Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Достоинства и ограничения классно-урочной системы современных условиях




Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России. Но, несмотря на то, что данная форма существует уже более 300 лет, в настоящее время многие исследователи ищут альтернативные способы обучения - замену классно-урочной системе. Почему это происходит? Как и любая система, классно-урочная деятельность имеет свои достоинства, но также и недостатки, причем весьма существенные. В современных условиях глобализации образования классно-урочная форма уже не отвечает требованиям времени. Сегодня современное общество требует развитие индивидуальности, творческого мышления, а не стандартных навыков. Новые требования заставляют искать новые все более эффективные формы обучения.

Сначала следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.

1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.

2) Экономичность - учит один учитель.

3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.

4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.

5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив — это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.

Теперь отметим недостатки классно-урочной системы:

1) Ориентированность на среднего ученика.

2) Ограниченность использования индивидуального подхода.

3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.

4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.

5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.

6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.

7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

8) Доминированность роли учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний — это существенный недостаток.

9) Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения. А.А. Вербицкий выделяет ряд противоречий традиционного обучения. По его мнению, будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Обращение в прошлое лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией, которая порождает мышление. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. Кроме того, учащийся в процессе обучения получает не целостную картину мира, а лишь ее осколки, которые сам собрать не в состоянии.

Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.

Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.

Все перечисленные причины заставляют задуматься над несовершенством классно-урочной системы. Необходимость в классно-урочной организации обучения с каждым днем все меньше. Но ведь инновации стоятся на традициях, поэтому отказ от классно-урочной системы будет выглядеть, как безумие Традиционная классно-урочная система уникальна в том, что она экономична, поэтому она должна претерпеть качественную трансформацию и стать динамической саморазвивающейся системой. А именно динамичные формы организации учебного процесса, организация динамической структуры учебных дисциплин, делать акцент на самостоятельную работу обучающихся. При таком подходе учителя и ученики становятся саморазвивающимися субъектами педагогического процесса.

Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний — это внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать. Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе. Таким образом, отмечается больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы было много попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.

Возможно, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения — это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Возможно классно-урочная система будет существовать еще долгие годы.

Таким образом, традиционную классно-урочную систему необходимо трансформировать так, чтобы в ней осуществлялась продуктивная творческая деятельность. А инновацией в классно-урочной системе станет – разработка индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие самопроцессов.


Заключение

В процессе выполнения данной контрольной работы, я изучил особенности классно-урочной системы обучения, а именно: познакомился с развитием классно-урочной системы обучения; изучил основные особенности; а также определил достоинства и ограничения классно-урочной системы обучения.

Классно-урочная система – традиционный метод обучения в настоящее время. Она служит всему миру вот уже четыре столетия и не утеряла своей актуальности. Идея классно-урочной системы обучения была сформулирована великим чешским педагогом Я. А. Коменским. Ее прогрессивный потенциал не исчерпан до настоящего времени.

Классно-урочная система как один из видов традиционного образования несомненно имеет свои достоинства, благодаря чему она просуществовала такое долгое время: она экономична, способна обучить многих и учит работать в коллективе. Так ее несомненным достоинством является возможность за короткое время передать большой объем информации.

Но есть и ограничения: она ориентирована на среднего ученика и из-за этого пропадают и будут пропадать талантливые дети, порой недооцененные учителями, которые заставляют их учить то, что им неинтересно. Многие исследователи говорят о невозможности реформирования классно-урочной системы, называя ее устаревшей и считая, обучение должно строиться на других принципах и не иметь столько недостатков.
Действительно, назрела необходимость уделить больше внимания индивидуальному образованию, учитывая интересы школьников, давая им рекомендации и оценивая их результативность. Сейчас важен такой учитель, который научит искать истину, а не дает её в готовом виде, поэтому нельзя готовить детей к будущему только старыми методами.

Таким образом, в настоящее время классно-урочная система является одной из самых распространенных форм обучения в сфере образования многих стран мира. И разумное использование ее в рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает классно - урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы.


Литература

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: методическое пособие. – М.: Высшая школа. – 1991. – 207 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...