Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический консалтинг в России

История возникновения политического

Консалтинга

Политический консалтинг зародился в США в конце XVIII в.,

где после окончания Войны за независимость наметилась акти-

визация политической жизни. Первой политической кампанией

в США принято считать кампанию за ратификацию Конститу-

ции страны (1787). С тех пор почти все американские политики

стали пользоваться услугами политических консультантов.

Первым американским президентом, прибегшим к помощи

политического консультанта, был Томас Джефферсон. В 1796 г.

он нанял Дж.Беркли. Активные действия Дж.Беркли привели

Т.Джефферсона к победе на очередных выборах президента США

в 1801 г.

Э.Бернейс1 был одним из лидеров применения новых полити-

ческих технологий в ХХ в. Он продвигал идею использования

опросов общественного мнения в политических

Еще одним американским президентом, прибегнувшим к по-

мощи профессиональных политических консультантов и исполь-

зовавшим политические технологии, был Т. Рузвельт. C 1930-х гг.

он привлекал силы публицистики для достижения своих полити-

ческих целей

В ХХ в. для успеха в политической борьбе потребовались тео-

ретические и практические разработки «новых политических

технологий». Их родиной также стали США.

Характерные черты новых политических технологий:

− резкое возрастание роли политической рекламы;

− широчайшее использование СМИ;

− привлечение всевозможных институтов, проводящих опро-

сы общественного мнения.

Для реализации новых идей потребовались профессионалы,

возникали специализированные фирмы, появился так называе-

мый политический менеджмент, или политический консалтинг,

как это принято называть сегодня.

Первая такая фирма была открыта в 1933 г. в Калифорнии

супружеской парой К.Уатекера и Л.Бакстер. С 1933 по 1955 г.

К.Уатекер и Л.Бакстер провели 75 политических кампаний и в 70

Победили. К.Уатекер и Л.Бакстер тщательно изучали

биографию политика и его конкурентов, затем разрабатывали

общую стратегию предвыборной кампании, готовили политика к

выступлениям, писали рекламные материалы.

Медиапланирование также входило в круг обязанностей кон-

сультантов — они составляли графики выступлений политика,

размещали рекламу в газетах, на радио и телевидении. Работа

современных консалтинговых агентств строится по аналогичной

схеме.

В последние десятилетия в США наметилась тенденция спе-

циализации политического консультирования. Сегодня там вос-

требованы консультанты узкого профиля: специалист по написа-

нию слоганов и созданию имиджа политика, как правило, не бу-

дет заниматься кампанией по сбору средств на выборы. Эти

функции теперь четко разделены.

Политический консультант

это советник в статусе равноправного партнера политика на всех

этапах проведения избирательной кампании. Партнерский ста-

тус политического консультанта отражает его личную заинтере-

сованность в достижении конечной цели — победе на выборах.

Одновременно с этим это высококлассный специалист, разбира-

ющийся в политике, социально-психологических технологиях

ведения политической борьбы, творчески одаренный, надежный

и увлеченный своим делом; это человек, умеющий в избиратель-

ной кампании делать все.

Сегодня в мире существует несколько профессиональных ас-

социаций политического консультирования:

− Международная ассоциация политических консультантов

основана в 1968 г., в нее вошли представители 20 стран;

− Американская ассоциация политических консультантов

основана в 1969 г.;

− Европейская ассоциация политических консультантов осно-

вана в 1996 г. в Вене;

− Латиноамериканская ассоциация политических консуль-

тантов

основана в 1996 г. в Буэнос-Айресе.

Политический консалтинг в России

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг.,

а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в уни-

верситетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим

консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г.

вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических

исследований «Индем». Примерно в это же время начал практи-

ковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавляв-

ший Экспериментальный творческий центр.

Первые результаты деятельности российских политических

консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского

единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов,

работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выбо-

рах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с пар-

тией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация поли-

тических наук помогала добиться успеха партии «Женщины Рос-

сии».

После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России

переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политиче-

ским консультантам пришлось искать другие места работы, в част-

ности в государственных структурах. Одни перешли в аналити-

ческие центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие,

как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смир -

нягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чи-

новников.

