Сцена 10 (Елабуга-Чистополь)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МОСКВА – ЕЛАБУГА – МОСКВА Музыкально-поэтический спектакль, одно действие без перерыва (прим.1,5 часа) Москва – 2Константиново - 3Нижний Новгород – 4Чебоксары – 5Казань – 6Елабуга – 7Чистополь – 8Козьмодемьянск – 9Городец - 10Плёс – 11Кострома – 12Мышкин – 13Ярославль – 14Углич - 15Москва Городов – 14, стихотворений – 22 Действующие лица: ФАИНА МИХАЙЛОВНА (Ф.М.). Поэт. 55 лет. На теплоходе путешествует впервые. ГОЛОС. Собирательный образ. Те, кто жил в тех местах, по которым путешествует Ф.М. Те, кто будут жить. Голос России. Голос Природы. Голос гармонии. Голос Души. БАЛЕРИНА. Визуальное изображение ГОЛОСА ТАНЦОРЫ– олицетворение городов или поэтов. У каждого города – свой образ. Но у всех есть единая основа в их изображении. Константиново – С.Есенин Елабуга – М.Цветаева Чистополь – Б.Пастернак Мышкин – мыши в русских национальных костюмах Плес – Левитан Городец – петушок Казань- национальный татарский костюм Чебоксары – национальный чувашский костюм Козьмодемьянск – «грустный» танцор иОстап Бендер (там есть музей «12 стульев»)???? ФОЛКЛОРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ (ФК). Исполняет песни, песнопения, танцы ============================================= ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА Действие происходит на теплоходе в наши дни Сцена 1
Пассажирская одноместная каюта теплохода. Фаина Михайловна заходит в дверь. В одной руке у нее чемодан на колесиках. В другой руке – «Папка путешественника» (набор документов, которые ей выдали на ресепшн) На одном плече - сумка с компьютером. На другом плече (через плечо) – дамская сумочка.(Звонит телефон) Ф.М. сердито бросает чемодан. Он перегораживает пространство между кроватью и стенкой каюты.
Ф.М. спотыкается об него, и, стоя на одной ноге, пытается найти телефон в сумочке.
Ф.М. (сердито): Алло! А, это – ты, моя дорогая! Твоя идея удалась! Я – в этой клетке! Вполне счастлива! Только вот расчищу двадцать сантиметров, чтобы хотя бы поставить вторую ногу. (Пытается поставить вторую ногу на пол) Нет, нет, я вполне спокойна. (Пауза. Слушает, что ей говорят в трубку) Да, конечно меня силой никто сюда не тащил. Конечно, я сама. Ладно, Герда. Спасибо тебе за заботу. Слава богу, что ноутбук со мной. Может что-нибудь и напишу, если в такой обстановке вообще можно будет о чем-то думать. Все, пока! Не звони мне. Сама позвоню! Целую! (со злостью) отключает телефон, и, пытаясь снять с плеча сумку с компьютером, неуклюже плюхается на кровать. Ф.М.: Да что же это такое? А, может, ну его? Вернусь сейчас домой, пока не отплыли. ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА: Уважаемые путешественники! Приветствуем Вас на борту нашего теплохода! Послушайте, пожалуйста, информацию… Ф.М. Привстаёт, дотягивается до радио и рывком выключает его. Садится обратно на кровать, смотрит в окно. Ф.М. И во что я вляпалась! Не было печали…Путешественница… лягушка… (улыбается) А что? Зато, как во всем цивилизованном мире. Вышла на пенсию, могу и мир посмотреть! Ладно! Как говорится, «кутить, так кутить…». Вперед! (встает и начинает разбирать вещи) Сцена 2 Каюта. Вечер. Ф.М. сидит, удобно устроившись на кровати. Перед ней на коленях – работающий компьютер. На столе: несколько журналов и книжек, чашечка с кофе и пепельница с дымящейся сигаретой. Берет сигарету, затягивается, кладет обратно в пепельницу, не отводя взгляда от монитора компьютера. Печатает, повторяя вслух написанное: ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА. Вечер первый. (Перестает печатать, смотрит в темное окно каюты) Ф.М.: Пусть и не оригинально, но каждый, уважающий себя путешественник, должен вести Путевые Записки. А что, это - «Закон жанра»!
