Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование торговли в Республике Беларусь




 

Формы государственного регулирования торговли в Республике Беларусь определены ст.17 Закона Республики Беларусь "О торговле". Ими являются:

сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;

лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

квотирование поставок товаров;

формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций. [2]

Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены:

соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли;

исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельность;

приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными;

обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара;

ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли. [2]

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. "О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики" утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел.

В современных экономических условиях основными принципами государственного регулирования торговли будут проведение единой торговой политики, координация вопросов развития торговой деятельности и обеспечения равных прав субъектов хозяйствования на осуществление торговли, совершенствование правового регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, обеспечение в равной степени защиты прав и законных интересов потребителей.

Система государственного регулирования торговли будет направлена на:

развитие и укрепление нормативной правовой базы в сфере торговой деятельности;

формирование оптимальной конкурентной среды;

формирование товарных ресурсов для внутреннего рынка;

защиту внутреннего рынка от необоснованного импорта товаров и недобросовестной конкуренции;

централизацию товарных ресурсов, необходимых для обеспечения государственных нужд;

совершенствование порядка и механизмов, лицензирования, кредитования, квотирования с учетом отраслевых особенностей;

регулирование привлечения иностранных инвестиций в сферу торговли;

формирование финансово-торговых структур, включающих финансово-кредитные организации и производственно-торговые объединения;

повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, улучшение качества торгового обслуживания населения, сокращение издержек обращения при реализации товаров;

поддержку инвестиционной деятельности в отрасли, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, внедрения новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий;

эффективный контроль за осуществлением торговой деятельности, соблюдением прав и интересов потребителей.

Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона РБ "О торговле" от 28.07.2003 г. №231-3, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" от 2002 г., N 10, и других актов законодательства.

Правила торговли - единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание (торгово-производственную деятельность).

Правила торговли подразделяются на правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 Закона.

К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:

принятие в пределах его компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли;

разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли;

создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций;

обобщение опыта применения законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

осуществление мониторинга конъюнктуры внутренней и внешней торговли, распространение полученной информации среди заинтересованных субъектов торговли;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:

разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:

созданию условий для эффективной деятельности субъектов торговли;

поддержке инвестиционной деятельности, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, осуществление и внедрение научных исследований, а также внедрение новых технологических процессов;

привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

осуществлению программ демонополизации торговли;

поддержке и развитию предпринимательства;

формированию стабилизационных фондов товаров;

приватизации объектов торговли;

освоению экономически мало эффективных торговых зон, расположенных в отдельных местах проживания граждан или приложения их труда, труднодоступных населенных пунктах, экологически неблагоприятных районах;

созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;

стимулированию торговли посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иного экономического стимулирования в соответствии с законодательством.

Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.

Таким образом, государственные торговые предприятия играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Однако деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима.


2. Анализ организации торговой деятельности в УП "Универмаг Беларусь"

2.1 Организационно-экономическая характеристика УП "Универмаг Беларусь"

 

Унитарное коммунальное предприятие "Универмаг Беларусь" является одним из крупнейших универмагов г. Минска. Своих первых покупателей универмаг принял 8 июня 1978 года. Само по себе появление такого объекта в столице Беларуси было событием не только республиканского, но и всесоюзного масштаба того времени.

В своей деятельности предприятие УП "Универмаг Беларусь" подведомственно Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска, право собственника, которого осуществляет Минский городской совет депутатов в лице минского городского исполнительного комитета. Форма собственности предприятия - государственная.

Целью деятельности УП "Универмаг Беларусь" является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

УП осуществляет следующие виды деятельности:

·   оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации;

·   розничная торговля косметическими товарами и туалетными принадлежностями;

·   розничная торговля через палатки, ларьки, киоски;

·   розничная торговля на рынках;

·   прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

·   хранение и складирование;

·   эксплуатация и сдача внаем собственного имущества;

·   прочая коммерческая деятельность.

УП вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке установленном законодательством Республики Беларусь.

УП несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Финансовый год УП "Универмаг Беларусь" соответствует календарному.

Чистая прибыль УП "Универмаг Беларусь" поступает в его распоряжение и направляется на формирование фондов УП "Универмаг Беларусь", в том числе резервного.

Площадь базы УП "Универмаг Беларусь" составляет 7 563,98 квадратных метра.

Руководство УП "Универмаг Беларусь" осуществляет директор. В подчинении у которого находится шесть заместителей. Основными отделами УП "Универмаг Беларусь" являются: коммерческий отдел, склады, 2 товарных отдела, отдел организации торговли, экономический отдел, отдел хозяйственного обеспечения.

