Ограничения доступа к информации и привлечение виновных к ответственности
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА
Правовой статус журналиста – это совокупность специальных прав и обязанностей журналистов и приравненных к ним лиц (работающих в штате редакции, но не собирающих информацию, внештатных работников). Правовой статус журналиста включает в себя следующие элементы: а) права журналиста; б) обязанности журналиста; в) трудовые отношения, иные договорные отношения лица с зарегистрированным СМИ; г) функции журналиста (поиск, распространение, выпуск информации), в том числе право журналиста на запрос, доступ к информации о работе государственных органов; д) аккредитация; е) защита источника информации.[1] Основные положения Статус журналиста зависит напрямую от статуса СМИ. Когда главным в работе того или иного СМИ является доставление аудитории самой свежей, максимально точной и полной информации обо всем том, что ее интересует, то для журналиста, который, в свою очередь, является главным функциональным звеном массово-информационной инфраструктуры общества главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Это необходимо осознать и запомнить для наилучшего понимания работы в целом. Помимо этого, посредством неоднозначного статуса журналиста реализуются те особые профессиональные интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Речь идет о тех важнейших свойствах, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, и прежде всего, это ее творческий характер и элементы публичной службы. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, он должен установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, также необходимо обеспечить журналисту повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг.
Конечно, необходимо обратить внимание на то, что в законах о СМИ ряда стран с развитой системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналистов. Многие соответствующие правила зафиксированы в подзаконных актах, кодексах профессиональной этики, обычаях делового оборота или существуют в качестве политических традиций. На сегодняшний день, права и обязанности журналиста определяются нормами, описанными в главе V Закона о СМИ, а также отдельными положениями, которые содержатся в различных нормативных актах и касаются в первую очередь вопросов допуска представителей СМИ к информации. Причем, что совершенно естественно, в Законе о СМИ формулируются конкретные специальные правомочия журналистов, вытекающие из конституционного права граждан на информацию, в других же - конкретные ограничения этих правомочий, которые заранее определяются особенностями соответствующего предмета регулирования. Например, закрепленному в части первой статьи 47 Закона о СМИ праву журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию» в Законе РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (статья 29) зафиксировано следующее правило: «В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о местах дислокации (передислокации) воинских частей, прохождения службы и жительства военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами. Информация о служебно-боевой деятельности внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира воинской части, начальника учреждения или военно-учебного заведения внутренних войск».
На первый взгляд может показаться, что в данном случае налицо несоответствие данной нормы положениям Конституции РФ, которая недвусмысленно в пункте четвертом статьи 29 увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну. Однако не нужно думать, что защита информации ограничивается лишь государственными тайнами. Существуют и другие категории конфиденциальной информации. Вот почему часть первая статьи 4 Закона о СМИ запрещает использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих не только государственную, но и иную специально охраняемую законом тайну. В перечень таких защищенных сведений (конфиденциального характера) входят сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; сведения, составляющие служебную тайну; сведения, составляющие профессиональную тайну (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведения, составляющие коммерческую тайну; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. [2] Использование средства массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны может быть основанием для направления редакции СМИ предупреждения, а в случае неоднократности - для прекращения деятельности СМИ по решению суда. В то же время, по общему правилу, журналист не может быть привлечен к ответственности за разглашение тайны: уголовная ответственность наступает только в том случае, если тайна была виновному лицу доверена либо стала известна по службе или работе, учебе или или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса (статья 283 УК РФ).
Разумеется, возможны ситуации, когда государственная тайна доверяется журналисту по службе или работе, например, если он является сотрудником армейской газеты. При этом должны быть соблюдены установленные законом процедуры допуска. Уголовно наказуемое разглашение государственной тайны будет налицо и в том случае, если секретная информация стала известна журналисту по службе или работе. Данную формулу следует понимать в том смысле, что журналист был допущен к информации, хотя и без оформления соответствующего допуска, но именно по месту службы или работы. В отличие от государственных тайн, все прочие конфиденциальные сведения имеют иной режим охраны и защиты. Так, разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, будет наказуемо, если они добыты незаконным способом (например, путем похищения документов), либо виновное лицо преследовало корыстные цели (статья 183 УК РФ). Для того, чтобы признать незаконным собирание и распространение сведений о частной жизни лица, необходимо установить, что эти действия были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (например, из мести) и причинили вред правам и законным интересам граждан (статья 137 УК РФ). В настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. № 2334. Этот нормативный акт ввел в оборот принципы информационной открытости, которые выражаются "в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан".
