Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний.
Джон Гриндер, Ричард Бендлер Семинар(конспект) 1Введение Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу 2 цели семинара -использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др) -изменение собственной личности. ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика. ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея- тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно довести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ. Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-научить модели, как делать гипноз. Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельности, гипноз не панацея, но очень эффективное средство. Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во многом вы уже знаете. УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопре- деленно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере- вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабиться? АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием. 2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта 3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В". 4 Отсутствие избыточности, генерализация. 5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его из расслабления. 6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить очевидное для А,В,К. Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегда они-в трансе.
Очень важно строить естественную последовательность.Резкий переход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет рассмотрено ниже. УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но: -использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных, неподробных). -подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает действие. АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а упр.2-ничтожная часть возможностей. 1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты). Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а процесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную - 2 - связь. Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная задача-заметить, на что человек реагирует естественно. ПРИМЕР: -... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не вышло. Попробуйте меня гипнотизировать! -Я не смогу вас гипнотизировать. -Вы всетаки попытайтесь. -Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бдительны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас. Человек сопротивляется, пока не впадает в транс. АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в котором он может надлежайшим образом реагировать естественным для него способом. РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей легкостью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способности слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е подстройка. Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А". НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там, где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого искусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания. Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать: "Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и одновременно тем же маневром меняется сознание.
ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки. ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ -положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет) -отрицательные (не видеть того, что есть) Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс. Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность производить переходы. (В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.) Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состояния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Например: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "поскольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждениями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое -что сказать вам". - 3 - Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции, наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не присутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может обнаружить. ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы проведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промелькнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощущать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги". Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без перерывов от одной идее к другой.
ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокнота к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить, что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понимание, которые могут быть вам полезны". Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслуживающими доверия. ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете очки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете каждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и направить их в другую". (Анализ работы с болью). АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой последовательность указаний на нечто правдоподобное. Переходы представляют собой механизм облегчения. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто чего мы не знаем. В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже. ПРИМЕР: семейная терапия. -Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое. -Хорошо заприте ее в чулан. -Да нет я этого не хочу. -Хорошо, так чего вы хотите? -Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках. -Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма? Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информацию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененное состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов - глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.
- 4 - Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле- на, чем стараться успокоиться. Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают пользоваться гипнозом. ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и когда вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя уютней и спокойней". Переходы помогают строить непрерывность. Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им реакции. Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ общения, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости оскорбить. Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д). Использование модальных операторов и их возможности: -главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипнотизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может". ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если проверить нельзя - утверждение. ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения 5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все, то можно исполнить слова, означающие приченение. УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных предложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. Затем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без переходов и понаблюдать реакцию. ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувствовать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение. АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - процесс усиления, а не внушения, не способ управления. ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ: -левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувствуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре).
