О чем молчат выжившие моряки
Первое журналистское расследование забытой катастрофы
На Серафимовском кладбище около центральной аллеи, ведущей к мемориалу подводникам «Курска», стоит изъеденный временем памятник. Рядом 28 могил. На огромном камне ничего мне не говорящая надпись: морякам теплохода «Механик Тарасов», трагически погибшим в атлантическом океане 16 февраля 1982 года. Каждый раз, проходя мимо этого места, я останавливался. Читал имена, всматривался в незнакомые лица на облупленной эмали. И не мог отделаться от ощущения что здесь, под могильными плитами, захоронена какая-то страшная тайна. Но кто и зачем вычеркнул из нашей памяти эту скорбную историю?
ТАСС уполномочен умолчать
Официальной информации о катастрофе было не много. Краткое сообщение ТАСС и пара статей в центральных газетах. Далее сообщалось, что капитан судна Анатолий Былкин перед катастрофой получил сигнал бедствия с американской нефтяной платформы «Оушен Рэнджер» и пошел на помощь гибнущим людям. Вот только стихия оказалась сильнее. Теплоход получил повреждения и, не дождавшись помощи, ушел в пучину Атлантики. 32 человека погибли, а пятеро остались в живых. Но странным показалось то, что за 28 лет, прошедших с момента трагедии, в прессе ни разу не появлялись рассказы непосредственных участников этих событий. Более того, даже не упоминались их имена.
Но эта огромная компания-грузоперевозчик в конце девяностых распродала всю свою многочисленную флотилию и разорилась. Третья Мировая в океане
А в эфире техасской радиокомпании «Аудио-Букс» прозвучала и вовсе фантастическая версия.
А дело все в том, что мирный с виду теплоход имел на борту замаскированный торпедный аппарат. Проходя под прикрытием шторма в 50 милях от американской нефтяной платформы, судно запустило торпеду с ядерной боеголовкой малой мощности, в результате чего считавшаяся непотопляемой платформа «Оушен Рэнджер» затонула, а все находящиеся на ней люди погибли. Естественно, американские военные не смогли стерпеть такой наглости. Спустя сутки «Механик Тарасов» был перехвачен подводной лодкой и пущен на дно с помощью торпеды без боеголовки, которая проломила тонкий борт контейнеровоза ниже ватерлинии. Чтобы секретная начинка корабля не попала к врагу, советский экипаж был вынужден отказаться от помощи спасателей и оставался на борту до последней секунды.
Таким образом, с точки зрения авторов этой экстравагантной версии, СССР и США в 1982 году опять оказались на гране ядерной войны. О чем молчат выжившие моряки
Второй механик Владимир Устинов, 10 лет отработавший в экипаже, не пошел в злополучный рейс только по тому, что решил взяться за учебу. На последнем курсе «Макаровки» пора было думать о дипломе. От него мы узнали фамилии выживших в катастрофе моряков. Расследование сдвинулось с мертвой точки. Оказалось, что из пятерых везунчиков до наших дней дожили только двое. Второй помощник капитана Кожухов переехал в другой город, и его следы затерялись. А вот третий механик Александр Аксенов живет до сих пор в Питере. Но, к нашему удивлению, сославшись на плохое здоровье и нежелание травмировать себя воспоминаниями, он уклонился от разговора. В последний рейс
В этот момент, когда я был близок к отчаянию, пришла неожиданная удача. Нашелся человек, который знает о «Механике Тарасове» практически все. Горячев Радий Иванович - механик-наставник судна. Работая в Балтийском Морском Пароходстве, он отвечал за техническое состояние теплохода, контролировал его ремонт и был знаком лично со многими членами экипажа. - В середине января 1982 года «Механик Тарасов» уходил из Ленинграда в свой очередной рейс, - вспоминает Радий Иванович. – Через океан в Канаду. Капитан Былкин был ярым противником использования теплохода на трансатлантических линиях.