Большое внимание на УП "Универмаг Беларусь" уделяется кадровому составу, рациональной организационной структуре управления, развитию персонала, этике менеджмента, социальному обеспечению работников.

Работа кадровой службы предприятия осуществляется в соответствии с "Программой по реализации кадровой политики в УП "Универмаг Беларусь". Важнейшей задачей и основной целью всей этой работы остаётся всемерное содействие развитию и формированию в структурных подразделений универмага успешно и стабильно работающих коллективов.

Формой регулирования трудовых отношений на предприятии выступает коллективный договор, заключенный между профсоюзным комитетом УП "Универмаг Беларусь", представляющим интересы членов профсоюза (работников) в лице председателя профсоюзного комитета и УП "Универмаг Беларусь" в лице генерального директора.


2.2 Оценка эффективности деятельности УП "Универмаг Беларусь"

 

Об основных результатах деятельности предприятия за отчетный год можно судить по финансовым показателям.

Динамика основных показателей хозяйственной деятельности приведена таблица 2.1.

 

Таблица 2.1 - Основные показатели экономической деятельности УП "Универмаг Беларусь", млн. р.

Показатели

Период

Отклонение, +/- Темп изменения, %
  2010 год 2011 год    
Выручка от реализации товаров, работ, услуг 92145 106735 +14590 115,8
Себестоимость реализованных товаров 60674 69652 +8978 114,8
Доходы от реализации товаров в % к товарообороту 16736 18,1 19159 17,9 +2423 0,2 114,5 98,9
Расходы на реализацию товаров в % к товарообороту 14697 15,9 16792 15,7 +2095 0,2 114,2 98,7
Прибыль от реализации товаров в % к товарообороту 2042 2,2 2367 2,2 +325 115,9 100
Сальдо внереализационных операций -1280 -1404 +124 -
Операционные доходы за минусом расходов 160 23 -137 14,4
Прибыль за отчетный период в % к товарообороту 922 1,0 1194 1,1 +272 +0,1 129,5 110
Чистая прибыль 73 83 +10 113,7
Среднесписочная численность, чел 1072 1075 +3 100,2
Розничный товарооборот на одного работника 85,9 99,3 +13,4 115,6
Прибыль на одного работника 0,8 1,1 +0,3 137,5
Рентабельность товарооборота, % 1,0 1,1 +0,1 113,7

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Из приведенных данных видно, что общий объем товарооборота в действующих ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,8%, а розничный товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 17,1%.

Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 17136 млн. р., а в 2011году-19159 млн. р., что на 2423 млн. р. больше.

Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 2095 млн. р. а их уровень уменьшился на 0,2%.

Уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%. Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.

В настоящее время руководители всех структурных подразделений универмага, и особенно товарных отделов, в своей работе с кадрами уделяют постоянное внимание именно категории работников со стажем от 1 года до 3.

Возможности для надлежащей организации их профессионального становления имеются на данном предприятии за счёт организации наставничества и внутриорганизационного обучения.

Все работающие в универмаге в настоящее время распределены по следующим профессионально-должностным категориям (табл.2.2):

 

Таблица 2.2 - Структура персонала УП "Универмаг Беларусь" по профессионально-должностным категориям

Категория Количество, чел. Удел. вес в общем кол-во. %
Руководители 203 17,8
Специалисты 101 8,8
Служащие 28 2,4
Продавцы 523 45,7
Кладовщики 110 9,6
Грузчики 24 2,1
Уборщики 64 5,6
Другие категории 91 8,0

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Среди работников универмага по состоянию на 01.01.2009 г. мужчины составляли 13,7%, женщины - 86,3%.

На предприятии установлена рабочая неделя продолжительностью 40 часов для работников с нормальными условиями труда. С учетом действующих норм трудового законодательства установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 21 календарный день.

Вопросы применения форм, систем и размеров труда, материального стимулирования, выплат вознаграждений, доплат, надбавок и индексации заработной платы рассматривает и утверждает директор в УП "Универмаг Беларусь" предварительно согласовав их с профсоюзным комитетом в УП "Универмаг Беларусь". Оплата труда производится в пределах средств, заработанных трудовым коллективом. При расчете окладов работников общества пользуются Единой тарифной сеткой РБ. Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим, специалистам осуществляется по Единому тарифно-квалификационному справочнику должностей, осуществляет индексацию заработной платы исходя из публикуемого Правительством индекса цен (при наличии средств). Руководство УП "Универмаг Беларусь" периодически повышает зарплату работникам предприятия, увязывая ее с ростом товарооборота, прибыли, качеством обслуживания. Оплата труда работника в УП "Универмаг Беларусь" определяется его личным трудовым вкладом и предельными размерами не ограничивается. В УП "Универмаг Беларусь" премирует работников за текущие результаты работы, вознаграждает по итогам работы за год, поощряет за высокие достижения и выполнения отдельных заданий. За работу в выходные и праздничные дни установлена доплата. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Результаты данного анализа представим в таблице 2.3.


