I. Общая характаристика работы
Политика турецкого правительства в восточных вилайетах страны и освободительная борьба курдского народа (1923 г. – начало ХХI в.) Алиев Барзани Маджит-оглы Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Краснодар - 2007 I. Общая характаристика работы Актуальность темы. На современном этапе заметна дальнейшая актуализация уходящей своими корнями в историю курдской проблемы и будущего статуса Курдистана. Проблема обретения курдским народом национальной независимости, собственной государственности приобрела на Ближнем и Среднем Востоке в настоящее время наибольшую остроту и служит одним из основных факторов нестабильности в регионе. Курдское движение является одной из главных внутренних проблем для ряда стран Ближнего и Среднего Востока (Турция, Ирак, Иран, Сирия) и серьезным дестабилизирующим фактором их внутриполитической жизни. Растущая значимость данной проблемы для мирового сообщества обуславливается тем, что стремление курдов, одного из древнейших и самобытных народов региона к национальному самоопределению, не находит ответного желания разрешить вопрос политическим путем у руководства государств, разделивших Курдистан. Острее всего курдская проблема стоит в Северо-Западном Курдистане (31% территории современной Турции), где курды составляют большинство населения (в целом Турции около 25 млн. курдов)1. Развитие событий в Северо-Западном Курдистане и вокруг него способствует дальнейшей интернационализации курдского вопроса, что при современном раскладе сил на международной арене может иметь судьбоносное значение на пути поисков решения курдской национальной проблемы.
Несмотря на тяжелое положение курдского народа, есть объективная основа для оптимистического прогноза исхода его освободительной борьбы. В его основе лежат два фактора: а) в Курдистане и в среде курдской диаспоры за рубежом идея национального самоопределения продолжает прокладывать себе дорогу вглубь и вширь. Одержимое этой идеей движение охватывает почти все слои курдского общества и превращается силу, способную на большие перемены; б) курдскому вопросу все больше уделяется внимания в мировой политике. И хотя курдской национальной проблеме еще не отведено подобающего места в международных отношениях, есть сдвиги в этом направлении, которые позволяют надеяться на их благоприятную эволюцию и результативность поисков новых решений старых проблем путем интенсивных и многосторонних переговоров. Разного рода способы и возможности решения острых спорных вопросов выходят за узкорегиональные рамки, требуют участия в их урегулировании не только Турции, но и ряда других государств мира, в том числе и России. Объект исследования данной работы – курдский народ, проживающий на территории Северо-Западного Курдистана, преследуемый сменяющими друг друга правительствами Турецкой Республики. Предметом исследования является социально-экономическое, политическое, правовое положение курдского народа Северо-Западного Курдистана, его борьба за национальное самоопределение и пути решения курдской проблемы. Хронологические рамки исследования охватывают период республиканской Турции – с 1923 г. до начала XХI в. Нижняя хронологическая граница обусловлена провозглашением Турецкой Республики в 1923 г., верхняя определена сменой стратегического курса Партии Рабочих Курдистана после ареста ее лидера А. Оджалана в 1999 г. и состоянием курдской проблемы в Турции в начале ХХI в. Географические рамки исследования охватывают территорию Северо-Западного Курдистана (восточные вилайеты Турции). В некоторых случаях автор выходит за политические границы Турции и это обусловлено особенностями объекта исследования – курдского народа, который проживает дисперсно на территории нескольких стран (Турция, Ирак, Иран, Сирия).
