Политический консалтинг в России
История возникновения политического Консалтинга Политический консалтинг зародился в США в конце XVIII в., где после окончания Войны за независимость наметилась акти- визация политической жизни. Первой политической кампанией в США принято считать кампанию за ратификацию Конститу- ции страны (1787). С тех пор почти все американские политики стали пользоваться услугами политических консультантов. Первым американским президентом, прибегшим к помощи политического консультанта, был Томас Джефферсон. В 1796 г. он нанял Дж.Беркли. Активные действия Дж.Беркли привели Т.Джефферсона к победе на очередных выборах президента США в 1801 г. Э.Бернейс1 был одним из лидеров применения новых полити- ческих технологий в ХХ в. Он продвигал идею использования опросов общественного мнения в политических Еще одним американским президентом, прибегнувшим к по- мощи профессиональных политических консультантов и исполь- зовавшим политические технологии, был Т. Рузвельт. C 1930-х гг. он привлекал силы публицистики для достижения своих полити- ческих целей В ХХ в. для успеха в политической борьбе потребовались тео- ретические и практические разработки «новых политических технологий». Их родиной также стали США. Характерные черты новых политических технологий: − резкое возрастание роли политической рекламы; − широчайшее использование СМИ; − привлечение всевозможных институтов, проводящих опро- сы общественного мнения. Для реализации новых идей потребовались профессионалы, возникали специализированные фирмы, появился так называе- мый политический менеджмент, или политический консалтинг, как это принято называть сегодня.
Первая такая фирма была открыта в 1933 г. в Калифорнии супружеской парой К.Уатекера и Л.Бакстер. С 1933 по 1955 г. К.Уатекер и Л.Бакстер провели 75 политических кампаний и в 70 Победили. К.Уатекер и Л.Бакстер тщательно изучали биографию политика и его конкурентов, затем разрабатывали общую стратегию предвыборной кампании, готовили политика к выступлениям, писали рекламные материалы. Медиапланирование также входило в круг обязанностей кон- сультантов — они составляли графики выступлений политика, размещали рекламу в газетах, на радио и телевидении. Работа современных консалтинговых агентств строится по аналогичной схеме. В последние десятилетия в США наметилась тенденция спе- циализации политического консультирования. Сегодня там вос- требованы консультанты узкого профиля: специалист по написа- нию слоганов и созданию имиджа политика, как правило, не бу- дет заниматься кампанией по сбору средств на выборы. Эти функции теперь четко разделены. Политический консультант — это советник в статусе равноправного партнера политика на всех этапах проведения избирательной кампании. Партнерский ста- тус политического консультанта отражает его личную заинтере- сованность в достижении конечной цели — победе на выборах. Одновременно с этим это высококлассный специалист, разбира- ющийся в политике, социально-психологических технологиях ведения политической борьбы, творчески одаренный, надежный и увлеченный своим делом; это человек, умеющий в избиратель- ной кампании делать все. Сегодня в мире существует несколько профессиональных ас- социаций политического консультирования: − Международная ассоциация политических консультантов основана в 1968 г., в нее вошли представители 20 стран; − Американская ассоциация политических консультантов основана в 1969 г.; − Европейская ассоциация политических консультантов осно-
вана в 1996 г. в Вене; − Латиноамериканская ассоциация политических консуль- тантов основана в 1996 г. в Буэнос-Айресе. Политический консалтинг в России Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг., а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в уни- верситетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г. вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практи- ковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавляв- ший Экспериментальный творческий центр. Первые результаты деятельности российских политических консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выбо- рах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с пар- тией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация поли- тических наук помогала добиться успеха партии «Женщины Рос- сии». После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политиче- ским консультантам пришлось искать другие места работы, в част- ности в государственных структурах. Одни перешли в аналити- ческие центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смир - нягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чи- новников. В 1995 г. начался очередной бум политического консультиро- вания. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказ- чиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политиче- ские группировки. В середине 1990-х гг. политических консуль- тантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Цен- тру стратегического анализа и прогноза благоволили Газ пром и Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры (Сезон повы- шенного спроса на рынке политических услуг // Известия. — 1995. — 22 сент.). В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмей-
кера считалось так же престижно, как содержать личного парик- махера или портного. Тогда это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на поли- тические услуги уравновешивался не менее широким предложе- нием. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт После выборов президента России в 1996 г. рынок политическо- го консалтинга окончательно структурировался, определились ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформиро- вался не вполне лицеприятный образ политического консультан- та. Сами политические консультанты считают, что в этом вино- ваты случайные люди, освоившие профессию Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структуриро- вания рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и требовательнее В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения поли- тических консультантов над спросом. Молодых политических консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе заказы во многом и за счет демпинга. В начале 2000-х гг. российский рынок политического консал- тинга начал приобретать новую, более профессиональную фор- му. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, остав- ляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию Политические консультанты нового поколения в отли- чие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессио- нальное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникацион- ной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менед-
жеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих рынок десятилетие назад2. Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в Рос- сии — это политическое позиционирование в пространстве жиз- недеятельности партий, которое носит название «политический дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организа- ция политического пространства, при которой все элементы действующего в нем политического субъекта находятся в гармо- нии. Обладая системностью, единый политический дизайн отли- чается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными бло- ковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами по- литического дизайна как системы являются личность политиче- ского лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж, визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии»3. В истории российского политического консультирования были и сложные периоды. После отмены губернаторских выбо- ров в 2005 г. дальнейшее существование профессии политиче- ского консультанта оказалось под вопросом. Изменения в зако- нодательстве привели к модификации масштабов и характера работы политического консультанта Российские ученые классифицируют виды политического кон- сультирования и разделяют их по следующим параметрам. 1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом. Это может быть как разовое консультирование, так и долгосроч- ное консалтинговое обслуживание. 2. По числу консультируемых лиц. Политическое консульти- рование может быть групповым или индивидуальным. 3. По используемым методам и сфере консультирования. Это может быть психолого-педагогическое, психологическое, эконо- мическое и правовое консультирование. 4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть директивное политическое консультирование и недирективное политическое консультирование. 5. По целям консультирования. Это обучающее консультиро- вание и консультирование по оптимизации структуры полити- ческой организации. 6. По способу организации консультации. Это экспертное и процессное консультирование1. Политический консалтинг в России как сфера профессио- нальной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в общей системе общественных связей. Его рынок структуриро- вался, определились ведущие игроки и основные тенденции раз-
вития. А развитие демократических процессов в нашей стране делает эту профессию еще более востребованной.
Российское политическое консультирование развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кам- паний партийными структурами при сотрудничестве с привле- ченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занима- ется разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше. Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата. Американские налогоплательщики предпочитают знать суть того, с чем политик идет во власть. Там на политиче- ском рынке конкурируют предвыборные программы, а не имиджи политиков, как это происходит в России. Российские послания для электората страдают идейной и тематической размытостью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|