Оглавление
| Общая характеристика гальштатской культуры
| Страница 2
| Страница 3
| Страница 3 из 3
Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузницы. Благодаря консервирующим свойствам соли, в соляных копях сохранились различные предметы эпохи гальштата: топоры, долота, остатки одежд из кожи животных или из шерстяных материй, раскрашенных в разные цвета. Остатки большой гальштатской кузницы открыты в Моравии, в пещере Бычья Скала. Там найдены крицы, молоты, клещи, наковальни, каменные литейные формы. Позже пещера, в которой находилась кузница, была превращена в гробницу какого-то гальштатского князька.
В медных рудниках породу проходили при помощи огня. В штольнях находят большое количество обугленного дерева, медные и бронзовые кирки, деревянные ведра и желоба, столбы, служившие подпорками, и другие предметы. Извлеченную из шахт руду размельчали на особых каменных плитах при помощи больших каменных молотов. Дальнейшая обработка велась в обжигательных и плавильных печах.
Большинство памятников гальштатского искусства найдено при раскопках гробниц. В отличие от геометрического искусства бронзового века в гальштатском искусстве появляется тенденция к изображению живых существ. Искусство остается в основном прикладным и орнаментальным, но в него непрерывно проникают элементы изобразительного искусства - живописи, пластики. Самые формы металлических вещей приобретают, благодаря украшениям, сложный фантастический характер, далекий от первоначального образца и ненужный для практического их использования. Так, спирально загнутые антенны на рукоятках мечей становятся сильно изогнутыми, снабженными на концах кнопками, с тем, чтобы при дальнейшем развитии превратиться в антропоморфные фигуры; спинка фибулы расширяется, снабжается массой дополнительных украшений, гипертрофируются детали, и за всем этим едва узнается простой механизм булавки12. Эти тенденции в гальштатском искусстве явились результатом того, что многие произведения были предназначены для племенной знати, стремившейся подражать иноземным образцам и склонной роскошно украшать свои вещи. Обычай росписи сосудов возник, очевидно, под южноевропейским греко-италийским влиянием.
Расписная урна гальштатского времени. Высота 22 см. Бурренгоф. Вюртемберг. Германия
В северо-восточных районах распространения гальштатской культуры сосуды тонкостенные, сделаны из светлой глины и целиком покрыты желтой или красной краской. На этот фон нанесен орнамент. Если фон желтый, то орнамент красный, темно-коричневый или черный; если фон красный, то орнамент белый, коричневый или черный. Орнаментальные формы разнообразны: меандр, треугольники, ромбы, прямоугольники, круги, спирали и т.п. Кроме расписных сосудов, в гальштатских областях особенно часто встречаются покрытые врезным или штампованным орнаментом, полихромные, с инкрустацией белой пастой или с поверхностью, натертой графитом, что придает ей характерный черный блеск. Этот живописный стиль проявился также в металлических изделиях: в ажурных изделиях, в инкрустации янтарем, золотом, а позже кораллами.
Монументальное гальштатское искусство известно по нескольким надгробным стелам, обломкам скульптур и архитектурным фрагментам с рисунками или рельефом, найденным на севере Германии и в Боснии. В рисунках представлены битвы на море и на суше, охота, всадники и женщины. В орнаменте важнейшую роль играет спираль. Эти находки нигде в других гальштатских областях не встречаются и, вероятно, представляют искусство иллирийского племени венетов.
Гальштатская скульптура представлена главным образом мелкими статуэтками из глины или бронзы, изображающими всадников, пеших людей, коней, быков, птиц и т.д. В иллирийской области гальштатской культуры глиняные сосуды иногда украшены прилепленными к их стенкам фигурками людей и животных, ручки бронзовых сосудов часто сделаны в виде фигурок животных. Широко известны большие крашеные глиняные кувшины со скульптурными фигурками из Гемайнлебарна (Нижняя Австрия). Иногда гальштатские скульптуры связаны в композицию, как, например, на бронзовой культовой повозке из Штреттвега в Австрии. Посреди повозки находится большая женская фигура (по-видимому, богиня-мать), несущая над головой чашу. Сзади и перед ней изображено принесение в жертву оленя, которого держат две фигуры. За сценой с оленем стоят мужчины и женщины, а по бокам у них - всадники.
Культовая повозка из Штреттвега, Австрия. Гальштатская культура. VI в. до н.э.
Плоскостные изображения сохранились на глиняных сосудах и бронзовых ситулах, поясных бляхах и других предметах. Гравированные или тисненые изображения повторяют одни и те же сцены и образы: пиры, празднества с пением и игрой на струнных инструментах, земледельцы, конные и пешие воины, кулачный бой и охота, битвы, религиозные процессии, жертвоприношения, «шествие зверей».
Образы человека и животных в раннее время сильно схематизируются, превращаясь иногда в элемент орнамента. Изображению отводится подчиненная роль - орнаментального заполнения плоскости. Чтобы достигнуть такого эффекта, изображения людей и животных располагают горизонтальными рядами наподобие фриза, состоящего из отдельных изолированных фигур. Одни и те же образные мотивы систематически повторяются в одном ряду и утрачивают свое индивидуальное значение, превращаясь в орнаментальную полосу. Иногда (в особенности на поясных бляхах) фигурные изображения механически чередуются с распространенными в гальштатском искусстве выпуклостями на плоскости и геометрическими мотивами.
Позднее ситулы украшают более реалистическими многофигурными композициями, на которых представлены детали одежды, вооружения, быта. Людей и животных изображают в профиль, композиции расположены несколькими поясами, разделенными горизонтальными линиями. Ситулы с изображениями характерны только для юго-восточных областей гальштатской культуры и не встречаются на западе и на севере Европы.
|