Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства
Выделяют следующие основные функции Конституции РФ, раскрывающие ее место и роль в системе российского законодательства: - системообразующая - будучи ядром системы законодательства, обладает верховенством в ней, устанавливает общие принципы его построения и действия; - стабилизирующая - обеспечивает устойчивость и стабильность основных положений законодательства; - функция обеспечения преемственности нормативно-правового материала - позволяет достичь преемственности между уже действующими законодательными актами и вновь принимаемыми; - коллизионная - позволяет разрешать коллизии между нормативными актами; - общерегулятивная - устанавливает общие нормы регулятивного характера, которые находят свою конкретизацию и развитие во всех основных отраслях российского законодательства; - функция программного развития законодательства - содержит целевые установки, нормы-идеалы, указания на высшие социально-правовые ценности, которые служат ориентиром для дальнейшего развития законодательства; - учредительная - устанавливает государственно-правовые институты, отрасли правового регулирования; - правовосполнительная - служит преодолению пробелов в нормативных правовых актах. Конституция РФ является программой развития текущего законодательства, играет значительную роль в дальнейшем развитии правовой системы, отраслей права и законодательства. Отрицание программного характера Конституции недопустимо и может привести к тому, что Основной Закон утратит свое значение как всеобщеобязательного нормативно-правового акта государства, выступающего базой для развития всего текущего законодательства.
Программный характер Конституции РФ обусловлен, во-первых, тем, что она является учредительным документом, под влиянием которого могут развиваться и реформироваться существующие отрасли права, законодательства, в том числе появляться новые правовые институты. Во-вторых, этот характер вытекает из сущности Основного Закона как правового акта, обладающего особой, наивысшей юридической силой в государстве. Российская Конституция на основе своих основных принципов объединяет все отрасли права между собой, предопределяет дальнейшую институционализацию права, создание его системы нового типа, в которой каждой из них отводится самостоятельное место. Иными словами, Основной Закон - это не только документ, который закрепляет конституционные принципы, но и содержит программные указания на направления и задачи развития всего отраслевого законодательства. Программное воздействие Конституции РФ на текущее законодательство и правовую систему в целом реализуется в рамках следующих основных направлений: принятия новых нормативно-правовых актов в развитие конституционных положений; установления оснований и условий конституционности нормативно-правовых актов; определения вопросов, подлежащих нормативно-правовому регулированию; приведения актов текущего законодательства в соответствие с Конституцией РФ; создания новых конституционно-правовых институтов; рецепции, состоящей в воспроизведении в законодательстве основных положений Основного Закона; установления основных направлений и стратегий его развития; обеспечения единства правового пространства на территории Российской Федерации посредством разграничения в Конституции нормотворческой компетенции между Федерацией и ее субъектами; соблюдения и применения конституционных принципов и предписаний в действующем законодательстве как программных ориентиров его развития.
Во всех случаях в процессе развития Конституции РФ, которое может осуществляться в форме принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных актов, их толкования Конституционным Судом РФ в целом происходят совершенствование и обновление текущего законодательства Российской Федерации. При этом эти два процесса не только тесно связны, но и оказывают влияние друг на друга. С одной стороны, конституционные положения являются некой программной константой, находят свое непосредственное выражение в нормативных правовых актах текущего законодательства, тем самым воздействуя на их содержание. С другой стороны, в текущем законодательстве получают свое развитие конституционные положения, дополняется их содержание, формулируются новые положения, имеющие характер конституционных. Заключение
На основании исследования, проведенного в курсовой работе, сделаем выводы, выделив основные моменты. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве. Верховенство Конституции не ослабляется сделанной в ее же тексте записью о примате международного права по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т.е. имеют прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.
Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы. Данное положение соответствует статье 17 Конституции, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; тем самым в отношении, статуса личности особо подчеркивается связь международного и внутреннего права, имплементация принципов и норм международного права в самом тексте Конституции. Довольно длительный период времени существования Конституции 1993 года подтверждает, что она "работает", выполняет предназначенные ей функции в развитии Российского государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить значения ее исходных положений и общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|