Ныне все эти принципы составляют основу ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об Информации, информационных технологиях и защите информации» в редакции от 27.07.2012. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Согласно упомянутому закону (часть четвертая статьи 8) к информации с ограниченным доступом запрещено относить: Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Перечисленные выше категории сведений не могут относиться ни к государственной тайне, ни к служебной, ни к какой-либо иной. Однако законодательство о защите информации, построенное по принципу концентрических окружностей, знает еще и перечни сведений, которые не могут объявляться государственной тайной, но могут, например, служебной. Такой перечень дан в части первой статьи 7 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Согласно закону не могут засекречиваться сведения: 1. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; 2. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3. о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; 4. о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; 5. о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах; 6. о состоянии здоровья высших должностных лиц страны; 7. о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Наконец, в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г., содержится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к категории "для служебного пользования", а именно: 1. акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2. сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; 3. описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; 4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц; 5. решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; 6. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; 7. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Из приведенных перечней отнюдь не следует, что только эти сведения и являются открытыми, а все остальные закрыты завесой секретности. Напротив, все остальные сведения также являются открытыми, если только они не содержат информации, отнесенной к государственной либо иной специально охраняемой законом тайне. Закон "О государственной тайне" понимает государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (первая часть статьи 2). Ограничения доступа к информации и привлечение виновных к ответственности Особую важность приобретают правовые механизмы обжалования ограничений доступа к информации и привлечения виновных к ответственности. В этом контексте обращает на себя внимание часть седьмая статьи 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об Информации, информационных технологиях и защите информации» в редакции от 27.07.2012, которая содержит юридический механизм защиты права на доступ к информации. Она гласит, что если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. А решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Лица, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Особую категорию составляют персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие определить личность этого человека и какие-либо другие данные, способные ему навредить. Такие сведения специальный ФЗ «О персональных данных» относит к категории конфиденциальной информации (часть 3 статьи 6). В соответствии с Конституцией нашего государства запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения Еще одну категорию конфиденциальной информации составляет коммерческая тайна. По определению, содержащемуся в пункте первом статьи 139 ГК РФ, к этой категории относится информация, одновременно отвечающая следующим условиям: 1. она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2. к ней нет свободного доступа на законном основании; 3. ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. В случае разглашения коммерческой тайны пункте втором статьи 139 ГК РФ предусматривает возложение обязанности возместить причиненные убытки на лиц, незаконными методами получивших информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Следовательно, если журналист не нарушил закон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет. Если проанализировать комплекс правомочий журналиста, производных от конституционного права граждан на информацию, то окажется, что он весьма обширен. Согласно части первой статьи 47 Закона о СМИ журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. В то же время, если поиск касается информации, о которой заранее известно, что она составляет государственную тайну или является по закону конфиденциальной, то журналист обязан либо отказаться от соответствующего задания редакции либо использовать механизм официального запроса, предусмотренный статьями 39-40 Закона о СМИ. Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, общественным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности. Хотя закон допускает возможность запроса как в письменной, так и в устной форме, однако в случае, если есть основания прогнозировать отказ, лучше заранее придать обращению форму официального документа, выполнив его на редакционном бланке, за подписью главного редактора, с исходящим номером и датой. Закон предусматривает четыре основных варианта реакции на запрос информации. Первый: предоставление информации. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители соответствующих органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции. Второй: отказ в предоставлении информации. Он возможен только в том случае, если запрошенная информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в 3-дневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну. Естественно, документ должен иметь дату и быть скреплен подписью должностного лица, принявшего решение об отказе. Таковым должно быть лицо, уполномоченное по закону предоставлять информацию. Третий: отсрочка в предоставлении информации. Такой вариант будет законен, если запрашиваемые сведения не могут быть представлены в 7-дневный срок со дня получения письменного запроса. Уведомление об отсрочке вручается в том же порядке и в те же сроки, что и уведомление об отказе. В тексте должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в 7-дневный срок, а также дата, к которой требуемые сведения будут готовы. Четвертый: волокита, включая все возможные бюрократические ухищрения (потеря запроса, несоблюдение сроков вручения уведомления, подписание уведомления не уполномоченным лицом, подмена запрашиваемой информации рекламным буклетом и т.п.).Все эти варианты, за исключением первого, который, в принципе, должен быть нормой общения со СМИ, предусматривают возможность гражданско-процессуального продолжения как на основании части первой статьи 61 Закона о СМИ, так и статьи 24 Федерального закона «Об Информации, информационных технологиях и защите информации». Закон «О средствах массовой информации» предоставляет редакции юридическую возможность обжаловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответствующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Запрос информации - далеко не единственное средство ее поиска и получения. Часть первая статьи 47 Закона о СМИ гарантирует журналисту, в частности, право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. Смоделированная таким образом норма предоставляет возможность организациям, не заинтересованным в посещениях работниками СМИ, ограничиться допуском журналиста в пресс-службу. Если же таковая отсутствует, то по смыслу закона организация становится открытой для посещений представителями СМИ. В связи с запросом информации журналист имеет право быть принятым должностными лицами: руководителями соответствующих органов, организаций и объединений, их заместителями, а также работниками пресс-служб, либо другими лицами, уполномоченными предоставлять информацию, либо отказывать в таковой. Кроме того, он вправе проверять достоверность сообщаемой ему информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, копировать и публиковать их. Наконец, он вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом. На практике, однако, нередки случаи, когда должностные лица пытаются ограничить допуск журналистов. Для этого используются самые разные способы: от исключения из списка приглашенных до изъятия пропуска и удаления из зала. Различны и объяснения: от ссылки на неполадки в компьютере до прямых обвинений в подрывной деятельности. Ряд аналогичных случаев уже стал предметом рассмотрения СПИС. Разбирая конкретные споры, Палата, в частности, пришла к следующим выводам: отказ должностного лица дать дополнительную информацию ограничивает права граждан; включение журналиста в список лиц, для которых ограничен допуск в здание, занимаемое органом власти, противоречит принципам информационной открытости; действия должностного лица, выражающиеся в отказе журналистам в доступе к информации и нарушении их профессиональных прав, являются ущемлением свободы массовой информации, влекущим дисциплинарную ответственность, и т.д. Журналисты в суде Журналисты вправе присутствовать на любых судебных процессах, поскольку согласно пункту первому статьи 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением предусмотренных ГПК случаев. Они могут делать записи в блокнотах, пользоваться диктофонами, не отвлекая этим участников процесса и не нарушая порядок в зале иным способом. Для производства фото- и киносъемки или видеозаписи требуется разрешение председательствующего. Иногда бывает, что некоторых случаях материалы, освещающие конкретные судебные процессы, сами становятся поводом для разбирательства в суде. Так происходит, обычно, когда приговор, послуживший основой для публикации, оказывается отменен. В подобной ситуации опровержение, как правило, неизбежно. Другой вариант - требование об опровержении сведений, оглашенных в ходе судебного заседания и распространенных в таком качестве редакцией СМИ. Аккредитация Другая специфическая сфера, в которой права журналиста на поиск, получение и распространение информации претерпевают определенные изменения, - деятельность парламента. Для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность в палатах Федерального Собрания РФ, представителям российских СМИ необходимо иметь аккредитацию. Что же касается корреспондентов иностранных информационных агентств, то они имеют свободный доступ по аккредитации МИД РФ. Упорядочению контактов с журналистами, в принципе, призван служить институт аккредитации. Согласно статье 48 Закона о СМИ правила аккредитации не являются едиными для всех; они устанавливаются самими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, учреждениями, органами общественных объединений, аккредитующими при себе работников прессы. Редакции имеют право подавать заявки на аккредитацию своих журналистов, однако их удовлетворение зависит от того, соответствуют ли они установленным правилам аккредитации. В свою очередь, сами эти правила должны соответствовать законодательству. Во-первых, эти правила не должны ущемлять свободу массовой информации или права журналиста, поскольку поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям за исключением установленных законодательством РФ о СМИ. Например, положение о том, что журналист может быть аккредитован, если