самоактуализации как внутренний источник развития личности).

Представление в архетипической психологии К. Г. Юнга. Развитие личности как процесс индивидуации.

Принцип саморазвития личности в отечественных теориях. Теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория деятельности С. Л. Рубинштейна и субъектно-деятельностный подход А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой, комплексный и системный подход Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. Произвольные и непроизвольные механизмы развития личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...