Степень изученности проблемы. В российской и зарубежной научной литературе проблема курдов, компактно проживающих в восточных вилайетах Турции, ее разносторонний анализ не получил комплексной исторической разработки. В этой связи автор предпринял попытку исследования как круга существующих проблем в отношениях курдов с властями Турции, так и исторических причин, предпосылок, возможностей обеспечения безопасности в Северно-Западном Курдистане и вокруг него. Курдоведение как особая отрасль ориенталистики утвердилась в России в признанном статусе самостоятельной востоковедческой специальности в первой половине ХIХ в. Несмотря на то, что сведения о курдах начали появляться в трудах зарубежных авторов в период усиления европейского колониализма на Востоке, первые серьезные научные исследования в области курдоведения были осуществлены российской академической наукой. В вышедшей в 1948 г. в свет работе известного советского тюрколога А.Ф. Миллера2 ценным для данного исследования является параграф, посвященный национально-освободительным движениям в Анатолии в частности, анализ событий восстания под руководством шейха Саида, его причин и последствий, реакционной политики турецких властей в национальном вопросе, репрессий в отношении национальных меньшинств, насаждаемый правительством национализм. Проблемы новейшей политической истории Турции затрагиваются в коллективном труде сотрудников сектора Турции Института востоковедения АН СССР «Современная Турция» 3. Интерес автора данной работы вызвали разделы, посвященные истории, политике, государственному строю Турецкой Республики в 1923–1950-х гг., в частности, политика властей в курдском вопросе. Кроме того, ценность данного исследования заключается в том, что в Приложении к работе помимо статистических данных представлен текст Конституции 1924 г. Проблемы политического развития Турции в хронологический период с 1923 по 1961 гг. затрагиваются в исследовании А.М. Шамсутдинова «Турецкая Республика. Краткий очерк истории»4. Глубоко проанализированы объективные процессы, происходившие в турецком обществе, изменения в государственной политике в национальном вопросе после поражения на выборах Народно-Республиканской партии, политику пришедшей к власти Демократической партии и ее лидеров Д. Баяра и А. Мендереса в отношении курдского населения.
В 1980-е гг. исследователи Сектора современных курдских проблем в составе отдела Ближнего и Среднего Востока под руководством доктора исторических наук М.А.Гасратяна издали ряд сборников и коллективных монографий, в которых анализируется современное состояние курдского вопроса во всех странах проживания курдов5. В частности, в фундаментальном исследовании «Очерки истории Турции» М.А. Гасратяна, С.Ф. Орешковой, Ю.А. Петросяна дан анализ непрекращающегося противоборства разнородных социальных и национальных сил в Турции за весь период существования этого государства, в том числе и неприятия турецкими властями курдов как самостоятельного этноса и их социально-экономических и политических требований 6. Характер и направленность монографии А.М. Ментешашвили определяются ее названием «Курды» и состоит из трех частей – «Хозяйство, быт и культура», «Курдские племена и племенные конфедерации», «Аграрные отношения и экономическое развитие»7. А. М. Ментешашвили справедливо отмечает половинчатость и незавершенность аграрных преобразований в курдских районах Ирака, Турции и Ирана, жесткую зависимость местных крестьян от помещиков. Автор касается специфики родственных отношений, внутриплеменных экономических отношений и связей курдских племен. Глубокий анализ общественно-экономических отношений, культуры и быта позволяет создать правильные представление о курдах разных регионов Малой Азии. Актуальные проблемы социально-экономического и политического развития Турции 1970–1980-х гг., ее внешняя политика, вопросы идеологии, культуры рассматриваются в сборнике статей «Турция. История и современность» 8. Большой интерес автора вызвали статьи, посвященные анализу Конституции 1982 г. по широкому кругу вопросов – социальным, политическим, национальным, демографическим, экономическим.
В постсоветский период среди российских ученых-историков исследования по курдоведению активизировались, и это можно объяснить актуализацией курдской проблемы, выхода ее за региональные рамки. История курдского народа в Турции в работе М.А. Гасратяна «Курды Турции в новейшее время» пронизана борьбой курдов за свободу и демократические права 9. В работе исследуется процесс становления освободительной борьбы курдского народа, ее идеология, политические взгляды лидеров, изменение соотношения социально-классовых сил в обществе, их влияние на борьбу за национально-демократические права. С созданием в 1990 г. в Институте востоковедения АН СССР сектора курдоведения и региональных разработок, исследование проблем современного курдоведения и актуальных вопросов ближневосточного ареала активизировалось. Усилия исследователей в основном были сосредоточены на разработке тематики по новой и новейшей истории, национально-освободительному движению курдов на Ближнем и Среднем Востоке. В конце 1980-х – в 1990-е гг. были созданы комплексные фундаментальные, солидно документированные труды («Курдское движение в новое и новейшее время», «История Курдистана», внесшие вклад в развитие курдоведения и позволившие приоткрыть завесу над рядом малоизученных проблем курдской истории. В частности, в работе «Курдское движение в новое и новейшее время», созданной коллективом авторов под редакцией М.