По курсу «Профессиональная этика»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Вопросы к зачету 1. Место этики в системе философского гуманитарного знания. 2. Нравы и опыт их философского осмысления в истории культуры. 3. Основные этапы истории этической мысли. 4. Происхождение, сущность и специфика морали. 5. Культурно-исторические формы морали и нравственности, их наследование и трансформация в опыте поколений. 6. Добро и зло как центральные понятия этики, как онтологические начала мира и способы достижения блага. 7. Добро, добродетель, доброта. 8. Природа зла, его источники и критерии. Проблема борьба со злом в истории этики и культуры. 9. Совестькак внутренний регулятор поведения, нравственная самоpефлексия. Природа совести и механизмы ее функционирования. 10. Категория"долг" в регуляции взаимоотношений личности и общества. Долг и свобода личности. 11. Категории "честь", "достоинство" как личностная самооценка, отражение нравственной ценности личности. 12. Необходимость, свобода, моральная ответственность как программа нравственного саморазвития. 13. Моральный выбор: условия, структура, свобода. 14. Справедливость как непременное условие реализации гуманистических принципов в обществе. 15. Смысл жизни и счастье как проблемные категории, их значимость как ценностно-мотивационной константы нравственного сознания. 16. Профессиональная этика как вид трудовой морали. 17. Основные принципы и категории педагогической этики, специфика их проявления в педагогической сфере. 18. Долг и честь учителя в контексте педагогической этики. 19. Специфика понятий «профессионализм» и «отношение к труду». 20. Понятие, условия, стадии формирования педагогического такта. 21. Профессиограмма современного педагога.
С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и критерии педагогического профессионализма [109], овладение которыми можетбыть включено в обязательный комплекс профессионально-значимых ка-честв: • терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсут- ствие «репрессивной» реакции на детские шалости), • доброжелательность (тон, стиль речи, поведение), • чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность ученика, не «подлавливая» его на незнании), • уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными» воспитанниками), • утонченность (охрана детских чувств), • сострадание (эмпатия), • общечеловечность (любовь к каждому ученику). Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и ста- тична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педаго- га проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе как профессионал. 22. Сущность творческого характера педагогической деятельности. Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства: 1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации; 2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции; 4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника; 5) присутствие творческого элемента.
Выделяют три сферы творческой деятельности учителя: 1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей). 2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию). 3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании). Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности. 23. Компетенция «Общая культура педагога» в «Профессиональном стандарте «Педагог» (приказ Минтруда от 18.10.2013). 24. Субъект-субъектные отношениям как основное условие современной системы образования. При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации – это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Данная учебная ситуация - это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения, креативному подходу к процессу познания. Такая психолого-педагогическая среда - и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.
25. Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся". Основополагающими факторами современной школьной реформы провозглашены принципы демократизации и гуманизации. И это естественно. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности. Еще одним проявлением демократизации и гуманизации в условиях школы, способствующим включению в систему педагогической регуляции положительных ориентиров, является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося. По сути дела, это вопрос о дистанции - быть ей или не быть между педагогом и учащимся и если быть, то какой. В старой авторитарной школе - и дореволюционной, и советской - вопрос этот однозначно решался в пользу максимальной дистанции (даже если провозглашалось обратное). В отношениях педагога и учащихся, в качестве условия реализации принципов демократизации и гуманизации, педагогу очень важно научиться проявлять реальный интерес и знание особенностей учащихся - его «партнеров» и «собеседников». В процессе общения с ними педагог встречается с различными типами их психологической реакции и поведения. Ниже мы приводим классификацию абстрактных типов собеседников — воображаемых психологических моделей, наделенных характерными чертами, имеющими значение для общения с ними. Ваш собеседник — ученик на уроке или в «вольной» беседе (или ваш коллега) может принадлежать к одному из следующих типов.
26. Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - понятие морального соз- нания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в пе- дагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотноше- ние между достоинством всех участников педагогического процесса и их правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учите- ля быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим». Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувст- во, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия. Педагогическая справедливость – это способность учителя быть объективным в отношении к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважение его личности. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимых». По крайней мере личная симпатия не должна влиять на успеваемость учеников. праведливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. 27. Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта. Стиль «Общение — дистанция». Во взаимоотношениях «учитель — ученик» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении — «вы (ученики) не знаете — я (учитель) знаю», в воспитании — «слушайте меня (педагога) — я старше, имею опыт, ваши познания с моим несравнимы». Такая дистанционность во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально-психологического взаимодействия между данными сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы. Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (характерно для лиц, начинающих педагогическую деятельность).
28. Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ. Основывается на принципе един- ства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога за- висит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравст- венного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Дейст- вительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспи- тание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты автори- тетного педагога. Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного автори- тета. Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, учителя- воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания. Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно. Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспи- танников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педа- гога воспитанники быстро перестают обращать внимание. Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учите- лей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепроще- ние приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.
29. Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией. Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы об- щения «по горизонтали» приведены ниже: • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных при- вилегий со стороны другого, • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в вы- полнении общей работы, • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей, • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах, • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на са- мом деле. Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель). Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Исполь- зуя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сде- лать своим недоброжелателем. Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный). Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение ру- ководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведе- ния всех членов данного сообщества 30. Принцип личной органичности в системе отношений «учитель-учитель»: толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стремление к взаимопониманию. Общение педагога с коллегами можно условно разделить на две состав- ляющие, которые тесно связаны друг с другом: • формальные (официальные) - отношения между членами пе- дагогического коллектива, которые проявляются непосредственно в произ- водственном процессе (методические объединения, педагогические советы, совещания и т. п.), • неформальные (неофициальные) - отношения между коллегами, кото- рые выстраиваются на основе симпатии или антипатии и проявляются в фор- ме сотрудничества и взаимопомощи, искренних дружеских связях или в ссо- рах и конфликтах друг с другом.
31. Культура делового общения: структура и виды. Специфика общения в профессиональной деятельности педагога. В структуре делового общения можно выделить три взаимосвязанных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей, так как постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров. Принятием решений, оформлением документов и т.д. Особую значимость оно приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80-% рабочего времени руководителей всех уровней. Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели [7]. Деловое общение принудительно и отличается от обыденного (непринуждённого) общения тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определённые цели. Дружеское общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент, что недопустимо в деловой коммуникации (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Также, в отличие от непринуждённого, деловое общение, предполагает достижение конкретного результата: продукта совместной деятельности, информации, карьерного роста, власти и т.д. Предметом делового общения является общее дело. Содержание делового общения составляет социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации. Целью делового общения является организация и оптимизация определённого вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нём можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения: 1) стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности; 2) стремление к повышению своего жизненного уровня; 3) стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице; 4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации [8]. Деловое общение выполняет следующие функции: инструментальную (социальный механизм управления); интегративную (объединение деловых партнёров); функцию самопрезентации (позволяет самоутвердиться, самовыразиться, продемонстрировать личностный потенциал); трансляционную (передача конкретных способов деятельности); социального контроля (регламентация поведения и деятельности); социализации (развитие навыков культуры делового общения); экспрессивную (эмоциональные переживания).
32. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партнеров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя. Независимо от используемых приемов всех манипуляторов объединяет нечто общее: благодаря своим манипуляциям они вынуждают партнера по общению совершать выгодные им шаги. Манипуляции – это обман. Но не обычный, примитивный обман, а более тонкая игра. Американский психолог Э. Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» утверждает, что практически каждый человек прибегает к манипуляциям в тех или иных ситуациях своей жизни, чтобы добиться для себя того или иного блага. Описывая различные способы манипулирования, автор выделяет четыре типа манипулятивных систем: активный, пассивный, соревнующийся и безразличный манипулятор. Активного манипулятора отличает использование активных методов воздействия на партнера по общению. Он энергичен, инициативен. У него всегда есть вопросы и предложения к партнеру, есть варианты необходимых действий и решений. Он сам ищет и, как правило, находит возможности для встречи с партнером с целью решения своих проблем. Активный манипулятор максимально использует свое социальное положение: директора, начальника, учителя, попечителя, родителя, старшего по возрасту или званию. Философия активного манипулятора заключается в том, чтобы главенствовать и властвовать любой ценой, чтобы строить общение с партнером путем пристройки «сверху». Поэтому он довольно часто использует атрибуты авторитарного стиля воздействия: приказной тон, строгий