Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геополитическое положение стран на современном этапе




 

За последнее десятилетие в миро-системе произошло неструктурированное многостороннее разделение геополитических сил. Основными центрами власти стали США, Великобритания, страны Западной Европы, Россия, Китай, Япония, Индия, Иран и в меньшей степени Бразилия. Ни один из этих центров не имеет явного экономического, политического, военного или культурно-идеологического превосходства над остальными. На сегодняшний день нет сильной международной коалиции, которая могла бы обрести лидерство в решении геополитических вопросов, хотя в скором времени такая коалиция может сформироваться.

Развивающиеся (периферийные) страны включают подавляющее число стран мира, разнородных по уровням социально-экономического развития. Это бывшие колониальные, зависимые и бывшие социалистические страны, которые не входят в состав развитых стран. Проведенные в них за разные периоды времени социально-экономические преобразования ликвидировали основные формы докапиталистических и социалистических отношений.

Положительные сдвиги в развитии развивающихся стран связаны с достаточно высокими темпами роста. По темпам экономического роста в 1990-2000-е годы эта группа превосходила развитые страны. После значительного снижения темпов роста в 1980-е годы в 1990-2000-е годы они повысились, но не достигли уровня 1960-1970-х годов. В последние два десятилетия объем совокупного ВВП развивающихся стран увеличился примерно в два раза, что в 1,6 раза превосходило показатель развитых стран. Для того чтобы развивающиеся страны могли преодолеть свои социальные и технологические проблемы и сузить разрыв в производстве с развитыми странами, нужно обеспечить 6% прироста ВВП в год.

Темпы экономического роста сильно отличались в различных подгруппах стран. Самыми высокими они были в Восточной и Южной Азии, где выделялась КНР.

В сравнении с развитыми у развивающихся хозяйств коэффициент эластичности по отношению к капиталу выше, а по отношению к рабочей силе ниже. Это, возможно, отражает более низкий уровень образования рабочей силы. Свыше 19% взрослого населения в этой группе стран относится к неграмотным. Почти во всех регионах, за исключением КНР, стран Ближнего и Среднего Востока, рост производства происходил на экстенсивной основе. При этом доля интенсивных факторов в приросте ВВП повышалась.

Экономическое развитие мировой периферии отягощается военными расходами, несмотря на их относительное снижение с 3,5% в 1990 г. до 2,0% ВВП в 2004 г. Развивающиеся страны в целом расходуют на военные цели и содержание вооруженных сил больше средств, чем инвестируют в здравоохранение. В ряде стран армия чаще всего используется против своего народа. Так, за 1987-1997 гг. свыше 85% вооруженных конфликтов были внутренними. Этнические конфликты, войны оказали негативное влияние на экономическое развитие. Военные конфликты выступают наиболее серьезной причиной голода в ряде районов этой группы стран. К настоящему времени уровень экономического развития мировой периферии повысился (табл.1).

 

Таблица 1 -Темпы прироста ВВП на душу населения развивающихся стран в 2001-2006гг, %

Мир 1,5
Развивающиеся страны 3,4
Восточная Азия, Океания 6,4
Восточная Европа и Средняя  
Азия 5,0
Латинская Америка 1,2
Средний Восток и Северная  
Африка 2,5
Южная Азия 4,5
Африканские страны южнее Сахары 1,8

 

Сдвиги в производственной базе и структуре потребления предопределили изменения в ассортименте экспорта и импорта. В 2000-е годы продукция обрабатывающей промышленности заняла основное место в структуре экспорта стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, за исключением стран Африки и Среднего Востока.

Это позволило развивающимся странам в целом расширить свои позиции на рынке обработанных изделий, которые на протяжении двух веков были монополизированы поставщиками из западных стран.

Отмечается огромная концентрация экспортной деятельности, когда несколько стран доминируют в одноотраслевом или многоотраслевом экспорте продукции. Основная часть экспорта продукции обрабатывающей промышленности приходится на 9 стран: КНР, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Бразилия, РФ, Аргентина. Пять ведущих продуктов занимают 76% экспорта стран Западной Азии, 71,4% - в странах Африки, 49,8% - в латиноамериканских странах.

Развивающиеся страны выступают также крупными поставщиками на международных рынках сырьевых и продовольственных товаров (сырая нефть - 70%, сырье без нефти - 32%). До сих пор в ряде стран сырьевые товары превалируют в экспорте. В Латинской Америке сырьевые товары занимают преобладающее положение в экспорте 29 стран. Высокая доля продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства, отличающихся низкой капитал отдачей, сдерживает норму и масштабы капиталовложений. Эта продукция имеет низкую эластичность по доходу.

