Изучение прав потребителей при продаже товаров в розничных торговых предприятиях.
1.1 Контрольные вопросы
Вопрос
Ответ
Обоснование
1. Права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества.
Потребитель вправе потребопать:
◦ потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); ◦ потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
◦ потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; ◦ потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
◦ отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
.
Статья 18 Закона о защите прав потребителей. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
2.Особенности прав потребителей при покупке товаров с недостатками в комиссионных магазинах
В отношении товаров, реализуемых через комиссионные магазины, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца.
Потребитель имеет возможность выдвинуть иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи. Такие требования подлежат удовлетворению на общих основаниях, как и при покупке не в комиссионном магазине.
Статья 18 Закона о защите прав потребителей. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
3. Каков порядок предъявления и удовлетворения требований потребителя, который приобрел товар с недостатками.
Требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Вместо предъявления требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять тoвap нeнaдлeжaщeгo кaчecтвa у пoтpeбитeля и в случае необходимости провести проверку кaчecтвa тoвapa. Потребитель вправе участвовать в проверке кaчecтвa тoвapa.
4. Что является основанием для предъявления претензий из-за надлежащего качества товара?
В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара [
5. Порядок доставки товаров, подлежащих замене или возврату.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Статья 18 Закона о защите прав потребителей. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
6.Каковы сроки предъявления покупателем претензий по поводу недостатков, обнаруженных в купленных товарах?
Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Статья 19 Закона о защите прав потребителей. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
7.Как исчисляется гарантийный срок товара или срок его службы?
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Статья 19 Закона о защите прав потребителей. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
8.Каковы сроки устранения недостатков, обнаруженных в купленных товарах?
Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Статья 20 Закона о защите прав потребителей. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
9.В какие сроки должны быть заменены товары ненадлежащего качества?
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Статья 21 Закона о защите прав потребителей. Замена товара ненадлежащего качества
10.В какие сроки должны быть удовлетворены отдельные требования потребителя?
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление нeдocтaткoв тoвapa потребителем или третьим лицом, вoзвpaтe уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие пpoдaжи тoвapa нeнaдлeжaщeгo кaчecтвa либо предоставления нeнaдлeжaщeй информации о тoвape, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
11.Какие размеры неустойки за невыполнение требований потребителя в срок?
За невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Статья 23 Закона о защите прав потребителей. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
12.Порядок осуществления расчета с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.
1.При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.
2.При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
3.В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
4.При вoзвpaтe тoвapa нeнaдлeжaщeгo кaчecтвa потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
5.В случае вoзвpaтa тoвapa нeнaдлeжaщeгo кaчecтвa, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного тoвapa кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
13. Порядок обмена товара надлежащего качества.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Статья 25 Закона о защите прав потребителей. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
1.2 Решение ситуаций
Ситуация 1. Покупательница, купившая 5 июня в универмаге скатерть стоимостью 500р., обратилась 12 июня к директору универмага с просьбой обменять скатерть, ссылаясь на то, что скатерть оказалась маленького размера. Какое решение должен принять директор магазина?
Статья 25 Закона о защите прав потребителей «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества» гласит, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Казалось бы, что директор обязан произвести замену скатерти.
Но скатерть попадает в перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утвержденный Правительством Российской Федерации (штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца и др.))
. Директор имеет полное право отказать покупательнице.
Ситуация 2. В магазине «Товары для дома» покупатель приобрел холодильник «ЗИЛ», который по вине изготовителя в период гарантийного срока вышел из строя. Поскольку в это время холодильника такой марки в продаже не было, то продавец предложил покупателю холодильник более высокого класса – «Стинол-16» с доплатой разницы в цене. Какое решение может принять покупатель.
Покупатель может либо согласиться с продавцом, либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Статья 18 Закона о защите прав потребителей «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» гласит, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Статья 24 Закона о защите прав потребителей «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества» гласит, что при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах.
Ситуация 3. Покупательница приобрела швейную машину «Чайка», которая по вине изготовителя в период гарантийного срока вышла из строя. Покупатель потребовал замены изделия на машину той же марки. Директор магазина согласилась заменить товар на аналогичный, требуя доплаты разницы в цене, так как цена машины «Чайка» к моменту обмена повысилась. Как разрешить создавшуюся ситуацию?
В Статье 24. Закона о защите прав потребителей «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества» говорится, что при замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.
Следовательно директор обязан произвести замену товара без доплаты.