Особенности организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В связи с произошедшими в последние годы значительными организационно-правовыми изменениями законодательства о прокуратуре в Российской Федерации огромный интерес представляет собой опыт организации и деятельности прокурорских органов других стран, в том числе тех, которые прошли большой путь развития демократии и рыночных отношений. Из истории известно, что впервые прокуратура появилась во Франции в XIV в. в период инквизиционного процесса. Она была учреждена, прежде всего, как орган представительства интересов монарха. Сначала прокуроры выступали в качестве поверенных представителей сторон и допускались только в гражданский процесс. Королевским прокурорам запрещалось вести процессы частных лиц, если только эти процессы не были связаны с общим процессуальным интересом короля. В делах, в которых был заинтересован король, право уголовного преследования было признано за королевскими прокурорами с самого начала производства по ним. Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась. Позже в круг обязанностей прокурора был включен даже контроль работы сеньориальных и церковных судов. Велика была роль прокуроров и при производстве дознания. Кроме того, по требованию прокурора производилось дознание. В процессе расследования, проводившегося в тайной форме, он выступал в качестве обвинителя. В 1586 г. был принят закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; судебно - правовую деятельность.
В дальнейшем прокуратура Франции претерпевала различные преобразования, наиболее интенсивно проходившие в период с 1789 по 1810 годы. Однако ее основное предназначение оставалось неизменным: выполнение так называемых карательных функций, обеспечение незыблемости держателя верховной власти в государстве. Эти функции прокуратуры были особенно важны в связи с распространением казнокрадства, взяточничества, бороться с которыми представлялось возможным лишь с помощью специальной государственной службы. В настоящее время в зарубежных странах нет единого подхода к месту в государственном механизме, форме организации и функциям прокуратуры и аналогичных ей органов. Одновременно необходимо отметить, что в мире не существует стандартов ООН или общеевропейских стандартов в области организации, структуры и функций прокуратуры. Так, например, в США, Эстонии, Киргизии, Франции, Бельгии, Нидерландах и ряде других стран прокуратура относится к органам исполнительной власти. Причем если, например, в Польше министр юстиции — это одновременно и генеральный прокурор, а в США и Канаде — Генеральный атторней, то во Франции и Эстонии эти должности разделены. В большинстве из вышеперечисленных стран прокуроры действуют при судах. В США атторнеи не «привязаны» к судам и имеют полностью самостоятельный по отношению к судебной системе статус. В свою очередь, в Болгарии, Грузии, Испании, Латвии и ряде других стран прокуратура отнесена к судебной власти. В частности, в Испании прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. В ряде «социалистических» стран (Вьетнам, КНДР, КНР, Куба) и постсоциалистических государствах, как и в России, прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей власти, выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту или главе государства.
Последнюю группу составляют страны, где вообще нет прокуратуры как государственного института, например многие бывшие английские колонии. Но в них есть генеральные атторнеи и службы публичных преследований, которые на практике осуществляют целый ряд функций, присущих прокуратуре. Имеются в других странах различия и по функциям, закрепленным за прокуратурами и аналогичными с ней органами, основными из которых являются уголовное преследование и надзор за исполнением законов. Перечень функций прокуратуры в значительной степени зависит от социальных и правовых условий развития общества и государства, а также выбранных в них приоритетов дальнейшего социального и правового развития той или иной страны. Практически универсальными для всех прокуратур и аналогичных им органов являются только функции возбуждения уголовного преследования и поддержания обвинения в суде. В США и большинстве стран романо-германской системы права (Бельгия, Германия, Греция, Италия и др.) прокуратура представляет собой орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. В «социалистических» и постсоциалистических государствах прокуратура выступает как многофункциональный орган, осуществляющий наряду с общим надзором за законностью и другими надзорными функциями также уголовное преследование, процессуальное руководство следствием, поддержание обвинения в суде. В ряде стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария и др.) широко распространена такая функция прокуратуры, как непосредственное ведение предварительного следствия, наряду с другими правоохранительными органами. Не менее распространенной функцией прокуратуры является надзор за законностью предварительного следствия и дознания (Армения, Беларусь, Болгария, Венгрия, Италия и т.д.). Нередко на прокуратуру возлагается надзор за оперативно - разыскной деятельностью (далее – ОРД) (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан).
