Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

года. Наказание добродетели

Михаил Веллер. Карьера в никуда

Эта вековой дали затерянная история была рассказана мне двадцать летназад покойным профессором истории Ленинградского университета СигизмундомВалком. Профессор собирался пообедать в столовой-автомате на углу Невскогои Рубинштейна. Он пробирался к столику, держа в одной руке тарелку ссардельками, а в другой ветхий ученический портфельчик, и сквозьскрепленные проволочкой очки подслеповато высматривал свободное место. Подего ногой взмявкнула кошка, сардельки полетели в одну сторону, портфель вдругую, очки в третью, сам же профессор - в четвертую, где и был подхваченоказавшимся мною (что не было подвигом силы: вес профессора был соизмеримс весом толкнувшей его кошки, на чей хвост он наступил стольнеосмотрительно). Я собрал воедино три дотоле совместные части, выловивочки пальцем из чьей-то солянки, к негодованию едока, сардельки же бойковыбил без очереди взамен растоптанных. Ободрившийся старичок в брезентовомдождевике вступил в благодарственную беседу - и я был поражен знакомством:профессор с мировым именем. Кажется, своеобразно польстило и ему - тообстоятельство, что воспитанные манеры принадлежали именно студентуродного университета. Апрельское солнце клонилось, Мойка несла бурный мусор, Летний садзакрылся на просушку: я провожал профессора до Библиотеки Академии наук.Он поглядывал хитро и добро, покачивал сигареткой в коричневой лапке,шаркал ботиночками по гранитам набережных и рассуждал... Был вздох осчастье юности, вздох о мирской тщете, вздох о всесилии времени; легкойчередой вздохи промыли русло мысли, слились в сюжет - характер, судьба,история. Он касался рукой имен, дат, названий - просто, как домашнихвещей: история казалась его домом, из которого он вышел ненадолго, лукавыйвсеведущий гном, на весеннюю прогулку. Записки мои потерялись в переездах. Я пытался восстановить обломкифактов расспросами знакомых историков - безуспешно; эрудиция и памятьВалка были феноменальны. Сохранилось: происходило все во второй половине прошлого века вПетербурге и двух губернских городах, герой воевал в русско-турецкую войну1877 года, по молодости примыкал к народникам, знался с народовольцами,достиг поста не то губернатора, не то чего-то в таком роде, - уж невспомнить, да и не имеет это, наверно, принципиального значения. Кончил жеон в доме для умалишенных, до водворения туда исчез надолго так, что еленашли: слухи о загадочном исчезновении поползли средь людей, не обошлось,разумеется, без суеверия и выдумок глупейших, хотя и небезынтересных самихпо себе: некий сочинитель даже повестушку про то намарал, - забылназванного Валком автора, забыл название, издательство, - где искатьконцы, как? Да и стоит ли... Ах, сторицей, сторицей расплатился со мной старенький профессор запорцию сарделек и выуженные из супа очки, если двадцать лет прозревают вомне произнесенные им слова. Возможно, память что-то исказила, ноглавное-то я помню, держу, не раз ворошил, прикидывал слышанное в тоттеплый апрельский вечер шестьдесят седьмого года: сияла в закатеПетроградская сторона, кружились в Неве льдинки, звенел трамвай наТучковом мосту, щурился и смеялся своему рассказу профессор, объяснял безназидания, учил не поучая - делился со мной, девятнадцатилетним. И жаль дать пропасть словам его в забвении, жаль! Не читать мне лекций по истории, не быть профессором, не обедатьсардельками в той забегаловке - нет ее больше; попытаться могу лишьпередать, оставить поведанное им; а то время идет - и проходит.

