Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение кооперирования производства на примере крупнейшего белорусского предприятия – ПО «БелАЗ»




Рассмотрим значение кооперирования производства на примере крупнейшего белорусского предприятия – ПО «БелАЗ».

17 апреля 1958 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании Жодинского машиностроительного завода по производству самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и седельных тягачей на их базе». Впредь указанный завод именуется «Белорусский автомобильный завод».

ПО «БелАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности. Объединение находится в ведении Министерства промышленности РБ. Расположено в г.Жодино Минской области.

ПО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 280 тонн) в Республике Беларусь, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья. Самосвалы предназначены для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, на строительстве крупных промышленных гидротехнических сооружений.

Самосвалы изготавливаются для различных климатических и дорожных условий эксплуатации.

Кроме карьерных самосвалов ПО «БелАЗ» производит поставку потребителям техники по пяти дополнительным направлениям.

Первое направление - это производство и сбыт дорожно-строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры.

Второе направление - производство и сбыт машин для обслуживания карьеров и карьерной техники: тягачи-буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн.

Третье направление - специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы - до 150 тонн.

Четвертое направление - вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 т.

Пятое направление - производство и сбыт товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары (электрошашлычница, электроконвектор), садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.

В состав ПО «БелАЗ» входит Белорусский автомобильный завод и Республиканское производственно-сервисное унитарное предприятие «БелАЗ-Сервис».

В структуре Белорусского автомобильного завода находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления карьерной техники, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг. ПО «БелАЗ» принимает участие в качестве учредителя предприятий негосударственной формы собственности -АКБ «Промстройбанк».

Без права юридического лица в состав завода входит производство товаров народного потребления, МСП «БелАЗстройкомплекс», а также управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.

Все производственные единицы завода работают на принципах хозрасчета.

БелАЗ является учредителем 19 малых дочерних предприятии, которые находятся в странах СНГ, в т.ч. в России - 13 предприятий, Казахстане - 2, Украине - 3, Узбекистане - 1.

Основными видами деятельности являются: гарантийное и фирменное обслуживание продукции БелАЗ: самосвалов, погрузчиков и др., организация, ремонта узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запасных частей для ремонтно-эксплуатационных нужд и др.

Продукция ПО «БелАЗ» является совместным продуктом производства Республика Беларусь-Россия.

Основные материалы и комплектующие изделия поступают на БелАЗ из различных регионов России, на предприятиях которых занято более 50 тысяч высококвалифицированных специалистов. Ежегодно более 70 % готовой продукции БелАЗа возвращается в качестве основных транспортных средств на российские предприятия добывающих отраслей промышленности, металлургических производств и строительство крупных гидротехнических сооружений.

Объемы производства карьерных самосвалов и другой техники для горных отраслей полностью зависят от развития этих отраслей в Российской Федерации. Совместные исследования развития добывающих отраслей промышленности в России показывают о нарастании потребности в карьерных самосвалах грузоподъемностью 130 и выше тонн. При этом, чтобы сохранять и расширять свой сектор рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, выпускаемая техника БелАЗа должна соответствовать мировым уровням качества.

Эти положения учтены в прогнозировании выпуска на 2010 год карьерной техники по количеству и моделям.

Объем производства промышленной продукции на 2011 год запланирован в сумме 332,8 млрд. руб. в действующих ценах без НДС и других налогов.

Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах на 2011 год составит 105,0 % к уровню 2010 года.

В натуральном выражении планируется изготовить 805 автомобилей, что составляет 100,5 % к уровню 2010 года.

В 2010 году значительно увеличен выпуск автомобилей грузоподъемностью 120-220 тонн., пользующихся спросом у потребителей.

Производство потребительских товаров в сопоставимых ценах возрастет на 6 % к уровню 2010 года.

Экспорт продукции в 2011 году составит 177,2 млн. долларов США и увеличится к ожидаемому уровню на 5 %.

Темп роста импорта на 2007 год запланирован в размере 103 % к уровню 2006 года

По состоянию на 01.01.07 г. основные производственные фонды составляют 388127 млн. рублей, в том числе оборудование 265 397 млн.руб. Износ составляет соответственно 67,9% и 59,9 %.

Выходная производственная мощность на 01.01.2011 года составляет 2735 единиц автомобилей. Фактическое использование мощности составляет по автомобилям 52,6%.

В 2008 году предполагается ввести технологическое оборудование на 3 725 млн. рублей, модернизировать оборудование на 1616 млн. рублей, капитально отремонтировать - на 1954 млн. рублей.

Материально-техническое снабжение ПО «БелАЗ» обеспечивает сбалансированность ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции, снижение затрат на их приобретение, что способствует устойчивому развитию предприятия, повышению качества и конкурентоспособности его продукции.

Материально- техническое снабжение ПО «БелАЗ» осуществляется по трем основным направлениям:

- обеспечение предприятия сырьем и основными материалами;

- обеспечение вспомогательными материалами;

- обеспечение комплектующими изделиями.;

Снижение затрат на приобретение товароматериальных ценностей достигается путем приобретения сырьевых ресурсов по прямым поставкам. Практически все комплектующие изделия приобретаются на основании прямых долгосрочных договоров. На год заключается порядка двухсот договоров на их поставку. Исключением из числа крупных договоров является, например договор на поставку двигателей производства ОАО «Автодизель», г. Ярославль, на сумму 149,4 млн. рублей РФ в год. Эти двигатели ПО «БелАЗ» получает через официального дистрибьютора - ЗАО «БелАЗкомплект» (г. Москва). Черный и цветной металлы по прямым договорам поставляются со следующих предприятий:

- СПЗ «Балтийский сталепрокатный завод» г. Санкт-Петербург - (сварочная проволока);

- «Трубный завод» г.Череповец (трубы);

- Завод «Серп и Молот» г.Москва (калиброванный прокат).