А.Гасратяна, М.С.Лазарева, Ш.Х.Мгои, проблемы курдского движения охватывают период новой истории, доводятся до середины 1980-х гг. и территориально-географически включают все страны проживания курдского народа – Турцию, Ирак, Иран, Сирию 10. В работе на большой документальной основе показан процесс эволюции борьбы курдов за свободу и демократические права, становление национально-освободительной борьбы, ее идеология, политическая ориентация, деятельность партий, организаций, отражение изменений в соотношении социально-классовых сил, экономических и политических процессов в курдском обществе на борьбе за национально-демократические права. В коллективном труде «История Курдистана» 11 на основе широкого круга источников рассматриваются вопросы положения курдского народа в странах Ближнего и Среднего Востока, анализируется тактика движения курдов за независимость, результаты этой борьбы к 1980-м гг.
Руководитель Лаборатории курдских исследований РАН доктор исторических наук М.С. Лазарев написал десятки статей и несколько монографий по курдской проблеме 12, в которых глубоко, на основе документальных источников и большого фактического материала, анализируется историческая судьба курдов, ассимиляторская политика правительств стран, разделивших курдов, их национально-освободительная борьба, показаны перспективы движения и пути урегулирования проблемы. Итогом прикладных исследований московских курдоведов стала публикация в 1998 г. коллективной монографии «Современный Курдистан», переведенной на курдский язык и изданной в Германии. В 1990-е гг. российские исследователи издают серию статей по проблемам курдов как в сборниках научных статей, так и в журналах, в частности, в общественно-политическом ежемесячнике РАН «Азия и Африка сегодня»13. Большой резонанс в научных и политических кругах вызвал выпуск специального издания журнала «Азия и Африка сегодня» в феврале 1998 г., посвященного курдской проблеме. В частности, известные курдоведы страны (М. Гасратян, М. Лазарев, А. Данилов, Г. Шахбазян и др.) на страницах журнала анализируют актуальные проблемы курдского движения в странах, разделивших курдский народ, его успехи и неудачи, деятельность лидеров освободительного движения, их вклад в развитие борьбы за самоопределение14. В статьях курдоведов анализируются новейшие сведения о положении курдов, о тактике и стратегии лидеров курдского народа, высказываются прогнозы о возможностях дальнейшего развития движения за независимый Курдистан. Исследователи продолжают отслеживать изменения в политике государств, на территории которых проживают курды, изучают историографию исследований по Курдистану (О. Жигалина) 15. Ряд статей по современному положению освободительного движения курдского народа как Турции, так и Ирака принадлежит профессору Э.Г. Вартаньян 16. Автор показывает прошлую и настоящую ситуацию в Курдистане, особенности и перспективы борьбы народа. Среди курдских исследователей проблем Курдистана нельзя не выделить Р. С. Рашида. Его работа «Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане» вводит читателя в удивительный мир верований и обычаев курдского общества, анализирует исторические судьбы важнейших религиозных общин Курдистана 17. Позиция автора по мусульманским и немусульманским конфессиям в среде курдов основана как на источниках, так и его собственном участии в конфессиональной ситуации региона, и в этом отношении представляет большой интерес для читателя. При исследовании данной проблемы большое внимание автора диссертации привлекла работа доктора юридических наук, профессора С.