Исследование уровня агрессивности учащихся по методике
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ассингера
Исследование было начато в январе 2008 года. Данная работа состояла из трех этапов. На первом этапе был проведен анализ литературы, касающейся проблемы конфликтов, причин и последствий. Второй этап состоял из разработки анкеты для определения степени агрессивности учащихся. За ее основу была взята методика Ассингера, которая позволяет выявить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими его людьми. Анкета (ее вид предложен в приложении) состоит из 10 вопросов, которые имеют закрытую форму, т.е. ответы строго фиксированы. Анкетирование проводилось в марте 2008 года на базе Гимназии Тюменского Государственного Университета. Было опрошено 20 человек, по 10 каждого пола. Третий этап представлял собой обработку полученных данных, их анализ. Итак, в результате проведенного анкетирования, выяснилось, что из 20 опрошенных гимназистов 7 человек (что составляет 35% респондентов) оказались миролюбивыми личностями, избегающими конфликтов всеми возможными способами. При этом трое из них обладают излишней пассивностью, которая обусловлена неуверенностью в себе и в своих силах. 2 человека или 10% опрошенных характеризуются излишней агрессивностью, которая граничит с жестокостью. Конфликты с их участием чаще всего носят деструктивный, разрушительный характер. Они склонны к необдуманным поступкам, а своим поведением способны спровоцировать конфликтную ситуацию, которой могли бы избежать. Наибольшая часть гимназистов - 11 человек, что составляет 55% от общего числа опрошенных, обладают умеренной агрессивностью, которая не мешает нормально идти по жизни и находить общий язык в коллективе. В этом случае имеет место и самоуверенность, и гордость, но в то же время и уважение к другим индивидам. Три человека из данной категории находятся в пограничном положении, поскольку у них могут наблюдаться беспричинные вспышки агрессии, обусловленные, по всей видимости, неблагоприятным внутренним (психологическим) состоянием в совокупности с внешним воздействием.
Таким образом, по результатам анкетирования следует отметить, что атмосфера в среде учащихся Гимназии хорошая. Более половины всех учащихся обладают абсолютно адекватной реакцией на конфликтные ситуации и осознано стремятся избегать их. В случае возникновения противоречий между учащимися, 85% из них улаживаются посредством консенсуса, т.е. нахождения оптимального решения для всех участников конфликта. Количество гимназистов, имеющих повышенную агрессивность, составляет не более 10% от всех учеников. Это абсолютно нормальный показатель для коллективов с большой численностью. К примеру, доля таких учащихся в обычных общеобразовательных учреждениях приближается к 50%.
Заключение
Исследовательская работа, заключающаяся в анализировании литературы, анкетировании и обработке результатов, была проведена успешно. Цель работы достигнута, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена: гимназисты реально представляют уровень своей агрессивности, а ученики, обладающие излишней конфликтностью, составляют лишь малую часть от всех учащихся - 10%. Итак, итоги проделанной работы: 1. Была проанализирована литература по проблеме исследования. 2. Было проведено сравнение между способами разрешения конфликтов и их последствиями. 3. Был составлен образ представителей различных типов конфликтных личностей. 4. Была составлена анкета по выяснению степени конфликтности учащихся. 5. После проведения анкетирования было проведено обобщение и анализирование полученных результатов.
Я считаю, что исследование по проблеме конфликтов не только интересно, но и очень полезно. Конфликт - явление неоднозначное, и нельзя говорить только об его отрицательном влиянии на жизнь людей. В зависимости от методов разрешения может происходить и его конструктивное, т.е. полезное воздействие. Искоренить явление конфликта невозможно, да и не нужно. Наличие противоречий - это нормальная ситуация, когда она находится в пределах разумного. А вот знать о конфликтах и способах разрешения полезно для всех людей.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1979 2. Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосиб.,1983 3. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы», М.,1990 4. Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е., 1974
Приложение
Анкета, составленная на основе методики Ассингера по определению уровня агрессивности
1. Склонны ли Вы искать путь к примирению после конфликта? а) всегда б) иногда в) никогда 2. Как Вы ведете себя в критической ситуации? а) внутренне кипите б) сохраняете полное спокойствие в) теряете самообладание 3. Каким (какой) считают Вас окружающие? а) самоуверенным (-ой) б) дружелюбным (-ой) в) спокойным (-ой) 4. Как Вы поступите, если кто-то из ваших одноклассников возьмет без разрешения Ваши вещи с парты? а) выдадите ему по «первое число» б) потребуете вернуть в) сделаете вид, что не заметили 5. Какими словами Вы встретите человека, который опоздал на встречу с Вами? а) Что это тебя так задержало? б) Где ты торчал столько времени? в) Я уже начал (-а) волноваться 6. Что Вы предпринимаете, когда не все задуманное удается? а) находите виновного из числа окружающих б) смиряетесь в) становитесь более внимательным и осторожным 7. как Вы смотрите фильм ужасов? а) боитесь б) скучаете в) получаете удовольствие 8. Как Вы относитесь к участию в спортивных соревнованиях? а) стараетесь победить б) главное не победа, а участие в) очень расстраиваетесь при поражении 9. Что Вы скажите человеку, если столкнулись с ним в дверях и он начал извиняться? а) простите, это моя вина б) ничего, пустяки в) а внимательнее быть не можешь? 10. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Кого Вы предпочтете? а) тигра б) домашнюю кошку в) медведя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|