года. Наказание добродетели
Михаил Веллер. Карьера в никуда Эта вековой дали затерянная история была рассказана мне двадцать летназад покойным профессором истории Ленинградского университета СигизмундомВалком. Профессор собирался пообедать в столовой-автомате на углу Невскогои Рубинштейна. Он пробирался к столику, держа в одной руке тарелку ссардельками, а в другой ветхий ученический портфельчик, и сквозьскрепленные проволочкой очки подслеповато высматривал свободное место. Подего ногой взмявкнула кошка, сардельки полетели в одну сторону, портфель вдругую, очки в третью, сам же профессор - в четвертую, где и был подхваченоказавшимся мною (что не было подвигом силы: вес профессора был соизмеримс весом толкнувшей его кошки, на чей хвост он наступил стольнеосмотрительно). Я собрал воедино три дотоле совместные части, выловивочки пальцем из чьей-то солянки, к негодованию едока, сардельки же бойковыбил без очереди взамен растоптанных. Ободрившийся старичок в брезентовомдождевике вступил в благодарственную беседу - и я был поражен знакомством:профессор с мировым именем. Кажется, своеобразно польстило и ему - тообстоятельство, что воспитанные манеры принадлежали именно студентуродного университета. Апрельское солнце клонилось, Мойка несла бурный мусор, Летний садзакрылся на просушку: я провожал профессора до Библиотеки Академии наук.Он поглядывал хитро и добро, покачивал сигареткой в коричневой лапке,шаркал ботиночками по гранитам набережных и рассуждал... Был вздох осчастье юности, вздох о мирской тщете, вздох о всесилии времени; легкойчередой вздохи промыли русло мысли, слились в сюжет - характер, судьба,история. Он касался рукой имен, дат, названий - просто, как домашнихвещей: история казалась его домом, из которого он вышел ненадолго, лукавыйвсеведущий гном, на весеннюю прогулку. Записки мои потерялись в переездах. Я пытался восстановить обломкифактов расспросами знакомых историков - безуспешно; эрудиция и памятьВалка были феноменальны. Сохранилось: происходило все во второй половине прошлого века вПетербурге и двух губернских городах, герой воевал в русско-турецкую войну1877 года, по молодости примыкал к народникам, знался с народовольцами,достиг поста не то губернатора, не то чего-то в таком роде, - уж невспомнить, да и не имеет это, наверно, принципиального значения. Кончил жеон в доме для умалишенных, до водворения туда исчез надолго так, что еленашли: слухи о загадочном исчезновении поползли средь людей, не обошлось,разумеется, без суеверия и выдумок глупейших, хотя и небезынтересных самихпо себе: некий сочинитель даже повестушку про то намарал, - забылназванного Валком автора, забыл название, издательство, - где искатьконцы, как? Да и стоит ли... Ах, сторицей, сторицей расплатился со мной старенький профессор запорцию сарделек и выуженные из супа очки, если двадцать лет прозревают вомне произнесенные им слова. Возможно, память что-то исказила, ноглавное-то я помню, держу, не раз ворошил, прикидывал слышанное в тоттеплый апрельский вечер шестьдесят седьмого года: сияла в закатеПетроградская сторона, кружились в Неве льдинки, звенел трамвай наТучковом мосту, щурился и смеялся своему рассказу профессор, объяснял безназидания, учил не поучая - делился со мной, девятнадцатилетним. И жаль дать пропасть словам его в забвении, жаль! Не читать мне лекций по истории, не быть профессором, не обедатьсардельками в той забегаловке - нет ее больше; попытаться могу лишьпередать, оставить поведанное им; а то время идет - и проходит.* 1. МАЯТНИК ДУШИ *
Лет. Простые ценности
Год. Мы переделаем мир
года. Наказание добродетели
Лет. Жизнь несправедлива