В таких условиях (усмехается, оглядывая каюту) на стихи надеяться как-то не приходится…
Ф.М. (печатает, повторяя вслух написанное): Еще не отплыв от причала, я уже страстно хотела оказаться дома. Появилась даже мысль, а не сбежать ли мне отсюда? Но, не сбежала. Да, и куда бежать? Дачный сезон заканчивается. В городе сейчас тоже не очень-то уютно. А значит, надо как-то обустраиваться и привыкать. К тому же, жалко, если усилия Герды пойдут насмарку. Она ведь от чистого сердца. Я понимаю. Ну, ладно. Сейчас расплачусь от умиления. Поплыла и поплыла. Вернее, пошла. На теплоходе – «ходят». Это я сегодня узнала за обедом. Тетки за столом подобрались ничего себе. Бывалые. Только шумные (усмехается и смотрит в окно) А, да бог с ними. Зато это было сегодня самым интересным. Если так и дальше пойдёт, может и ничего? Выдержу...Спокойной ночи, дорогая! (закрывает компьютер, выключает свет и ложится в кровать) Сцена 3 Каюта. Раннее утро. Ф.М. поднимается на кровати и приоткрывает занавеску. Что-то привлекает её внимание Ф.М. встаёт, отодвигает полностью занавеску и открывает окно. В каюту врывается свежий ветер! Ф.М. зажмуривает глаза и вдыхает полной грудью эту свежесть. Вид за окном ее завораживает Ф.М. быстро одевается и выходит на палубу. На палубе никого нет. Слышится шум мотора, окрики матросов, плеск волн
Ф.М. (читает только что сочинённые строки): *** Тишина, только окрик матроса, По маршруту идут корабли, Да туман покрывалом белёсым Захлестнул побережье вдали.
Волны стелятся шёлковой лентой, Перекатываясь и маня, Предвещая прелюдией этой Наступление нового дня.
Чуть светлеет покров над водою, Солнца блик заиграл золотой, И прощаемся мы с тишиною Над проснувшейся ранней рекой.
Ф.М. (задумчиво): Ну, что же. Вроде бы и ничего получается… Может быть, всё не так уж и плохо? Откуда-то доносится непонятный звук, словно издалека, плавно нарастая. Сначала слова неразборчивые. По мере усиления и приближения, можно различить слова стихотворения. ГОЛОС: *** Над рекой туман колышется Лёгкой тюлью на окне… Так легко, свободно дышится!
Ф.М. прислушивается, оглядывается, пытаясь понять, откуда раздаётся этот голос.
ГОЛОС: …Так легко, свободно дышится!
Нотой на одной струне Заиграло утро светлое Монотонно и свежо, В ситец розовый одетое…
Красотой заворожён, Взглядом вспомнившего странника Изначальный свой причал, Ощутил себя изгнанником…
Хоть меня никто не гнал…
Ф.М.: «Не гнал, не гнал…» (м ашинально повторяет последнюю строчку. Оглядывается вокруг, всё ещё не понимая, откуда слышен голос) «Не гнал…» Сама не приходила… Господи, этого еще только не хватало... (дотрагивается рукой до лба… поворачивается и уходит с палубы) Сцена 4 (КОНСТАНТИНОВО) Дом С. Есенина. За забором во дворе статуя Есенина (ее изображает танцор).
ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА: …поклонников Сергея Есенина в первую очередь привлекает отчий дом поэта. Небольшой бревенчатый дом с тремя окнами расположен в центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери. Об этом доме поэт писал как о «золотой бревенчатой избе». Проходите, пожалуйста, не задерживайтесь. За нами следующая группа. Сфотографироваться сможете потом.
Ф.М. подходит к дому. Пытается войти вместе со всеми, но что-то сдерживает её. Отходит в сторону и издали смотрит на дом. Читает стихотворение, словно размышляет и разговаривает с родительским домом Есенина. *** Обычный дом, плетень да три окна, Что смотрят тихо через палисадник, И бронзовая статуя. Она – Для фотографий превосходный задник.