Таблица 2.3 - Товарный баланс по УП "Универмаг Беларусь"

Показатель За 2010 год За 2011 год Отклонение (+, -) Повлияло на динамику товарооборота
Товарные запасы на начало года 8736 7212 -1524 -1524
Поступление товаров 93040 107784 +14744 +14744
Прочее выбытие товаров 2419 2479 +60  - 60
Товарные запасы на конец года 7212 5782 -1430 +1430
Розничная реализация товаров 92145 106735 +14590  + 14590
прочее выбытие товаров в % к объёму их поступления 2,6 2,3 -0,3  

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, по сравнению с 2010 годом объём товарооборота увеличился за счёт роста поступления товара (+14744 млн. р.) и снижения товарных запасов на конец года (+1430 млн. р.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате снижения товарных запасов на начало года (-1524 млн. р.) и роста прочего выбытия товаров (+60 млн. р.).

Динамика прибыли УП "Универмаг "Беларусь" приведена таблица 2.4.

 

Таблица 2.4 - Основные показатели прибыли УП "Универмаг Беларусь", млн. р.

Показатели

Период

Отклонение, +/- Темп изменения, %
  2010 год 2011 год    
1 2 3 4 5
Выручка от реализации товаров, работ, услуг 92145 106735 +14590 115,8
Себестоимость реализованных товаров 60674 69652 +8978 114,8
Доходы от реализации товаров в % к товарообороту 16736 18,1 19159 17,9 +2423 0,2 114,5 98,9
Расходы на реализацию товаров в % к товарообороту 14697 15,9 16792 15,7 +2095 0,2 114,2 98,7
Прибыль от реализации товаров в % к товарообороту 2042 2,2 2367 2,2 +325 115,9 100
Сальдо внереализационных операций -1280 -1404 +124 -
Операционные доходы за минусом расходов 160 23 -137 14,4
Прибыль за отчетный период в % к товарообороту 922 1,0 1194 1,1 +272 +0,1 129,5 110
Чистая прибыль 73 83 +10 113,7
Рентабельность товарооборота, % 1,0 1,1 +0,1 113,7

 

Из приведенных данных видно, что уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.

Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.

Проиллюстрируем данные изменения на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Динамика структуры прибыли

 


Таблица 2.5 - Анализ структуры прибыли УП "Универмаг Беларусь", млн. р.

№ пп Наименование показателей  

За отчетный период

За соответствующий период прошлого года

     

 

 

      абсолютное значение, млн. руб. удельный вес, % абсолютное значение, млн. руб. удельный вес, %
1

Прибыль (убыток) отчетного периода (Ф2 стр. 200)

 1 194 100,0  922 100,0
1.1

прибыль (убыток) от реализации (Ф2 стр.060) 

 2 367 198,2  2 042 221,5
1.2

прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (Ф2 стр.120)

 231 19,3  160 17,4
1.3

прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (Ф2 стр.160)

 - 1 404 -117,6  - 1 280 -138,8
2

Налоги, сборы, платежи из прибыли (Ф2 стр.210) 

 1 024 85,8  850 92,2
3

Прочие расходы и платежи из прибыли (Ф2 стр.220) 

 87 7,3  - 1 -0,1
4

Резервные фонды (Ф3 стр.021 гр.4) 

 - 0,0  200 21,7
5

Распределенная прибыль (Ф3 стр.061) 

 - 0,0  1 120 121,5
6

Нераспределенная прибыль (Ф3 стр.066) 

 90 7,5  3 0,3

Рисунок 2.2 - Источники прибыли УП "Универмаг Беларусь"

 

Таким образом, Унитарное коммунальное предприятие "Универмаг Беларусь" является одним из крупнейших универмагов г. Минска. В своей деятельности предприятие УП "Универмаг Беларусь" подведомственно Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска, право собственника, которого осуществляет Минский городской совет депутатов в лице минского городского исполнительного комитета. Форма собственности предприятия - государственная.

Общий объем товарооборота в действующих ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,8%, а розничный товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 17,1%. Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 17136 млн. р., а в 2011году - 19159 млн. р., что на 2423 млн. р. больше. Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 2095 млн. р. а их уровень уменьшился на 0,2%. Уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.

Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...