Лет. Так создан мир Представим: Пустырь. На одном его краю - карета. На другом - десять человек.Сигнал! - они бегут к карете. Кто же поедет в ней? - тот, кто лучшеправит? Нет - тот, кто быстрее бегает. Кто сумел обогнать, растолкатьвсех; а ездить он может весьма плохо. Так во всем. Любая вещь принадлежит не тому, кто наиболее способен еюраспорядиться, а тому, кто наиболее способен ею завладеть и удерживать. Поэтому "высокий чин" сплошь и рядом - посредственность и заурядностьво всем, кроме одного - он гений захвата и удержания своего поста. Все егопомыслы направлены именно на это, а не на свершение дел. И, естественно,он достигнет и сохранит пост гораздо более вероятно, чем тот, кто, будучидаже более умен - и несравненно более способен распорядиться постом, -энергию направит на свершение дел, а не сосредоточит единственно наудержании поста. Преимущества карьериста очевидны: каждый его шаг подчинен захватуцели. Любое действие он рассматривает только под этим угломцелесообразности. Все, что способствует захвату цели, - хорошо, что неспособствует - не нужно, что мешает - плохо. И будет всем доказывать, чтоименно он достоин владеть, все силы направит на пресекание чужихдомогательств, на создание мнения, видимости, положения - таких, что егоне сковырнешь. А дело он делает лишь так и лишь настолько, как полезнеедля удержания поста, а не для самого дела. Это первое. А второе: Два человека, равно умных и энергичных. Разница: первый порядочен идобр, а второй способен на любой, самый злой поступок. Кто вернее достигнет трудной цели? Второй. Почему? - Потому что он в два раза более вооруженнее, сильнее: онспособен и на добрые средства, и на злые, а первый - только на добрые. Извсех возможных поступков для первого возможна только одна половина сферы,а для второго - вся сфера, весь арсенал. Могут сказать, что это дурно. Но разве я и сам так не считаю?.. Могутсказать, что этого не должно быть. Но разве я виноват, что так есть? Могутсказать, что это несправедливо. Это так же несправедливо, какземлетрясение: худо, а не отменишь, негодовать бессмысленно, а замалчиватьвредно - надо знать о нем больше, чтоб как-то существовать,приспосабливаться, спасаться. Вот поэтому добродетель всегда будет в рабстве у порока, благородство- у низости, ум - у серости, талант - у бездарности, ибо слабость всегдабудет подчиняться силе. А победитель всегда прав. Ибо через его действия и происходятобъективные законы жизни, природы. А жизнь, природа - всегда права. Жизнь- она и есть истина: она - данность, кроме нее ничего нет. Ошибаться могутлишь наши представления о ней. Возразят: пошлость мысли... Спросят: а как же мораль и бог? Но в богая не верую, а мораль понял... (Отчего, говорите, мораль и совесть противоречат личной выгоде? Ответ первый: чтоб люди вовсе не пожрали друг друга; в общественеобходим порядок, правила нравственности и поведения. Ответ второй: мораль нужна сильному, попирающему ее - чтоб подчинятьсебе слабого, верящего в нее и следующего ей. Это - пошло, общеизвестно, зло. Но вот третье: Диалектика мудрого Гегеля: единство и борьба противоположностей.Жизнь и смерть, добро и зло, верх и низ, красота и уродство - одно бездругого не существует, как две стороны медали: одно тем и определяется,что противоречит другому. Где есть реальность - там есть и идеал. Это единствопротивоположностей. Мораль - это идеал реальности. Она вечна, как вечнареальность, и недостижима реально - ибо есть противоположность реальности. И четвертое: Опять Гегель: любая вещь едина в противоречии двух своих сторон,противоречие вещи самой себе - свойство самого ее существования, законжизни. В организме процессы, необходимые для жизни, одновременно тем самымприближают организм к смерти. Ходьба затруднена силой тяжести, вызывающейусталость, - но ею же делается вообще возможной, давая сцепление с землей. Жить - значит чувствовать. Чувство - это противоречие (обычнонеосознанное) между двумя полюсами: имеемое и желаемое, хотение и долг,владение и страх потерять, лень и нужда, добро и зло, голый прагматизм изапрет "скверных" средств, пусть и вернейших для достижения цели. Совесть и выгода - это единство противоречия. Это две мачты,растягивающие парус - чувство; доколе он несет - это и есть жизнь. Аинстинкт диктует жить, т.