За высотой фигуры не видны Черты простые деревенской жизни, Мы суетимся, факты нам нужны, Во всём мы ищем тайную харизму.
Родился паренёк сто лет назад, Всего земного будто не чурался, Порою шёл со всеми невпопад, Но чаще, может быть, и не пытался.
Купаемся в семейных родниках И в дом родительский стучимся сапогами, Копаемся в безудержных стихах…
А так ли он хотел делиться с нами Всем сокровенным? Ставя напоказ Хмельной тоской наполненную пену, Отдав берёзке русской свой рассказ, Платя святой любви святую цену...
Пока она читает стихотворение и размышляет, Статуя сходит с пьедестала и танцует вокруг нее. Смысл танца – по смыслу стихотворения.
Сцена 5 Каюта. День. Ф.М. вбегает в каюту, скидывает куртку и быстро открывает компьютер. Ф.М. (печатает, повторяя вслух написанное): Боже, боже! Какая же красота! Какой вид! Какой простор! Господи, неужели такое бывает! Ведь нельзя сказать, что я мало повидала на своем веку. И путешествовала много. Но такое вижу впервые! Как я понимаю Есенина! (поднимает от компьютера голову и задумывается) (Размышляет вслух): Как я его понимаю! Невозможно, видя все ЭТО. Нет, не видя, а чувствуя ЭТО, находясь внутри ЭТОГО, невозможно не писать! Не петь! Не танцевать! Боже, боже! НЕВОЗМОЖНО ЭТОГО НЕ ЧУВСТВОВАТЬ! Начинает печатать на компьютере. Раздаются песнопения. ФК, БАЛЕРИНА – на заднем плане. Исполняется танец: ПРИРОДЫ! ГАРМОНИИ! Ф.М. читает, продолжая печатать, не глядя на них, но, словно находясь под влиянием этого действа. *** Посеребрила осень деревьев лист зелёный, Слегка позолотила седые облака, Изгиб реки спокойный, призывно-утомлённый Целуется с волною, зажмурившись слегка Раздольными лугами, травою пожелтевшей Раскинулась простором за самый горизонт И ветерок осенний, над полем пролетевший, В неведомые дали меня с собой зовёт Неповторимым звуком шаляпинского баса Наполнен каждый шорох и каждый поворот…
Себя ловлю на мысли: мы - первачки из класса, Где собран воедино весь человечий род Чего не поделили? Неужто, всем не хватит? Смотрите, сколько света и сколько чистоты! Наверно позабыли, что все мы люди – братья! И что любая сложность идёт из простоты Веками повторяем ошибку за ошибкой, «на грабли» наступая и разбивая лоб, Пора остановиться! Пока на поле зыбком Готовится к исходу очередной потоп…
…А серебро по листьям стекает тихо в воду, Нанизывая капли на лучик золотой…
И ничего на свете нет лучше, чем природа, Придумавшая осень над Волгой и Окой
Сцена 6 (Нижний Новгород) Каюта. День. Ф.М. в куртке, кроссовках, приготовилась к экскурсии. Компьютер открыт на столе. Ф.М. (торопливо читает написанное): В Нижнем я была много раз. И по работе, и с друзьями. Что-то новое для себя вряд ли увижу (продолжает говорить, стоя делая новые записи). Но, честно говоря, под впечатлением вчерашней экскурсии, вошла во вкус. Сама себе удивляюсь!
ГОЛОС (раздаётся внезапно): Я люблю свою землю!
Ф.М. (оглядываясь): Опять? А, между прочим, неплохое начало! «Я люблю свою землю!» Патетика!
ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА ПО РАДИО: Уважаемые путешественники. Приглашаем вас на экскурсию по НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ. Экскурсионные автобусы ждут вас около здания речного вокзала…
Ф.М.: «Я люблю свою землю!» Не забыть бы! Бегу, бегу! (быстро закрывает компьютер, берет сумочку и выбегает из каюты) Сцена 7 Каюта. Вечер. Кровать приготовлена ко сну. Ф.М. в пижаме с уставшим видом сидит на кровати. Ф.М. (произносит вслух): «Я люблю свою землю!» «Я люблю свою землю!» Господи, как же я устала! Ноги ничего не чувствуют (с усилием потирает икры ног, ступни. Ложится и, с удовольствием, вытягивает ноги, укрывается одеялом)
А какой сегодня был чудесный день! Вот тебе и осень?! А какое яркое солнце! И небо – синее-синее. И тепло, как летом! «Я люблю свою землю!» (читает, закрыв глаза) *** Я хочу, чтобы солнце рассыпалось На волнах разноцветными бликами, Чтоб по небу огромными птицами Продолжали кружить облака, Я хочу, чтобы людям всем выпало В этой жизни стать очень счастливыми, И свободными, и уверенными В том, что это уже – на века!