* 1. МАЯТНИК ДУШИ *

Лет. Простые ценности

"186... г. Санкт-Петербург....я не хочу карьеры. Почтенный папенька, простите... Вы самивоспитывали меня в духе уважения к людям, сострадания к сирым и обиженным.Учили жить по совести, и быть, главное, хорошим человеком. Карьерист же, как я представляю, означает человек, болеющий не опользе дела, но о деле ради своей пользы и выгоды. Неуважение и презрениеему отплатой, зависть и ненависть. Им льстят - но клевещут, порядочныелюди должны отвертываться от них, не подавать руки; они низки иэгоистичны. Все в этом враждебно мне. Гнаться за успехом? Класть на это жизнь? Зачем?.. Какой смысл? Вбогатстве и власти? - мне это не нужно. Разве в этом предназначениечеловека?.. Разве это приносит счастье? Я поступил на курс университета, чтобы изучать право, чтобы помогатьлюдям и улучшать действительность. И хочу единственно вещей простых иникому не заказанных: счастья, любви ближних, доброго мнения людей инастоящего дела, честным исполнением которого смогу гордиться. Хочу бытьполезен, нужен людям и обществу. Мне все пути открыты, пишете Вы: мол, и внешность, и ум, итрудолюбие, и умение влиять на людей, и деньги (я краснел)... И растратитьэто на суету, достижение внешних отличий? Трястись и волноваться - вдругпост достанется не мне? Я избрал иной путь. По окончании курса я хотел бы уехать кудаподалее, где цивилизация еще не наложила свое губительное клеймопродажности и разврата, где люди не соревнуются в излишествах и пороках,где чисто сердце и крепок дух. Я хочу найти свою судьбу среди людей,работающих честно и тяжело, преодолевая истинные трудности и борясь ссуровой природой. Насаждать закон и справедливость, пресекать зло иутверждать добро, - вот профессия правоведа. И если я таков, как Вы считаете, то сумею сделать многое - и,следовательно, мои способности и возможности будут замечены, поприще моебудет расти, выситься, - ибо везде нужны хорошие работники: будет позаслугам и честь. Старайся исполнять свое дело наилучшим образом и недумай о награде - она придет сама. Только такой род карьеры мог бы меняпрельстить. Я знаю, это нелегкий путь. Но я готов к трудностям и не боюсь их. Выправы: жизнь отнюдь не гладка, есть и несправедливость, и пороки, инедостатки; но разве борьба с ними - не достойны, не высший удел? Денег мне, спасибо, вполне хватает. Но Вы напрасно опасаетесь, чтоменя завлекают кутежи, франтовство, "доступные женщины" и "студенческиешалости". Друзья мои - чудесные и достойные люди, и если нам весело - нато и молодость. А дурное влияние Дмитревского Вы подозреваете безосновательно, -напротив: он человек в высшей степени рассудительный, умный, образованный,душой чист и благороден; ему я многим обязан, в том числе и воздержанию отскверных наклонностей. Он как раз серьезен, положителен, - Вам быпонравился непременно..."

Год. Мы переделаем мир

Нытики, пессимисты, тоскующие, - презираю вас. Кто хочет делать -находит возможности, кто не хочет делать - изыскивает причины. Еще ничего в жизни не сделали - уже стонут, уже всем недовольны! Всекритикуют - никто ничего делать не хочет. Все видят недостатки - никто нехочет действовать за их устранение. А вы хотите, чтобы недостатки самиисчезли - так ведь и тогда будут брюзжать, найдут повод, брюзгинесчастные! Как не поймут: жизнь будет такой - и только такой! - какой мы ее самисделаем. Никто за нас не сделает, не поднесет готовое. И вот когда выслезете со своего дивана, и подотрете свои сопли, и засучите рукавчики начистеньких бездельных ручках - только тогда что-то может измениться. Все сделать можно, все в наших руках. И не надо ждать, что все сразукак по маслу пойдет - так не бывает. И трудности будут, и поражения, инесправедливости, и боль, - но будет делаться дело, будет улучшатьсяжизнь, становиться счастливее люди - и вы сами в первую очередь. "Коррупция кругом", "продажность заела"... А ты сам с этой коррупциейуже сталкивался? С этой продажностью хоть раз боролся? Ты же сам ее первыйсоучастник - если видишь - и миришься! Еще смеют говорить - жизнь, мол, такова! Жизни-то не знают - ужеуверены, что она дурна. Бороться не пробовали - уже смирились. Чем же дурна? Что рабства больше нет? Что всяк волен грамотен стать,образование получить? Что стезя каждому открыта? Что журналы выходят? Чтожелезная дорога грузы перевозит, со смертельными болезнями боротьсянаучились, что гласность во всем, каждый может свое мнение вслух публичновысказать? Нет, не высказывают: друг другу жалуются, а вслух - нет: даже этогоне сделают, улитки унылые, лежачие камни. Некогда за веру ссылали, сжигали, продавали, как скотов, чума страныкосила, в нищете и невежестве в тридцать лет умирали - и после этогоговорить, что прогресса нет? Что жизнь не улучшилась?! Да оглянитеськругом - у вас глаза-то есть? Согласен: есть еще и неравенство, и подлость, и мздоимство, - а выхотите, чтоб вам рай был готов? Гарибальди Италию освобождает, вамериканских штатах белые воюют с белыми же рабовладельцами, негров отгнета избавляя, - так действуют настоящие люди, желающие лучшей исправедливой жизни! Вспомните пятерых повешенных на Сенатской: не прошлодаром их дело, обязаны мы им! (Один подлец, отказавшийся подписать петицию, чтоб Дмитревскогооставили в университете, заявил, что причина моих взглядов - богатство,происхождение и пр. Мол, достоинство тебе по карману, совесть мучитпотому, что не мучит желудок. Думаешь об общем благе, ибо нет нуждызаботиться о благе личном. А бедняк спор выгоды с совестью решает в польщужизни своей семьи. Благородство возвышает богача среди себе подобных, емудостигать нечего, он наверху; а бедняку выбиться в люди, занять место поспособностям, не хуже других, можно лишь ничем не брезгуя...) Если б каждый вместо нытья сказал всю правду вслух, сделал бы все,что мог, - уж рай настал бы! Ведь мерзость-то вся - она же только нашиммолчанием, нашим смирением сильна; мы б ее давно смелИ. И должны смести. Исметем! А будет сопротивляться сильно - прав Дмитревский, любыми средстваминадо бороться за правду и справедливость. Надо - так и огнем и мечом, небоясь жестокостей французской революции...

