Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Йога сновидений и практика естественного света

Чогьял Намхай Норбу Ринпоче

Перевод с английского Елены Антоновой Благодарим всех ваджрных братьев и сестер, принимавших участие в издании этой книги. Да послужит эта книга на благо всех живых существ! Посвящаем эту работу памяти мастеров- учителей Кьентце Ринпоче, Дуджома Ринпоче и Ламы Гомпо Цедена. Пусть их труд и устремления осуществятся Предисловие Зная важность и необходимость "Ночной практики", я объяснилмногие аспекты работы со сновидениями в этой книге, которуюотредактировал мой ученик Майкл Кац. Я надеюсь, что те, ктоуже имеет интерес к сновидениям и кто активно работает всвоих снах, благодаря прочтению этой книги углубят своизнания. Людям же, еще не имеющим реального переживания всвоих снах, я надеюсь, эта книга поможет создать причину,которая приведет их к пониманию важности сновидений и работыс ними. Чогьял Намхай Норбу,Меригар, 10 марта, 1991 г.,год Железной Овцы 1-й месяц, 25-й день. Глава I ПРИРОДА И КЛАССЫ СНОВИДЕНИЙ В сутре Будда Шакьямуни [1], используя множество метафор,описывает феноменальный мир, который мы обычно считаемреальным. Эти метафорические описания уподобляют нашуреальность падающей звезде, оптической иллюзии, мигающеймасляной лампе, каплям росы на рассвете, пузырькам воздуха вводе, молнии, сновидению и облакам. СогласноБудде, все совокупное существование, все дхармы [2] ифактически все явления на самом деле нереальны и мгновенноизменяются, как и явления, приведенные в качестве примеров. В другой сутре даны дополнительные поэтические метафоры,чтобы показать сущностную природу нашего нереальногосостояния. Сюда входят отражение луны в воде, мираж, город,qnqr`bkemm{i из звуков, радуга, отражение в зеркале, а такжесновидения. Пример сновидения включен в эти сутры, так как все мы знаем,что, изучив сновидение, мы не найдем ничего конкретного.Даже если обнаружатся первичные и вторичные причины этогосновидения, все равно в самом сновидении нет ничегоконкретного или реального. Хотя существует много разных условий, которые могут привести ксновидению, их результат - сновидение - можно в целом разделитьна две основные категории: сновидения общего вида, возникающиеиз кармических следов [3], и другие сновидения, возникающие изясности ума. В категории сновидений, вызванных кармой, существуютсновидения, в основном связанные с тремя состояниямисуществования: телом, энергией (или речью) и напряжением умаиндивидуума; есть и другой класс, связанный с кармическимиследами. Последний имеет три причины, а именно следы кармы,берущие начало в прошлой жизни, в юности, и в недавнемпрошлом индивидуума. В традиции тибетской медицины целитель, проводящийобследование с точки зрения причины заболевания, будет такжерассматривать, к какому из трех состояний существованияотносятся сновидения больного. Благодаря этой информации онможет определить реальную ситуацию и состояние тела, энергиии ума больного человека. Иногда серьезная, трудно излечимаяболезнь может оказаться следствием кармических причин,уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезньтакже может иметь кармическую причину, появившуюся вследствиенедавних действий. Таким образом, метод изучения сновиденийстановится одним из наиболее важных средств анализа иопределения главных и вторичных причин проблемы. Что имеется в виду под сновидением, связанным с тремясуществованиями индивидуума? Эти сновидения возникаютвследствие любых переживаний тела, речи или ума. Такимобразом, переживания, непосредственно связанные с элементамииндивидуума, с его энергией и эмоциями, могут стать причинамимгновенного проявления некоторых переживаний сновидения -хороших, плохих или нейтральных. Например, человек, который спит на кровати в неудобной позе,может испытывать дискомфорт или ощущать боль. Неудобствоможет тут же стать причиной отрицательного сновидения. Илиесли человек не может хорошо спать из-за затрудненногодыхания, могут возникнуть сновидения, где он видит, чтозадыхается или его душат. Более того, нетрудно понять, чточувства, такие как радость или грусть, связанные с умом,также могут стать незамедлительной вторичной причинойсновидений. Таковы примеры сновидений, связанных ссостояниями трех существований индивидуума. Что касается сновидений, связанных со следами кармы, тонекоторые из них берут начало в предыдущей жизни. Всновидениях такого вида могут появиться незнакомые вещи,которых человек не знал в этой жизни, такие как образы