Но если партия говорила – «надо», что мог ответить капитан? Но в тот день все шло как обычно, - продолжает Горячев. - Я поднялся на судно, поговорил со старшим механиком Захаровым. Замечаний по состоянию механизмов не было. Запомнилась только одна странность. Подошел ко мне первый помощник капитана - замполит Попов. И говорит: «Вот, Радий Иванович, в последний рейс ухожу». Я знал, что он на пенсию скоро собирается, но эта фраза резанула ухо. Моряки все суеверные. Словосочетания «последний рейс» бояться как огня. Плохие новости
Тут же была создана комиссия по спасению «Механика Тарасова». Ее председателем назначили заместителя начальника по безопасности мореплавания БМП Геннадия Чистова. Включили туда и Радия Горячева. Возникло предположение, что крен судна, скорее всего, связан со смещением груза.
В целях экономии времени и денег наши моряки чаще всего крепили груз сами. От Квебека до океана 8 часов хода по реке Святого Лаврентия. В этот промежуток времени под руководством старпома Штейна экипаж и проделывал все необходимые манипуляции. Вот только качество работы не всегда было на высоте. В довершение к этому, капитан Былкин, получив от синоптиков прогноз погоды, обещающий жестокие шторма, принял решение идти напролом. Моряки говорят, что ему очень хотелось, сокращая путь через Северную Атлантику, обогнать своего конкурента -капитана Виноградова, вышедшего на однотипном судне «Механик Евграфов» днем раньше. Старопом, замполит и еще несколько человек из экипажа пытались отговорить Былкина от этой авантюры. Но капитан был непреклонен. Борьба за живучесть
Чтобы выправить крен, Былкин приказал заполнить забортной водой специальный балластный танк, находящийся на противоположном борту. Обычно это процедура занимает час времени. Но воду закачивали в цистерну чуть ли не пол дня, а крен все нарастал. А в это время в Ленинграде о теплоходе стали беспокоиться всерьез. О ЧП доложили в Москву начальнику по безопасности министерства морского флота Майнагашеву. Просили спустить Былкину приказ о возвращении в Квебек. Поскольку, зная характер капитана, были уверены, что сам он подобного решения никогда не примет. Но Майнагашев ответил отказом. В какой-то момент на «Механике Тарасове» поняли, что дело не чисто. Человек, посланный на разведку на нижние палубы, принес тревожную весть. В трюме плескалась вода. Один из тяжелых контейнеров сорвался с крепления и пробил своим углом стенку балластной цистерны. Капитан приказал включить помпу, чтобы откачать воду. Теперь, когда причина странного поведения судна была разгадана, появилась надежда на благополучный исход дела. В Ленинград полетели обнадеживающие радиограммы.
Но беда не приходит одна. Огромные волны, с чудовищной силой сокрушавшие нос судна, вырвали с куском палубы вентиляционный грибок, и океанская вода неудержимым потоком хлынула в трюм.