Самыми быстрыми темпами возрастал экспорт электронных изделий и информационной технологии. Крупными экспортерами этих видов продукции выступают КНР, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины.

Причины выделения «новых индустриальных стран» из остального развивающегося мира видятся в том, что в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышлённо развитых стран. Так, сфера политических интересов США распространялась на Тайвань и Южную Корею, как страны, противостоящие «коммунистическому влиянию» на страны Восточной Азии. В этой связи этим странам была оказана беспрецедентная экономическая помощь и военная поддержка, Так, например, Тайваню была оказана помощь в 1,5 млрд. долл. В период 1950- 1965 гг. помощь США составила 34% совокупных инвестиций на Тайване, в том числе 74% - в инфраструктуру, 59% - в сельское хозяйство и 13% - в промышленность. Все это в огромной степени дало стартовый толчок в развитии экономики Тайваня.

На формирование современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. В первую половину 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42% прямых капитальных вложений в развивающиеся страны.

Среди промышлённо развитых стран ведущим инвестором предпринимательского капитала в НИС являются США. Величина их прямых инвестиций составляет 10% от общего объема таких инвестиций за рубежом. На втором месте по объему прямых инвестиций в НИС стоит Япония.
Японские инвестиции способствовали индустриализации НИС и росту конкурентоспособности их экспорта. Весьма заметную роль они сыграли в превращении «новых индустриальных стран» в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Только за 1982-1985 гг. эти инвестиции возросли на Тайване более, чем в 2 раза, в Гонконге - на 61%. За это время с участием Японского капитала была сформирована крупная производственная база, позволившая этим странам стать экспортерами высококачественных готовых изделий. В Южной Корее, где японские инвестиции с начала 80-х годов составляли более половины общего объема иностранных прямых инвестиций, за прошедшие годы был создан комплекс по производству станков, электротехнического оборудования, морских судов и т.п.

Для «новых индустриальных стран» Азии было характерно то, что предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь, в латиноамериканских НИС он шел в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Широкая экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС, фактически, нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала.

Столкнувшись с ограничениями импорта и невысокой платежеспособностью развивающихся стран, корпорации, чтобы удержать перспективные рынки, идут на частичную замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте.
В местах же своего базирования ТНК делают упор на развитие наукоемких производств. «Азиатские драконы» оказались готовы воспринять эти изменения международной экономической конъюнктуры и использовать их в своих целях.

Как пишет Е.Ф.Авдокушин: «Важную роль в привлечении транснациональных корпораций именно в азиатский регион сыграли следующие обстоятельства:

Выгодное географическое положение «новых индустриальных стран». Все они находятся на перекрестке мировых торгово-экономических путей, вблизи от центров мирового хозяйства - США, Японии.

Почти во всех «новых индустриальных странах» сложились автократические или близкие к таковым политические режимы, лояльные к промышленно развитым странам. В них была обеспечена политическая стабильность, демократические и политические преобразования были отложены в пользу экономических реформ. Иностранным инвесторам была обеспечена высокая степень гарантий безопасности их инвестиций.

Определенную роль сыграли такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность, бережливость населения «новых индустриальных стран» Азии.

В определенной степени эти факторы оказались решающими в своеобразном соревнований между двумя моделями «новых индустриальных стран» - азиатской и латиноамериканской.

Первая модель предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.

Вторая - ориентирована на импортозамещение. Первой модели, как указывалось выше, следовали в конце прошлого века США, после 2-ой мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а затем и «новые индустриальные страны» Азии.

Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским «новым индустриальным странам».

Мировой опыт показал, что стратегия развития импортозамещающего производства сыграла важную роль в экономическом прогрессе ряда развивающихся стран.

Стратегии импортозамещения способствовали диверсификации хозяйственной структуры. Во многих развивающихся странах был создан ряд новых и важных для них производств, вырос уровень самообеспеченности по многим ключевым позициям.

Однако при длительной опоре на принцип импортозамещения происходит консервация отставания, возникают препятствия для появления в экономике отраслей-локомотивов, обеспечивающих достижение прогресса мирового уровня.

Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены.

Новые индустриальные страны Азии, развивая трудоемкие экспортоориентированные производства, по мере накопления опыта и капиталов перешли к капиталоемким отраслям с использованием высоких технологий, уделяют больше внимания развитию инфраструктуры.
Главным направлением принятой в этих странах экономической стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие и малорентабельные производства «доверяются» «новым индустриальным странам» «второй волны», а также Китаю, Вьетнаму и некоторым другим странам. В результате фактически повторяется процесс переноса этих производств, который был в свое время осуществлен из промышленно развитых стран в НИС первого поколения.