другойqrp`m{ или странных людей, у которых незнакомые обычаи илиязык. Эти сновидения могут так часто повторяться, чтосновидец хорошо освоится в незнакомом мире. Такие переживанияпредполагают существование очень сильной привычки в прошлойжизни, которая оставила кармический след в индивидууме. Илиможно увидеть во сне незнакомую страну и странного человека,который хочет причинить вред или убить сновидца; в результатеу сновидца возникает очень сильное чувство страха. Иногда этоозначает, что подобная ситуация существовала в предыдущейжизни; это сильно повлияло на состояние человека и оставилокармический след. Этот след вновь появляется, когда созреваютвторичные условия. Таков первый вид кармических сновидений,он проявляется нечасто. Причины кармических сновидений второго вида развивались вмолодости сновидца. В молодости человека могли внезапноиспугать, мог произойти несчастный случай, это переживаниеоставило след. Поэтому позже в жизни повторяются сновидения,связанные с таким событием буквально или тематически. Илиесли, например, в детстве кто-то пережил землетрясение,вызвавшее большой страх, то существует возможность того, чтопозднее в жизни этот след может активизироватьсясоответствующими вторичными причинами, такими какпереживание другого землетрясения. В третий вид кармического сновидения входят сны, проистекающиеиз недавних действий, глубоко затронувших человека. Возможно,человек был очень рассержен некоторое время назад и, какследствие, мог с кем-то сражаться. Такой интенсивный гневоставляет след; вследствие этого возникает сновидение, сходноепо ситуации или теме. Причины всех трех видов сновидений главным образомкармические, то есть связаны с событием, которое глубокозатронуло человека и оставило следы напряжения, страха илидругой сильной эмоции. Если оставлены следы, то логично, чтосновидения на подобную тему будут возникать более часто. Существуют некоторые подобные разновидности сновидений,связанные с ясностью индивидуума, то есть сны, которыесвязаны с тремя существованиями, а также с кармическимиследами индивидуума. Относительно вида ясного сновидения, связанного с тремясуществованиями, можно отметить, что все человеческиесущества имеют в своей реальной природе бесконечный потенциали непроявленные качества. Хотя солнце сияет постоянно, иногдамы не можем его видеть из-за плотных облаков, а иногда можеммежду облаков увидеть его на несколько мгновений. Подобнымобразом иногда ясность индивидуума спонтанно проявляется;один из результатов этого - появление сновидений ясности. Люди, которые практикуют Дхарму, пытаются расслабиться. Черезрелаксацию тела, энергии и ума элементы и энергииуравновешиваются, и благодаря этой вторичной или мгновеннойophwhme появляются различного рода ясные сновидения. Этоособенно верно для того, кто делает практику, связанную счакрами [4] или каналами [5], которые контролируют прану [6]или энергию. У некоторых индивидуумов ясные сновидения возникают благодаряясности ума, даже без необходимости применять с их сторонывторичные методы релаксации тела или контроля энергии. Когдапрактикующий достаточно зрел и развит, то уменьшаютсяпрепятствия, которые обычно затемняют естественную ясностьума. Если следовать аналогии с солнцем, то облака взначительной степени рассеиваются и бесконечные лучи ясногосвета солнца способны проявляться непосредственно. Когда все условия верны и тело, речь и ум релаксированыблагодаря развитой практике, проявляется множество разногорода ясных сновидений, некоторые из которых предвещаютбудущее событие. Также, подобно обычным сновидениям, которыеимеют кармические следы из прошлых жизней, могут пробудитьсяясные сновидения прошлой кармы. В зависимости от способностейсновидца появляется возможность вспомнить прошлую жизнь вовсей ее полноте. Сто или даже сто тысяч жизней можноприпомнить в сновидении. В описаниях жизни бодхисаттв иархатов мы можем прочитать об этих необычных сновидениях,появляющихся благодаря незатемненной ясности. В качестве примера сновидений ясности, которые могутвозникнуть у практикующего как результат кармическихследов, накопленных в молодости, можно привестиследующее. В раннем возрасте человек мог встретить многихнеобычных учителей, или получить учения иуполномочивания, или обучаться методам практики. Позже уэтого человека появляются об этом сновидения, в которыхон входит вглубь этого знания. Человек может дажеполучить в сновидении знание или методы практики, окоторых он никогда ранее не слышал. Может быть множествосновидений такого рода. Ясные сновидения, связанные с недавними переживаниями, могутвозникать следующим образом: человек читает что-нибудь, можетбыть, очень важный текст Дхармы, или был глубокий разговор оДхарме. Это может стать причиной появления сновидений, имеющихдело с прошлым, настоящим или даже с будущим. Таковы основные виды ясных сновидений. Они являютсяпродолжением и развитием обычного сновидения и возникаютглавным образом у практикующих, у которых уже естьнекоторый опыт работы со своими сновидениями или которыеимеют опыт сохранения ясности и осознавания в сновидении.