года. Наказание добродетели

А как-то все-таки странно: лучшие места получили совсем не самыеспособные и заметные из нас. Сколько обещающих юношей, блестящих умов,бьющих через край энергий - где ж они? Влачат самые рядовые обязанности. Аместа, свидетельствующие о признании, раскрывающие перспективы, требующие,казалось, наибольших качеств, заняты сравнительно незаметными изаурядными... Ну - связи, деньги, продажность; но когда и этого нету - всеравно: неясным образом сравнительные серости преуспели больше звезд. Вспоминаю наших профессоров... многие студенты к концу курса были иумнее большинства их, и образованнее, и куда лучше говорили. Как вышло,что именно они в чинах и званиях? Ведь и на их курсах учились промеж нимиболее достойные - где они, как? Во мне не говорит обида, я лично ничем не задет, никому не завидую,роз под ноги и не ждал; я просто понять хочу. Конечно: блестящий ум частосочетался с самолюбивым и несдержанным характером - это мешает, такихлюдей стараются избегать, отодвигать, они наживают влиятельных врагов. Нодаже если они скромны, вежливы - все равно! Тем легче теряются... Мое место незначительно, обязанности несложны, я делаю большеположенного не из корысти - а просто могу много больше, да и работатьплохо неинтересно. Кругом же валандаются спустя рукава, поплевывают - иприпевают. А мне чуть что - выговаривают... Ладно, обошли повышением, не нужны мне эти копейки и фанаберия, -несправедливость обидна. Даже не она: дико, вредно для дела,н_е_п_р_а_в_и_л_ь_н_о_! - ты хочешь работать хорошо, а тебя не дают. Кому плохо, если я буду работать в полную силу? Да за то же самоежалованье? Если я могу делать больше, лучше, разумнее - так повысьте меня,дайте возможность использовать все силы - вам же во благо, - людям,обществу, делу, начальству тому же, ведь работа подчиненных им же взаслугу идет! Не повышаете - так хоть на моем месте дайте мне работать,пойдите навстречу - если вам это нетрудно, ничего не стоит, а польза делаочевидна! Ладно, не помогайте, - так хоть не мешайте, не суйте палки вколеса, не бейте за то, что работаю лучше других! Бред: я стараюсь работать хорошо во благо, скажем так условно, своемуучреждению и начальству. А учреждение и начальство наказывают меня,требуя, чтобы я работал плохо - как большинство. Кто работает "как все" (плохо!!) - ими довольны и повышают вдолжностях. А кто хорошо - бедствует. Честно борешься с недостатками - тыже и виноват. А кто недостатки эти умножает - оказывается прав. Хотя самна эти недостатки жалуется. Хотя ему самому эти недостатки мешают! непонимаю... Какова же эта поразительная антилогика, что наверх идут заурядности?Кому это выгодно, зачем, почему?.. Известно: новое, лучшее - утверждает себя в борьбе с отжившим, ивообще - чем больше хочешь совершить, тем больше трудностей надопреодолеть; так. Но - кто тут друзья, кто враги, каковы их мотивы?.. Яснобы враждебный департамент, противная точка зрения, претендент на место; нооткуда упорное неприятие, неприязнь коллег и начальства, когда я хочучто-то делать лучше, по-новому, больше - для нашего общего дела?...Да, брат: одно дело знать, что путь добродетели усыпан не розами,а терниями, а совсем другое - по ним идти. Что ж - кто ж из известныхлюдей жил и пробивался без трудностей? Вид пропасти должен рождать мысльне о бездне, а мосте. Одно мучительно: на словах-то все тебе союзники, авот на деле... Ну, Дмитревскому еще куда труднее, чем мне. Как прозябает,бедный, светило наше...

