Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок», теоретические основы работы с одаренными детьми




Для определения специфики работы с одаренными детьми необходимо уточнить содержание понятия и сущность феномена «одаренность» и «одаренный ребенок», признаки проявления и типы одаренности, уровни сформированности одаренности и условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, что позволит определить концептуальный взгляд на исследуемое явление с целью разработки и реализации системы работы с одаренными школьниками в регионе.

 

2.1 Одаренность как полинаучная категори я

 

В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст.

Под одаренностью понимается:

совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

умственный потенциал, или интеллект – это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Таким образом, только в одном источнике дается сразу несколько определений. Одаренность отождествляют с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом – «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей» (В.Н.Дружинин). Часто используется трехкольцевая концепция одаренности, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности» (Дж.Рензулли).

Целостный подход к рассмотрению одаренности заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности», что означает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать личность одаренного ребенка в целом: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В этом же документе дается определение понятия «одаренный ребенок»: ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Содержательно емким является следующее определение: «Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовывать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства, психомоторные способности» (доклад Государственного отдела США Конгрессу 1972 г.).

Следует выделить качественные критерии-признаки, по которым можно идентифицировать человека как одаренного (или неодаренного):

критерий достижения, которые имеет ребенок в каких-либо видах деятельности;

критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);

критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;

критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;

критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.

Существует и количественный критерий одаренности. На основании статистических исследований выявлено, что 2-5% любой популяции людей, достигают наиболее высоких результатов, значимо отличающихся от достижений прочих людей. Именно такие люди и считаются одаренными в логике «количественного» критерия.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что одаренность представляет собой качество личности, заключающееся в оптимальной реализации способностей природного и социального генеза в различных видах деятельности, что позволяет выделить основные компоненты одаренности: мотивационный и инструментальный.

Классификация типов одаренности осуществляется с учетом разных оснований. Классификация на основе «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить следующие типы способностей:

общие интеллектуальные способности;

конкретные академические способности;

творческое или продуктивное мышление;

лидерские способности;

художественные и исполнительские искусства;

психомоторные способности.

Использование в качестве основания «виды деятельности» позволяет выделить такие одаренности, как:

¾ теоретическая (для детей – познавательная);

¾ практическая;

¾ художественно-эстетическая;

¾ коммуникативная;

¾ духовно-ценностная.

 

По основанию «степень сформированности» выделяют два типа одаренности:

актуальную одаренность, характеризующуюся наличием достижений, проявляющуюся в высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;

потенциальную одаренность, характеризующуюся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;

актуализированная одаренность, переведенная из потенциальной в актуальную.

По основанию «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

общая, которая определяется как пригодность к широкому кругу деятельностей; это некая общая способность, которая проявляется в высокой продуктивности практически любой деятельности;

специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) и которая связана с так называемыми «специальными задатками» – таким, как музыкальный слух, гибкость пальцев и т.д.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...