Это виды сновидений, проявляющихся благодаря ясности ума,или ригпа [7]. Многие методы практики Дхармы, которым мы обучаемся всостоянии бодрствования, при развитии осознавания во снемогут быть применены в состоянии сновидения, фактически выможете развить эти практики легче и быстрее во время сна,eqkh у вас есть способность пребывать в ясности. Есть дажекниги, в которых говорится, что если человек применяетпрактику во сне, то эта практика в девять раз эффективнее,чем когда она применяется в часы бодрствования. Сновидение нереально. Когда мы откроем это для себя всновидении, огромная сила этого постижения может устранитьпрепятствия, связанные с обусловленным видением. По этойпричине практика сновидения очень важна для освобождения отнаших привычек. Эта мощная поддержка нужна нам еще и потому,что эмоциональные привязанности, обусловленность иукрепляющееся эго, которые составляют нашу обычную жизнь,многие и многие годы усиливались. В реальном смысле все наши видения на протяжении жизниподобны большому сну. Если их хорошо исследовать, тоокажется, что большой сон жизни и малые сновидения одной ночиразличаются не очень сильно. Если взглянуть прямо насущностную природу обоих, мы увидим, что на самом деле нетразницы между ними. И если благодаря такому постижению мынаконец сможем освободиться от цепей эмоций, привязанностей иэго, у нас будет возможность стать окончательнопросветленными. Примечания к главе I 1. Шакьямуни - это исторический Будда, который, родившисьпринцем Сиддхартхой, отрекся от царствования после того, какувидел страдания мира; он достиг окончательного просветления. 2. Дхармы: истина, законы и основные реальности. Этот терминв единственном числе применяется для описания пути кпросветлению. 3. Кармические следы: согласно доктрине кармы, все действиясопровождаются неизбежными, но не обязательно немедленнымипоследствиями. Термин "кармические следы" относится к"семенам", которые существуют как непроявленныепотенциальности, созревают, когда появляются необходимыевторичные условия. 4. Чакры: нематериальные психические центры, расположенные вособых местах тела. Согласно буддийской философии, основныечакры находятся на макушке головы, в области горла, сердца,пупка и гениталий. 5. Каналы: нематериальные меридианы, через которые внутренниеветры, называемые праной, проходят по телу. 6. Прана: внутренние ветры, которые, согласно Норбу Ринпоче,проходят в теле, и опытные практикующие Янтра-йоги могут ихнаправлять, чтобы увеличить энергию, кровообращение иконцентрацию. 7. Рита: осознавание или чистое присутствие естественногосамосовершенного ума. Дополнительные комментарии см. в книгеНамхая Норбу "Круг дня и ночи". Глава II НОЧНАЯ ПРАКТИКА Ночь очень важна для людей, так как половина нашей жизнипроходит ночью; но часто мы бываем склонны "проспать" все этовремя без каких-либо усилий и обязательств. Должно бытьреальное осознание того, что практика продолжается в любоевремя, даже во время сна или приема пищи. Если этого непроисходит, то продвинуться на пути очень трудно. Поэтомупрактика ночи очень важна, и я объясню ее. Когда говорят о "практике ночи", мы обычно подразумеваемпрактику ясного сновидения. Существует много объясненийясного сновидения. Но в учении Дзогчен практика работы сосновидениями и развитие ясности не являютсяосновополагающими. Это вторичная практика. В случае практикисновидения "вторичная" означает, что эта практика можетвозникать спонтанно в результате выполнения основнойпрактики, называемой практикой естественного света. Эта практика, практика естественного света, на самом делеимеет дело с состоянием перед сновидением. Например,человек засыпает; "засыпает" означает, что все его чувстварастворяются в нем. С этого момента есть такой промежуток,переходный период, пока не начнется сновидение. Этот периодможет быть длинным или коротким. У некоторых людей состояние сновидения начинается почтисразу же после засыпания. Но что