Лет. Жизнь несправедлива

Меня не то гнетет, что в жизни много трудного и несправедливого. Нето, что хорошие и добрые люди часто незаслуженно страдают. Не то, что злоподминает добро. Это бы все ерунда... сожмем зубы в борьбе и победим! Ямолод, здоров, я не знаю, куда приложить бьющую энергию, я чувствую в себесилы совершить что угодно, добиться всего, одолеть все; клянусь - ямогу!.. Другое меня гложет, гложет непрестанно, иссасывает душу, подтачиваетверу. Если несправедливость царит в отдельном случае, меж отдельнымилюдьми, в отдельном месте, в отдельную эпоху, наконец, - с ней можно идолжно бороться. Будь настоящим бойцом, сильным, умелым, упрямым - и тыпобедишь: победит правда и добро. Но так ли, так ли устроен мир, чтоб онипобеждали? Я чувствую себя по возможностям Наполеоном - но что, что мне делать,скажите! Я не знаю! В чем смысл всего? Как добиться торжества истины?Возможно ли оно вообще? И что есть истина? Я смотрю вокруг - это бы ладно,но я смотрю в историю - и безнадежность охватывает: Древние греки, гармоничные эллины - приговорили к смерти Сократа! Неуспел умереть Перикл, покровительствующий Фидию, - и Фидий гибнет втемнице! Да что Фидий - царь Соломон, мудрейший Соломон - первое, чтосделал, придя к власти, - приказал убить родного брата, чтоб устранитьвозможного конкурента! Англия, твердят, демократические традиции, - а неАнглия уволила с флота славного Нельсона, и за что? Пытался мешать ворамрастаскивать казну империи! Битвы выигрывал он - а главные наградыполучали другие. Не Англия ли казнила свою славу - Томаса Мора,светлейшего из людей? Колыбель свободы, Франция? Что ж ничтожный король ифранцузы оставили на сожжение Жанну д'Арк, свою гордость,освободительницу, святую? А поздней? Дантон, Марат, Робеспьер, Демулен -все лучшие срублены! Наполеон - умер в ссылке. Цезарь - убит своими. Данте- умер в изгнании. Пушкин - убит на дуэли. И несть конца, несть конца! Вотубит ничтожеством Линкольн! Вот что изводит душу!.. Неужели извечны горе и гибель лучших людей? Торжество зла? И еслихочешь нести свет и добро - будь готов к цене костра, меча, креста? И этобы меня не испугало, не остановило, - знать бы, что после смерти истинамоя восторжествует. Но ведь те же самые, благонамеренные и послушные,которые лучших людей изгоняли и убивали, - после возводили их в святые, ипродолжали уничтожать еще живых. Разврат и продажность Ватикана - это что,торжество дела первомучеников? Сожжение еретиков, которые ту же Библию народном языке читали - это милосердие христианства? И после этого вы мнепредлагаете верить в бога? Не могу я в него верить....Либо мир устроен неправильно, либо мои представления о немнеправильны. Но ведь за торжество и победу этих представлений лучшие излучших жизнью жертвовали! Вера в добро вечно живет! Две истины есть в мире: истина духа - и истина факта. Истина того, укого в руке в нужный момент оказался меч, - и истина того, кто не дрогнуввстречает этот меч с поднятой головой. Один побеждает - второй непобедим.И две эти истины, каждая права и неколебима по-своему, никогда несойдутся... Это как клещи, две неохватные плоскости - небо и земля, твердые,бесконечные, плоские: сошлись вместе, давят меня, плющат, темнеет вглазах, не вздохнуть, тяжко мне, темно, безысходно... А Дмитревский в ссылке. За то, что добра хотел сильней, чем мы все!"Противозаконно"... ведь цели его и Закона одни: счастье,справедливость... Безнадежно: везде филеры, сыск, тайный надзор...

