Криминалистическая экспертиза следов орудий взлома
Обычно назначается для установления отдельных обстоятельств взлома, определения групповой принадлежности и идентификация орудия (инструмента), которым произведен взлом. Трасологического исследования посторонние частицы, обнаруженные в следах и на орудиях, нередко подвергаются физическим и химическим методам исследования.
Б. Следы транспортных средств. Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что следы наземных безрельсовых транспортных средств нередко выступают в качестве носителей информации об обстоятельствах преступления и его участниках. Эти следы специфичны не только для дорожно-транспортных происшествий - аварий, наездов и т. п. Значение их далеко выходит за рамки этих случаев. Автомобиль используется преступниками как средство собственного передвижения, и как средство перевозки грузов, похищенного. Нередко и сами транспортные средства становятся объектами, а порой и орудиями преступлений. Наземный безрельсовый транспорт принято классифицировать по способу передвижения и по устройству ходовой части. Наибольшее распространение имеет в настоящее время самоходный транспорт, приводимый в движение различными двигателями. К нему относятся: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, аэросани, тракторы, комбайны, экскаваторы, автогрейдеры, автокраны, прочие транспортные средства специального назначения. Несамоходный транспорт движется с помощью силы человека (тачка, ручные тележки, велосипед) или с помощью силы животного: лошадей, волов, оленей, собак и др. (двуколки, телеги, тарантасы, линейки, сани, нарты и т. д. ). По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными или на полозьях, а несамоходные - колесными и на полозьях.
Транспортные средства принято также различать по числу осей и колес. Самоходный транспорт, как правило, двухосный и, реже, трехосный. Несамоходный - в большинстве двухосный, реже - одноосный. На каждой оси крепиться одно, два или четыре колеса. Следы, оставляемые транспортными средствами, по механизму образования могут быть объемными (вдавленными) или поверхностными (наслоения или отслоения), в зависимости от механизма формирования - статическими и динамическими. Следы, образуемые движениями колес (качение) возникают при поступательно-вращательном перемещении по следовоспринимающей поверхности, относятся к статическим следам. В таком отпечатке отображение каждой детали возникает при статическом контакте: в момент кратковременного покоя объекта. Динамические следы (следы скольжения) появляются при поступательном движении машины юзом, т. е. без вращения колес, а также при движении транспортных средств на полозьях. Под следами транспортных средств в широком смысле понимаются: - следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, гусениц, полозьев, след подставки-упора мотоцикла); - предметы (детали), отделившиеся от транспортного средства (например, кусочек древесины, отколовшейся от борта кузова, осколки фарного рассеивателя); - вещества, отделившиеся от транспортного средства - пятна смазочных материалов, тормозная жидкость. В следах транспортных средств запечатляется информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т. п. Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.
По этим следам можно установить: а) групповую принадлежность транспортного средства, т. е. его вид, марку, модель; б) идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары); в) отдельные обстоятельства происшествия - направление движения транспорта, длину тормозного пути, скорость перед торможением, взаимное положение транспортных средств в момент столкновения; г) на основании результатов изучения следов транспортных средств и всей обстановки места происшествия можно ориентировочно судить о повреждениях, возникших на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправностях некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ). Указанные данные могут быть успешно использованы для розыска транспортного средства, доказывания его причастности к расследуемому событию, установления направления и скорости движения транспортного средства, что в определенных ситуациях бывает крайне важным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|