е. чувствовать, т.е. иметь это противоречие. Это противоречие в душе человеческой постоянно. И чем сильнее, живеедуша - тем сильней оно! (Недаром великие грешники становились великимиправедниками.) Каждый не прочь и блага все иметь - и по совести поступать.Выгоде уступишь - мораль скребет, морали последуешь - выгода искушает.Отказ от выгоды - сильное чувство, преступить мораль - еще более сильное.В чувствах и жизнь. Люди - разные: один уклонится в выгоду, мораль вовсе отринув, другой- в праведность, выгоду вовсе презрев; но это крайности, а жизнь вся -между ними... А насколько следовать морали - натура и обстоятельства сами диктуют. Конечно, мои рассуждения философски наивны, но каждый ведь для себяэти вопросы решает.) Везде в жизни действует закон инерции - стремление сохранитьсуществующее положение. Это не плохо: во-первых, это так, потому что миртак устроен, во-вторых - это инстинкт самосохранения. Общество, скажем,инстинктивно, по объективному закону, не зависящему от воли и сознанияотдельных людей, - стремится сохранить все то в себе, с чем смогло выжить,развиться, подняться до настоящего уровня цивилизации и на немсуществовать. Время произвело беспощадный отбор, и выжило то, чтооказалось наиболее жизнеспособно, т.е. верно для жизни и развития людей вобществе. А сколько в веках прожектеров, авантюристов, ниспровергателей!Послушать их, последовать всем их заманчивым проектам - человечество немогло бы существовать: они противоречат друг другу, придумываютнемыслимое, выдают желаемое за действительное, обещая быстро и легкопеределать мир. Что будет, если человечество будет следовать за нимивсеми? - анархия, развал всего, что с таким трудом достигнуто за века итысячелетия, упадок, гибель. Сама жизнь отбирает из их прожектов реальные. Поэтому первая и естественная реакция общества на такого гения -обострение инстинкта самосохранения: придавить его, чтоб не разрушал.Каждый, кто высовывается над толпой, - потенциальный враг общества,угрожающий его благоденствию. Любая система стремится к стабильности, агений - это дестабилизатор, он стремится изменить, и система защищается -как в естественных науках. Он говорит, что для вашего же блага? Все такговорят! Дави их всех, а жизнь после разберется, кто прав. Что ж - посленекоторым ставят памятники... Каждый, кто хочет блага обществу, - должен быть готов пожертвоватьсобой во имя лучшего будущего общества, будущего блага... Но и в будущемточно так же подобных ему благородных самосожженцев будут давить иуничтожать - вот в чем трагедия! Ибо развитие непрерывно, бесконечно,доколе жизнь существует. Ничто в принципе не меняется... Значит, ждать награды за добро нечего. Хула и травля наградойблагородным и мятущимся умам. Да посмертная слава. Да улучшение жизнипосле их смерти - если они окажутся правы. Но какое улучшение? - такое, вкаком среднему человеку, стаду, будет сытнее и привольнее, - а страсти-тоостанутся те же, несправедливости те же, лучших, избранных - травить будуттак же. Стоит ли, понимая все это, жертвовать собою ради такого положениявещей? Каждый решает это для себя сам... Но я - Я - не чувствую в себе сил, веры, самоотверженности кластьсвою жизнь на алтарь служения человечеству, - ибо не алтарь никакой, акамень дорожный под колесом истории. Человечество катит в колеснице, алучшие из лучших мостят дорогу под колеса своими костями. Им поют славу исошвыривают под колеса новых народившихся лучших людей, чтоб ехать и петьдальше: ровней дорога, больше еды, теплей солнце, а суть-то все та жесамая... Вот как все это устроено... Я обыкновенный человек, и хочу всего обыкновенного: и достатка, ивсех благ людских, и всех мирских радостей... нет во мне фанатизмажертвовать собой. А не жертвовать - значит отказаться от лучшего, что есть в твоейдуше. От самого высокого и достойного. Измельчиться. Жить ничтожнее,нежели ты способен...