-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и закрываются" - объясняется аналогично). Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе измененном (трансе). ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать - 5 - естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди делают все время. В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личности, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов. ПРИЗНАКИ ТРАНСА: -в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асиметрия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично. -дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения. -изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии - верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка; у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совершенно другая форма. -кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление). -глаза могут быть и закрыты и открыты. -изменяется форма нижней губы. -расширяются зрачки. -возможно колебание тела. То-есть необходимо знать нормальное состояние человека. РЕЗЮМЕ: а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию. б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен- ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что уже присутствует. в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами. г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение кожи, изменение формы дыхания. 2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы. Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей. Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует, выбирайте что угодно другое. Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1. Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающееся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека. ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания. -И вы вспомните одну приятную историю. -И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоминать. -Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу. -Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость", "умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п. Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут. - 6 - Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но понимаются подсознанием. Разделение сознания и подсознания - вербально. После подстройки - ведение. ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включение действия в описании. Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание, но - общая направленность. В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левитацию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтернативу. Знаки - обращения, движение назад признаков транса. Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация). Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсорные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, которое он может исполнить самостоятельно. Постепенное использование переходов, соединений. Три вида соединений: -"Х и У" - простейшее. -более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего голоса, вам становится уютнее"). -самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас приятные воспоминания"). Соединение - очень сильное средство. Несловесная подстройка и ведение. Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом. Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вначале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать. Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Предикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Система представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная системму представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать. Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Предикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Система представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная системму представлений в нормальном ие и - 7 - т.п.) В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы представлений не прерываются, начав с системы представленй, которые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой. ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример: "Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолжение зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестетическим. (Но всегда ли нужно приходить к К?) Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов. Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию. Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес- ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство, это бывает даже на пляже". и т.п.) В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?" Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья, это будет плохая ситуация для успокоения). ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда -нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпорацию команд. ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомительная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь, прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс, ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо вызвать. МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния. Естественно возникающие состояния можно использовать в начале приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз ввести в транс. Аналогично - в переод лекции о гипнозе. УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - сознательное наблюдение. (Способы см. выше). -словесная подстройка и ведение. -несловесная подстройка и ведение. -перекрывание системы представлений. -достижение предыдущего состояния транса. -описание обычно встречающихся состояний транса. Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без вашего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная, что оно означает. Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли раппорт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вывести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время вывода нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1). - 8 - Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что человек считает свой вес слишком большим. Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже); непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, который содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического транса люди, как правило, испытывают амнезию. ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА: Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./ Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать переживание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже использование в том числе "якоря". Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состояния. Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе беседы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно. Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний и таким образом конструировать переживания. ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыхания, телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся "якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос вводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс и тогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использовать для этого 2 стула, и т.п. АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида - так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов передают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при повороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходит из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.) /Использование - смотри выше. - Ред./ Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом выдавать различную информацию. УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную реакцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать у партнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначений вплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получилось - инкорпорировать другой набор указаний. Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"): Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человек напрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ". "А вы не расслабляйтесь". Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?". Диагностика человека - невербальная информация на указания. 3 БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ. Рычажное наведение и разрыв шаблонов. - 9 - Каталепсия руки - поднять руку пациента и, мягко покачивая, отпустить. Одновременно произносить словесное внушение, в котором ка- талепсию или медленное опускание руки с каким либо убеждением, переживанием. Особенно влияет на детей. Поднимать руку нужно в соответствии с ГСД, тогда рука не прерывает поток переживаний и легче перейдет в каталепсию. Если расширение зрачков прямо перед собой - можно поднять обе и выбрать. Бывают и исключения из правил. Разрыв шаблонов. Например - прерванное рукопожатие (но таких шаблонов сотни, они определяются и общественной культурой и индивидуальностью). Разорвав шаблон примерно 10 секунд можно вводить информацию (применяя, естественно, другие способы гипноза), затем можно продолжить шаблон. ПРИМЕРЫ: 1)"Как поживаете?"-"Просто ужасно, страшно" - обычно разрыв. 2) Задержка рукопожатия. 3) Задержка или прерывание прикуривания сигареты. Можно добиться амнезии разрыва, если в этот промежуток предложить партнеру другую программу вместо прерванной. Особенно прочны разрывы ключевой стратегии человека. Способ проверки стратегии - изменение цифровой разбивки номера телефона (ХХХ - ХХХ или ХХ - ХХ - ХХ и т.п.). Для "А" - полный разрыв; для "В" - менее сильное действие. (См. книгу НЛП том 1) Эффективен разрыв шаблонов в любом виде спорта. Но всегда нужно следить за обратной связью. (Если визуалисту представляют другого человека он видимо, "запишет" его имя на лбу, при этом его зрачки будут рассширяться). ПЕРЕГРУЗКА Джордж Мимер, работа. "Магическое число 7 плюс, минус 2". Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около 7 "кусков" информации. Все выходящее за 7 плюс, минус 2 обрабатывается бессознательно. ПРИМЕРЫ (использование): 1) Предложить клиенту любую сложную задачу: "Считать числа от 200 до 1 через 3; считать попросить в слух"; в это же время руками вращать его кругом, в ходе выполнения дать альтернативу. ("Вы можете просто, удобно погрузиться в транс"). 2) Взять руку клиента в свою. Предложить ему проверять правильность называния мною его пальцев при касании, каждый раз когда я ошибаюсь, у клиента рассширяются зрачки и задерживается дыхание,так как ему нужно некоторое время для вычисления. Если "ошибок" все больше, то партнер перегружается. В этот момент: "Когда я сейчас коснусь вашего мизинца (снова "ошибка"), вы почувствуете себя более расслабленно". Продолжая перегружать, можно ввести дополнительные указания. 3) Предложить дробь, клиент должен представить числитель в одном цвете, знаменатель - в другом, черту - в третьим, затем другую дробь, но цвета должны быть иными и т.д. Затем введение. (Книга - "Шаблоны"). К. Кастанеда "Путешествие в Иксленд" - живое описание двойного наведения или перегрузки, когда дон Хуан говорит в одно ухо, а дон Енаро - в другое, две информации обрабатываются разными полушариями, что отражается внешне. - 10 - СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНС - рычаг; разрыв; перегрузка. СИЛА ЛИЧНОСТИ. Другой метод наведения - попросту прямая сила личности. Вы просто говорите другому человеку, убедительно поддерживая это все своим поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс - превосходно, если нет подождите, пока он перейдет. При этом все поведение должно со стопроцентной убедительностью говорить, что он перейдет в транс, и он перпейдет. Но при этом же нужно владеть и всеми вышеизложенными способами. При этом нельзя ограничевать себя во времени. Оправданно использование цитат авторитетов: "Я помню, как М.Эриксон мне сказал - перейдите в транс и т.д.". ПРЕРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ (В рамках этого метода можно использовать все остальные) Начать первую историю; начать вторую историю; начать третью историю и т.п. 1) Использование силы личности. 2) Использование раппорта. 3) Использование перегрузки сознания. 4) Прямая инкорпорация указаний и т.п. в подсознание. Можно зарание разработать общую, открытую систему метафор или историй для наведения транса. Система должна быть открытой для инкорпорации любых реакций. УПРАЖНЕНИЕ 6 "А" вновь изученными методами вызывает транс у "Б", а "В" - наблюдает. Использовать все 5 методов. -рычажное наведение; -разрыв шаблонов; -перегрузка сенсорных каналов; -сила воздействия личности; -перекрывание реальностей. ЦЕЛЬ упражнения - расширение репертуара, кроме того можно использовать следующее: 1)Давать клиенту указания каким либо знаком пометить состояние транса (кивок головы, поднимание руки и т.п.). 2)Наводить какие либо переживания (лучше приятные), общими неконкретными фразами. 3)Указание на обратную связь с подсознанием. 4)Изучать способы выхода и вывода из транса. Инкорпорация (включение) и работа с абреакцией - (интенсивная, негативная реакция, очень часто - повторное переживание болезненных воспоминаний). Если в переод транса происходит что-либо значимое: в сознании (неожиданно сильная реакция и т.п.), или из вне (хлопок двери и т.п.)), необходимо тут же инкорпорировать это в вербализацию. Тем самым сохраняется раппорт, усиливается доверие клиента и транс.