Политический конфликт. Формы политических конфликтов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Понятие "война" и "политический конфликт" 1.1 Понятие "война" 1.2 Политический конфликт. Формы политических конфликтов 1.3 Социально-политическая сущность войны Глава 2. Разрешение конфликтов 2.1 Способы и методы разрешения конфликтов 2.2 Проблемы преодоления войн Заключение Список литературы Введение
В политической теории и в теории политического конфликта существуют две основные точки зрения на место войны в политике. Одни исследователи считают, что война не является политическим феноменом, другие придерживаются противоположного мнения. Нам необходимо прежде всего ответить на вопрос: является ли война формой (одной из форм) политического конфликта, т.е. политическим явлением (действием, средством политики, одним из способов решения политических противоречий, "продолжением политики, но только другими средствами", как считал К. Клаузевиц), и стоит ли ее рассматривать в контексте исследования политического конфликта? Кроме того, следует определить сходство и различия между такими понятиями (явлениями), как "война", "военный конфликт", "вооруженный конфликт". Цель курсовой работы: Изучить данную тему, выяснить, является ли война одной из форм политического конфликта. Поставленная цель обуславливает следующие задачи: . Выявить причины и формы политического конфликта; . Определить социально-политическую сущность войны; . Определить способы и методы разрешения конфликтов; . Выяснить проблемы преодоления войн; . Сформулировать выводы по результатам. Объектом исследования являются особенности конфликтов. Предметом исследования является война, как форма политического конфликта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 19 страниц. Глава 1. Понятие "война" и "политический конфликт" Понятие "война"
Война - конфликт между классами, этносами, конфессиями, группировками, государствами, который происходит в форме организованной вооруженной борьбы в сочетании с мерами экономического, психологического, идеологического и дипломатического характера. Согласно формулировке известного немецкого теоретика К. Клаузевица, "война есть продолжение политики иными средствами". В условиях глобализации видоизменяется сама сущность войны как социального явления. Она нередко перестает быть рациональным средством достижения политических и экономических целей вследствие разрушительной силы современных видов оружия. Даже полный разгром вооруженных сил государств может не означать победу в ее политическом измерении. Как известно, оккупация Соединенными Штатами территории Ирака с минимумом потерь для американской армии не привела к ожидаемым политическим изменениям в стране, т.е. распространению демократии. Вопрос о политическом смысле войны и содержании победы в ней должен рассматриваться в зависимости от целей, поставленных государственным руководством. Следует учитывать, что цели воюющих сторон могут меняться в ходе войны под воздействием различных обстоятельств, и, прежде всего, самого хода военных действий. Наряду с определением войны как продолжения политики (с постоянным воздействием политики в ходе военных действий) войну следует рассматривать как особое состояние общества, системы мировой политики или одной из ее подсистем. Главная характерная черта этого состояния - вооруженная борьба. В европейской и восточной мысли попытки определения феномена войны подобным образом предпринимались Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, И. Кантом, П. Сорокиным и др.
Отправным пунктом в классификации войн служит постулат о примате политики по отношению к военной стратегии и военным действиям. Войны классифицируются на основании различных критериев: по политическому содержанию (справедливые и несправедливые), по сферам политики (внутренние, гражданские и внешние, межгосударственные), по масштабам (глобальные, региональные, локальные), по используемым военно-техническим средствам (с применением обычных вооружений и оружия массового уничтожения), в зависимости от политических целей и форм используемого насилия (симметричные и ассиметричные), в зависимости от способов ведения вооруженной борьбы (контактные и бесконтактные). Разработка принципов и самой классификации войн является крупной теоретической и прикладной задачей политической и военной науки. К войнам ближайших десятилетий не всегда будет применима их традиционная типологизация по политическому содержанию (справедливые и несправедливые) и используемым военно-техническим средствам (с применением обычных вооружений или оружия массового уничтожения). Различие между справедливыми и несправедливыми войнами все труднее поддается объективному анализу. Грань же между видами вооружений достаточно условна, поскольку современные высокотехнологичные вооружения по причиняемому урону сопоставимы с оружием массового уничтожения. В будущем наиболее вероятны следующие разновидности войн, как классических, так и нового типа. межцивилизационные войны, прежде всего Запада против непримиримых противников - исламских экстремистов, отвергающих его ценности и достижения; войны самих Соединенных Штатов, возглавляемых ими коалиций или их союзников против слаборазвитых государств с целью: а) обеспечения экономических интересов Запада и прежде всего контроля над энергетическими ресурсами; б) устранения режимов, чей политический курс не вписывается в стратегию Запада, способствует усилению террористической угрозы или распространению оружия массового уничтожения. межгосударственные войны, вызываемые региональными противоречиями, конфессиональным соперничеством, борьбой за контроль над природными ресурсами, необходимыми для жизнеобеспечения. К этой категории могут быть отнесены реальные и потенциальные вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, Кавказе, Балканах и в других регионах.
внутригосударственные войны, в том числе гражданские, вызываемые обострением социальных противоречий, этноконфессиональными факторами. войны в целях сохранения и восстановления территориальной целостности государств (Китай, Индия). "гуманитарные интервенции", осуществляемые с целью или под предлогом защиты демократии и обеспечения прав человека, операции по установлению и поддержанию мира, антитеррористические операции. Являясь средством достижения политических целей методами вооруженного насилия, они могут привести к девальвации таких понятий, как суверенитет и территориальная целостность. Политический конфликт. Формы политических конфликтов
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство. Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов. Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта. Различают три основных типа политических конфликтов.
. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является "торг" по поводу дележа экономического "пирога"; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение. . Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как "свобода", "равенство", "терпимость" труднодостижим, если вообще возможен. . Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты - региональные политические силы), местным. Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война. Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Имеется целый ряд экономических, политических и др. факторов, создающих условия для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность "верхов" управлять по-старому, наличие "субъективного фактора", то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия. Когда в обществе проявляются перечисленные родовые и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную ситуацию. В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация. На этапе вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап - победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения "проигравших". Поэтому часто говорят, что "революция пожирает собственных детей". На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.
Иной тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка. Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия. Революции и реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный процесс - выборы в законодательные и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного (районного) самоуправления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|