означает "начинаетсясостояние сновидения"? Это значит, что ум снова началработать. И наоборот, то, что называется состоянием естественного света,не есть момент или состояние, при котором работает ум. Этопериод, который начинается, когда вы засыпаете, изаканчивается, когда ум снова начинает работать. Чтосуществует после этого? После этого существует то, что мыназываем милам бардо [1]. Есть соответствие между состояниями сна и сновидения и нашимипереживаниями, когда мы умираем. Когда человек умирает,прежде всего, исчезают все чувства. Говоря о состоянияхбардо, мы говорим о моменте, когда чувства исчезают в нас,как о бардо момента умирания, чокьи бардо. В этот моментчеловек испытывает множество ощущений исчезновения или уходачувств. После этого приходит состояние наподобие бессознательного;оно похоже на обморок. И затем начинается то, что называютпроявлением четырех светов. Разные тантры [2] объясняют это снебольшими различиями. Некоторые подразделяют их на четыресвета, другие указывают на пять.На самом деле это так, как если бы вы были в обмороке, изатем - с возникновением лучей света - медленно, медленносознание начинает вновь пробуждаться. Например, ум должен начать работать, чтобы выносить суждения.Сначала мы должны иметь осознавание чувств. Ум начинаетполучать эти ощущения, но еще нет никаких рассуждений и нетмышления. Медленно, шаг за шагом, действительно появляетсямышление. Бывает, что состояние осознавания присутствует, но ум ещене начал функционировать, то есть мыслить. Это переходныйпериод, в котором вы двигаетесь в состоянии, называемомсостоянием естественного света. Всегда считалось, чтоименно в этот период практикующий Тантру реализует себя. Втантризме этот период описан так же как момент, в которомвы встречаете материнский свет [3]. Это именно тот моментпосле обморочного состояния, когда сознание сноваразвивается или пробуждается. В тантрическом посвящении есть четыре под-посвящения(субпосвящения), и последнее из них называется посвящениемслова. Если вы поняли, в этот момент мастер дает некоторогорода введение в естественный ум [4]. Даже если вы нереализовали естественный ум, но у вас есть множество обетов,участие, вера, и вы практикуете с преданностью, то иногдавозможно, что в момент последнего пробуждения сознания придетвспышка опознания естественного ума или ригпа. Это нелегко,но если у вас действительно было знание, то это возможно. Ипо мере того, как вы проходите или продвигаетесь, развиваетсяряд светов, для которых есть множество объяснений. В учении Дзогчен последняя из этих фаз, пятый свет,называется лхундруб [5], состояние само-совершенства. В этотмомент в вас пробуждается сознание. Появляется возможностьопознать то, что было передано вам учителем непосредственночерез прямое введение. Опыт такой передачи и есть то, что мыназываем передачей мудрости. Воспользуемся аналогией с солнцем. Представьте, что небозакрыто облаками и среди этих облаков вы иногда улавливаетепроблески солнца. Даже если облака почти полностью закрываютсолнечный свет, вы уже получили опыт того, что есть солнце исолнечный свет. Это переживание подобно переживанию мудрости. О таком знании говорят как о "сыновнем" знании в сравнении с"материнским" знанием или полным переживанием. Когда мыпрактикуем, мы пытаемся развить это сыновье знание. Этознание является сыном матери. Некоторые люди успешно практикуют и полностью развиваютэто знание, и таким образом они всецело реализуют себя вэтой жизни. Говорится, что такой человек можетреализовать Тело Света [6]. Но даже если вы не реализовались всецело и у вас было толькопереживание практики, тогда в момент после смерти, в этомсостоянии лхундруб, когда вы встретите материнский свет, выопознаете полное присутствие мудрости, прежде чем вернетесь кработе ума. Здесь используется аналогия воссоединения сына соqbnei матерью. В книгах говорится о встрече сыновнего света иматеринского света, но на самом деле имеется в виду, что у насбыл только пример этого, а теперь мы встречаем его во всейполноте. Это состояние - когда мы проходим через упомянутые виды светак окончательному свету, лхундруб, или свету самосовершенства- есть состояние, в котором любой и каждый практикующийтантризм постигает себя. И только после этого переживанияначинается состояние сипа бардо. Вплоть до этого момента мыпереживаем чоньид бардо, бардо Дхармата. Почему мы называемэто Дхармата? Потому что оно представляет собой нашеподлинное основополагающее состояние или основополагающеесознание. Только