Лет. Так создан мир

Представим: Пустырь. На одном его краю - карета. На другом - десять человек.Сигнал! - они бегут к карете. Кто же поедет в ней? - тот, кто лучшеправит? Нет - тот, кто быстрее бегает. Кто сумел обогнать, растолкатьвсех; а ездить он может весьма плохо. Так во всем. Любая вещь принадлежит не тому, кто наиболее способен еюраспорядиться, а тому, кто наиболее способен ею завладеть и удерживать. Поэтому "высокий чин" сплошь и рядом - посредственность и заурядностьво всем, кроме одного - он гений захвата и удержания своего поста. Все егопомыслы направлены именно на это, а не на свершение дел. И, естественно,он достигнет и сохранит пост гораздо более вероятно, чем тот, кто, будучидаже более умен - и несравненно более способен распорядиться постом, -энергию направит на свершение дел, а не сосредоточит единственно наудержании поста. Преимущества карьериста очевидны: каждый его шаг подчинен захватуцели. Любое действие он рассматривает только под этим угломцелесообразности. Все, что способствует захвату цели, - хорошо, что неспособствует - не нужно, что мешает - плохо. И будет всем доказывать, чтоименно он достоин владеть, все силы направит на пресекание чужихдомогательств, на создание мнения, видимости, положения - таких, что егоне сковырнешь. А дело он делает лишь так и лишь настолько, как полезнеедля удержания поста, а не для самого дела. Это первое. А второе: Два человека, равно умных и энергичных. Разница: первый порядочен идобр, а второй способен на любой, самый злой поступок. Кто вернее достигнет трудной цели? Второй. Почему? - Потому что он в два раза более вооруженнее, сильнее: онспособен и на добрые средства, и на злые, а первый - только на добрые. Извсех возможных поступков для первого возможна только одна половина сферы,а для второго - вся сфера, весь арсенал. Могут сказать, что это дурно. Но разве я и сам так не считаю?.. Могутсказать, что этого не должно быть. Но разве я виноват, что так есть? Могутсказать, что это несправедливо. Это так же несправедливо, какземлетрясение: худо, а не отменишь, негодовать бессмысленно, а замалчиватьвредно - надо знать о нем больше, чтоб как-то существовать,приспосабливаться, спасаться. Вот поэтому добродетель всегда будет в рабстве у порока, благородство- у низости, ум - у серости, талант - у бездарности, ибо слабость всегдабудет подчиняться силе. А победитель всегда прав. Ибо через его действия и происходятобъективные законы жизни, природы. А жизнь, природа - всегда права. Жизнь- она и есть истина: она - данность, кроме нее ничего нет. Ошибаться могутлишь наши представления о ней. Возразят: пошлость мысли... Спросят: а как же мораль и бог? Но в богая не верую, а мораль понял... (Отчего, говорите, мораль и совесть противоречат личной выгоде? Ответ первый: чтоб люди вовсе не пожрали друг друга; в общественеобходим порядок, правила нравственности и поведения. Ответ второй: мораль нужна сильному, попирающему ее - чтоб подчинятьсебе слабого, верящего в нее и следующего ей. Это - пошло, общеизвестно, зло. Но вот третье: Диалектика мудрого Гегеля: единство и борьба противоположностей.Жизнь и смерть, добро и зло, верх и низ, красота и уродство - одно бездругого не существует, как две стороны медали: одно тем и определяется,что противоречит другому. Где есть реальность - там есть и идеал. Это единствопротивоположностей. Мораль - это идеал реальности. Она вечна, как вечнареальность, и недостижима реально - ибо есть противоположность реальности. И четвертое: Опять Гегель: любая вещь едина в противоречии двух своих сторон,противоречие вещи самой себе - свойство самого ее существования, законжизни. В организме процессы, необходимые для жизни, одновременно тем самымприближают организм к смерти. Ходьба затруднена силой тяжести, вызывающейусталость, - но ею же делается вообще возможной, давая сцепление с землей. Жить - значит чувствовать. Чувство - это противоречие (обычнонеосознанное) между двумя полюсами: имеемое и желаемое, хотение и долг,владение и страх потерять, лень и нужда, добро и зло, голый прагматизм изапрет "скверных" средств, пусть и вернейших для достижения цели. Совесть и выгода - это единство противоречия. Это две мачты,растягивающие парус - чувство; доколе он несет - это и есть жизнь. Аинстинкт диктует жить, т.е. чувствовать, т.е. иметь это противоречие. Это противоречие в душе человеческой постоянно. И чем сильнее, живеедуша - тем сильней оно! (Недаром великие грешники становились великимиправедниками.) Каждый не прочь и блага все иметь - и по совести поступать.Выгоде уступишь - мораль скребет, морали последуешь - выгода искушает.Отказ от выгоды - сильное чувство, преступить мораль - еще более сильное.В чувствах и жизнь. Люди - разные: один уклонится в выгоду, мораль вовсе отринув, другой- в праведность, выгоду вовсе презрев; но это крайности, а жизнь вся -между ними... А насколько следовать морали - натура и обстоятельства сами диктуют. Конечно, мои рассуждения философски наивны, но каждый ведь для себяэти вопросы решает.) Везде в жизни действует закон инерции - стремление сохранитьсуществующее положение. Это не плохо: во-первых, это так, потому что миртак устроен, во-вторых - это инстинкт самосохранения. Общество, скажем,инстинктивно, по объективному закону, не зависящему от воли и сознанияотдельных людей, - стремится сохранить все то в себе, с чем смогло выжить,развиться, подняться до настоящего уровня цивилизации и на немсуществовать. Время произвело беспощадный отбор, и выжило то, чтооказалось наиболее жизнеспособно, т.е. верно для жизни и развития людей вобществе. А сколько в веках прожектеров, авантюристов, ниспровергателей!Послушать их, последовать всем их заманчивым проектам - человечество немогло бы существовать: они противоречат друг другу, придумываютнемыслимое, выдают желаемое за действительное, обещая быстро и легкопеределать мир. Что будет, если человечество будет следовать за нимивсеми? - анархия, развал всего, что с таким трудом достигнуто за века итысячелетия, упадок, гибель. Сама жизнь отбирает из их прожектов реальные. Поэтому первая и естественная реакция общества на такого гения -обострение инстинкта самосохранения: придавить его, чтоб не разрушал.Каждый, кто высовывается над толпой, - потенциальный враг общества,угрожающий его благоденствию. Любая система стремится к стабильности, агений - это дестабилизатор, он стремится изменить, и система защищается -как в естественных науках. Он говорит, что для вашего же блага? Все такговорят! Дави их всех, а жизнь после разберется, кто прав. Что ж - посленекоторым ставят памятники... Каждый, кто хочет блага обществу, - должен быть готов пожертвоватьсобой во имя лучшего будущего общества, будущего блага... Но и в будущемточно так же подобных ему благородных самосожженцев будут давить иуничтожать - вот в чем трагедия! Ибо развитие непрерывно, бесконечно,доколе жизнь существует. Ничто в принципе не меняется... Значит, ждать награды за добро нечего. Хула и травля наградойблагородным и мятущимся умам. Да посмертная слава. Да улучшение жизнипосле их смерти - если они окажутся правы. Но какое улучшение? - такое, вкаком среднему человеку, стаду, будет сытнее и привольнее, - а страсти-тоостанутся те же, несправедливости те же, лучших, избранных - травить будуттак же. Стоит ли, понимая все это, жертвовать собою ради такого положениявещей? Каждый решает это для себя сам... Но я - Я - не чувствую в себе сил, веры, самоотверженности кластьсвою жизнь на алтарь служения человечеству, - ибо не алтарь никакой, акамень дорожный под колесом истории. Человечество катит в колеснице, алучшие из лучших мостят дорогу под колеса своими костями. Им поют славу исошвыривают под колеса новых народившихся лучших людей, чтоб ехать и петьдальше: ровней дорога, больше еды, теплей солнце, а суть-то все та жесамая... Вот как все это устроено... Я обыкновенный человек, и хочу всего обыкновенного: и достатка, ивсех благ людских, и всех мирских радостей... нет во мне фанатизмажертвовать собой. А не жертвовать - значит отказаться от лучшего, что есть в твоейдуше. От самого высокого и достойного. Измельчиться. Жить ничтожнее,нежели ты способен...