Бурное развитие базовых отраслей в этих странах не идет в ущерб, а наоборот дает новый импульс развитию традиционных производств (текстильная, швейная промышленность и др.). Все отрасли активно работают на внешний рынок, но структура неуклонно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей.

Таким образом, в странах Азии экспортоориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

Опыт развития НИС Азии свидетельствует об активном использовании ими закона сравнительных преимуществ в системе международного разделения труда. Основные особенности этого опыта можно Е.Ф.Авдокушин сводит к следующим составляющим:

Экспортная политика НИС Азии представляет конкретный пример политики, ориентированной на всемерное удовлетворение потребностей партнеров на мировом рынке.

Приоритет в ориентации на внешние рынки поначалу отдается наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее устойчивые и емкие. В процессе развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.

Постоянное обновление экспортной номенклатуры товаров, неустанный поиск собственных ниш и приоритетов на мировом рынке.

Активное использование инвестиционного, налогового и других режимов свободных экономических зон.

Экономический взлет ряда азиатских государств, пришедшийся на вторую половину XX века, во многом изменил их культуру, коренным образом преобразовал основополагающие ценности. Помимо роста национального благосостояния эти страны, что еще более важно, приобрели ценнейший нематериальный актив - менталитет, предполагающий постоянную генерацию стратегий «на опережение», - неиссякаемый источник новых конкурентных преимуществ.

Современная Корея - яркий тому пример. «Азиатское чудо» - вчера, центр деловой активности Азии - завтра. Ворвавшись однажды в сообщество государств-фронтменов, Корея стабильно занимает место в первой десятке наиболее развитых экономик мира и, несмотря на некоторое замедление в последние годы темпов роста ВВП (в сравнении со среднемировыми показателями), не намерена сдавать свои позиции.

В последней трети XX века в Корее сформировалась своего рода национальная идея, направленная на повсеместное внедрение новейших технологических решений. Из-за ограниченности собственных производственных ресурсов страна наращивала промышленную мощь прежде всего за счет активного приобретения зарубежных технологий. На протяжении 1962-1982 годов Корея совершила более двух тысяч закупочных сделок суммарной стоимостью около 1.8 млрд долл., что едва ли не превышает половину объема всех прямых инвестиций за тот же период.

Регулярное обновление промышленной базы позволил стране вступить в новый этап индустриализации - этап постепенного перехода к высокотехнологичному производству. Правительство обязало частные компании обмениваться зарубежными технологиями, имевшимися в их распоряжении. Логичным результатом такого подхода стало формирование высокотехнологичных кластеров, технопарков, научных центров и венчурной индустрии. Продуманная система льгот способствовала установлению благоприятного инвестиционного климата.

Подобная экономическая политика свойственна скорее западной модели развития. Тем не менее Сеул добавил к ней «восточные» элементы: лоббирование стратегически важных для государства отраслей, регулирование импорта, поддержку чеболей - многопрофильных семейных корпораций, а также искусственно ограничил прямые иностранные инвестиции.

На определенном этапе комбинированная стратегия сыграла ведущую роль в экономической трансформации Кореи, позволив снизить зависимость местных производителей от зарубежных корпораций, нарастить собственный технологический потенциал и перейти к инновационной модели развития. И все же сохранение подобной политики не могло служить гарантом успеха в долгосрочной перспективе, о чем предупреждали многие эксперты. Из-за всемерной поддержки государством крупных национальных корпораций развитие малого и среднего бизнеса, особенно высокотехнологичного, отошло на второй план. Более того, искусственная монополизация чеболей привела к очевидному неравенству инновационного потенциала компаний различных размеров и стала препятствовать здоровой рыночной конкуренции, что в свете глобальных перемен ставило под угрозу стабильность экономического развития страны. Два крупных экономических кризиса, потрясшие Корею в 1997 и 1998 годах, стали тому подтверждением, выявив несовершенство национальной инновационной системы (НИС).

Корее удалось быстро компенсировать снижение темпов экономического роста: от падения на 6.6% в 1998 году до быстрого подъема на 10.8% уже в 1999 году.

Замедление роста национальной экономики с 6.2% в 2002 году до 4% в 2007 году произошло потому, что рассмотренная выше экономическая стратегия, в свое время обеспечившая подъем страны, практически себя исчерпала. Вновь избранная модель развития оказалась нелинейной, имеющей свои фазы подъема, стагнации и упадка. Стало очевидным, что, несмотря на видимое благополучие и неугасающую деловую активность, для поддержания режима устойчивого роста Корее сегодня вновь требуется серьезная трансформация. Это касается прежде всего национальной инновационной системы как ключевого инструмента экономического развития в рамках новой парадигмы. Инновационная система Кореи имеет свои уникальные сильные стороны, однако не лишена ряда серьезных недостатков.