М. Кочои, посвященная вопросам терроризма, геноцида, массовых нарушений прав человека в Курдистане и подготовленная на основе анализа огромного количества документов и фактов из жизни курдского народа18. Крупнейшим исследователем истории курдов в России является Ш. Мгои, автор большого числа публикаций по Курдистану 19. Исследования Ш. Мгои отличаются глубоким анализом ситуации в странах Ближнего и Среднего Востока, тенденций движения за самоопределение Курдистана, его характера, особенностей, точными характеристиками лидеров освободительного движения. Ш. Мгои был одним из авторов фундаментального исследования «Курдское движение в новое и новейшее время» (М., 1987). Немалый вклад в историческое курдоведение внесли Ш. Ашири, Ш. Саид, Б. Расул, Х. Барзани, в публикациях которых дана довольно объективная оценка ситуации в курдских районах Ближнего и Среднего Востока, деятельности лидеров курдского сопротивления и положения разных социальных слоев курдского общества20. Большой интерес привлекает статья Е. Экрема, посвященная формированию и развитию курдской политической журналистики и ее вкладу в освободительное движение народа 21. В работе «Fasimа karsi birlesik cebhe uzerine» («О борьбе единого фронта против фашизма»)22 на основе конкретных фактов из истории Курдистана и анализа первоначальных этапов деятельности Партии Рабочих Курдистана обосновывается необходимость продолжения вооруженной борьбы как единственного способа достижения поставленных целей. Использование метода сравнительного анализа позволяет авторскому коллективу оценить мировой опыт национально-освободительных движений и его конкретное приложение к условиям Курдистана. Интересна работа курдского исследователя Дерсими М. Н. «Kirdistan Tarihinde Dersim» («Дерсим в истории Курдистана»), изданное в Халебе в 1952 г. 23. Работа повествует о славной странице, вписанной жителями Дерсима в историю народа своей самоотверженной борьбой за независимость и самоопределение. Дерсимцы всегда отличались свободолюбием, поэтому турецкие власти применяли особые методы подавления и репрессий по отношению к его жителям. Пути улучшения положения курдского населения Северо-Западного Курдистана пытается указать исследователь Кырджа в своей статье «Guney dogunun cikis yolu» («Как выйти из ситуации на Юго-Востоке») 24. Обобщающее исследование под названием «Kurdistanda ulusal kurtulus problemi ve co um yolu» («Проблемы национального освобождения в Курдистане и пути решения») было издано в одном из крупных центров эмиграции курдов Кёльне в 1999 г. 25. Работа выдержана в духе времени и пытается указать единственно правильный путь освобождения – мирный, демократический. Несомненный интерес представляют материалы русскоязычных журналов и газет, издаваемых курдскими общественными организациями – «Дружба», «Курдистан–рапорт», «Свободный Курдистан», «Стон Родины». В публикациях на страницах курдской периодики сосредоточены как материалы исследовательского, так и источникового характера 26. Зарубежные периодические издания курдской эмиграции – «Armanc» (Cтокгольм), «Denge Komkar» (Кельн) знакомят большую курдскую диаспору Европы (наибольшая в Германии) и европейское население с проблемой курдов, их историей и современным положением. Исследования турецких авторов в большей части тенденциозны, соответствуют официальной политике турецких властей и преследуют цель показать либо равные условия существования турецкого и нетурецких народов и наличие гражданских прав у всех народов, населяющих Турцию, либо не скрывают своей позиции игнорирования курдского меньшинства (последнее характерно для литературы более раннего периода). К работам турецких авторов относятся изданные в Стамбуле исследования Айдемира С. С. «Ikinci adam. Ismet Inonu» («Второй человек Исмет Инёню»), Бешикчи И. «Состояние Восточной Анатолии» (Dogu Anadolunun du eni, 2 baski»), Джамала Б. «Восстание шейха Саида» («Seyh Sait Isyani»), Угура Д. «Раны Республики» («Cumhuriyetin Yaralari») и ряд других 27. Так, вопрос о причинах и характере восстания шейха Саида вызвал много противоречивых суждений в турецкой прессе. Эти суждения не были результатом научных исследований, но лишь отражали настроения пристрастных политиков, которые истолковывали курдское восстание главным образом в интересах своей страны и своих классовых групп. Одна точка зрения турецких политиков – это был простой разбой диких племен, другая, в качестве основной причины восстания, называет религиозный фанатизм курдов, которые, якобы, стремились восстановить халифат и султанат, третья точка зрения связывает восстание с интригами иностранцев, в частности англичан 28. Ни одна из этих точек зрения не выдерживает критики, т.