Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защитные механизмы в гештальттерапии.




ЗМЛ рассматриваются как амбивалентные: и препятствия, и источники личностного роста. Проблема субъекта как личности - пережить включенным себя в социум, как часть поля, но и дифференцироваться в этом поле.

1. Патологическое слияние Я с Мы - контакт и уход с окружением невозможен или затруднен, т.к. не дифференцирует себя как целое, себя и других. Субъект не совсем осознает причины своего поведения, не ставит вопрос о причинах происходящего, говорит не “я”, а “мы”.

2. Ретрофлексия - обращение на себя - человек делает себя субъектом и объектом собственных действий, путает причины пведения, свои и чужие, обращая все на себя (напр., вину за все). Делает себе то, что на самом деле хотел бы делать другим. «Я отвечаю за все».

3. Интроекция - “проглатывание непережеванным” - это присвоение / усвоение без понимания стандартов, норм, установок, способов мышления и поведения, которые не становятся собственными, не перевариваются. Здесь есть контакт с миром, но не подлинный.

4. Проекция - разделение личности на части. Это тенденция переложить на других ответственность за то, что происходит от себя (импульсов, желаний и т.д.), стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Терапевтические возможности: групповая терапия, экстериоризировать внутренние части, а затем вновь собраться в целое. Проективная работа является условием контакта объекта с миром.

В гештальттерапии - направленность на настоящий момент, в психоанализе - анализ в прошлом, объяснение симптома.

Когнитивный диссонанс.

Если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Основной постулат теории когнитивного баланса: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека). Весь познавательный опыт человека состоит из отдельных элементов, связанных друг с другом. Познавательный элемент – любое значимое для человека знание, убеждение, ценность (о внешнем мире, о самом себе, своем поведении).

3 типа возможных связей между элементами:

иррелевантные связи – нет никаких связей, познавательные элементы существуют независимо друг от друга;

консонантные – согласованность и связанность познавательных элементов таким образом, что между ними нет противоречий;

диссонантный тип связи – разные познавательные элементы не согласуются, противоречат друг другу.

Фестингер. Обратная когнитивному балансу организация воспринимаемого материала называется когнитивным диссонансом. Индия. После землетрясения - слухи о новых катастрофах (в деревнях, где не было землетрясения). Интерпретация: был страх – слухи – обоснование. Люди были уже испуганы, а слухи выполняли функцию конкретизации того, чего они могли бы бояться.

Система связанных друг с другом познавательных элементов обладает внутренним стремлением к избеганию диссонанса и преобразованию связей в консонантные. Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его. Возможности редуцирования:

поиск и получение новой информации, способствующей устранению диссонанса;

изменение уже существующих элементов в диссонансных отношениях;

уменьшить значимость диссонантных элементов.

Курение способствует раку легких: 1) бросить курить, стать малокурящим; 2) много курильщиков с отменным здоровьем; 3) курение улучшает самочувствие.

Зайонк выделил характеристики когнитивного диссонанса:

А) когнитивный диссонанс является негативным состоянием;

Б) в случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий, усиливающих это состояние;

В) при наличии согласованности субъект стремится избегать событий порождающих диссонанс;

Г) глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит:

от значимости соответствующих знаний

от относительного количества знаний, находящихся друг с другом в отношениях диссонанса;

Д) сила тенденций б) и в) является прямой функцией от глубины диссонанса;

Е) когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые знания или изменив существующие;

Ж) добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса;

З) изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается;

И) если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при помощи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск информации.

Фестингер. Пять основных областей феноменов в которых редукция когнитивного диссонанса играет важную роль. Конфликты после принятия решения. Разрешение конфликта волевым решением легко может вызывать впоследствии когнитивный диссонанс. Перед принятием решения в стадии конфликта, человек осознает возможные после конфликты и поэтому заранее пытается уменьшить возможный диссонанс, путем тщательного отбора информации. Когда решение принято, то предвзятое отношение в пользу выбранной альтернативы. Эффект расхождения – оценка выбранной альтернативы увеличивается. А отвергнутой уменьшается. Эффект схождения (сожаления) – ценность выбранной понижается, а отвергнутой повышается.

Тенденция к редукции диссонанса. Опыты Брэма.

1. Испытуемым предлагали выбрать один из предметов домашнего обихода из нескольких одинаково привлекательных. До и после выбора они давали субъективные описания объектов. После выбора у выбранного объекта появляются новые положительные качества, у отвергнутых – новые отрицательные – эффект расхождения. При высоком диссонансе (примерно равной привлекательности альтернативы), расхождение было большим.

Под воздействием редукции диссонанса может быть изменен вес критериев принятия решения.

2. Вынужденное согласие. Действия которые сам для себя субъект не может удовлетворительно обосновать. Субъект позволили себя вовлечь, но в результате оказался недостаточно компенсирован вознаграждением (слишком много усилий потратил ни за что). Тенденция повышать ценность действия задним числом или обесценивать его негативные стороны.

3. Эксперимент. Чрезвычайно скучная работа. Надо было обосновать следующим за ними испытуемым, что работа очень интересная. Одна группа высоко оплачиваемая, другая низко. Низкооплачиваемая группа считали эксперимент более интересным, чем высокооплачиваемая.

Необходимое условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).

4. Эксперимент. Тот же, но два способа описания: при непосредственном социальном контакте или анонимно. Феномен подкупа при анонимном опросе

5. Когнитивный диссонанс может ослабить влияние на поведение влечений (жажда). Люди в состоянии жажды. Предлагался эксперимент на испытание жаждой. Для одних высокая мотивировка (низкий диссонанс), для других низкая (высокий диссонанс). Согласившиеся, с низкой мотивировкой, вели себя как будто не испытывали жажду.

Подобные данные свидетельствуют о важности при прочих равных условиях промежуточных когнитивных процессов. Так же выявлено значение особенностей ситуации, которые дают повод к переоценкам, способствующим редукции диссонанса.

Селекция информации. Люди ищут и выбирают ту информацию, которая повышает ценность выбранной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую; противоположная информация при этом игнорируется. Смотрят рекламу той фирмы, автомобиль которой приобрели.

Несогласие с убеждениями социальной группы. Религиозная группа. Ждали конца света, но не произошло. В группе вера усилилась (взаимное влияние членов группы – редукция диссонанса). Редукция диссонанса: либо сближение своих убеждений, либо усиление собственных.

Неожиданные результаты действий и их последствия. А) диспозиция между значительной затратой усилий и неудачным результатом действий. Чтобы уменьшить диссонанс, необходимо задним числом обосновать затраченную впустую энергию, повысив ценность преследуемой цели деятельности. Б) диссонанс – поведение индивида не согласуется с представлениями о себе (исследования уровня притязаний). В) деятельность с неожиданными побочными последствиями.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...