Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы преподавателю

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестр
III IV
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинары      
Самостоятельная работа      
Проработка конспекта лекции (51х0,4=20,4)      
Изучение материалов, изложенных в лекции, по учебникам (336:16х1=21)      
Подготовка к семинарам (464:16х0,7=20,3)      
Подготовка к коллоквиуму (1 коллоквиум; 5х2=10) 1/10 1/10
Самостоятельное изучение материала по учебникам (51х0,25=12,75)      
Вид итогового контроля   зачет экзамен

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Лекции Семинары
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества    
2. Этапы развития философии    
3. Учение о бытии    
4. Учение о развитии    
5. Природа человека и смысл его существования    
6. Учение об обществе    
7. Ценность как способ освоения мира человеком    
8. Проблема сознания    
9. Познание    
10. Научное познание    
11. Философские проблемы науки и техники  
12. Будущее человечества  
  Всего    

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Понятие мировоззрения и его структура. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания, его специфика и особенности философских проблем. Функции философии в обществе и ее роль в духовном развитии человека.

 

Тема 2. Этапы развития философии

Зарождение философской теоретической мысли, ее социально-экономичесакие и культурно-исторические предпосылки.

Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы и стоики).

Философия Средневековья. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога.

Философия Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Философия Нового времени. Научная революция ХVII века и формирование механистической картины мира. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Концепция человека в контексте протестантской этики. Идея спасения и избранности человека. Роль разума в познании и организации «рационального хозяйства». Буржуазный индивидуализм и законы социальной жизни Т. Гоббса. Проблема свободы воли. Идея равенства.

Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Моральная философия И. Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.

Возникновение и развитие марксистской философии в XIX в. Концепция социально-исторической практики. Новая концепция общественного сознания и идеологии. Закономерность исторического процесса и субъект истории. Разработка концепции материалистической диалектики.

Отношение к разуму и науке в философии ХХ в. Размежевание и борьба рационализма и иррационализма. Проблема нерационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное). Иррационалистический и мистический подходы к нерациональному. Идея бессознательного и психоанализ (Ф. Ницше, З. Фрейд).

Позитивизм: этапы его развития. Проблема человека в экзистенциализме: существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).

Русская философия. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы). Философия истории: своеобразие исторической судьбы России. Философско-историческая концепция Н.Я. Данилевского. Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). «Философия естествознания» в России (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Марксистская философия в России. В.И. Ленин: основные философские труды и проблематика. Творчество советских философов (Э.В. Ильенков). Философия русского зарубежья (И.А. Ильин).

 

Тема 3. Учение о бытии

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие, небытие, ничто. Сущность и существование. Сущность как субстанция. Реальность объективная и субъективная. Понятие материального и идеального. Движение, пространство и время. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.

 

Тема 4. Учение о развитии

Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности.

 

Тема 5. Природа человека и смысл его существования

Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности.

Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек в системе социальных связей. Человек, общество, культура. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании и социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности. Личность как субъект истории общества. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.

 

Тема 6. Учение об обществе

Деятельность (труд) – способ существования людей и базовая философская категория для уяснения человека, общества, культуры. Потребности и интересы. Стимулы, мотивация действия и социальные приоритеты. Общество как сложная система, его структура. Философские концепции государства. Гражданское общество и государство. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни.

Исторический характер общественной жизни. Понятие истории. Возможность и действительность, необходимость и случайность в историческом процессе, проблема его направленности, закономерностей. Гипотеза общественного прогресса. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

Культура и цивилизация. Взаимоотношение России и западноевропейской цивилизации.

 

Тема 7. Ценность как способ освоения мира человеком

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

Мораль и нравственность: общее и особенное. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.

Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

 

Тема 8. Проблема сознания

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Проблема «искусственного интеллекта». Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

 

Тема 9. Познание

Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.

 

Тема 10. Научное познание

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Специфика социального познания.

 

Тема 11. Философские проблемы науки и техники

Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы технического знания и инженерной деятельности. Особенности технического знания. Структура и функционирование технической теории, ее формирование и развитие. Место техники в духовной культуре, ее взаимосвязь с обыденной жизнью, искусством, политикой. Философский смысл проблемы «человек – техника».

 

Тема 12. Будущее человечества (философский аспект)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы современной цивилизации: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и перспективы развития человечества. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития.

 

СЕМИНАРЫ

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

1. Понятие мировоззрения и его структура.

2. Предмет философии. Специфика философского знания и особенности философских проблем.

3. Функции философии в обществе и ее роль в духовном развитии человека.

 

Тема 2. Этапы развития философии

 

Занятие 1.

1. Основные этапы и характерные особенности античной философии.

2. Натурфилософия Древней Греции. Становление и особенности античной диалектики.

3. Этический рационализм Сократа.

 

Занятие 2.

1. Космология Платона и его учение об обществе как конкретизации концепции идей.

2. Учение об обществе и этические представления Аристотеля.

3. Стоицизм, эпикуреизм о проблеме человека.

 

Занятие 3

1. Бог, человек и мир в христианской философии.

2. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

3. Натурфилософия Возрождения, пантеизм и гелиоцентризм.

 

Занятие 4.

1. Проблема источников заблуждения и истинного метода познания в философии Нового времени.

2. Проблема человека в философии Нового времени.

3. Философия Просвещения о человеке и социальном прогрессе.

 

Занятие 5.

1. Мир нравственности и категорический императив в философии И. Канта.

2. Система и метод философии Г.В.Ф. Гегеля. Основные законы диалектики.

3. Марксистская философия: фундаментальные идеи и положения.

 

Занятие 6.

1. Специфика русской философской мысли.

2. Идейный спор западников и славянофилов и его современное звучание.