голос, сердитый взгляд, категоричные высказывания, угрозы наказаний или других нежелательных для партнера последствий. Активным манипулятором может быть не только взрослый человек, но также школьник или даже дошкольник, умело использующий активные методы воздействия на своих сверстников, учителей или родителей. Пассивный манипулятор – это полная противоположность манипулятору активному. Он получает свой выигрыш не за счет активного давления на партнера, не за счет пристройки «сверху», а благодаря разыгрыванию пристройки «снизу». Пассивный манипулятор предстает перед партнером то беспомощным, то глупым, то бестолковым. Всем своим видом он дает понять, что у него сейчас очень сложные проблемы, что он несчастен, что у него не хватает ни способностей, ни сил, чтобы справиться с конкретной учебной задачей или жизненной ситуацией. Демонстрируя свою вялость, пессимизм и пассивность, такой манипулятор подвигает своего более активного партнера (сверстника или взрослого) думать и работать за себя, а следовательно, и на себя. Соревнующийся манипулятор выбирает довольно гибкую тактику взаимодействия со своими партнерами. Для него жизнь – это постоянный турнир, состоящий из серии побед и поражений. В этой жизни он отводит себе роль бдительного бойца, внимательно изучающего сильные и слабые стороны своих партнеров по общению. И в зависимости от особенностей того или иного партнера он умело пускает в ход активные или, напротив, пассивные методы взаимодействия с ним. Если партнер слаб, то соревнующийся манипулятор энергично использует активные методы воздействия, если же партнер является сильным соперником, то в ход идут пассивные методы взаимодействия. Главное – получить свой выигрыш и добиться желаемого результата, а средства достижения не имеют существенного значения для такого манипулятора. Безразличный манипулятор «играет» в безразличие и индифферентность. Всем своим видом он демонстрирует, что его мало волнуют происходящие события, не интересуют окружающие люди, что он безразличен к конкретному партнеру по общению и готов с легкостью расстаться с ним. На самом деле это безразличие искусственное, напускное. И происходящие события, и окружающие люди, и конкретный партнер по общению далеко не безразличны такому манипулятору. Манипулирование безразличностью как раз и затевается с определенной целью – удержать партнера возле себя, заставить его поуговаривать себя, подчинить его себе. Таким образом, манипуляциями в общении называют систему действий одного партнера по отношению к другому с целью получения определенной выгоды. Это довольно искусная игра, ловкие подделки и ухищрения. Манипуляция в общении – это ловкость поведения, осуществляемая с помощью слов, мимики, жестов и иных средств общения.
33. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении. 34. Вербальный этикет: культура речи и слушания. ультура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с манерами и формами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении круга деловых людей. Культура речи предполагает не только её грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, а также элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и прочее. В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней. Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге “Как завоевать друзей и оказать влияние на людей” предложил шесть правил искусства нравиться. Первое - искренне интересоваться другими людьми. Чтобы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимения. Стараться выяснить, что ваш собеседник думает по тому или иному вопросу, как он живёт, чем интересуется. Второе - улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии, идущая изнутри человека, скажет: “Я рад тебя видеть, мне приятно говорить с тобой”. Третье - обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а еще лучше - записать. Четвёртое - уметь слушать собеседника, при этом задавать вопросы, на которые самому хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глубокий вдох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит. Пятое - говорить с собеседником о том, что его интересует. Это самый верный путь к сердцу человека. Шестое - внушать друзьям, коллегам осознание их собственной значимости для вас, коллектива, семьи... Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить их и благодарить за то доброе, что они делают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. После хороших слов, сказанных людям, вы сами почувствуете, что становитесь добрее. Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.
35. Этический кодекс педагога Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ". 36. Семиотика невербального поведения педагога в аудитории. В «языке» жестов автором выделяется два типа жестовых семиотических систем. Первую образуют жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-синалы, которые непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие. Все жестовые средства коммуникации имеют общественно-историческую природу, их можно разделить на натуральные, конвенционные и дактилологические. Натуральные жесты в норме употребляются в обыденном общении наряду с языком. Элементы их систем усваиваются без специального обучения. Конвенционные жесты относительно независимы от языка, отношение между самим жестом и обозначаемым им содержанием носит условный характер (системы профессиональных жестов, ритуальный «язык» жестов монахов и др.). Овладение этими жестами происходит в результате специального обучения. Натуральные жесты встречаются в повседневном общении у всех народов. Однако в разных национальных культурах они могут не совпадать, различаться по содержанию. Они усваиваются человеком в онтогенезе, генетически не закреплены, невидоспецифичны и образуют «открытые» системы. Автор, опираясь на результаты своих наблюдений, подчеркивает, что в основе социальных кинетических средств коммуникации лежат врожденные, биологические по своему характеру предпосылки. Они являются знаками по характеру связи с объектом (иконические, изобразительные и символические жесты). Интенциональны и употребляются в общении преднамеренно. Являются знаками на основании информационного критерия: они выступают репрезентерами не только отображенного, но и не отображенного в них содержания. Выполняют семантическую функцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|