к. восстание было вызвано постоянно действующими внутренними факторами, а восстановление султаната и халифата не сулило курдам ничего хорошего, поскольку курды и при султане-халифе в ХIХ в. боролись за свои права и было подготовлено не шейхами, а главным образом Комитетом независимости Курдистана – светской организацией, ставившей задачу освобождения Курдистана 29. Западных исследователей больше интересуют этноконфессиональные и культурологические проблемы курдоведения. С современным состоянием курдского вопроса западная общественность знакомится в основном через информационные материалы периодической печати. В западноевропейской историографии видное место занимает известный голландский курдовед Мартин ван Брюнессен, находившийся с исследовательской целью в 1974–1976 гг. в районах компактного проживания курдов Турции, Ирана, Ирака. Под впечатлением увиденного и по собственным наблюдениям исследователь написал книгу «Ага, шейхи и государства в Курдистане», а в 1992 г. – фундаментальный труд «Очерки о Курдистане» (издан в Стамбуле на турецком языке). Автор исследует деятельность религиозных орденов накшбанди и кадирия, роль и место религии в курдском обществе, подробно анализирует ситуацию в Курдистане, политическое и социальное положение курдов Турции, Ирака и Ирана. Работы английского ученого А. Сафрастяна «Курды и Курдистан» (Лондон, 1948 г.) и шведского исследователя Швана «Курдские национальные движения» (Стокгольм, 1970 г.), охватывают территориальные границы Малой Азии и Среднего Востока и анализируют развитие общества и освободительное движение курдов в странах, разделивших Курдистан. Анализ российской, курдской и зарубежной литературы свидетельствует о том, что несмотря на то, что в историографии, особенно в российской, накоплен немалый опыт изучения курдской проблемы, комплексных, обобщающие труды по изучению социально-экономического, политико-правового положения курдов Турции в период с 1923 г. по настоящее время, деятельности Партии Рабочих Курдистана (ПРК) в Турции, освободительного движения в Северо-Западном Курдистане, возглавляемого с конца 1970-х гг. ПРК, эволюции политики турецкого правительства в курдском вопросе отсутствуют. Все это делает необходимым разработку – с учетом уже имеющейся литературы – вопросов, связанных с социально-экономическим, политическим, правовым положением курдского населения Турции в республиканский период, его освободительной борьбы, изменением политики правительства и методов подавления курдского движения за самоопределение – новой стратегии и тактики деятельности курдского руководства и лидеров ПРК. Цель данной работы заключается в исследовании социально-экономического и политического положения курдского населения восточных вилайетов Турции в 1923 г. – начале ХХI в. и его борьбы за национальное самоопределение. Для реализации цели диссертационного исследования автор поставил следующие задачи: 1. Показать уровень социально-экономического развития Северо- Западного Курдистана; 2. Осветить политику турецких властей в восточных вилайетах страны; 3. Охарактеризовать борьбу курдов Турции за национальное самоопределение, ее цели, задачи, формы, особенности; 4. Выявить методы подавления турецкими властями курдского освободительного движения; 5. Рассмотреть правовое положение курдов в Турецкой Республике; 6. Проанализировать роль Партии Рабочих Курдистана и ее лидера А. Оджалана в национально-освободительной борьбе в Северо-Западном Курдистане; 7. Оценить перспективы борьбы курдов за создание национального государства. Методология. Диссертация основана на методологических принципах, выработанных российской и зарубежной исторической наукой. Для всестороннего, объективного исследования проблемы автор использовал принцип историзма, требующий изучения исследуемых явлений и процессов в их конкретно-исторической обусловленности и развитии, и который рассматривается и как принцип познания, и как система мышления. Автор стремится к объективности, всесторонности изучения предмета исследования в контексте исторической эпохи и взаимосвязи с соседствующими явлениями, событиями и процессами, к свободе от идеологической или любой иной предвзятости и заданности. Для решения поставленных задач использовались методы историко-генетический, историко-системный, историко-типологический. Автор попытался с помощью историко-генетического метода проанализировать и раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности, причинно-следственные связи и эволюцию исследуемых явлений в процессе исторического развития. Борьба курдского народа за независимость – это чередование взлетов и падений, удач и неудач побед и потерь, и в анализе причинно-следственных связей, диалектики этих явлений большую помощь оказывает историко-генетический метод. Историко-типологический метод позволяет выделить единое, присущее многообразию явлений и применяется автором при изучении особенностей развития Курдистана (раздел между четырьмя государствами, определение единства целевых установок, методов борьбы курдского народа в разных регионах, сохранение национальной идентичности в условиях раздельного проживания и т.