В 1995 г. начался очередной бум политического консультиро-

вания. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказ-

чиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою

клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политиче-

ские группировки. В середине 1990-х гг. политических консуль-

тантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Цен-

тру стратегического анализа и прогноза благоволили Газ пром и

Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга

Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры (Сезон повы-

шенного спроса на рынке политических услуг // Известия. —

1995. — 22 сент.). В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмей-

кера считалось так же престижно, как содержать личного парик-

махера или портного. Тогда это было действительно модно, но и

практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на поли-

тические услуги уравновешивался не менее широким предложе-

нием. Центр политического консультирования «Никколо М» так

рекламировал свой конечный продукт

После выборов президента России в 1996 г. рынок политическо-

го консалтинга окончательно структурировался, определились

ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный

хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформиро-

вался не вполне лицеприятный образ политического консультан-

та. Сами политические консультанты считают, что в этом вино-

ваты случайные люди, освоившие профессию

Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структуриро-

вания рынка политических услуг, появился определенный класс

политических консультантов, для которых проведение выборов

стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и

требовательнее

В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных

кадров наметилась тенденция превышения предложения поли-

тических консультантов над спросом. Молодых политических

консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе

заказы во многом и за счет демпинга.

В начале 2000-х гг. российский рынок политического консал-

тинга начал приобретать новую, более профессиональную фор-

му. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в

перерывах между выборами спрос на консультантов падал, остав-

ляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно

превращаться в профессиональную индустрию

Политические консультанты нового поколения в отли-

чие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессио-

нальное образование в коммуникационной сфере; они менее

креативны, но более технологичны; для них в коммуникацион-

ной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем,

они хорошие правильные англоговорящие современные менед-

жеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих

рынок десятилетие назад2.

Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в Рос-

сии — это политическое позиционирование в пространстве жиз-

недеятельности партий, которое носит название «политический

дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организа-

ция политического пространства, при которой все элементы

действующего в нем политического субъекта находятся в гармо-

нии. Обладая системностью, единый политический дизайн отли-

чается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными бло-

ковыми составляющими выступают социальная роль, основные

цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд,

поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами по-

литического дизайна как системы являются личность политиче-

ского лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж,

визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета,

стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и

содержания текстов, офисов, полиграфии»3.

В истории российского политического консультирования

были и сложные периоды. После отмены губернаторских выбо-

ров в 2005 г. дальнейшее существование профессии политиче-

ского консультанта оказалось под вопросом. Изменения в зако-

нодательстве привели к модификации масштабов и характера

работы политического консультанта

Российские ученые классифицируют виды политического кон-

сультирования и разделяют их по следующим параметрам.

1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом.

Это может быть как разовое консультирование, так и долгосроч-

ное консалтинговое обслуживание.

2. По числу консультируемых лиц. Политическое консульти-

рование может быть групповым или индивидуальным.

3. По используемым методам и сфере консультирования. Это

может быть психолого-педагогическое, психологическое, эконо-

мическое и правовое консультирование.

4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть

директивное политическое консультирование и недирективное

политическое консультирование.

5. По целям консультирования. Это обучающее консультиро-

вание и консультирование по оптимизации структуры полити-

ческой организации.

6. По способу организации консультации. Это экспертное и

процессное консультирование1.

Политический консалтинг в России как сфера профессио-

нальной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в

общей системе общественных связей. Его рынок структуриро-

вался, определились ведущие игроки и основные тенденции раз-

вития. А развитие демократических процессов в нашей стране

делает эту профессию еще более востребованной.

 

Российское политическое консультирование развивается по

европейской модели, суть которой сводится к проведению кам-

паний партийными структурами при сотрудничестве с привле-

ченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и

в большинстве европейских стран, значительно меньше занима-

ется разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его

коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных

его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание

имиджа политика, а не на формирование, например, программы

кандидата. Американские налогоплательщики предпочитают

знать суть того, с чем политик идет во власть. Там на политиче-

ском рынке конкурируют предвыборные программы, а не имиджи

политиков, как это происходит в России. Российские послания

для электората страдают идейной и тематической размытостью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...