Решение составных задач на дроби.
Методика изучения темы «Доли и дроби»
Д о л я – это одна из равных частей целого. Историческая справка - Посмотрите, как изображали дробь в Древнем Египте. - В Древнем Китае вместо черты использовали точку. Дроби на Руси называли долями, позднее ломаными числами. В старых руководствах находим следующие названия дробей: половина полтины пятина полчеть полполчеть
Тема изучается в два этапа: в концентре «Сотня» и «Многозначные числа».
Основные задачи при изучении темы: 1. Создать яркое, конкретное представление о процессе получения долей и дробей. 2. Научить детей записывать, читать и сравнивать доли и дроби. 3. Научить решать задачи двух видов: - нахождение доли (дроби) числа; - нахождение числа по доле. Н а г л я д но с т ь: Для формирования правильных представлений о долях надо использовать достаточное количество разнообразных наглядных пособий. Как показал опыт, наиболее удобными пособиями являются геометрические фигуры, вырезанные из бумаги; можно использовать рисунки фигур, выполненные на бумаге или в диапозитивах (круги, прямоугольники, треугольники, отрезки и т.п.). Очень важно, чтобы пособия были не только у учителя, но и у каждого из учащихся. Правильные представления о долях, а позднее о дробях будут сформированы тогда, когда ученики будут своими руками получать, например, половину круга, квадрата, и т.п.
Э т а п ы и з у ч е н и я:
1. Образование долей, чтение и запись (М3, ч. 1, с. 80). Образование долей Рассмотрим на примере ½ доли. У каждого ученика на уроке по несколько одинаковых кругов, прямоугольников, квадратов, полосок.
- Возьмите 2 круга, один положите перед собой, а другой сложите пополам (учитель показывает, как надо перегнуть и как разрезать круг) - Это целый круг, а это половина круга, иначе говоря, одна вторая доля круга. Сколько вторых долей в целом круге? (2). Покажите их. - Возьмите квадрат. Как получить одну вторую долю или половину квадрата? (разделить его на две равные части и взять одну такую часть) Выполняйте.
Аналогично поступают с двумя полосками и делается о б о б щ е н и е: - Как получали ½ долю круга (квадрата, полоски)? (Разрезали на две равные части и взяли одну такую часть).
Запись и чтение долей Учительпоказывает готовую карточку.
- Доли записывают с помощью двух цифр. Сначала пишут в одной клеточке цифру 1, затем проводят черту и пишут под чертой цифру 2. - Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, а число над чертой 1 показывает, что взяли одну такую часть. (Обозначение доли записывают на половине круга (квадрата).
Далее учим читать. Аналогично вводятся и , и , и .
Методические указания 1. При введении названия долей нужно установить связь между названием доли и тем, на сколько равных частей разделили целое. 2. Пособия должны быть индивидуальные и демонстрационные. 3. При делении нужно использовать различные пути деления на равные части (по форме разные, а доля одинаковая).
4. При делении на части, особенно при введении, необходимо использовать образ целого. Для закрепления этих знаний и умений учащимся предлагают различные упражнения. Это прежде всего упражнения в назывании и записи долей.
Задание 2. Отметьте – квадрата.
Задание 3. Назовите и запишите, какая доля полоски, квадрата, круга закрашена.
Можно предлагать самим детям изобразить к.л. долю отрезка и записать эту долю. В каждом случае надо спрашивать, сколько всего долей в целом. Например, сколько третьих долей отрезка во всем отрезке и т.п.
Практическая работа Каждому ученику предлагается индивидуальная карточка для самостоятельной работы (один ученик выходит к доске и работает с таким же демонстрационным пособием, можно предложить индивидуальную доску). Обозначь каждую из закрашенных долей прямоугольника.
Сравнение долей Эффективным упражнением для формирования представлений о долях является сравнение долей одной и той же величины, которое выполняется чисто практически, с помощью наглядных пособий. Например, предлагается сравнить доли и и поставить знак “>”, ”<”. Учащиеся изображают доли, например, с помощью отрезков. Сравнивают их и убеждаются, что 1/2больше, чем 1/4.
1/2
1/4
В результате многократного выполнения упражнений подводим детей к обобщению, что чем на большее число мы делим целое, тем меньшая доля у нас получается.
3. З а д а ч и (М3, ч. 1, с. 84): 1 вид. Нахождение доли числа Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле также способствует формированию представлений о долях величины. В этом их основное назначение. Поэтому, решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле выполняется на наглядной основе. В 3 классе рассматривается только простые задачи, а в четвертом классе они включаются в составные. Для ознакомления с решением задач лучше предлагать задачи, которые легко иллюстрировать.
Первой рассматривается задача с непрерывной величиной – длиной, а последующие задачи берутся с дискретными множествами.