после этого начинается сипа бардо, как мы обычно знаемего, бардо существования. Другими словами, именно здесь вновьначинается работа ума. Это как если бы мы сейчас вошли всостояние сновидения. Когда в сновидении вы можете что-товидеть, а потом в определенный момент просыпаетесь иначинается новый день, считается, что вы вышли из бардо иначалось другое существование. Это существование определяетсяего кармическим видением, и вот так вы перевоплощаетесь. Таквсе и продолжается, начался день, кончилась ночь, Итак, мы видим, что состояния бардо - это не то, о чем можночитать или понимать абстрактно. Его нужно практиковать. Испособ практиковать его для подготовки к смерти и сипа бардо- делать практику естественного света. Если вы приобрелизнание или имеете осознавание состояния естественного света,у вас также будет это осознавание и присутствие в моментсмерти. Если вы способны умереть с присутствием иосознаванием, это значит, что вы обладаете знанием опроявлениях света. В этом случае вам будет нетрудно опознатьматеринский свет. Повторяю, с началом бардо существования также начинаетсяфункционирование или работа ума, что названо ментальнымтелом. Это равноценно возникновению состояния сновидений. Впрактике, которую мы делаем, должно быть осознавание илиумение находиться в состоянии естественного света. Когда увас есть осознавание присутствия этого состоянияестественного света, тогда даже если потом возникаетсостояние сна, к вам во время сна спонтанно приходит ясноеосознание, что вы спите, и вы автоматически становитесьхозяином своих сновидений. Это значит, что не сновиденияобусловливают человека, но человек управляет сновидениями.По этой причине практика сновидений является вторичной, иневозможно переоценить значение практики естественногосвета. Когда мы начинаем видеть сны, у нас может быть один или двавида обычных сновидений. Один вид - это кармическиесновидения, а другой - сновидения ясности. В дополнение ксновидениям, отражающим карму нашей текущей жизни, кармическиесны могут быть также связаны с нашими прошлыми жизнями.M`ophlep, если кто-то убил меня в прошлой жизни, в этой жизниу меня все еще могут быть сновидения об этом. Неверно, чтонаши сны всегда отражают переживания этой жизни. Если событиеочень весомое, то вы можете чувствовать его жизнь за жизнью.Когда вы спите очень глубоко, вы можете создать совершенныйпотенциал для проявления прошлой кармы в своих сновидениях. Если у вас большое напряжение, то оно может повторяться вваших сновидениях. Например, если вы ребенок и кто-то васобидел, то это может повторяться в ваших сновидениях. Или,если сегодня у меня с кем-то есть проблема, это можетповториться ночью в сновидении.Принцип таков, что если у вас сильное напряжение и выглубоко спите, то это напряжение может повториться. Этоодин из видов сновидения, кармическое сновидение бхакшас.Бхакшас означает следы чего-то оставленного. Например, еслиесть пустой пузырек, в котором были духи, то все еще можноощутить запах этих духов. Это и есть бхакшас. Другой вид сновидений - сновидения ясности. Почему у насбывают сновидения ясности? Потому что у каждого с самогоначала есть бесконечный потенциал; таково свойствоестественного ума, которым мы все обладаем. Иногда, дажеесли мы неделаем какую-то практику, сновидения ясности всеже проявляются, поскольку мы обладаем этой природой. Есливы делаете ночную практику и все больше знакомитесь с ней,тогда не только случайно, но и более регулярно вы будетезнакомиться с проявлениями сновидений ясности. Что такое сновидение ясности? Сновидение ясностипроявляется, когда есть вторичные причины; благодарявторичным причинам оно проявляется как ясность. Мы дажеможем получить совет или предсказание будущего, посколькуимеются вторичные причины для будущих событий. Сновидениеясности обычно проявляется ранним утром. Почему? Потому что,когда мы засыпаем, сначала мы спим очень глубоко. Постепенноэта тяжесть рассеивается и сон становится легче. И когда онстановится более легким, ясность свободнее может проявиться.Если ваша практика непрерывного присутствия успешнопродвигается, тогда кармические сновидения появляются реже.Это потому, что они связаны с напряжениями. Состояниесозерцания или присутствия представляет собой полнуюрелаксацию. Следовательно, не будет никаких проявленийнапряжения.И вместо кармических сновидений у вас будет больше сновиденийясности. Теперь вы можете понять, какова теория и насколько она важна.