д.). Основой применения историко-системного метода в исследовании является определение общего и единичного в общественно-историческом развитии курдского народа. Автор использовал также методы конкретно-исторический и сравнительного анализа. Данные методы позволили исследовать явление в динамике его развития, выявить характерное и особенное, провести сравнительный анализ со сходными процессами в других регионах, делать ретроспективные обзоры. Историко-ситуационный метод предполагает также оценку событий и явлений, исходя из реалий конкретно-исторической ситуации, что в известной мере оберегает исследователя от предвзятости. Источниковая база исследования. Одна из основных задач любого исторического исследования – максимальное выявление, объективная интерпретация и критическое осмысление источниковой базы. Источниковую основу исследования составил комплекс разнохарактерных, но взаимодополняющих документов на русском, турецком, английском и др. языках, которые можно разделить на четыре группы: 1) документы государственных, международных организаций и политических партий; 2) речи и выступления государственных и политических деятелей; 3) мемуарная литература; 4) статистические материалы. Одним из важнейших источников, позволяющих изучить правовое положение национальных меньшинств Турции, наиболее крупным из которых являются курды – это основной закон государства – Конституции Турецкой Республики 1924 г., 1961 г., 1982 г.30, а также положения измененного текста Конституции. Статьи конституций, касающиеся гражданских прав национальных меньшинств, свидетельствуют об отсутствии демократических прав и свобод у нетитульных народов, по сути дела игнорируют чаяния курдского народа, не признают за ним прав на национальную и культурную идентичность. Конституции являются законодательным выражением ассимиляторской политики турецких правящих курдов по отношению к национальным меньшинствам и курдам. Весьма интересны для исследователя Протоколы Конституции Турецкой республики 31. Турецкое общество настоятельно требовало демократического пересмотра Конституции 1982 г., которая была выработана военными, осуществившими государственный переворот в сентябре 1980 г. Поэтому в Основной закон Турецкой Республики начиная с 1990-х гг. по настоящее время периодически вносятся изменения, связанные с усовершенствованием статей, касающихся основных прав и свобод человека (Положения измененного текста Конституции, вносимые в течение 1990-х гг. – начала ХХI в.) 32. Немалую роль в этом процессе играет стремление турецкого правительства привести свое законодательство в соответствие с требованиями ЕС. Так, были внесены изменения в статьи, касающиеся судебной системы, снижения возрастного ценза с 21 до 18 – на право стать членом политической партии, с 30 до 21 года – на право быть избранным в различные государственные органы и т.д. Европейские конвенции по правам человека, четко определившие такие категории прав человека, как право свободного определения собственной судьбы и культурного самовыражения, позволяют курдскому населению Восточной и Юго-Восточной Турции требовать у правительства предоставления им гражданских прав, которые там применительно к курдам игнорируются, и бороться за национальное самоопределение и самоидентификацию 33. Конвенции являются ценнейшим источником, анализ которых позволил автору определить правовые рамки борьбы курдского народа и реализации их целей. Ценным источником по проблеме являются программы политических партий Курдистана и Турции. Материалы, касающиеся Партии Рабочих Курдистана, ее политической платформы, программы действий на ближайшую перспективу вводятся автором в научный оборот впервые 34. Важными источниками по изучению курдской проблемы являются документы начального периода истории Первой Республики в Турции (1923–1960 гг.), такие как Севрский, Лозаннский мирные договоры, подведшие итог под распад