Мир вокруг – это наше пристанище, Жизни срок не такой уж большой, Так зачем его делать ристалищем, Призывая на «праведный» бой!
Только с кем? Чтоб казнить или миловать, Самому надо праведным быть, И не яростью душу насиловать, А готовым прощать и любить!
Принимать жизни все проявления, Как естественный ход бытия, Исключая пустые сомнения, Над судьбою свободно паря!
Я люблю свою землю! Мне хочется, Чтоб она красотою своей И опорой была, и пророчеством Для свободных и сильных людей!
Ф.М. (засыпая): надо бы встать, записать. Завтра забуду... (переворачивается на другой бок и засыпает) Сцена 8 СОН Ф.М. Раздаются песнопения. ФК, БАЛЕРИНА – на сцене. Исполняется танец: РОССИИ! ЖИЗНИ! ГАРМОНИИ! ПЕСНОПЕНИЯ Спящая Ф.М. оказывается в центре этого действа. С интересом смотрит. Пока не понимает, что происходит. Пока сама не участвует в нём. Пока это – только сон. ГОЛОС: Какая ширь! Какая мощь В раздолье водного покоя! Не видя это, не поймёшь, Наверно, что это такое!
Великой истины исток! Величье первозданной силы! Спокойно движется поток, В себя вбирая суть России!
И ручейков босых следы К нему текут с поклоном низким, Питая силу той воды, Что к берегам течёт каспийским На протяженье многих лет. И впредь так будет долго-долго!
Течёт река! И краше нет, Чем ширь и стать великой Волги!
Сцена 9 (Чебоксары) Каюта. Утро. Ф.М. пробуждается, садится на кровати. Ф.М.: Что за сон мне приснился сегодня? Никогда такого не было. Да и никогда я не помню снов своих. А тут, такая красота … (закрывает руками глаза, словно пытаясь что-то увидеть) Как красиво пели… И танцевали… И я там что-то пыталась изобразить (встает и кружится по каюте, пытаясь повторить движения танца, увиденного во сне. Открывает окно) *** Река проснулась, утро встало, Открыло серые глаза, Вдоль берегов защебетало На все пичужьи голоса.
Идёт корабль по водной глади, Поток спокоен и упруг, И я, на это утро глядя, Себя почувствовала вдруг
Песчинкой жёлтого откоса, Травинкой в заливных лугах, И полем в серебристых росах, И небом в белых облаках… Ф.М.: Боже! Боже! Как же хорошо! (с удовольствием потягивается). Только где я увидела поток? Сплошнойтуман! И солнышка чего-то не видно… (пытается лучше рассмотреть вид за окном) Ничего не видно! Где мы? Сейчас посмотрю (достаёт расписание) Так, а какое сегодня число? Вот, дожила! Ни числа не помню, ни города… (смеётся) Вчера был Нижний, значит сегодня – Чебоксары! (Выглядывает в окно) Нет, бесполезно! А что так тихо? Причалили уже, что ли?
ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА (по радио): Уважаемые путешественники! Просыпаемся! Поднимаемся! Наш теплоход пришвартовался к причалу г. Чебоксары. Сейчас раннее утро, и над Чебоксарским заливом стоит густой туман. Но я надеюсь, что, когда подойдет время нашей экскурсии, погода наладится, и вы сможете насладиться красотой древних памятников архитектуры этого гостеприимного города...