Лет. Здесь мое место

Как же я дошел до жизни такой? Да, я мечтал об истине, имел идеалы,хотел жить по совести, - но, в общем, никогда сознательно не избиралмученичество. Как путь мой завел меня к нему?.. Я ведь такого не хотел...Духу столько не было, чтоб решиться, выбор сделать, сознательно пойти, - авот... Да разве десять лет назад поверил ли я бы, решился ли бы - если б отменя потребовалось стать нищим, состарившимся, одиноким, изгнанным, толькочто подаяния не прошу - и то! И то даст порой кто, на нищее платье моеглядя, крендель или гривенник - и беру! И стыд-то перестал испытывать! Даведь я по миру пошел, Христа ради пошел, куда ж ниже! Как же вышло, что благородные побуждения юноши завели меня на рубеж,дальше которого уже и нет ничего?! Ведь действительно получилось, что ясвоим убеждениям всем, всем пожертвовал - ничего в жизни не имею, гол, какправедник! Сам-то я знаю, и клянусь, что не настолько же я был подвержен поискуистины, служению справедливости, чтоб за них умереть в цвете лет нищим подзабором! - а вот умираю нищим под забором. А самое парадоксальное - за что? Ведь я совсем не тот, что был вдвадцать лет, и нет у меня уже тех святых и наивных убеждений, что тогдабыли! Нету! Жизнь их вытоптала, выбила, развеяла. За что же я страдаю игибну? Я нищ - а нищету ненавижу! Праведен - а праведность презираю! Нехочу я ее, само собой это получилось. Не делаю ничего - а бездельников непереношу, хочу дела, мне не хватает его, мне деятельность требуется. А какая? Ради куска хлеба? - мало, скучно, труда не стоит. Радимелкого достатка? Нет; меня лишь большое удовлетворит. Значит - добиваться, рвать, идти вперед, вверх......Так зачем же человек вступает на путь карьеры - если заранеепредвидит все издержки и горести? А ведь вступает... Человек большой карьеры счастлив - на самый поверхностный взгляд. Навзгляд более углубленный - доля его тяжка. Семья ему не отрада. Женится обычно по расчету. Дети растут чужими. Унего нет настоящего домашнего очага - блеск особняков в беде не согреет,выгодная жена в горе не утешит. Вот его любовь. Любовница? Красива и молода - из денег и выгод. Бросит его перваячуть что, продаст, сменит на лучшего при удобном случае. Деньги? Куда они ему - и имеющихся-то не потратить. А вот и старость- здоровье ни к черту, ходит с трудом, ест по диете, хмур и мрачен, - чторадости-то в миллионах? Слава? В глаза-то льстят, за спиной плюются. Помрет - и слезы непроронят: собаке собачья смерть. Презрение и ненависть. Дела его? Нет никаких дел, одна суета и видимость. Положение? Жри все время других и бойся, что они сожрут тебя. Отдых, безделье? Тоже нет. Ведь заняты все время, что-то делают,устраивают, договариваются, ни часа свободного, устают смертельно,здоровье гробят, в могилу сходят раньше времени. И хоть бы радость, счастье в этом имели - так ведь тоже нет!Озабочены, насторожены, вечно козни подозревают, угрозы своему положению;тяжело им, хлопотно, невесело. Делают что хотят? - и вовсе нет! Рабы они своего места, делают толькото, что выгодно месту - удержать, чтоб начальство не осердилось,подчиненный не подсидел. За рамки эти жестокие - не вышагнуть! Почему же не выйти в отставку, не отдохнуть на покое, наслаждаясьплодами долгого труда и праздностью? Во-первых - не очень-то и дадут. За долгую карьеру врагов много себенажил, и как власти лишится - за все ему отомстить могут, в клочьяразорвать, лишить последнего, в гроб загнать, а семью пустить по миру.Уйти с поста - самому себя зубов лишить, которые нужны нажитое охранять иврагов сдерживать. Затянуло колесо, горят глазами волки, назад хода уженет. Во-вторых, нелегко на старости лет резко снижаться в глазах людей, ввесе, в образе жизни. Был почет - а тут могут и руки не подать, не узнатьбывшие подхалимы. То семье твоей кланялись все - а тут она обделенной себячувствует, обедневшей, чуть не нищей, униженной. В-третьих - а ведь никакой другой радости-то в жизни, кроме службы напосту высоком, и не осталось уже! Ведь всю жизнь самого себя кодному-единственному приспосабливал - карьеру делать; этому всемжертвовал, все подчинял, - куда ж теперь деться? Семья чужая, здоровьянет, желания все угасли, повыветрились, - вся-то жизнь водном-единственном осталась, сосредоточилась: лишняя награда,благодарность начальства, хвала подчиненных, уверяющих тебя в мудрости ивеличии твоем. Этого последнего лишиться - что ж тогда вообще в жизниостанется?.. А самое главное - человек должен стараться делать самое большое, начто он в жизни способен. Это закон жизни. Трудно, как трудно дойти довысот в карьере, еще труднее бывает там удержаться. Все силы, все помыслына это, всей жизнью своей на это себя натаскивал; это - смысл жизникарьериста. И это главное, что закон жизни побуждает меня пойти по стезе карьеры.