он имеет «профессиональное образование или значительный опыт работы, компетентность в освещаемых проблемах, способность к анализу полученной информации» (правила аккредитации журналистов при правительстве Республики Хакасия), не может считаться законным, поскольку не имеет отношения к собственно правилам аккредитации, ограничивает доступ к информации и редакционную самостоятельность. В то же время лишение аккредитации в случае вмешательства журналиста «в порядок проведения мероприятия» представляется вполне разумным и справедливым. Во-вторых, эти правила не должны вступать в противоречие с другими законами РФ и подзаконными актами. Так, требование указывать в заявке все псевдонимы журналиста нарушает положения статьи 47 Закона о СМИ, статьи 150 ГК РФ. А вот введение квот нельзя признать противоправным, если только для всех редакций установлена единая квота. В-третьих, правила аккредитации должны гарантировать реализацию, как минимум, тех прав и обязанностей, что предусмотрены частями третьей и четвертой статьи 48 Закона о СМИ. Речь идет о том, что аккредитовавшие журналиста органы и организации обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и другими документами (если таковые изготавливались), создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки. Отсутствие извещения о предстоящем заседании, совещании и т.п. не лишает аккредитованного журналиста права присутствовать на мероприятии, если только оно не является закрытым. Закон о СМИ (статья 61) допускает возможность судебного рассмотрения споров, связанных с аккредитацией. Так, отказ в аккредитации может быть обжалован на том основании, что - с точки зрения редакции - действующие в данном органе или организации правила аккредитации нарушают закон либо неправильно применены. Предметом жалобы может стать и нарушение прав аккредитованного журналиста. Например, если его не допустили на заседание или совещание, суд обязан - помимо прочего - проверить законность принятия решения о проведении закрытого мероприятия. Наконец, лишение аккредитации также может быть обжаловано в суд. Оно будет считаться правомерным в двух случаях. Во-первых, если журналистом или редакцией нарушены установленные правила аккредитации - при условии, конечно, что сами эти правила обоснованны и законны. Во-вторых, если вступившим в законную силу решением суда установлен факт распространения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста. Действующие в разных регионах правила аккредитации нередко содержат дополнения к норме закона, несмотря на то, что она устанавливает исчерпывающий перечень оснований. В случае признания решения неправомерным суд выносит решение об обоснованности жалобы и обязывает организацию-нарушителя восстановить аккредитацию, а также возместить редакции реальный ущерб, т.е. те расходы, которые редакция произвела или должна будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме того должна быть возмещена и упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые редакция получила бы (например, от публикации рекламы или продажи дополнительной части тиража) при обычных условиях гражданского оборота, если бы не была лишена аккредитации (пункт второй статьи 15 ГК РФ). Особо важно рассмотреть вопрос о правовом статусе журналистов, которые работают в «горячих точках». Согласно Закону о СМИ журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение. Кроме того, он может присутствовать на митингах и демонстрациях.[3] Тем самым создаются условия, с одной стороны, для прозрачности и открытости самых конфликтогенных социальных зон и ситуаций, а с другой - для героизации экстремального поведения, и в частности, международного терроризма, сепаратизма и т.д. В последнее время все чаще раздаются голоса, призывающие международное сообщество озаботиться выработкой рекомендаций для журналистов, освещающих угоны самолетов, захваты заложников и другие проявления международного терроризма. Формально, в контексте Законов «О чрезвычайном положении» и «О безопасности», а также конкретных президентских указов о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях ограничение свободы массовой информации выражается прежде всего в предварительной цензуре информации, освещающей события в зоне чрезвычайного положения, с правом временного ареста печатной продукции. На практике все эти меры дополняются особой системой специальной аккредитации внутри конфликтного субъекта. Кроме того, в целях усиления гарантий открытости в «горячих точках» Комитет министров Совета Европы в мае 1996 г. принял Декларацию и Рекомендацию о защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности. Оба документа исходят из исключительности роли журналистов и СМИ в информировании общественности о нарушениях национального и международного права и страданиях людей в ситуациях конфликта и напряженности, а тем самым предотвращении дальнейших нарушений и страданий. Рекомендация содержит конкретные принципы защиты журналистов. Причем, она предлагает правительствам государств-членов СЕ применять их без различия в отношении иностранных и местных корреспондентов, а также без дискриминации по каким бы то ни было основаниям, распространяя на всех тех, кто занят сбором, обработкой и распространением новостей и информации, включая телеоператоров и фотографов, а также персонал поддержки, как то водителей и переводчиков. В особенно важном разделе под названием «Защита физической безопасности журналистов» обращается внимание на те меры, которые могут предпринять профессиональные организации журналистов и их работодателей: профилактика, страхование и наличие «горячей линии». Среди профилактических мер - рекомендации по привлечению компетентных специализированных организаций, таких как полиция или вооруженные силы, к подготовке корреспондентов; широкое распространение среди журналистов так называемых «пособий по выживанию» и информации о средствах индивидуальной защиты. Причем, власти и компетентные специализированные организации государств-членов должны предоставлять информацию и оказывать помощь в организации обучения. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности должны иметь соответствующую страховку, охватывающую случаи болезни, ранения, репатриации и смерти. Правительства государств-членов и организации СМИ должны рассматривать обеспечение страховкой всех журналистов, направляющихся на опасные задания, как стандартное условие их профессионального контракта и коллективных договоров. Профессиональные организации должны рассмотреть вопрос о создании фонда солидарности, который мог бы компенсировать журналистам или членам их семей ущерб в случаях, когда страховка оказывается недостаточной или ее нет. Важно отметить, что упомянутые «горячие линии», организованные Международным Комитетом Красного Креста, Международной федерацией журналистов и Международной сетью содействия свободе слова, то они уже успели продемонстрировать всему миру свою эффективность в розыске пропавших журналистов и привлечения внимания мировой общественности к случаям покушения на жизнь и здоровье журналистов и на их профессиональные права. В целях повышения эффективности действий по обнаружению журналистов и оперативности принятия мер по повышению их безопасности полезно, чтобы корреспонденты, работающие в зоне конфликта, информировали в конфиденциальном порядке полевых представителей Красного Креста о своем местонахождении. Глава «Расследование» обязывает государства-члены расследовать все случаи покушения на физическую безопасность журналиста, которые произошли в пределах их юрисдикции в условиях конфликта и напряженности. Они должны придавать должное значение сообщениям журналистов, профессиональных организаций и организаций СМИ обо всех таких случаях. Государства-члены должны использовать все соответствующие меры, чтобы те, кто несет ответственность за такие покушения, предстали перед судом, независимо от того, принадлежат ли они к террористическим или другим организациям, либо работают на органы власти, или действуют в личном качестве. Лишь парламент в достаточной мере открыт для прессы. Что касается президентских структур, правительственных кругов, ведомственных кабинетов, то они для журналистов за семью печатями: более закрыты, чем прежние партийные комитеты. И естественно, журналисты всякими способами преодолевают эти барьеры, вплоть до подкупа должностных лиц и откровенной покупки информации. Разумеется, помимо официальных каналов получения информации всегда существует неофициальный, основанный на доверительных отношениях с информатором. Ясно, что лицо, снабжающее редакцию, журналиста серьезной компрометирующей информацией, нуждается в том, чтобы не быть узнанным. В противном случае опасения за свою судьбу, благополучие, а иногда и жизнь вынудят его не предавать гласности известные ему сведения. Таким образом, с одной стороны, правовые гарантии сохранения в тайне персональных данных информатора позволяют прессе получать от него, порой, сенсационные сообщения. С другой стороны, нельзя допустить, чтобы анонимность служила прикрытием для клеветы, фальсификации и других средств манипулирования общественным мнением. Российский Закон о СМИ не только сохранил институт защиты источника информации, но и развил его. Тем самым он предвосхитил появление конституционной нормы, допускающей возможность освобождения от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Институт защиты источника информации непосредственно вытекает из конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23). Он связан, с одной стороны, с правом на имя, а с другой - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Таким образом, этот институт, во-первых, распространяется на свободу обмена корреспонденцией - никто не вправе вскрывать, знакомиться и оглашать содержание писем и телеграмм, поступающих в редакцию, подслушивать телефонные разговоры сотрудников, иначе как на основании судебного решения. Во-вторых, он обязывает редакции СМИ и их сотрудников сохранять в тайне поступающую к ним от граждан доверительную информацию. Когда речь идет о сообщениях, предоставленных гражданами не для распространения, а для ориентировки журналистов, Закон о СМИ (часть первая статьи 41) требует от редакций не разглашать полученную информацию в своих публикациях. Что касается возможности передать эти сведения третьему лицу, то здесь должны учитываться характер, степень и правовые основания их конфиденциальности (государственная, служебная, коммерческая, личная, семейная и т.п. тайна). В-третьих, рассматриваемый институт обязывает редакции (часть вторая статьи 41) и журналистов (пункт четвертый часть первая статьи 49) не разглашать персональные данные, позволяющие идентифицировать личность автора письма или иного сообщения в редакцию, если тот оговорил сохранение их в тайне. Закон освобождает редакцию от обязанности сохранять в тайне источник информации и его персональные данные, "когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом" (часть вторая статьи 41). Важно подчеркнуть и международно-правовой аспект проблемы защиты журналистских источников доверительной информации. В частности, Софийская Декларация ЮНЕСКО 1997 года гласит: «Журн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|