Законодательство некоторых государств особо выделяет такую функцию прокуратуры, как осуществление процессуального руководства предварительным следствием (Азербайджан, Армения, Грузия, Чехия). Фактически эту же функцию выполняет во Франции прокурор по отношению к следственному судье. Практически везде, где есть прокуратуры или аналогичные им органы, их должностные лица принимают участие, кроме уголовного, в гражданском и некоторых других видах судопроизводства в защиту государственных, общественных или личных интересов. В частности, возможность участия прокуроров в гражданском судопроизводстве прямо закреплена в конституциях и законах Азербайджана, Армении, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Германии, США, Франции, Японии. Функция прокурорского надзора за законностью судебных решений (в широком смысле) заключается, как правило, в возможности их опротестования в вышестоящем суде и является прямым продолжением процессуальных полномочий прокурора во всех видах судопроизводства, а поэтому она закрепляется в конституциях и законах многих государств, в частности Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдовы, России, Узбекистана. Надзор за применением наказаний и иных форм принуждения также отчасти связан с основной функцией уголовного преследования, а отчасти — с надзорными и правозащитными функциями прокуратуры. Эта функция предусмотрена конституциями и законами Армении, Беларуси, Венгрии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии и ряда других государств. Прочие функции носят вспомогательный характер и встречаются достаточно редко. Так, консультирование правительства по правовым вопросам, являющееся одной из главнейших функций генеральных атторнеев в странах английского общего права, прокурорами в других странах почти не осуществляется. Исключение составляют некоторые страны Латинской Америки (Мексика, Панама), испытавшие в данном случае влияние правовой системы США. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в качестве функции прокуратуры, как и в России, предусмотрена законами о прокуратуре Грузии и Узбекистана.
Что касается законодательного регулирования организации и деятельности прокуратуры в различных странах, то оно также различно. К примеру, в США в отличие от Российской Федерации не приняты законодательные акты ни на уровне федерации, ни на уровне штатов, которые бы комплексно регулировали организацию и деятельность органов прокуратуры. Деятельность американских прокуроров по расследованию преступлений, сбору доказательств, предъявлению обвинения и участию в судах при рассмотрении ими уголовных дел, а также предъявлению гражданских исков и участию в судах при рассмотрении гражданских дел обстоятельно регулируется уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными судебными постановлениями и подлежит контролю со стороны судебной власти. Деятельность прокуратуры Германии регулируется Федеральным законом о судоустройстве, Уголовно-процессуальным кодексом, Положением об организационной структуре прокуратуры и Правилами внутреннего распорядка прокуратуры, в соответствии с которыми прокуратура выполняет тройную задачу: во-первых, преследует уголовные преступления, ведет уголовное расследование по ним и прокурор выступает в качестве обвинителя в суде; во-вторых, участвует в судебном процессе в качестве «беспристрастной стороны»; в-третьих, приводит приговор в исполнение. В Испании прокуратура имеет статус конституционного института. Ее задачи определены в ст. 124 Основного закона: способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, по долгу службы или же по ходатайству заинтересованных лиц, а также осуществлять надзор за обеспечением условий для независимости судов и соблюдением в них общественных интересов. В Италии нормы о прокуратуре содержатся в Конституции и Законе о судоустройстве. В соответствии со ст. 73 названного Закона прокуратура призвана осуществлять надзор за соблюдением законов, эффективным и правильным отправлением правосудия, охраной прав государства. Во исполнение указанных задач на прокуратуру возложены следующие основные функции: функция расследования, которая заключается в ведении предварительного следствия, нацеленного на выяснение обстоятельств преступления, и в обнаружении местонахождения подозреваемого; функция обвинения (уголовное преследование); функция ходатайств, которая состоит из подачи заявлений судье в отношении судебной процедуры или судебного дела. Прокуратура также осуществляет надзор за тем, чтобы приговоры по уголовным делам, выносимые судьей, приводились в исполнение.
В большинстве стран центральной и восточной Европы бывшего социалистического блока (Беларусь, Македония, Польша, Словения, Украина и др.) после его распада приняты отдельные законодательные акты об организации и деятельности прокуратуры. В других странах (Албания, Болгария, Румыния и др.) деятельность прокуратуры регулируется законодательством о судоустройстве и процессуальным законодательством.
Вопросы и задания для повторения 1. Когда и с какой целью была учреждена прокуратура в России? 2. Каковы особенности организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах (на примере нескольких стран)? 3. По каким направлениям в будущем может развиваться прокуратура РФ?[13]
[1] Прокурорский надзор: учебник / А. Ю. Винокуров, К. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 418 с. [2] В 1922 г. Положения о прокурорском надзоре приняли в Белорусской ССР, Украинской ССР, Азербайджанской ССР. [3] Так, Положение о судоустройстве РСФСР от 31.10.1922 постановлением ВЦИК от 07.07.1923 было дополнено специальным разделом «О государственной прокуратуре». [4] См. ст. 176—179 Конституции РСФСР, ст. 153—156 Конституции Чечено-Ингушской АССР. [5] А.Н. Агеев Современная прокуратура России [6] Высший Арбитражный Суд РФ упразднен Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/. [7] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/. [8] Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 233-ФЗ в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», вступили в силу с 04.06.2014. [9] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015). Документ предоставлен Консультант-Плюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 25.09.2015. [10] Национальные интересы — это совокупность сформулированных государством и закрепленных в правовых формах стандартов, отражающих сбалансированные потребности человека, общества, государства, позволяющих им устойчиво и позитивно ра звиваться. [11] Прокурорский надзор: учебник для прикладного бакалавриата / А. Ю. Винокуров, К. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 418 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс. [12] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb. [13] Прокурорский надзор: учебник / А. Ю. Винокуров, К. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 418 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|