Я себе иллюзий не строю: я в тридцать лет эгоист и нигилист законченный.Ни во что не верю и, кроме собственного блага и удовольствия, ничего нежелаю. Куда ж мне податься, кроме служебной карьеры? Никаких особенныхталантов у меня нет, искусства и науки того не дадут, что служба; неторговлей же деньги сколачивать: почет не тот, престиж не тот; да и ямного умней, образованней торгашей - чего ж способностям моим зряпропадать? А настоящая карьера - всех сил, всех способностей требует. Иактерских, и памяти, и работоспособности, и внешних данных, и характера, -здесь я всего себя приложить смогу. Зачем? - А зачем все?.. Тогда все бессмысленно. Нищий гений писалкартины - а ими услаждаются тупые богачи; где смысл? А в том, что ясказал: максимально прикладывать в жизни все свои силы. Зачем? Затем, что прозябать в нищете и унижении я далее не могу. Я неимею средств содержать семью, у меня нет приличного платья, я питаюсь тем,от чего отставной инвалид отвернется. Друзья мои вышли наверх и меня неузнают, молодость пропадает впустую, люди, несравненно ниже меня по уму,образованию, душе, - спесиво унижают меня на каждом шагу; я не могу такбольше!! Я страдаю от моего положения, страдание это доставляет постоянную имучительную боль, боль вызывает злобу на всех: кто выше, потому что я покачествам личности своей лучше их; кто рядом - потому что я не ровня этиммелким сошкам, тупым обывателям; кто ниже - свиньям и рабским созданиям,грубым, пьяным, не желающим ничего, кроме сытого пьянства в своем хлеву. О, рядом с ними люди карьеры - это герои, сверхчеловеки! Онимогущественны, умны, энергичны и приятны в общении! У них довольно ума,чтобы понять лживость и фарисейство морали, смеяться над этими бреднямидля бедных дураков. У них довольно силы и энергии работать непрестанно,довольно мужества, чтобы прокладывать себе путь там, где никто никомупощады не дает. У них достаточно бодрости и веселья, чтобы никогда неунывать, не жаловаться, подниматься из падения с улыбкой и снова шагатьнаверх. Жизнь - борьба: вот они борются и побеждают. Где бедняк плачет - человек карьеры стискивает зубы. Где беднякпроклинает - человек карьеры смеется. Где бедняк обвиняет весь мир в своихбеда - человек карьеры холодно делает себе урок из своей ошибки. Он знает,что все люди - враги и во всем можно обвинять только себя самого: плохорассчитал, слабо добивался. Рядом с бедняком и я сам чувствую, что становлюсь смиреннее, слабее,мельче; рядом с человеком карьеры я словно подзаряжаюсь его энергией,оптимизмом, жестокостью, сознанием достижимости любой цели. Кто же достойнее: кто видит жизнь в истинном свете и живет по еезаконам - или тот, кто не желает снять розовые очки и отягощает всехсвоими сетованиями? Тот, кто имеет силы повелевать, - или тот, кто вслабости подчиняется? Тот, кто может что угодно сделать, - или тот, кто неможет сделать даже собственное скромное благополучие? Кто имеет умобманывать - или кто имеет глупость обманываться? Кто равнодушно принимаетпоклонение, презирая льстецов, - или кто подобострастно кланяется, смиряясвою ненависть? Только тот, кто стоит высоко, имеет возможность что-то совершить вжизни, влиять на нее. Иначе - затопчут тебя вместе с твоими благиминамерениями и предложениями. Ведь каждый в жизни охраняет собственноеблагополучие и интересы - поэтому надо быть сильным, чтобы совершитьчто-то. А сила в человеческом обществе - это власть и деньги. Власть же по плечу только сильным. Повелевать людьми, внушать другимсвою волю, добиваться исполнения ее - это тяжкий труд, далеко не каждомупосильный. Это особый склад натуры; слабого такой груз отпугнет,оттолкнет. Только имеющий власть может что-то изменить, улучшить в обществе: онимеет для этого средства. Это мог император Петр, а вот чиновничекблагодушный ни шипа не может изменить. Вот и получается, что куда ни кинь - но если ты личность сильная,энергичная, богатая, - то никуда, кроме карьеры, тебе не податься. И добротворить - надо для этого возможностей, власти творить его добиться, иличное благо урвать - опять же карьера, если не стезя тебе торговать,подкупать полицию и подличать перед всякой властью униженно; а это не помне. Что ж; я потерял много времени для карьеры - но имею сейчас многоопыта, целеустремленности, рассудительности. Еще есть время всенаверстать. Да и - с самого низа как куда ни пойди - все наверх выйдет. Что ж мне, как Дмитревскому, в каторгу идти? Не хочу. Чего ради? Ах,Дмитревский, слушал я тебя некогда, да не послушал ты меня... Один ты былдруг у меня... Что бы я ни отдал сейчас, чтоб вызволить тебя, помочь...Вот опять же - сила нужна для всего: имел бы я сейчас власть, влияние - итвою бы участь облегчил... Дитя мое наивное... Иной мой путь теперь, иной.Авось когда еще свидимся - сам поймешь, что за мной правда: за жизнью...

