Исследования личности и темперамента
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Наиболее общими характеристиками личностной сферы, как было показано в главе 5, являются те ее черты, которые образуют Большую пятерку личностных свойств. С обсуждения роли генотипа и среды в их вариативности мы и начнем анализ личностной сферы. Джон Лоэлин использовал пятифакторную структуру личности для анализа генотипических и средовых воздействий на вариативность личностных особенностей. Он собрал исследования различных личностных свойств, проведенные близнецовым методом, семейным методом и методом приемных детей, разделил эти свойства на пять групп, соответствующих пяти сферам личности, описываемым Большой пятеркой, построил статистические модели, позволяющие провести совместный анализ данных, и провел его для каждой из пяти групп. Полученные в результате этого анализа показатели наследуемости, полученные при применении двух статистических моделей, представлены в таблице 21. Таблица 21 Показатели наследуемости для Большой пятерки (цит. no Loehlin J.C., 1992)
Наибольшую связь с генотипом обнаружили свойства, относящиеся к «открытости новому опыту», наименьшую - те свойства, которые относятся к «альтруизму» и «сознательности» (организованности). Таким образом, генотип вносит свой вклад в индивидуальные различия, наблюдаемые в наиболее общих показателях личностной сферы, но, если сравнивать с показателями общего интеллекта, то этот вклад оказывается значительно ниже.
Что может означать полученный Лоэлином результат? При анализе структуры личностных свойств, описываемых Большой пятеркой, говорилось о том, что сама процедура выделения этих свойств не предполагала качественного анализа тех более частных черт личности, которые формируют более общие черты, образующие Большую пятерку. В результате каждая из пяти черт Большой пятерки объединяет в себе и особенности, связанные с мотивационной и ценностной сферой, и динамические характеристики поведения. Первые из них отражают содержательные аспекты личностной сферы и обычно рассматриваются как социально детерминированные. Вторые, которые относят к свойствам темперамента, как правило, связывают с генотипом (один из критериев отнесения того или иного свойства к сфере темперамента - это генетическая обусловленность этого свойства). В связи с этим логично предположить, что полученные показатели наследуемости являются результатом присутствия в свойствах Большой пятерки динамических особенностей поведения. Для проверки этого предположения посмотрим, какова роль генотипа в более частных показателях личностной сферы, т.е. рассмотрим отдельно те свойства, которые связаны преимущественно с содержательными аспектами деятельности, и те, которые относятся к числу свойств темперамента. Генетический анализ отдельных свойств личности, диагностируемых по различным опросникам и в значительной мере связанным с содержательной стороной личностной сферы, образует довольно противоречивую картину (Егорова М.С., Семенов В.В., 1988). Данные, полученные в одних исследованиях, часто не воспроизводятся в других; одни авторы демонстрируют почти полное отсутствие генетических влияний, другие - получают небольшую и примерно одинаковую генетическую детерминацию для самых разных свойств личности. Достаточно уверенно можно говорить только о связи с генотипом тех особенностей личности, которые связаны с общением (генотип обусловливает до 40% его вариативности).
Иначе обстоит дело с теми характеристиками, которые отражают несодержательные, динамические аспекты личностной сферы. Многочисленные исследования темперамента, проведенные на детях, надежно свидетельствуют о связи с генотипом таких особенностей темперамента, как социабельность, эмоциональность и активность (Buss A., Plomin R., 1976). В дошкольном возрасте генотип детерминирует значительную часть индивидуальных различий, наблюдаемых по различным проявлениям этих характеристик (от 30% до 73%). По данным Луизвильского близнецового лонгитюда величина среднего показателя наследуемости особенностей темперамента у 6-10-летних детей оказалась равна 0,61 (Matheny A., 1981). Интересно, что возрастные изменения в генотип-средовых соотношениях, наблюдаемые в динамических особенностях личностной сферы, противоположны тем, которые были получены для возрастных изменений показателей интеллекта. Вклад генотипа в вариативность темперамента имеет тенденцию не увеличиваться с возрастом, как это было показано для интеллекта, а снижаться. Соответственно этому, роль средовых параметров растет, причем, по мере взросления человека, все большую роль начинает играть различающаяся среда и все меньшую - общая. Эти данные, получаемые при исследовании темперамента отличаются отданных, полученных для интеллекта: индивидуальные различия в интеллекте связаны преимущественно с общей средой. В более старших возрастах воздействие генотипа на индивидуальные различия динамических особенностей личностной сферы не пропадает. Рассмотрим это на примере двух характеристик - экстраверсии и невротизма, выделенных в свое время Г. Айзенком, но прежде, чем анализировать данные обратим внимание на терминологическую путаницу. В свойствах Большой пятерки присутствуют названия „экстраверсия" и „невротизм". Там он и. определяют большие синдромы свойств, в которые, в частности, входят и экстраврсия-интроверсия и невротизм, выделенные Айзенком. Совпадение названий является результатом распространенности концепции Айзенка, а не следствием совпадения содержания. Другими словами, экстраверсия и невротизм Айзенка являются более частными характеристиками, чем свойства Большой пятерки и отражают преимущественно динамические стороны личностной сферы. Об этих характеристиках сейчас и пойдет речь.
У подростков и взрослых абсолютно надежно доказано влияние генотипа на индивидуальные различия в экстраверсии-интроверсии. Величины показателей наследуемости, которые называются в исследованиях этой характеристики находится в пределах 0,40-0,60, т.е. примерно половина индивидуальных различий в экстраверсии-интроверсии детерминируется генотипом. Несколько ниже оказываются показатели наследуемости невротизма, хотя в настоящее время говорить о их величине довольно трудно, потому что в разных работах получаются существенно расходящиеся результаты. Например, в исследованиях разлученных близнецов, проведенных в Финляндии (на 30 парах) и в Швеции (на 95 парах), внутри-парное сходство МЗ близнецов оказалось равным всего 0,25 (Kaprio J., et al., 1990; Pederson et al., 1988). Соответственно, и показатель наследуемости равен 0,25. В семейных исследованиях называются более высокие показатели наследуемости (выше 0,30), а в близнецовых -до 0,40 (Loehlin J.C., 1992). Как и при исследовании темперамента у детей, на юношеском возрасте также было показано, что особенности различающейся среды оказывают значительное влияние на вариативность экстраверсии-интроверсии и невротизма, и что это влияние с возрастом увеличивается. Начиная с подросткового возраста, общие средовые влияния оказываются не существенными для формирования индивидуальных различий в этих характеристиках (Plomin R., Denise D., 1987; Plomin R., Denise D., 1994). В целом, результаты исследований, в которых рассматривалась роль генотипа и среды в детерминации показателей личности и темперамента свидетельствуют о том, что: 1) наиболее общие показатели личностных свойств (относящиеся к Большой пятерке) испытывают влияние тенотипа; 2) при анализе более частных свойств значительно большую связь с генотипом обнаруживают индивидуальные различия в динамических, а не в содержательных особенностях личностной сферы; 3) с возрастом вклад генотипа в дисперсии свойств личностной сферы несколько уменьшается, но не пропадает; 4) влияние различающейся среды на индивидуальные различия с возрастом увеличивается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|