Сейчас я объясню, как вам это практиковать. Если вы человек неспокойный, то прежде, чем идти спать, выможете сделать несколько глубоких дыханий, чтобы уравновеситьпоток воздуха и успокоиться. Затем сосредоточьтесь на беломтибетском слоге А в центре вашего тела. Если вы предпочитаетеанглийское А, это тоже приемлемо. Важно, чтобы оноqnnrberqrbnb`kn в вашем уме звуку "А-ах". Важно, чтобы, когдавы видите эту букву, вы знали, как она звучит. Если вы поначалу не преуспели в концентрации и видении этогоА, то возможно, что вы не знаете, как его визуализировать.Попытайтесь нарисовать А на листе бумаги, поставьте передсобой и смотрите на него пристально некоторое время. Закройтеглаза, и это А появится перед вашим умом немедленно. Такимобразом вы получите более точный образ. Итак, пытайтесь концентрироваться на этом белом А. Илификсируйтесь на присутствии этого белого А и оставайтесь сним как можно дольше. Вы также можете потренироваться в том, чтобы точнеепочувствовать его присутствие. Представьте, что изцентрального А возникает второе, а из второго - третье, покавы не увидите цепочку из А, восходящую к вершине головы.Затем визуализируйте эти А опускающимися назад вниз. Можноповторить это много раз, если вы тут же не заснете. Всякийраз, когда вам трудно ощутить присутствие А, очень полезно иважно представить работу с этой цепочкой. Это способ,засыпая, углубить вашу ясность. Самое важное здесь - пытаться сохранить присутствие этогоА. Поначалу оно должно быть четким и точным; затемрасслабьтесь. Расслабление не означает, что вы отпускаете Аили отбрасываете его. Сохраняйте ощущение этогоприсутствия, расслабьтесь и так засыпайте. Для тех, кто не практиковал этого раньше, первая, втораяили третья попытка может оказаться вовсе безрезультатной.Фактически вы можете постараться сделать это немного, азатем вдруг вы засыпаете. Так же, как все, чему выобучаетесь, это сначала трудно, но, если вы прилагаете силуволи, это уже становится более знакомым вам. Если вы способны засыпать таким вот образом, то вы скороокажетесь в полном присутствии состояния естественного света.Вы засыпаете и спите фактически в полном осознавании. Если увас есть присутствие ума, когда вы вступаете в состояниесновидения, то очень легко опознать, что вы пребываете в этомсновидении. Это не происходит сразу. Некоторые могут подойтик этому результату постепенно, медленно. Даже если естественный свет не появляется непосредственно, тов состоянии сновидения уже будут появляться первыерезультаты. И они проявятся сами по себе. Может быть, выувидите странное сновидение.Что я имею в виду под странными сновидениями? Как упоминалосьраньше, обычно у нас есть два вида сновидений. Кармическиесны приходят как следы наших трудностей, проблем,воспоминаний и занятий. Есть также сновидения, в которыхпроявляется наша природная ясность. Например, к утру могутбыть интересные сновидения о вещах, о которых мы никогда недумали, о вещах, которые не имеют никакого отношения к следамm`xecn мышления или к нашему прошлому, а больше связаны снашей ясностью.Если вы практикуете естественный свет, то сновиденияестественной ясности будут проявляться чаще. Если вы настойчивы в практике опознания состоянияестественного света, то в вас все легче будет повторятьсяясное осознание того, что вы спите. Возникнет устойчивоеосознавание в самом сновидении, и вы будете знать, чтонаходитесь в этом сновидении. Когда вы смотрите в зеркало, вывидите отражение. Независимо оттого, прекрасно оно илибезобразно, вы знаете, что это отражение. Это подобно тому,когда мы знаем, что сон это сон, пребывая в ясности. Будь тосон трагический или экстатический, вы осознаете, что этовсего лишь сон. Осознавание в состоянии сновидения становится способомразвития себяи прорыва сковывающей нас обусловленности. С помощью этогоосознавания вы можете манипулировать материалом сновидений.Например, вы можете увидеть во сне все, что пожелаете, иливсе, что можете раскопать на желаемую тему. И вы можетепродолжать с того места, где закончили прошлое сновидение. В тантрической системе специфическая практика йогисновидений ориентирована на подготовку практикующего кбардо после смерти. Но в Дзогчене это не так. В системеДзогчен нет необходимости, чтобы вы посвящали себя работенад сновидениями. Это возникает естественным образом изпрактики естественного света. Самое важное в этой практике,как я уже объяснял, - это выполнять особую визуализациюбелого А перед сном. Выполняя эту визуализацию, мыиспользуем работу ума для того, чтобы в конечном итогевыйти за пределы ума. Какую позицию вы