Османской империи и обусловившие территориально-политические изменения в Турецком государстве после Первой мировой войны. Договоры так или иначе касались и территории Курдистана, оказавшегося расчлененным между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном 35. Немаловажное значение для объективного анализа проблемы имеет знание внутреннего механизма во взаимоотношениях крупных политических партий Северо-Западного и Южного (Иракского) Курдистана, их генеральных секретарей (М. Барзани, Д. Талабани, А. Оджалан и др.), определение стратегии и тактики борьбы, видение перспектив курдского национального движения. В этом плане интересен анализ программных документов партий, трудов лидеров этих партий, их выступлений и заявлений 36, а также позиции представителей парламента Курдистана в «изгнании»37. Особенно этот анализ ценен в русле определения причин поражения курдского национального движения в Турции, одной из предпосылок которого является отсутствие общекурдского единства. Важным источником по событиям конца ХХ в., связанным с пребыванием А. Оджалана в Москве являются документы Государственной Думы Российской Федерации 38, которые отражают позицию России в курдском вопросе (известно, что правительство СССР поддерживало национально-освободительную борьбу курдского народа 39). Вторая группа источников представлена выступлениями, трудами государственных деятелей, лидеров партий, правительства. Ценным источником для данного исследования являются работы лидера Партии Рабочих Курдистана Абдуллы Оджалана 40. В работе А. Оджалана «Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение ПРК» видный деятель борьбы курдского народа за независимость анализируют положение курдского народа в Турции с XIX в., политику правительства Турции в решении курдского вопроса. Интересны рассуждения автора о роли и значении ПРК в указанной борьбе курдов. Так, А.Оджалан уверен, что только с созданием ПРК курды получили возможность добиться реализации своих интересов и прав. Работы А. Оджалана «Традиции революционного сопротивления РПК и революционная личность» и «Социализм и проблемы революции» представляют собой оценку мирового революционного опыта, положений социалистической идеологии в свете конкретных фактов революционной борьбы ПРК и применительно к реалиям Курдистана. Большой фактический материал представлен в работе А. Оджалана «Kurdistanda halk savasi ve gerilla»41. Автор анализирует конкретные факты вооруженной борьбы народно-освободительной армии Курдистана, общественно-политическую деятельность ПРК. Лидер партии указывает на недостатки в работе, требующие преодоления. Анализ причин, объективно предопределивших лидерство ПРК в политической жизни Курдистана дается в книге А. Оджалана «Onderlik gercegi ve PKK deneyimi»42, в которой широко используются малоизвестные факты деятельности организации. В работе «От шумерского государства жрецов к демократической цивилизации»43, лидер ПРК А.Оджалан пытается доказать, что критерием успешной жизнедеятельности любого народа является сильная национально-освободительная идеология. Генеральный секретарь ПРК считает, что только коренное преобразование курдского общества и возрождение его исторических ценностей способны преодолеть существенную разобщенность и вернуть курдскому народу его заслуженное место на международной арене. Анализ большого фактологического материала дан А. Оджаланом в работе «Kurdistanda ulusal kurtulus problemi ve cozum yolu» 44. На основе конкретных примеров из истории Курдистана и оценки первоначальных этапов деятельности ПРК обосновывается необходимость продолжения вооруженной борьбы как единственного способа достижения поставленных целей. Использованием метода сравнительного анализа автор пытается выявить общее и особенное в мировом опыте национально-освободительных движений применительно к условиям Курдистана. Речи и выступления первого президента Турецкой Республики М. К. Ататюрка позволяют проанализировать положение национальных меньшинств в стране с первых лет существования республиканского строя45. Принцип национализма, являвшийся одним из шести принципов правительственной Народно-Республиканской партии, внесенных в начале 1930-х гг. в Конституцию страны в качестве дополнения, свидетельствует о угнетенном положении нетурецких народов в государстве. Мемуарная литература является важным историческим источником, из которой можно почерпнуть важные, правда, порой субъективные сведения о эпохе. Интересным источником диссертационного исследования являются воспоминания советского разведчика П.