Лет. Здесь мое место Как же я дошел до жизни такой? Да, я мечтал об истине, имел идеалы,хотел жить по совести, - но, в общем, никогда сознательно не избиралмученичество. Как путь мой завел меня к нему?.. Я ведь такого не хотел...Духу столько не было, чтоб решиться, выбор сделать, сознательно пойти, - авот... Да разве десять лет назад поверил ли я бы, решился ли бы - если б отменя потребовалось стать нищим, состарившимся, одиноким, изгнанным, толькочто подаяния не прошу - и то! И то даст порой кто, на нищее платье моеглядя, крендель или гривенник - и беру! И стыд-то перестал испытывать! Даведь я по миру пошел, Христа ради пошел, куда ж ниже! Как же вышло, что благородные побуждения юноши завели меня на рубеж,дальше которого уже и нет ничего?! Ведь действительно получилось, что ясвоим убеждениям всем, всем пожертвовал - ничего в жизни не имею, гол, какправедник! Сам-то я знаю, и клянусь, что не настолько же я был подвержен поискуистины, служению справедливости, чтоб за них умереть в цвете лет нищим подзабором! - а вот умираю нищим под забором. А самое парадоксальное - за что? Ведь я совсем не тот, что был вдвадцать лет, и нет у меня уже тех святых и наивных убеждений, что тогдабыли! Нету! Жизнь их вытоптала, выбила, развеяла. За что же я страдаю игибну? Я нищ - а нищету ненавижу! Праведен - а праведность презираю! Нехочу я ее, само собой это получилось. Не делаю ничего - а бездельников непереношу, хочу дела, мне не хватает его, мне деятельность требуется. А какая? Ради куска хлеба? - мало, скучно, труда не стоит. Радимелкого достатка? Нет; меня лишь большое удовлетворит. Значит - добиваться, рвать, идти вперед, вверх......Так зачем же человек вступает на путь карьеры - если заранеепредвидит все издержки и горести? А ведь вступает... Человек большой карьеры счастлив - на самый поверхностный взгляд. Навзгляд более углубленный - доля его тяжка. Семья ему не отрада. Женится обычно по расчету. Дети растут чужими. Унего нет настоящего домашнего очага - блеск особняков в беде не согреет,выгодная жена в горе не утешит. Вот его любовь. Любовница? Красива и молода - из денег и выгод. Бросит его перваячуть что, продаст, сменит на лучшего при удобном случае. Деньги? Куда они ему - и имеющихся-то не потратить. А вот и старость- здоровье ни к черту, ходит с трудом, ест по диете, хмур и мрачен, - чторадости-то в миллионах? Слава? В глаза-то льстят, за спиной плюются. Помрет - и слезы непроронят: собаке собачья смерть. Презрение и ненависть. Дела его? Нет никаких дел, одна суета и видимость. Положение? Жри все время других и бойся, что они сожрут тебя. Отдых, безделье? Тоже нет. Ведь заняты все время, что-то делают,устраивают, договариваются, ни часа свободного, устают смертельно,здоровье гробят, в могилу сходят раньше времени. И хоть бы радость, счастье в этом имели - так ведь тоже нет!Озабочены, насторожены, вечно козни подозревают, угрозы своему положению;тяжело им, хлопотно, невесело. Делают что хотят? - и вовсе нет! Рабы они своего места, делают толькото, что выгодно месту - удержать, чтоб начальство не осердилось,подчиненный не подсидел. За рамки эти жестокие - не вышагнуть! Почему же не выйти в отставку, не отдохнуть на покое, наслаждаясьплодами долгого труда и праздностью? Во-первых - не очень-то и дадут. За долгую карьеру врагов много себенажил, и как власти лишится - за все ему отомстить могут, в клочьяразорвать, лишить последнего, в гроб загнать, а семью пустить по миру.