используете, когда выполняете визуализацию,не так уж важно. Многие люди выполняют практику визуализациипосле того, как легли в постель. Вы должны знать, какого родаличностью вы являетесь. Один засыпает сразу, как толькозакрыл глаза, в то время как другой человек принимаеттаблетку, чтобы уснуть. Возьмем, например, человека, который ложится и немедленнозасыпает. Если он отвлечется от своей практики, то сразу жезаснет. Такому человеку, если он мужчина, следует лечь направый бок. Если у него нет простуды, которая могла бызаблокировать его дыхание, ему было бы также полезно закрытьправую ноздрю рукой. Для женщин позиция противоположна. Женщина должна лежать налевом боку и пытаться заблокировать левую ноздрю. Я неговорю, что нужно остановить дыхание, если вы простужены.Конечно, это не очень хорошо. Но обычно, если вы лежите набоку, а незакрытая ноздря забита, то в течение несколькихминут при этом ноздря откроется. Причина того, что для женщины и мужчины положения обратные,относится к солнечным и лунным каналам [7]. Принятие этихonghvhi обосновано тем, что в этих позициях гораздо легчевойти в состояние созерцания или присутствия естественногосвета. Если же они затрудняют засыпание, принимать их нерекомендуется. Вот почему я говорил, что эти позициипредназначены главным образом для человека, который засыпаеточень легко. Давайте рассмотрим противоположную ситуацию, когда у человекаесть проблемы с засыпанием. В этом случае я бы не советовалделать визуализационную практику или принимать такую позицию.Скорее всего человек такого типа станет еще более нервным и,может быть, не заснет вообще. В качестве альтернативы можнопосоветовать наблюдать свои мысли. Любые мысли, которыевозникают, нужно просто наблюдать.Тогда в этом состоянии наблюдения мыслей, не вовлекаясь в нихи не обусловливаясь ими, вы заснете. До тех пор пока вы неотвлекаетесь, это как раз то, что вы можете делать, несоздавая препятствий к засыпанию. Если вам трудно заснуть ночью, то есть другие практики,которые вы можете применить, чтобы скорее заснуть. Например,если у вас такие трудности, это часто означает, что вам нужноскоординировать энергию и функции различных элементов в своемтеле. Если ваша энергия неупорядочена, это мешает вамзаснуть. В этом случае повторная практика глубокого дыханияможет быть очень благотворна. Вы можете сделать девятьочистительных дыханий [8] перед сном. И есть физическиеупражнения, такие как восемь движений Янтра-йоги [9], которыемогут помочь вам развить способность к правильному дыханию, аследовательно, сбалансировать ваши энергии в помощьзасыпанию. В дополнение имеются также тибетские лекарства,помогающие тем, у кого есть трудности со сном. Они не похожина снотворные таблетки и поэтому не приводят к зависимости оттаблеток или к другим побочным эффектам. Такие лекарства, как агар-35 или вимала [10], можноиспользоватьв течение одного или двух месяцев, фактически до тех пор,пока онивам нужны, и они не вызовут отрицательных эффектов.Скорее, они помогут вам исцелиться и скоординировать вашуэнергию. Когда вы не будете нуждаться в лекарстве, выможете прекратить прием без всяких отрицательныхпоследствий. Если вы уже очень привыкли к западным снотворным таблеткам,то можете чередовать их с тибетскими пилюлями, чтобыуменьшить зависимость. Одну ночь можно принимать западныетаблетки, а другую - использовать агар-35. Через одну или двенедели такого чередования вы сможете прекратить приниматьзападные таблетки. Вы не должны думать только о тибетском лекарстве, чтобыобеспечить себе хороший ночной сон. Следует работать и сдыханием в манере, упомянутой выше, так как дыхание оченьсильно связано со сном. Иногда вы не можете заснуть вследствие того, что один изb`xhu трех темпераментов, или жизненных экстрактов [11],нарушен. Когда нарушен экстракт ветра, то у вас проблемы сзасыпанием. Ветер связан с праной или энергией. Когда пранарасстроена, то трудно заснуть. Сведения по этому вопросу выможете получить из книг по тибетской медицине. В книге, гдея об этом писал [12], есть объяснение трех темпераментов икак преодолеть эти проблемы. К примеру, чтобы преодолетьпроблему, связанную с расстройством ветра, полезно ложитьсяспать рано вечером, спать в теплой одежде и хорошо передсном поесть теплого супа. Если вы не спите ночью, а вместорелаксации вы тяжко работаете допоздна или если вы поелисырых овощей, то это может еще больше усугубить такоесостояние. Есть множество вещей, которым можно обучиться изтибетских медицинских книг. Все