Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Спрос и предложение в системе




ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

Роль спроса и предложения в системе общественного воспроиз

Водства

 

Спpoc и предложение — важнейшие экономические категории товарного производства и его адекватного выражения — рынка. Их взаимодействие, подвижность, способность реагировать на малейшие изменения рыноч­ной конъюнктуры, моды, социальных приоритетов со­ставляют наиболее активные элементы механизма функ­ционирования товарной экономики.

Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная денежным эквивалентом, то есть платежеспособная потребность. Реальность спроса зави­сит от наличия денег у покупателей товаров и услуг. Предложение представляет собой продукт, кото­рый находится на рынке или может быть доставлен на него[16].

Эти две экономические категории составляют един­ство противоположностей, в котором заключено противо­речие между стоимостью и потребительной стоимостью товара. В руках потребителя, предъявляющего спрос на товар, находится стоимость в ее денежной форме, на стороне производителя — потребительная стоимость. Взаимосвязь спроса и предложения отражает единство и противоположность двух сторон обмена — купли и про­дажи.

Спрос и предложение играют роль общественных движущих сил развития экономики. Соотношение их показывает пропорциональность распределения в обще­стве труда между отраслями производства и правиль­ность его развития. Отклонения в выпуске товаров и услуг от общественных потребностей сказываются на со­отношении спроса и предложения, а значит, и на ходе реализации и воспроизводства общественного продукта в целом[17].

Спрос и предложение не только пассивно отражают диспропорции в развитии экономики, но и стремятся к равновесию, активно способствуя тем самым установле­нию в народном хозяйстве оптимальных соотношений, между отраслями, наращиванию (или сокращению) вы­пуска товаров и услуг. Они воздействуют на производ ство через механизм рыночных цен: регулируют рыноч­ные цены, а точнее, отклонения рыночных цен от стои­мости.

В ценообразовании роль рынка, где действует закон спроса и предложения, безусловно, велика. Но решаю­щая роль принадлежит все же не рынку, а производству, где формируется стоимость. Как бы не колебались цены под влиянием спроса и предложения, цена, скажем, на утюг вряд ли когда-либо будет выше, чем на холодиль­ник или телевизор. К свободным ценам хорошо переходить на такие группы товаров и услуг, по которым достигнуто насыщение рынка или хотя бы отно­сительное равновесие спроса и предложения[18].

Причинно-следственная связь между спросом и пред­ложением, обусловленная ценой, выступает в качестве экономического закона товарного производства и выра­жает единство этих категорий, их объективное стремле­ние к соответствию. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и чем выше цена товара, тем меньшее его количество будет куплено. Закон предложения – возрастание цены товара на рынке, в конечном счете, вызывает увеличение его производства и ведет к увеличению предложения. Закон спроса и предложения выражает два ряда связей:

1) влияние спроса и предложения на цену;

2) влияние цены на спрос и предложение;

Если увеличива­ется спрос, то цена возрастает; если увеличивается пред­ложение, то цена падает. Соответственно, при уменьше­нии спроса цена падает, при сокращении предложения — возрастает. Одни факторы оказывают влияние на изме­нение спроса, другие — предложения. Не только спрос и предложение воздействуют на цену, но и сама цена как денежное выражение стоимос­ти определяет спрос и предложение. Спрос повышается, когда цены падают, и уменьшается, когда цены возрас­тают. Предложение, наоборот, возрастает с повышени­ем цен и уменьшается — с понижением. На спрос активно воздействует предложение. Высо­кий его уровень может «спровоцировать» рост спроса даже тогда, когда потребности удовлетворяются в пол­ной мере. Особенно это касается сферы товаров народ­ного потребления. Достижение равновесия между спросом и предложе­нием возможно лишь тогда, когда величина и структура совокупного общественного продукта по стоимости и на­турально-вещественной форме соответствуют потребно­стям общества[19].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...