Уйти с поста - самому себя зубов лишить, которые нужны нажитое охранять иврагов сдерживать. Затянуло колесо, горят глазами волки, назад хода уженет. Во-вторых, нелегко на старости лет резко снижаться в глазах людей, ввесе, в образе жизни. Был почет - а тут могут и руки не подать, не узнатьбывшие подхалимы. То семье твоей кланялись все - а тут она обделенной себячувствует, обедневшей, чуть не нищей, униженной. В-третьих - а ведь никакой другой радости-то в жизни, кроме службы напосту высоком, и не осталось уже! Ведь всю жизнь самого себя кодному-единственному приспосабливал - карьеру делать; этому всемжертвовал, все подчинял, - куда ж теперь деться? Семья чужая, здоровьянет, желания все угасли, повыветрились, - вся-то жизнь водном-единственном осталась, сосредоточилась: лишняя награда,благодарность начальства, хвала подчиненных, уверяющих тебя в мудрости ивеличии твоем. Этого последнего лишиться - что ж тогда вообще в жизниостанется?.. А самое главное - человек должен стараться делать самое большое, начто он в жизни способен. Это закон жизни. Трудно, как трудно дойти довысот в карьере, еще труднее бывает там удержаться. Все силы, все помыслына это, всей жизнью своей на это себя натаскивал; это - смысл жизникарьериста. И это главное, что закон жизни побуждает меня пойти по стезе карьеры.Я себе иллюзий не строю: я в тридцать лет эгоист и нигилист законченный.Ни во что не верю и, кроме собственного блага и удовольствия, ничего нежелаю. Куда ж мне податься, кроме служебной карьеры? Никаких особенныхталантов у меня нет, искусства и науки того не дадут, что служба; неторговлей же деньги сколачивать: почет не тот, престиж не тот; да и ямного умней, образованней торгашей - чего ж способностям моим зряпропадать? А настоящая карьера - всех сил, всех способностей требует. Иактерских, и памяти, и работоспособности, и внешних данных, и характера, -здесь я всего себя приложить смогу. Зачем? - А зачем все?.. Тогда все бессмысленно. Нищий гений писалкартины - а ими услаждаются тупые богачи; где смысл? А в том, что ясказал: максимально прикладывать в жизни все свои силы. Зачем? Затем, что прозябать в нищете и унижении я далее не могу. Я неимею средств содержать семью, у меня нет приличного платья, я питаюсь тем,от чего отставной инвалид отвернется. Друзья мои вышли наверх и меня неузнают, молодость пропадает впустую, люди, несравненно ниже меня по уму,образованию, душе, - спесиво унижают меня на каждом шагу; я не могу такбольше!! Я страдаю от моего положения, страдание это доставляет постоянную имучительную боль, боль вызывает злобу на всех: кто выше, потому что я покачествам личности своей лучше их; кто рядом - потому что я не ровня этиммелким сошкам, тупым обывателям; кто ниже - свиньям и рабским созданиям,грубым, пьяным, не желающим ничего, кроме сытого пьянства в своем хлеву. О, рядом с ними люди карьеры - это герои, сверхчеловеки! Онимогущественны, умны, энергичны и приятны в общении! У них довольно ума,чтобы понять лживость и фарисейство морали, смеяться над этими бреднямидля бедных дураков. У них довольно силы и энергии работать непрестанно,довольно мужества, чтобы прокладывать себе путь там, где никто никомупощады не дает. У них достаточно бодрости и веселья, чтобы никогда неунывать, не жаловаться, подниматься из падения с улыбкой и снова шагатьнаверх. Жизнь - борьба: вот они борются и побеждают. Где бедняк плачет - человек карьеры стискивает зубы. Где беднякпроклинает - человек карьеры смеется. Где бедняк обвиняет весь мир в своихбеда - человек карьеры холодно делает себе урок из своей ошибки. Он знает,что все люди - враги и во всем можно обвинять только себя самого: плохорассчитал, слабо добивался. Рядом с бедняком и я сам чувствую, что становлюсь смиреннее, слабее,мельче; рядом с человеком карьеры я словно подзаряжаюсь его энергией,оптимизмом, жестокостью, сознанием достижимости любой цели. Кто же достойнее: кто видит жизнь в истинном свете и живет по еезаконам - или тот, кто не желает снять розовые очки и отягощает всехсвоими сетованиями? Тот, кто имеет силы повелевать, - или тот, кто вслабости подчиняется? Тот, кто может что угодно сделать, - или тот, кто неможет сделать даже собственное скромное благополучие? Кто имеет умобманывать - или кто имеет глупость обманываться? Кто равнодушно принимаетпоклонение, презирая льстецов, - или кто подобострастно кланяется, смиряясвою ненависть? Только тот, кто стоит высоко, имеет возможность что-то совершить