относительно. Прежде попытайтесь сделать этиприготовления, чтобы заснуть. Если вы преуспеете, тогдаможете делать ночную практику. Если ваша ситуация такова, чтовы находитесь между теми, кто засыпает быстро, и теми, кто неможет долго заснуть, тогда визуализируйте белое А, английскоеили тибетское, но не очень яркое. Если вы трудно засыпаете,вы не должны визуализировать белое А слишком ярким и можетевизуализировать также А в сфере из пяти цветов. Это помогаетлегче заснуть. Бывают разные люди и различны их ситуации. Мыдолжны знать все это. Если вы практикуете с полной отдачей, то постепенно можетестать хозяином собственных сновидений. И как только в вашихсновидениях появляется больше осознавания и больше ясности,сон становится практикой. К примеру, как я упоминал, если выдостигли известного мастерства в области сновидений, выможете трансформировать их. Если я во сне вижу что-тобезобразное, я могу преобразовать это в прекрасное. Я могувызывать сон, который имеет дело с какой-либо определеннойтемой или каким-то вопросом, который я выбрал, или я мог быразыграть какую-либо фантазию. Можно посетить рай илипроконтактировать с каким-то учителем. Множество вещей можноделать. Вы можете увидеть такое сновидение, какое желаете.Это становится тестом, проверкой вашего собственногопрогресса. Давайте обсудим это подробнее. Как упоминалось прежде,существует подготовка к работе со сновидениями, а такжепрактика. В отношении подготовки можно посоветовать провестиритрит первой практики концентрации на шести слогах [13] и ихочищение. После выполнения этой практики через некотороевремя может появиться множество неупорядоченных сновидений.Возникают хаотические сновидения, их возникновение являетсязнаком, что подготовка завершена и теперь вы можетеприступить к практике. В отношении практики существует три существенных момента.Первый - изучение сновидений, второй - управление ими итретий - различение и опознавание багчаг (bagchag) иликармических следов. Перед засыпанием каждую ночь советую расслабить тело, например,ophmbb`mms и сделав массаж. Затем следует твердо решить продвигатьсяпопути к полному осознаванию и ясности в сновидениях. Далее, вы можете первоначально использовать эффективные позиции,упомянутые выше, которые содействуют практике. Таким образом, выложитесь на бок, правая сторона относится к пустоте, а левая кясности. Вы ложитесь и закрываете соответствующую ноздрюпальцем руки, которая лежит под вашей щекой. Правая сторона вдействительности управляет или позволяет действовать пустоте,а левая сторона помогает действию ясности. Возможно, вначалепредпочтительно лечь на левую сторону, таким образомактивизируется ясность, работа незатемненного света. Позднее,когда ваша практика становится устойчивой, положение илипозиция уже не имеет значения. Если окажется, что вы не видите снов или что есть очень слабоевоспоминание о сновидениях, это указывает на то, что сон былслишкомглубок. В этом случае поднимите повыше подушку, используйтеболеелегкое одеяло, пусть будет больше воздуха или света в месте,где выспите, или перейдите в другое, более открытое место. Если жесны всене появляются, вы можете экспериментировать, засыпая в томместе, где вам удобно, на правом или на левом боку. Еслисновидения все же не приходят, концентрируйтесь на горловойчакре и визуализируйте красноеА, если и это трудно, достаточно визуализировать красныйшарик. Если вы все еще не помните снов, визуализируйтекрасную букву или бусинку, каждую последующую ночь делая еевсе более сияющей. И если трудности остаются, думайте обелой бусинке в вашем лбу, в том месте, где находится третийглаз. Если все еще ничего нет, визуализируйте белую бусинку,все более лучистую в каждую последующую ночь. Такиеконцентрации выполняются, только если вы не помнитесновидения. Если вы еще не овладели мастерством ясности - осознаванием,что вы видите сон, когда спите, - тогда в течение дня вамследует непрерывно напоминать себе, что все, что вы видите, ивсе, что вы делаете, не что иное, как сон. Благодаря видениювсего этого на протяжении дня, как если бы это был сон, сон исновидения сильно перемешиваются. И впоследствии, прежде чемзаснуть, продолжайте сосредоточиваться на красном А в горле.Вы заснете в то время, как будете концентрироваться на этомА. Таким образом, фокусирование перед засыпанием объединяетлунг и прану с помощью концентрации в том месте. Иногда появляются кошмарные, пугающие сновидения. Есливследствие такого ш
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...