Ф.М.: Так, не будем тратить драгоценное свободное время (достает компьютер, открывает его. Печатает и повторяет вслух написанное) *** Наш теплоход уже причалил. Смотрю в окно на вид печальный Седого утра над рекой, Где сумрачный ночной покой Еще гудками не разбужен, А берег, будто бы простужен, Одев сиреневый кафтан, На шею намотав туман, Для пробужденья жаждал ласки………………. Неожиданно луч солнца выглядывает из-за нависших облаков и словно пронзает это серое и грустное пространство. И в это же время, в противоположной стороне от той, куда смотрела Ф.М,. проявляются очертания Свято-Троицкого монастыря. Позолоченные купола. Ярко-зеленые крыши. Белоснежные стены. Ф.М.: (приподнимается и смотрит в окно) Ух-ты! А это что за красота такая! Ты – кто? «С добрым утром!», зеленоглазый красавец! (продолжает печатать и читать)
…Для пробужденья жаждал ласки… Вдруг заиграли солнца краски! И город, что дремал во сне, Очнулся, сняв унынья маски, И словно улыбнулся мне.
Тёмно-зелёными очами Окинул всех, кто у причала Нашёл в то утро свой приют. Я поняла: меня здесь ждут! Ф.М. поднимает голову от компьютера, еще раз смотрит в окно на монастырь. Солнце снова спряталось. Но туман понемногу рассеивается. Сквозь туман проявляются очертания монастыря. ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА (по радио): Уважаемые путешественники! Приглашаем вас на завтрак! Приятного аппетита! Ф.М. (весело, утвердительно!): Меня здесь ждут! (заканчивает запись) Сцена 10 (Елабуга-Чистополь) В одной стороне сцены - Дом М. Цветаевой. В другой - Памятник М. Цветаевой. Ф.М.: (отходит от дома и подходит к памятнику) Что же это со мной происходит? Не могу войти в дом. Как в Константиново. Словно что-то не пускает меня туда? (смотрит на памятник, будто хочет услышать подсказку) А ведь она всего три недели здесь прожила (рассуждает). Всего три недели. И теперь – это место паломничества. Потому что – последние три недели жизни. А что, остальная жизнь не так интересна? Многие ли о ней хотят узнать? А сюда, словно магнитом, всех тянет! И ведь вопросы вокруг одного и того же крутятся: когда повесилась? Как повесилась? Где гвоздь? «Памятник» оживает и начинает танцевать. Танец жизни и смерти, триумфа и разочарований, любви и ненависти, радости и боли.
Ф.М.: Ух, что-то я разошлась! (трет рукой голову, отгоняя дурные мысли) Наверно, на то они и туристы, чтобы спрашивать. Но ведь можно поговорить о стихах, о друзьях, о книгах? Чего лезть в душу? Ведь, кроме нее самой, все равно никто ничего не скажет. Как можно сейчас понять то, о чем думала в те минуты?.. «Памятник» танцует вокруг нее, словно соглашаясь с ее словами Ф.М.: (продолжает, не замечая танца) Почему так устроены люди? (читает) *** Заходим в дом, Где жил поэт Когда-то много-много лет Тому назад… И что сказать? Его здесь нет!
Молчит комод, Висит портрет, Стоит кровать, где спал поэт, И чашка, из которой пил, Ведь он здесь жил.
Он жил! Не просто ел и пил, Смеялся или говорил, Он здесь писал, Он здесь любил, Он здесь творил!
Поэт писал, Но кто из нас Стихи его прочтёт сейчас? Пускай не вслух, Хоть пару строк? Да, любопытство – не порок...
Никто нигде и никогда Не разберётся, что тогда Подвигло на последний шаг? Что не сложилось? Что не так? Какой пустяк…
Стоит тот дом Покрашен, чист, Снаружи, словно белый лист, Внутри же Тайнопись тех лет… Там жил поэт!
«Памятник» заканчивает танец и становится на место ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА: Уважаемые туристы! Заходите, пожалуйста, в автобусы. Сейчас мы поедем на кладбище, к могиле Марины Цветаевой…
Ф.М.: ( прислушивается к голосу экскурсовода) Ну, вот, опять… Кладбище…(смотрит на памятник) Лучше бы почитали вслух твои стихи… Как думаешь? «Памятник» кивает головой в знак согласия. Ф.М. незаметно машет ему рукой и уходит со сцены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|