3. Проблема человека в философских исканиях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

 

Занятие 7.

1. Философско-историческая концепция Н.Я. Данилевского.

2. Социально-философские взгляды И.А. Ильина.

3. Философское творчество Э.В. Ильенкова (концепция личности, проблема соотношения языка и мышления).

 

Тема 3. Учение о бытии

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия.

2. Понятие материи. Движение как способ существования материи. Типы и формы движения материи и их взаимосвязь.

3. Пространство и время как формы существования материи. Общие и специфические свойства пространства и времени.

 

Тема 4. Учение о развитии

1. Диалектическое и метафизическое понимание развития.

2. Категории, принципы и законы развития.

3. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи.

 

Тема 5. Природа человека и смысл его существования

 

Занятие 1.

1. Что такое человек? Его основные характеристики и отличительные признаки.

2. Проблема происхождения человека. Соотношение биологического и социального в человеке.

3. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.

 

Занятие 2.

1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социальные типы и развитие личности.

2. Многообразие способностей как признак индивидуально-личностного своеобразия. Талант как социокультурный феномен.

3. Понятие свободы. Свобода, необходимость и ответственность личности в обществе.

 

Тема 6. Учение об обществе

1. Понятие общества и его структура.

2. Динамика общественного развития. Сущность, критерии и противоречивость социального прогресса.

3. Культура и цивилизация. Взаимоотношение России и западноевропейской цивилизации.

 

Тема 7. Ценность как способ освоения мира человеком

1. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, истина и оценка.

2. Нравственные и эстетические ценности. Функции морали и искусства.

3. Разнообразие религиозных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека.

 

Тема 8. Проблема сознания

1. Сущность, структура и функции сознания. Сознание и самосознание.

2. Мозг и сознание. Язык и мышление. Проблема «искусственного интеллекта».

3. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

 

Тема 9. Познание

1. Проблема возможности познания мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм. Субъект и объект познания.

2. Чувственное и рациональное познание, их особенности и основные формы. Познание и творчество. Роль интуиции в творческом процессе.

3. Понятие истины, лжи, заблуждения. Относительная и абсолютная истина. Критерии истины.

 

Тема 10. Научное познание

1. Наука как вид духовного производства, ее особенности и роль в обществе. Сциентизм и антисциентизм.

2. Уровни, формы и методы научного познания.

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

 

6. Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль осуществляется в форме коллоквиума, промежуточный – зачета, итоговый контроль – в форме экзамена.

 

7. Учебно-методические обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. для вузов. – М.: ТЕИС, 1996.

Антология мировой философии. Т.1-4. М.: Мысль, 1969-1972.

Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. – М.: Политиздат, 1990.

История философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во ПРИОР, 1997.

История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: «Греко-латинский кабинет», 1995-1999.

Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 1991.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.

Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: МИФ, 1993.

Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1989.

Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-3. М.; ВЛАДОС, 1997.

 

7.2. Дополнительная литература

К теме 1:

Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М.. 1993.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Сознание и теория мировоззрения. М., 1992.

Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

К теме 2:

Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

Аржанухин С.В., Емельянов Б.В., Холстинин Р.И. Очерки русской философии ХVIII - ХХ веков. Екатеринбург, 1994.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Бушуева В.В. Философия ХIХ века. М., 1994.

Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1999.

Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.

Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1973.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии Т. 1-2. СПб., 1991.

Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.

Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

Ильин В.В. Философия нового времени (ХIХ век). М., 1994.

Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПБ., 1992.

Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

Пименов В.А. Возвращение к драхме. М., 1998.

Религии Древнего Востока. М., 1995.

Современная западная философия ХХ века. М., 1995.

Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1999.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. Кн. 2. СПб., 1996.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

Человек. Хрестоматия. Ч. 1. М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

 

К теме 3:

Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Карпенко М.А. Вселенная разумная. М., 1992.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. // Вопросы философии. – 1992. – № 12.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1998.

Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.

Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Тейяр де Шарден П. Феномен Человека, М., 1987.

 

К тема 4:

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М., 1992.

Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991.

Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1989.

История диалектики. М., 1980.

Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1989.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

Селиванов Ф.А. В мире сплетения причин и следствий. М., 1991.

Энгельс Ф. Диалектика природы (любое издание).

 

К теме 5:

Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.

Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.

Казначеев В.П., Спирин Г.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

Личность и общество. М., 1990.

Освобождение духа. М., 1991.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991-1995.

 

К теме 6:

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990.

Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

К теме 7:

Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

Каган М.С. Философская теория ценностей. М., 1997.

Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.

Назаров В.Н. Феноменология мудрости. Тула, 1993.

Наука и ценности. Л., 1990.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

 

К теме 8:

Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

Духовное производство. М., 1990.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1985.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

Никифоров А.С. Этюды о разуме. М.,1981.

Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992.

Природа и дух. Кн. 1-2. СПБ., 1995.

Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., 1992.

 

К теме 9:

Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.

Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

Знание за пределами науки. М., 1990.

Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990.

Когнитивная эволюция и творчество. М., 1996.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1985.

 

К теме 10:

Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.

Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М., 1993.

Познание в социальном контексте. М., 1993.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

 

К теме 11:

Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки. М., 1988.

Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.

Природа научного познания. М., 1986.

Природа научного открытия. Минск, 1979.

Пуанкаре. А. О науке. М., 1983.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

 

К теме 12:

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М., 1994.

Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998.

Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.

Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.

Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.

Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991.

Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.

Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1989.

 

Методические материалы преподавателю

Методических материалов преподавателю не имеется.

 

7.4. Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства освоения дисциплины

Обучающих, контролирующих, расчетных компьютерных программ и других средств освоения дисциплины не имеется.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности подготовки дипломированного специалиста.

 

Программу составил

______________________ Черниговских И.В., к.ф.н.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...