Но решить эту непростую задачу вызвался боцман Волков. Он набил тряпьем огромный холщевый мешок и стал пробираться с несколькими членами экипажа на бак. Но затычка долго не продержалась. Очередной океанский вал протолкнул ее в трюм. У нас все в порядке
Но, на самом деле, ничего подобного не было. Ситуация на судне в этот момент уже была критической. Крен превышал 35 градусов, а носовая часть на глазах погружалась в воду. Из советских судов ближе всех к месту аварии находился рыболовный траулер «Иван Дворский». Тут же полным ходом он пошел на встречу «Механику Тарасову». Но их разделяло 100 морских миль или, учитывая штормовую погоду, 14 часов ходу. В это время самолет береговой охраны заметил с воздуха гибнущее советское судно. По радио капитану было предложено снять с теплохода весь экипаж. Но для Былкина согласиться на помощь иностранцев – означало поставить крест на своей карьере. Вскоре к нашему теплоходу подошло датское рыболовное судно «Сигурфари». Оно также предложило свою помощь. Однако Былкин стоял на своем. Свистать всех наверх
С приходом ночи жестокий шторм не потерял силы. Продолжающий набирать воду «Механик Тарасов» мог пойти ко дну в любую минуту. Капитан Былкин приказал экипажу собраться в теплой одежде и спасательных жилетах на верхней палубе. На судне началась легкая паника. Из-за большого наклона пол многих помещений превратился в непреодолимые стены. Один из моряков, пробираясь по длинному коридору, услышал истошные крики. Это звала на помощь буфетчица Людмила Маркузе. Она ползала в противоположном конце кают-компании, как на дне глубокой пещеры, и пыталась вскарабкаться по вставшему дыбом полу. Помочь ей моряк ничем не мог. Спуститься вниз не было никакой возможности. Он развернулся и побежал к выходу. Наверное, это было самое тяжелое решение в его жизни. Капитан Былкин побрился в своей каюте, надел парадную форму и вернулся в рубку. А в это время в машинном отделении моторист Мамаев, у которого были сломаны обе ноги, продолжал чистить забивающиеся сетки помпы, чтобы хоть как-то отсрочить неминуемую катастрофу. Последняя надежда
Боцман Волков, недавно совершивший героический поступок, казалось, потерял ощущение реальности. Обхватив руками мачту, он сидел и безучастно смотрел вдаль. Но тут раздался радостный крик. Кто-то заметил в ночи луч прожектора. Это траулер «Иван Дворский» на всех парах спешил к ним на помощь. Вот только капитан «Ивана Дворского» имел на этот счет другое мнение. Подходить вплотную он не рискнул, опасаясь столкновения судов. Катастрофа
Как назло, перед прыжком помощник механика Шведов сломал ногу. Выплыть с такой травмой у него не было никаких шансов. Но жизнь ему подарил судовой врач Виктор Сидельников – мастер спорта по плаванию, который барахтался в воде, держась за плавающий рулон бумаги. Увидев рядом тонущего Шведова, он подтянул его к спасительному рулону. Однако бумага выдержать вес двоих не могла. «Держись, инвалид!» - подбодрил врач своего товарища и, уступив ему «спассредство», поплыл в сторону «Ивана Дворского». Больше живым его никто не видел. Четверо моряков еще на палубе связались друг с другом веревкой. Оказавшись в воде, один из них – второй помощник капитана Кожухов – зажег фальшфейер. Траулер «Иван Дворский» тоже подошел к месту катастрофы. Но втащить человека на его шестиметровые борта оказалось делом практически невозможным. В результате «Иван Дворский» подобрал только одного человека. Но вернуть его к жизни так и не удалось. Кто виноват
Что творилось на Серафимовском кладбище в день погребения, описать словами трудно. Машины скорой помощи увозили обезумевших родственников в больницы десятками. В Москве для расследования причин трагедии была создана специальная комиссия. О результатах ее работы никому не сообщили. Но, вероятно, все списали на стихию, так как ни одно должностное лицо за гибель людей наказания не понесло. Вскоре в Канаде начался судебный процесс. Грузополучатель – немецкая фирма – требовала возмещения убытков. Радий Горячев и выжившие в катастрофе моряки давали показания. Удивительным было то, что в материалах дела имелись даже кинокадры тонущего судна, сделанные с канадских самолетов. Иностранцы так и не смогли понять, почему советские моряки отказались от предложенной им помощи. После долгих разбирательств суд обязал Балтийское Морское Пароходство возместить немцам материальный ущерб. Но другой суд, суд моряцких вдов и матерей вынес свой приговор. Виновным в смерти 32 человек был признан капитан Анатолий Былкин. И решение этого суда обжалованию в высшие инстанции не подлежит.
Валерий Мишаков (полная версия статьи, опубликованной в газете "Совершенно Секретно" декабрь 2010г.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|