А. Судоплатова «Разведка и Кремль». В работе показана роль СССР в курдском вопросе, характеристика лидеров курдского освободительного движения46. Автор приводит интересные сведения о позиции Советского Союза в курдском вопросе, подготовке курдских офицеров в военных учебных заведениях СССР, о его личных встречах с Масудом Барзани и т.д. Не меньшую ценность представляют записки посла СССР А.А. Родионова в Турции 1974–1983 гг., в которых приводятся факты репрессивной политики турецкого правительства в отношении курдского меньшинства 47. При исследовании проблем социально-экономического развития важное значение имеют статистические материалы, позволяющие проследить динамику роста или стагнации в регионе. В этой связи использование статистики при анализе положения Восточных регионов Турции позволяет выявить результаты социально-экономических процессов в регионе и одну из важных причин роста недовольства населения и его протестов против политики турецких властей48. Ценную информацию, прежде всего в фактологическом плане, дают материалы периодической печати. Пресса является единственным источником информации в освещении последнего периода событий, которые не успели еще найти своего отражения в литературе, она содержит не только широкий спектр сведений о политической и военной жизни организации, но и материалы по истории и культуре Курдистана. Исторически так сложилось, что курдская журналистика родилась и развивалась преимущественно в эмиграции, в силу этого курдские газеты, журналы издаются за рубежом, и исследователи работают и публикуют свои труды в основном за пределами исторической родины. Интернет-ресурсы дали автору возможность проанализировать в диссертации статистические материалы по экономическому состоянию Турции, в частности, ее восточных и юго-восточных вилайетов конца ХХ–начала ХХI в. 49, а также ознакомиться с новыми законодательными актами турецкого правительства, изданными в условиях реформирования политической, экономической и судебной системы начала ХХI в. в соответствии с требованиями ЕC, декларации международных организаций по правам курдского населения и т.д. 50. Научная новизна исследования заключается в том, что: - впервые проблема Северо-Западного Курдистана анализируется в комплексе социально-экономических, политических, международных факторов и охватывает хронологический период с 1923 г. по начало ХХI в.; - определены темпы социально-экономического развития Восточных и Юго-Восточных вилайетов Турции, показана их диспропорция в сравнении с уровнем развития центральных и западных регионов страны; - введены в научный оборот положения измененного текста Конституции Турецкой Республики, демонстрирующие эволюцию правового положения курдского населения Турции; - впервые в курдоведении и тюркологии показана деятельность Партии Рабочих Курдистана, ее борьба за национальное самоопределение курдов восточных вилайетов Турции, эволюция форм и методов борьбы; - введены в научный оборот труды лидера Партии Рабочих Курдистана А. Оджалана и показана его деятельность в качестве руководителя одной из крупнейших партий курдского народа - ПРК, ее достижения и неудачи; - выявлены факторы внешнеполитического влияния на решение курдской проблемы; - определены пути решения проблемы, новые подходы и методы в реализации прав курдского народа на самоопределение в настоящее время. На защиту выносятся следующие положения: 1. Дискриминация правового, социально-экономического, политического положения курдов Турции, политика переселения и ассимиляции курдского населения восточных вилайетов явились одной из предпосылок его борьбы за национальное самоопределение. 2. Медленные темпы социального, экономического и политического развития восточных провинций Турции, двойственность политики правительства в регионе, низкий жизненный уровень курдского населения предопределили курдское сопротивление в стране. 3. Освободительная борьба курдского народа и жесточайшие методы подавления сопротивления свидетельствовали о нарушении прав человека в республиканской Турции. 4. Игнорирование прав национальных меньшинств, законодательно закрепленных в турецких конституциях и десятилетия сопротивления способствовали постепенной эволюции правового положения курдов Турции, привели к попыткам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|