Из истории становления психологической профессииИтак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога? Выше Вы познакомились с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельности психолога, ответить на-поставленный вопрос. Как минимум необходимо следующее: Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности,будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи. Во-вторых, необходимо существование сообщества людей,занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих. В-третьих, необходима система подготовки специалистовв данной области. В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом(1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение. Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев(1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов(1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге(1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе(1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл(1860—1944). Возникновение института — событие рубежное; однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте. В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально-политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся. 1. Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разрабатывал науку, последовательно называвшуюся «объективная психология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы. 2. Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г:, официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся русский психолог и философ, создатель и первый директор Психологического института. В 1923 г. был освобожден от должности директора в связи с тем, что не разделял философии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности. 4. 5. 6. 7. 8. 9. как не соответствующая идеологическим принципам того времени. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института {И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факульте- те Московского государственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР. Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах. Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна- Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор философии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельност-ного подхода, основатель научной школы. Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных в отечественной психологии теорий — «теории деятельности». родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился се- рьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией. 12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов). 2. Заказ №4406. Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1
13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии. В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но'и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно-теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999). Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального института. Специалист в области психологии развития. Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах. Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований. Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему: 1. Общий раздел. • Учебники и систематизирующие работы. • Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура. • История психологии и биографии. • Сборники, ученые записки, словари, библиография.
2. Анатомия и физиология нервной системы. • Общие вопросы. • Элементы нервной системы. • Головной мозг и его функции. • Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система. • Рефлекс и автоматические функции. • Патологическая анатомия. 3. Ощущения. • Общие вопросы. Синестезия. • Органы чувств — общие вопросы. • Психометрика. • Психофизика. • Зрение и окуломоторные функции. • Слух. • Другие ощущения. • Общая патология ощущений. 4. Характеристики сознания. • Общие вопросы. • Внимание, апперцепция, отбор. • Ассоциации. • Привычка, приспособление, адаптация. • Работа и утомление. • Временные отношения в сознании, умственная хронометрия. 5. Познавательные процессы. • Общие вопросы. • Восприятие и представление, считывание. • Восприятие времени, пространства и движения. • Память и воображение. • Суждение и вера, умозаключение. • Рефлексия и самопознание. • Нормальные иллюзии и нормальное внушение. • Общая патология познавательных процессов. 6. Аффективная сфера — чувства и эмоции. • Общие вопросы, приятное и неприятное. • Эмоции и их выражение. • Общая патология чувств. 7. Сознательное стремление и движение. • Общие вопросы. • Органы движения. • Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.). • Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции). • Воля и усилие. • Свобода воли. • Общая патология моторных функций. 8. Высшие проявления разума. • Логика и наука, методология. • Идеалы и ценности. • Теория познания. • Эстетика. • Этика. • Религия. 9. Сон, состояние транса и патология. • Сон и сновидения. • Гипноз и состояние транса. • Парапсихологические исследования. • Общие вопросы патологии. • Нервные болезни. • Психические болезни. • Судебная медицина. 10. Генетическая, социальная и индивидуальная психология. • Эволюция и наследственность. • Сравнительная психология. • Умственное развитие. • Индивидуальная психология. Психология групп. • Психология народов. • Социальная психология. • Расовая психология. Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60-х гг'. 1. Общий раздел. История психологии. Философия. Парапсихология. Теории и системы. Организации. Обучение и подготовка психологов. Профессиональные проблемы психологии. Общие руководства и справочники. Библиографии и обзоры. 2. Методология и методика. Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области истории и философских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мышления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий. Модели и математические модели. Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ). Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов). Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура. Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969; там они даны соответственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1. 3. Экспериментальная психология. . • Теории. • Психофизика. • Восприятие (иллюзии, время). • Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз). • Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия). • Биохимия органов чувств. • Кинестезии и «общее чувство». • Влияние окружения. • Сон, утомление и сновидения. • Гипноз и внушаемость. • Мотивация и эмоции. • Внимание, ожидание, установка. • Моторика. • Научение. • Память. • Мышление (решение задач, понятия). • Решение и поведение в ситуации выбора. 4. Физиологическая психология. • Нейроанатомия. • Поражения головного мозга. • Стимуляция головного мозга. • Электроэнцефалография. • Физиология органов чувств. • Биохимические эффекты. • Кардиоваскулярные эффекты. • Влияние окружения (стресс). • Генетика. • Корреляты личности. 5. Психология животных. • Сравнительная психология. • Наблюдение в естественных условиях. • Ранний опыт. • Эмоция и мотивация. • Научение. • Социальное и сексуальное поведение. • Комплексные процессы. 6. Генетическая психология (психология развития). • Период младенчества. • Детство. • Подростковый возраст. • Возмужание. • Геронтология. 7. Социальная психология. • Культура и социальные процессы. • Сексуальное поведение. • Отношения и мнения. • Групповые процессы (проблемы руководства). • Язык и коммуникация. 8. Личность. • Интеллект. • Творческие способности. • Измерения личности. • Физические корреляты. 9. Клиническая психология. • Психотерапия и анализ. • Организационные вопросы терапии и госпитализации. • Психодрама. • Психоаналитическая интерпретация. • Психодиагностика. • Патология поведения. • Психосоматика. • Казуистика. • Психогигиена и реабилитация. • Консультирование (семья и брак, социальные проблемы). • Дефектология (слепота, глухота). • Расстройство речи. • Неврологические расстройства. • Умственная отсталость. 10. Педагогическая психология. • Программированное обучение. • Склонности и приспособление. • Тестирование. • Физическое обучение. • Специальные виды обучения. • Внеклассное руководство. • Педагогический персонал. 11. Военная психология и отбор персонала. • Профессиональное консультирование и руководство. • Отбор и распределение на должности. • Тренировки. • Анализ задания и рабочих операций. • Выполнение работы и удовлетворенность ею. • Руководство и организационные вопросы. • Специальное окружение. • Психология рекламы и потребления. • Инженерная психология. • Психология транспортных профессий и вопросы безопасности. Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом. Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации. Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г1. 1. История и теория. 2. Методы исследований и статистика. 3. Поведение животных. 4. Сенсорные и моторные процессы. 5. Внимание и восприятие. 6. Нейронауки. 7. Нейропсихология. 8. Эмоции и мотивация. 9. Обусловливание и научение. 10. Память и познание. 11. Язык, речь и общение. 12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы. 13. Человеческий фактор и эргономика. 14. Стадии развития. 15. Процессы развития. 16. Психология образования. 17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия. 18. Социальная психология. 19. Социальные проблемы. 20. Половые различия. 21. Психология и право. 22. Кросскультурная психология. 23. Политическая психология. 24. Клиническая и консультационная психология. 25. Психология здоровья. 26. Психология как научная дисциплина. • Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Общая психология; Приводится по справочному руководству: Современная психология. — М., 1999. 2. Психология личности; 3. Социальная психология; 4. Политическая психология; 5. Психология менеджмента; 6. Организационная психология; 7. Юридическая психология; 8. Психология труда и инженерная психология; 9. Клиническая (медицинская) психология; 10. Психофизиология; 11. Специальная психология; 12. Психология развития явозрастная психология; 13. Педагогическая психология; 14. Психологическое консультирование. В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее. Литература 1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. 2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992. 7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969. 9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999. 10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999. 11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992. Глава 2 Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|