Воздействие глобального кризиса на экономику азиатских стран оказалось более значительным, чем предполагалось первоначально. Проблемы с американскими секьюритизированными активами влияют на экономическую ситуацию в Азии гораздо меньше, чем на положение в странах - членах ЕС. Позитивные изменения в макроэкономике и относительная устойчивость банковского и корпоративного секторов в Азии должны были создать надежный антикризисный барьер. Тем не менее с сентября 2008 г. дестабилизирующие тенденции возобладали во всем регионе. Спад в экономике Японии в IV квартале 2008 г. составил относительно того же квартала 2007 г. 12%, ВВП НИС (Республики Корея, Сингапура, Тайваня и особого административного района Китая Гонконга) также весьма заметно сократился -на 10 - 25%. Китай и Индия понесли ущерб от падения спроса на их экспортную продукцию, тем не менее позитивный экономический рост в этих странах сохранился, так как инициативы центральных властей позволили в существенной мере самортизировать негативные последствия кризиса. Кроме того, в Китае в I квартале 2009 г. произошел благоприятный поворот в экономике, что дает основание местным экономистам быть уверенными в преодолении кризисных явлении. Во многих азиатских странах заметно ослабло инфляционное давление вследствие снижения темпов развития и падения мировых цен на сырьевые товары.

Экономические прогнозы для Азии были пересмотрены в сторону снижения с учетом ослабления глобального спроса и ужесточения внешних условий для кредитования и вопреки реализации антициклической макроэкономической политики. Некоторый подъем в экономике ожидается в 2010 г. вследствие повышения глобального спроса и реализации правительственных мер в бюджетно-финансовой и денежно-кредитной сферах. Несмотря на спад в экспортной сфере, положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям в Азии останется практически прежним - 4,7 - 4,8% ВВП. В 2009 г. следует ожидать значительного увеличения соответствующего сальдо в Республике Корея и на Тайване.

О ситуации, складывающейся в экономике Азии, можно судить по статистическим данным, приведенным в докладе "World Economic Outlook" за 2007 г. (I) и 2008 г. (II), а также по прогнозу на 2009 г. (III) и 2010 г. (IV); А - годовое увеличение реального ВВП, В - среднегодовой рост розничных цен, С - сальдо платежного баланса по текущим операциям относительно ВВП (%):

Составители доклада отмечают, что конкретные каналы передачи внешнего дестабилизирующего импульса и глубина кризиса сильно отличаются от страны к стране. Наиболее сильный удар нанесен по экономике развитых стран, так как сильна их зависимость от колебаний спроса в других развитых государствах, особенно на автомобили, электронные приборы, средства производства. В целом по этой группе стран реальный ВВП в 2009 г. сократится на 6% после увеличения на 3,5% в 2007 г. Спад в Японии в текущем году составит примерно 6,2%, что будет обусловлено сложной конъюнктурой (повышением курса иены и ужесточением условий кредитования) для ведущих экспортеров. Небольшая дефляция сохранится, по-видимому, в 2009 г. и 2010 г. Учитывая высокую степень открытости экономики Гонконга, Сингапура, Республики Корея и Тайваня и большую зависимость от уровня спроса на внешних рынках, негативные процессы проявятся и в этих НИС. Особенно уязвимой, по мнению экспертов МВФ, останется экономика Сингапура и Гонконга, так как велика их роль в качестве финансовых центров глобального значения. Проблемный характер годовых балансов многих южнокорейских компаний усугубит влияние внешних дестабилизирующих факторов.

Для обеспечения стабильности некоторые страны и территории предоставили гарантии владельцам депозитов (в Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Таиланде) или повысили пределы страхования вкладов (в Индонезии и на Филиппинах).

Ряд государств приняли меры по направлению дополнительных средств в укрепление финансовой системы (например, Индия и Япония) и оказанию кредитной поддержки корпоративному сектору (Китай, Республика Корея). По мнению экспертов МВФ, должны существовать механизмы, позволяющие в случае необходимости направлять государственные средства финансовым организациям и учреждениям, оказавшимся в критической ситуации.

Целесообразно создать структуры, позволяющие распознавать на ранних стадиях возможные финансовые потери с тем, чтобы не возникало дополнительных трудностей у стабильно функционирующих банков. Кроме того, МВФ рекомендует укрепить базу для проведения реструктуризации в корпоративном секторе при возникновении критических ситуаций в нем, подобных возникшим в ходе нынешнего кризиса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...