При этом внимательно наблюдать за обратной связью. Если какая либо метафора вызывает фобию и т.п., нужно тут же изменить ее, вывести из нее другую и т.д. Одно из бессознательных побуждений, заставляющих людей специали- - 11 - зироваться в какой либо одной системе представлений, объясняется тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно- сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний. такова одна из полезных функцый подсознания. При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное состояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Переработка" или "Рефреминг" ("Reframing"), объясняется тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, относится большое количество неприятных или несовместимых переживаний. такова одна из полезных функцый подсознания. При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное состояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Переработка" или "Рефреминг" ("Reframing")способно полностью предотвратить абриакцию, можно зарание запрограммировать на диссоциацию при переживании неприятного. Принципиальное различие содержание американского бокса и восточной борьбы. Американский бокс - жесткое противостояние, а восточная борьба - прием усилия партнера и использование его,изменив направление. (Айкидо) Выяснять содержание переживания необязательно. Но если клиент приучен - удовлетворите его желание. Напутствие: Подведение итогов первого дня семинара обрашение к подсознанию, которое ночью сможет все проанализировать и сделать новые выборы. 4 УТИЛИЗАЦИЯ (использование) Процессуальные инструкции. Исходная посылка - клиент в трансе, раппорт сохраен. Теперь нужно использовать транс. Основное полезное свойство транса - отсутствие необходимости бороться с системмой ценностей человека, ибо подсознание ограничено намного меньше сознания, оно готово действовать и эксперементировать. Простейший способ утилизации - ряд инструкций которые свободны от конкретного содержания. Суть - "научись чему-либо ", "теперь изменись, стань другим". Такие инструкции четко определяют процесс, но не содержание. ПРЕИМУЩЕСТВА: -отсутствует необходимость в точности знать, что переживает клиент (тем более, что это в принципе не возможно на уровне сознания), как это вербально описать. -слушатель сам наполняет инструкции своим личным содержанием. -сохраняется целостность личности клиента, ибо гипнотизер не вводит новое содержание. Один из типов словесных шаблонов - "пресуппозиции","предварительные предположения"(мнимый выбор -?).Например:"Какой способ наведения глубокого транса вы предпочитаете - словесный или несловесный?",т.е. все предоставляемые альтернативы подразумевают один и тот же желаемый результат - переход в транс и т.п. Этот же прием можно использовать и при утилизации.Обращаться лучше к подсознанию. - 12 - Необходимо сенсорно отличать сознательные движения от бессознательных,что поможет точно определять состояние клиента.Автоматичес- кие движения больше напоминают сознательные(легко и плавно,но без фокуссировки внимания. При формулировании процессуальных инструкций используется НОМИНАЛЗАЦИЯ или ОБОБЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:"понимание","способность","любопытство" и т.п. Т.О.Словесные шаблоны не должны иметь прямого отношения к сенсорным переживаниям,тем самым вызывается "трансдеривационный поиск" клиента (т.е. поиск с обращением к источнику словообразования). Простейшее выражение:"Так оно и должно быть" - усиление любой реакции клиента.Подстройка к любому переживанию. ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ: пациент должен представить стену, в которой 3 двери. Он входит в одну из них. После этого гипнотизер проводит рефреминг, в ходе которого он таким образом структурирует свою речь, чтобы конкретно помочь подсознанию расширить выбор. Как всегда очень важна обратная связь плюс применение всех остальных правил при необходимости. Главное качество для коммуникации - сенсорная чувствительность. Номинализация - для рефреминга вообще. При более конкретном программировании - более конкретные выражения (до известного предела). Существует огромная разница между попыткой заставить сознание понять что-нибудь и попыткой заставить подсознание сделать что-нибудь --> разная вербализация. ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИНСТРУКЦИЙ: 1) Извлеките из вашего прошлого какое либо значительное переживание. 2) Попробуйте заново увидеть и услышать, во всех подробностях,все, что тогда с вами произошло,чтобы научиться чему-нибудь новому, не замеченному ранее в этом переживании. 3) Пусть ваше подсознание использует такое понимание во всех соответствующих ситуациях в будующем. "Порождающее" изменение: гипнотический сон эта техника не изменяет то, что человек делает плохо, но усовершенствует то, что он уже делает хорошо. (хотя кооственно может влиять и на первое). Гипнотический сон мало отличается от обыкновенного сна. Необходимо хорошо представить себе конечный, желаемый результат (выполнение действия "Х" еще лучше). Нужно помнить, что любую двухсмысленную фразу сознание воспринимает двояко: в прямом и переносном смысле (один гипнотизер говорит "о внутреннем брожении", у части слушателей развились грибковые заболевания). Лучший способ формулирования тождества: "Чем больше "Х", тем больше "У" (НАПРИМЕР "Чем больше вы сопротивляетесь, тем быстрее войдете в транс".) УПРАЖНЕНИЕ 7 Разбиться на пары "А" вводит "Б" в глубокий транс. Далее - каталепсия руки. Программа: пациент видет сон, в котором - действие "Х", нуждающиеся в совершенствовании, предложить подсознанию тщательно просмотреть во сне процедуру и выявить разницу между - 13 - "отличным" и "среднем" исполнении "Х". Рука опускается и в момент прикосновения к телу - мысль кристализуется, подсознание получает выбор,затем - выход из транса. Если действие сложное, имеющее много факторов, то можно предложить подсознанию увидеть 6 сноведений, каждое последующее несколько отличающееся от предыдущего. К 6-му сноведению действие будет структурировано и понято сознанием. ПЕРЕСТРОЙКА РАСПОРЯДКА Если клиент все еще в трансе, а нужно срочно заканчивать - перестройка распорядка, т.е. процессуальная инструкция, в которой нет смысла, но есть процесс, который программирует дальнейшее поведение клиента.(Например: Продолжайте начавшиеся процессы несмотря на то, что меня не будет с вами и т.п.) При этом - подстройка к дыханию, а так же постгипнотическое предположение. (Вы увидете изменения...) Подстройка обобщений: гипнотическая утилизация, люди, страдающие фобиями, строят обобщения, связанные с неприятными переживаниями. Таких переживаний может быть немного. Если предложить подсознанию некоторую совокупность приятных переживаний и связать каким либо образом с фобиями - способ лечения. Счастье - субъективное кинестетическое переживание при котором человек не ощущает боли и испытывает определенного рода стимуляцию нервной системы, которое он описывает сам себе, к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|