Остальной металл поставляется через следующих официальных дистрибьюторов:

- ЗАО «УралБелсервис» г. Челябинск;

- ЗАО «БелАзкомплект» г. Москва;

- «БелАвтоСиб» г. Горно-Алтайск.

Поставка вспомогательных материалов на 80% осуществляется по прямым договорам.

По причине недостатка оборотных средств на заводе и нестабильной работы некоторых заводов-поставщиков комплектность запасов невысокая. Постоянно в течение производственного процесса ощущается нехватка шин (БШК, г.Бобруйск), двигателей (ОАО «Автодизель», г.Ярославль), тягового электрооборудования (ГУП «Татэлектромаш», г.Наб.Челны), а также некоторых подшипников, литья, трубки радиаторной медной и т.д.

Очевидно, что выпуск такой сложной техники как карьерные самосвалы невозможен без кооперационного взаимодействия ПО «БелАЗ» и целого ряда поставщиков-соисполнителей. Более 40 % комплектующих изделий, используемых в производстве карьерных самосвалов, сегодня приобретаются предприятием на основании заключенных договоров. Структурно это выглядит следующим образом (рис.1):

 

 

Как видно из рис.3., 40 % комплектующих изделий ПО «БелАЗ» приобретает с целью дальнейшего использования в производственном процессе. Следовательно, предприятие представлено широким спектром взаимодействия в области кооперированных поставок.

Таблица - Изменение затрат на покупку двигателей

Фактор изменения 2007 г., млн.р. 2008 г., млн.р.
а) по плану 100 811 113 383
б) фактически при плановых ценах 94 887 112 703
в) фактически 113 383 155 299

 

Увеличение расходов на двигатели в 2009 году составило 12 572 млн.р. (), что равно 12,5%. Это увеличение произошло за счет увеличения цен на двигатели и составило 18 495 млн.р. (). Изменения объема и структуры производства отрицательно сказалось на результате материальных затрат (-5 923 млн.р. – ()).

В 2010 году увеличение расходов на покупку двигателей было более значительным и составило 41 915 млн.р. () – 36,9%. Это произошло, главным образом, за счет удорожания двигателей.

Как видим, главным фактором увеличения издержек на производство техники является рост цен на покупные комплектующие и изделия.

 

Как правило, взаимодействие с предприятиями-поставщиками осуществляется на базе субконтрактации. Основными причинами выбора такого варианта кооперации являются более низкие издержки производства у субподрядчика а также отсутствие производственных мощностей по выпуску ряда комплектующих.

В качестве наиболее показательного примера кооперации по «БелАЗ» следует также привести изготовление кузовных деталей на жодинском заводе тяжелых штамповок (КЗТШ). Деятельность этого предприятия изначально направлена на удовлетворение нужд производства ПО «БелАЗ» и большая часть продукции, выпускаемой КЗТШ (более 80 %) предназначена для ПО «БелАЗ».

Таким образом, на рассматриваемом предприятии – ПО «БелАЗ» кооперация получила широкое развитие, что обусловлено материалоемкостью продукции, а также использованием широкой номенклатуры комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов в процессе производства. Среди форм кооперации преимущественное развитие получила субконтрактация.

 

 

Заключение

Оценка общего состояния теории и практики развития специализации и кооперации производства в рамках макро-, мезо- и микроэкономики, определение условий взаимосогласованного развития всех факторов базисного и надстроечного характера дифференциации и интеграции труда является крупной научно-практической проблемой, требующей самого пристального внимания ученых.

Предпосылками для образованиякооперации являются:

- достижение определенного уровня концентрации числа предприятий в той или иной сфере экономики;

- налаженность между предприятиями различного рода взаимосвязей в процессе решения общих задач и наличие определенного уровня доверительности отношений между ними;

- исчерпание возможностей взаимодействия с предприятиями по ряду направлений деятельности;

- необходимость использования малозатратных способов функционирования предприятий в условиях слабой доступности финансовых и кредитно-инвестиционных ресурсов;

- наличие у каждого из предприятий способов более рационального использования производственных и иных ресурсов при условии вовлечения в хозяйственный процесс новых участников;

- факторы недостаточно благоприятной экономической среды и отсутствия необходимой государственной поддержки, стимулирующие к консолидации малых предприятий против агрессивных внешних воздействий.

В ряде случаев кооперация производства позволяет предприятию обеспечить увеличение выручки, повышение рентабельности, обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, усилить конкурентные позиции на рынке.

 

 

Список литературы

1)Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.

2)Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.

3)Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

4)Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.

5) Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: ч. I – М.: «Экономика и жизнь», 2004. – 486 с.

6) Данилина Я.В., Клейнер Г.Б. Управление малыми многопрофильными корпорациями. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. – 398 с.

7) Данилина Я.В., Клейнер Г.Б. Управление малыми многопрофильными корпорациями. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. – 254 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...