* 2. ПУТЬ НАВЕРХ *

Скромный чин. Вхождение

и_з_н_у_т_р_и_: 1. Полное подчинение всех страстей и желаний воле и рассудку. 2. Готовность на любые средства и поступки во имя цели. 3. Постоянный анализ поступков: разбор ошибок, учет удач. 4. Крепить в себе самообладание: терпение, волю, веру в успех. 5. Приучиться видеть в людях шахматные фигуры в твоей игре. 6. Голый прагматизм, избавление от совести и морали. 7. Овладение актерством: убедительно изображать нужные чувства. 8. Готовность и стойкое спокойствие к взлетам и неудачам. 9. Готовность и желание постоянной борьбы в движении к успеху. 10. Целеустремленность, равнодушие ко всему, что не способствуетуспеху. 11. Постоянная готовность использовать любой шанс, поиск любогошанса. 12. Беречь здоровье - залог сил, выносливости, самой жизни. с_н_а_р_у_ж_и_: 1. Позаботься о первом впечатлении от себя: оно многое определит. 2. Будь опрятен, аккуратен, подтянут - но без щегольства и претензий. 3. Будь скромен. Не заводи разговора первым. Не вылезай вперед. 4. Не выделяйся. Не будь первым ни в чем. Держись в тени. 5. Будь ровен, тих, неприметен, не весел и не грустен. Разделяй общеенастроение - искренне, но скромно. Не раздражай веселых своим унынием, ахмурых - весельем. 6. Не проявляй инициативы. На работу не напрашивайся, от работы небегай. Исполняй добросовестно и в срок - не лучше всех. 7. Ты не должен давать никаких поводов для зависти или жалости - нидостатком, ни успехом, ни перспективами, ни здоровьем. Помни: пока тымелок и зависим от всех, тебе опасна неприязнь любого, нужно добитьсядоброго к себе отношения от всех. 8. Начни общение с человека маленького, забитого: он станет предантебе бескорыстно во всем. 9. Не имей врагов. Не участвуй ни в чьей травле, если не уверился вее полной для себя безвредности - и только если она тебе необходима длясоюза с другими. 10. Не излишне часто спрашивай совета в работе, выражаянеуверенность, что сможешь достигнуть мастерства имярек: это располагает ктебе, говорит о значительности спрашиваемого и незначительности, норазумности, доброте, скромности твоей. 11. Изучай, изучай и еще раз изучай коллег и особенно начальство.Делайся преданнейшим другом человеку наиболее влиятельному иперспективном
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...