Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов.




Цели и задачи курса

Цели курса - дать представление о конфликтологии как науке, о существующих в мире научных и практических подходах по решению международных проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур; показать роль специалиста по связям с общественностью в управлении кризисными ситуациями.

Задачи курса - научить студентов:

· анализировать современные конфликты, понимать их природу;

· критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

· уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;

·  уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур;

· уметь применять полученные знания в практической работе по связям с общественностью.

Программа курса

Тема 1. Введение в курс.

Конфликтология, ее предмет и задачи. Сложности определения понятия "конфликт". История становления конфликтологии как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России.

Тема 2. Природа социального конфликта.

Источники и причины возникновения конфликта. Границы конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Предмет и объект конфликта. Участники конфликта: прямые, косвенные, посредники. Процесс и динамика конфликта. Стадии и фазы развития конфликта.

Тема 3. Типы конфликтов.

Проблема типологии конфликтов. Возможные классификации конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт больших социальных групп. Политический конфликт. Международный конфликт. Онтологический конфликт.

Тема 4. Человеческий фактор в конфликте.

Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической совместимости. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов. Типы конфликтных личностей.

Тема 5. Поведение в конфликте.

Типичное поведение в конфликтной ситуации. Тест К.Килмена. Односторонние и совместные действия сторон в конфликте. Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Проблема идентичности и конфликт.

Тема 6. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях.

Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. "Барьеры" коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации.

Тема 7. Эскалация и деэскалация конфликта.

Основные закономерности эскалации конфликта. Модели эскалации конфликта: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель, модель структурных изменений. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта на его разных стадиях. Понятия "переговорного пространства", "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".

Тема 8. Урегулирование конфликтов.

Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий - регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Соотношение науки и практики урегулирования конфликтов. Проблемы институционализации конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Основные формы регулирования и разрешения конфликтов.

Тема 9. Третья сторона в урегулировании конфликта.

Понятия “третья сторона в урегулировании конфликта”, “посредничество”, “оказание “добрых услуг”, “наблюдение за ходом переговоров”, “арбитраж”. Основные задачи и средства воздействия третьей стороны. Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов. Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг. Требования, предъявляемые к посреднику. Многообразие видов посредничества. Принудительные меры со стороны посредника при урегулировании конфликтов.

Тема 10. Переговоры как средство урегулирования конфликтов.

Переговоры как научная и практическая проблема. Основные этапы и тенденции в развитии исследований по переговорам. Структура и функции переговоров. Переговорные стратегии (торг, совместный с партнером процесс принятия решения). Тактические приемы на переговорах.

Стили ведения переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Методологические подходы к их исследованию. Личностный стиль переговоров. Особые случаи в ведении переговоров: многосторонние переговоры, переговоры на высшем уровне. Переговоры в условиях неравенства сил.

Тема 11. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов.

Условия предотвращения открытых форм конфликта. Предварительные сигналы о зарождении конфликта. Моделирование конфликтов. Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...