«В классе 35 учеников. Плаванием занимается всех учащихся. Сколько человек занимается плаванием?» «В книге 60 страниц. Мальчик прочитал книги. Сколько страниц прочитал мальчик?» 2 вид. Нахождение числа по доле
Последующие задачи решаются с дискретными множествами. Далее задачи двух видов включаются парами и предлагаются как для устного, так и для письменного решения. 1) «У Саши 20 марок. марок он подарил. Сколько марок он подарил?» 2) «У Саши 5 марок с портретами писателей. Они составляют всех его марок. Сколько всего марок у Саши?»
5. Образование дробей (М4, ч.2, с. 109). Дробь – это одна или несколько равных частей целого. Двоякий смысл дроби: 1) - три четвертых доли от целого
2) Дробь есть результат деления: 3: 4 = В начальной школе у детей формируется только первый конкретный смысл дроби. Образование дробей, как и образование долей рассматривается с помощью наглядных пособий. - Разделите круг на 4 равные части. Как назвать каждую такую часть? Запишите. - Покажите три четвертые доли. Вы получили дробь - три четвертых. Кто сможет записать эту дробь? - Что показывает число 4 (на сколько равных частей разделили круг)? Что показывает число 3 (сколько таких частей взяли)? Аналогичным образом учащиеся получают и записывают другие дроби, объясняя, что показывает каждое число.
Для закрепления полученных знаний выполняются такие же упражнения, как и при ознакомлении с долями: по данным иллюстрациям называют и записывают, какие дроби изображены, или же изображают дробь с помощью чертежа, рисунка.
6. Сравнение дробей (М4, ч.2, с. 109).
Уяснению конкретного смысла дроби помогают упражнения на сравнение дробей. Для сравнения дробей обычно используются иллюстрации с равными прямоугольниками Здесь можно выделить группы дробей: 1) ; ; 2) ; ; 3) ; ; .
Для каждой группы дробей следует изготовить индивидуальные и демонстрационные пособия. Например:
Учащимся предлагают начертить в тетради прямоугольник, длина которого 16 см, а ширина 1 см. - Это один прямоугольник. Запишем (в первом прямоугольнике записывают число 1). - Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части (выполняют). - Какие доли получили (вторые, половины). Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите. - Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части. Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? - Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей. - Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? - Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая? Ответы на все перечисленные вопросы дети дают, глядя на рисунок. Предлагаются специальные вопросы на сравнение дробей: 1. Вставьте пропущенный знак ” > “, “ < “ или “ = “ … … 1 … 2. Подбираете такое число, чтобы равенство (неравенство) было верным: = = =
Выполняя такие и подобные упражнения, учащиеся прибегают к соответствующим иллюстрациям с прямоугольниками, или заново изображают дроби с помощью, например отрезков. 3. М4, ч. 2, с. 37, № 181.
7. Введение задачи на нахождение дроби от числа (М4, ч.1, с. 47). Конкретный смысл дроби очень ярко раскрывается при решении задач на нахождение дроби числа. Решение этих задач, как и задач на нахождение доли числа, выполняется с помощью соответствующих наглядных пособий.
10 см
1) Найдем, сколько сантиметров в одной пятой доле отрезка: 10: 5 = 2 (см). 2) Найдем, сколько сантиметров в четырех пятых долях отрезка: 2 × 4 = 8 (см). Два действия можно записать одним выражением: 10: 5 × 4 = 8 (см).
Далее включаются задачи с дискретными множествами. Задачи на нахождение дроби числа должны предлагаться для устного и письменного решения. Решение составных задач на дроби. 1) М4, ч. 1, с. 82, № 415 «Рабочие должны были посадить 350 саженцев. В первый день они посадили одну седьмую часть всех саженцев, а во второй день – три седьмых всех саженцев». Поставь вопрос и реши задачу. 2) М4, ч. 21, с. 14, № 77 «Молочный завод отправил в магазин 56 ящиков сливочного масла, по 20 кг в каждом. За день продали две пятые части этого масла. Сколько килограммов масла осталось?» 3) М4, ч. 2 с. 15, № 4 «Для ремонта квартиры купили 8 рулонов обоев, длиной по 10 м 50 см. Израсходовали три четвертых части купленных рулонов обоев. Сколько метров обоев осталось? 4) М4, ч. 2 с. 15, № 5 «Школьная библиотека получила 3420 новых учебников. Что составило одну десятую часть всех уже имевшихся в библиотеке учебников. Сколько учебников стало в школьной библиотеке?» 5) М4, ч. 2 с. 51, № 252 «Масса угля в железнодорожном вагоне 60 т. Самосвал может взять три десятые части этого угля. Сколько рейсов надо сделать на самосвале, чтобы разгрузить 6 таких вагонов?»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|