Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая помощь семьям




Семейная психотерапия в настоящее время определя­ется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологи­ческой помощи семье в преодолении разнообразных пси­хологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.

Одним из основоположников семейной психотерапии в России и в мире считается И. В. Маляревский. В послед­ние годы выделились следующие основные направления семейной психотерапии:

BfЯ. Костерева и др.);

системное и стратегическое(Хэйли, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер и др.);

позитивное(Я. Пезешкиан);

эклектичное(Э. Г. Эйдемиллер, А. И. Захаров).

Как указывают авторы «Психотерапевтической энцик­лопедии» (СПб., 1999), семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1—2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели).

По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому (1989), все­мейной психотерапии выделяются четыре этапа:

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Большое значение при проведении семейной психоди­агностики имеет принцип стереоскопического анализа:пси­хологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопостав­лена с информацией от других членов семьи и тем впечат­лением, которое сложилось у психотерапевта на основа­нии расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.

В целях преодоления внутрисемейного конфликта пси­хотерапевт берет на себя роль посредника между конфлик­тующими членами семьи, а также помогает эмоционально отреагировать его последствия. На этапе реконструкции се­мейных отношений терапевт организует совместное об­суждение проблем либо в семье, либо в тренинговых груп­пах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического об­щения и расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи.

К методамсемейной психотерапии относятся: неди­рективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специаль­но разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), группо-

вая дискуссия, тренинг конструктивного спора, проработ­ка новых форм поведения и др.

Наиболее часто применяются во время семейной пси­хотерапии следующие приемы(Т. М. Мишина, 1983):

1) эффективное использование молчания;

2) умение слушать;

3) обучение с помощью вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) суммарное повторение;

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) конфронтация;

8) проигрывание ролей;

9) создание «живых скульптур»;

10) анализ видеомагнитофонных записей.

Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями

Ипсиходиагностика, и — в последующем — психокор­рекции семейных трудностей осуществляются, как прави­ло, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом.

Специфическими особенностямипсихологической по­мощи семьям являются отказ от концепции болезни, ак­цент на многомерном анализе ситуации, на аспектах роле­вого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуа­ции через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.

Работа с семьей направлена на развитие личности в се­мейном окружении. Важным является перенос ответст­венности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены се­мьи могут дать друг другу.

По направленностипсихологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или ее отсутствия;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характерупсихологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

1) психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам пси­хологической информации

2) организационные меры (направление на дополни­тельную консультацию у психоневролога, психиатра, сек­солога и у других специалистов);

3) осуществление психокоррекционных и психотера­певтических воздействий;

4) рекомендации способов общения, методов обуче­ния и воспитания;

5) выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д.

Можно привести основные принципы и правила пси­хологической помощи семье (Эйдемшыер Э. Г., 1994; Кар-васарскийБ.Д., 1999):

1. Установление контакта и присоединениепсихолога к клиентам (используются приемы «пристройки»; соблюдение конструктивной дистанции, синхро­низация дыхания, использования речевых преди­катов, соответствующих ведущей репрезентатив­ной системе клиента).

2. Сбор информации о проблеме клиентас использова­нием приемов метамоделирования и терапевтиче­ских метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достиг­нуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицатель­ной частицы «не»?» и др.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта(рас­пределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотех­нологии, а клиент — за активность и желание изме­нений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т. п.).

I

4. Уточнение проблемы клиентас целью максималь­ной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

5. Проведение собственно психологической работы(консультации, коррекции, терапии), во время ко­торой укрепляется вера клиентов в успех и улучше­ние ситуации, обсуждаются сложившиеся стерео­типы поведения и ищутся новые, иногда использу­ются приемы трансовой визуализации, ведущие к созданию образа желаемой ситуации.

6. «Экологическая проверка»:контроль за правильно­стью и устойчивостью происходящих изменений (применяется, например, прием «проекции в буду­щее»).

7. «Страхование результата»:действия по повыше­нию уверенности клиентов в себе (даются домаш­ние задания и предлагается прийти через какое-то время для обсуждения результатов).

8. «Отсоединение»(используются «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному — по сравнению с яко­бы предполагаемым — результату).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...