Психологическая помощь семьямСемейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п. Одним из основоположников семейной психотерапии в России и в мире считается И. В. Маляревский. В последние годы выделились следующие основные направления семейной психотерапии: BfЯ. Костерева и др.); • системное и стратегическое(Хэйли, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер и др.); • позитивное(Я. Пезешкиан); • эклектичное(Э. Г. Эйдемиллер, А. И. Захаров). Как указывают авторы «Психотерапевтической энциклопедии» (СПб., 1999), семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1—2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели). По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому (1989), всемейной психотерапии выделяются четыре этапа: 1) диагностический (семейный диагноз); 2) ликвидация семейного конфликта; 3) реконструктивный; 4) поддерживающий. Большое значение при проведении семейной психодиагностики имеет принцип стереоскопического анализа:психологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии. В целях преодоления внутрисемейного конфликта психотерапевт берет на себя роль посредника между конфликтующими членами семьи, а также помогает эмоционально отреагировать его последствия. На этапе реконструкции семейных отношений терапевт организует совместное обсуждение проблем либо в семье, либо в тренинговых группах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического общения и расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи. К методамсемейной психотерапии относятся: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), группо- вая дискуссия, тренинг конструктивного спора, проработка новых форм поведения и др. Наиболее часто применяются во время семейной психотерапии следующие приемы(Т. М. Мишина, 1983): 1) эффективное использование молчания; 2) умение слушать; 3) обучение с помощью вопросов; 4) повторение (резюмирование); 5) суммарное повторение; 6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта; 7) конфронтация; 8) проигрывание ролей; 9) создание «живых скульптур»; 10) анализ видеомагнитофонных записей. Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями Ипсиходиагностика, и — в последующем — психокоррекции семейных трудностей осуществляются, как правило, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом. Специфическими особенностямипсихологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений. Работа с семьей направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу. По направленностипсихологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или ее отсутствия; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку или подростку. По своему характерупсихологическая помощь семье реализуется в следующих формах: 1) психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации 2) организационные меры (направление на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов); 3) осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий; 4) рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания; 5) выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д. Можно привести основные принципы и правила психологической помощи семье (Эйдемшыер Э. Г., 1994; Кар-васарскийБ.Д., 1999): 1. Установление контакта и присоединениепсихолога к клиентам (используются приемы «пристройки»; соблюдение конструктивной дистанции, синхронизация дыхания, использования речевых предикатов, соответствующих ведущей репрезентативной системе клиента). 2. Сбор информации о проблеме клиентас использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицательной частицы «не»?» и др. 3. Обсуждение психотерапевтического контракта(распределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотехнологии, а клиент — за активность и желание изменений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т. п.). I 4. Уточнение проблемы клиентас целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. 5. Проведение собственно психологической работы(консультации, коррекции, терапии), во время которой укрепляется вера клиентов в успех и улучшение ситуации, обсуждаются сложившиеся стереотипы поведения и ищутся новые, иногда используются приемы трансовой визуализации, ведущие к созданию образа желаемой ситуации. 6. «Экологическая проверка»:контроль за правильностью и устойчивостью происходящих изменений (применяется, например, прием «проекции в будущее»). 7. «Страхование результата»:действия по повышению уверенности клиентов в себе (даются домашние задания и предлагается прийти через какое-то время для обсуждения результатов). 8. «Отсоединение»(используются «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному — по сравнению с якобы предполагаемым — результату). Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|