Народная педагогика и ее характерные особенности.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Народная педагогика План. I.Введение. II.Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа. 1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. 2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры. III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение. 1. Сущность, приёмы и методы воспитания. 2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики. 3. Умственное и физическое воспитание. IV. Заключение. Введение. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение историков педагогики С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками». От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в.в. Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики всегда ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучении молодого поколения. Аналогичную картину преемственности мы наблюдаем и в истории педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана.
Анализ наследия Ибн Сины (Авиценны), Бируни, Джами, Хорезми, Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади и других просветителей показывает, что их идеи о воспитании в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей. Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.
На путях исторического развития народ преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение связаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взгляда на воспитание, то можно увидеть полное их единство, преимущественно в виде легко запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном между назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.
Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и Воспитательный опыт народа. Формирование концепции Народная педагогика и ее характерные особенности. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека». В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах. В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики. Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.
Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и.т.д. Как известно, основой народной педагогики является наивно-реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии. Народ в основном верно представлял себе материальность мира, проявления причин и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда народ оперирует такими афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость», «Даже лучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни. Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражал крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например, «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное». Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек». Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели». Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов. Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно-эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…». Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии. Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы». В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов. Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде в которой оно бытовало. В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, - это «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека». (А.М. Горький) На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – народ. Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она на знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.
Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов. В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности. Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», - говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», - советуют киргизы. Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда». Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами. Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст». В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например: «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы: «где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д. Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг: «Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни. Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности. В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного - смыслового звучания афоризмов. Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос: «Разве слышанное сравнить с виденным?». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой. Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию. Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу. Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, говорят: «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка!». В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом. Тонкая ирония и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых народ высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу для себя: Ослу принесли добрую весть: «У тебя родился сынок!» Осёл ответил: «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось!». Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Воспитательный потенциал афоризмов народ стремился повысить путем применения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особенное значение тех или иных жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто» (о значении воспитания в детстве). Используя гиперболы, народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие, стремление к знанию, верность в любви и. т. д. Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: «Яблоко от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и жена – птицы из одного гнезда». Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д. Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности. И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью. Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания, каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание – бесценное богатство». Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка». В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится: «Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками, которые ведут разгульный образ жизни.» Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек: «Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано!. Народ выдвинул своеобразную программу самовоспитания молодого человека: «Захочешь узнать себя - спроси мнение людей», «Вежливости учись у невежи» и. т.д. В этом выражается уверенность что молодые люди путём самовоспитания могут выработать в себе лучшие человеческие качества: благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость. Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Народ в течении веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения: «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи». Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в последующие годы, а отсюда предсказание: «Привычки трёхлетнего сохраняются до восьмидесяти лет». и. др. Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей (отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности. Родители признавались, что создали из ребенка кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы. Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания допускали именно такие ошибки. К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» - группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи -1% Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и, естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы должны привлечь внимание всей родительской общественности. Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д. Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда. Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – сыну. Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы». Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия. Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им. Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность. Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки. Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих», - скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения. Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное богатство» человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей. Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки – подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания: приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|