вжизни, влиять на нее. Иначе - затопчут тебя вместе с твоими благиминамерениями и предложениями. Ведь каждый в жизни охраняет собственноеблагополучие и интересы - поэтому надо быть сильным, чтобы совершитьчто-то. А сила в человеческом обществе - это власть и деньги. Власть же по плечу только сильным. Повелевать людьми, внушать другимсвою волю, добиваться исполнения ее - это тяжкий труд, далеко не каждомупосильный. Это особый склад натуры; слабого такой груз отпугнет,оттолкнет. Только имеющий власть может что-то изменить, улучшить в обществе: онимеет для этого средства. Это мог император Петр, а вот чиновничекблагодушный ни шипа не может изменить. Вот и получается, что куда ни кинь - но если ты личность сильная,энергичная, богатая, - то никуда, кроме карьеры, тебе не податься. И добротворить - надо для этого возможностей, власти творить его добиться, иличное благо урвать - опять же карьера, если не стезя тебе торговать,подкупать полицию и подличать перед всякой властью униженно; а это не помне. Что ж; я потерял много времени для карьеры - но имею сейчас многоопыта, целеустремленности, рассудительности. Еще есть время всенаверстать. Да и - с самого низа как куда ни пойди - все наверх выйдет. Что ж мне, как Дмитревскому, в каторгу идти? Не хочу. Чего ради? Ах,Дмитревский, слушал я тебя некогда, да не послушал ты меня... Один ты былдруг у меня... Что бы я ни отдал сейчас, чтоб вызволить тебя, помочь...Вот опять же - сила нужна для всего: имел бы я сейчас власть, влияние - итвою бы участь облегчил... Дитя мое наивное... Иной мой путь теперь, иной.Авось когда еще свидимся - сам поймешь, что за мной правда: за жизнью...* 2. ПУТЬ НАВЕРХ * Скромный чин. Вхождение и_з_н_у_т_р_и_: 1. Полное подчинение всех страстей и желаний воле и рассудку. 2. Готовность на любые средства и поступки во имя цели. 3. Постоянный анализ поступков: разбор ошибок, учет удач. 4. Крепить в себе самообладание: терпение, волю, веру в успех. 5. Приучиться видеть в людях шахматные фигуры в твоей игре. 6. Голый прагматизм, избавление от совести и морали. 7. Овладение актерством: убедительно изображать нужные чувства. 8. Готовность и стойкое спокойствие к взлетам и неудачам. 9. Готовность и желание постоянной борьбы в движении к успеху. 10. Целеустремленность, равнодушие ко всему, что не способствуетуспеху. 11. Постоянная готовность использовать любой шанс, поиск любогошанса. 12. Беречь здоровье - залог сил, выносливости, самой жизни. с_н_а_р_у_ж_и_: 1. Позаботься о первом впечатлении от себя: оно многое определит. 2. Будь опрятен, аккуратен, подтянут - но без щегольства и претензий. 3. Будь скромен. Не заводи разговора первым. Не вылезай вперед. 4. Не выделяйся. Не будь первым ни в чем. Держись в тени. 5. Будь ровен, тих, неприметен, не весел и не грустен. Разделяй общеенастроение - искренне, но скромно. Не раздражай веселых своим унынием, ахмурых - весельем. 6. Не проявляй инициативы. На работу не напрашивайся, от работы небегай. Исполняй добросовестно и в срок - не лучше всех. 7. Ты не должен давать никаких поводов для зависти или жалости - нидостатком, ни успехом, ни перспективами, ни здоровьем. Помни: пока тымелок и зависим от всех, тебе опасна неприязнь любого, нужно добитьсядоброго к себе отношения от всех. 8. Начни общение с человека маленького, забитого: он станет предантебе бескорыстно во всем. 9. Не имей врагов. Не участвуй ни в чьей травле, если не уверился вее полной для себя безвредности - и только если она тебе необходима длясоюза с другими. 10. Не излишне часто спрашивай совета в работе, выражаянеуверенность, что сможешь достигнуть мастерства имярек: это располагает ктебе, говорит о значительности спрашиваемого и незначительности, норазумности, доброте, скромности твоей. 11. Изучай, изучай и еще раз изучай коллег и особенно начальство.Делайся преданнейшим другом человеку наиболее влиятельному иперспективном
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|