Как это выглядит хотя бы примерно?
Несколько слов о Монтессори-педагогике и работе Монтессори-класса. Как это выглядит хотя бы примерно? Ключевая идея состоит в том, что ребёнок наделён жаждой к той деятельности, которая помогает ему развиваться. Ребёнок хочет научиться всему, что умеют люди и всему, что делает человека человеком. Для того, чтобы создавать себя, свою личность (а ребёнок до трёх лет интенсивно и продуктивно этим и занимается), ребёнку необходима среда, в которой он сможет действовать (а значит, учиться), и взрослый, который покажет, что и как делать с этими предметами окружающей ребёнка среды.
На основе многолетних наблюдений детей и экспериментов с развивающими пособиями разного рода, самой Марией Монтессори и её последователями были разработаны материалы и упражнения с ними, и технология работы в классе. Материалы – это разного рода пособия, упражнения, и порядок работы с ними, которые предлагаются детям.
Если наполнить класс достаточно разнообразным материалом, который может быть полезен ребёнку определённого возраста (от года до трёх, в нашем случае, есть классы до года, и с трёх до шести лет), так сказать, «на все случаи жизни», и дать ребёнку выбирать из предложенного, то он выберет то, что именно ему нужнее всего именно сейчас, и будет развивать себя, работая с материалом со всей страстью, с которой дети делают то, что им интересно.
В этом и состоит свобода ребёнка в Монтессори-классе: свобода заниматься тем полезным, научно разработанным занятием, которым ребёнок хочет, и делать это так долго (в рамках занятия, разумеется), как он хочет. И дети, которым такая свобода предоставлена, действительно начинают многократно повторять последовательности действий, совершенствуясь и учась выполнять ту или иную работу всё лучше и лучше, подолгу, самостоятельно занимаются с выбранным материалом.
Класс представляет собой помещение с полочками, стойками и столиками, на которых расположены различные материалы для упражнений. Дети выбирают то, с чем хотят заниматься, и уносят выбранное на стол, на коврик или занимаются у стойки, если это предусмотрено упражнением.
Многие (почти все в классе до трёх лет) пособия и упражнения основаны на обыденных действиях, связанных с самообслуживанием, приготовлением пищи, уходом за домом, растениями и тому подобном. Это позволяет одним упражнением «убивать зайцев», даже не двух, а многих: ребёнок развивает крупную и мелкую моторику, осваивает словарный запас, связанный с предметами и действиями с ними, узнаёт культурную функцию бытовых предметов, и обретает всё большую самостоятельность и навыки самообслуживания. Одновременно и с удовольствием. Ребёнок до трёх лет находится на пике сензитивного периода усвоения языка. Хотя есть и специальные языковые упражнения и пособия, в какой-то мере всё в классе служит цели дать ребёнку язык. Педагог называет все предметы и действия, и умело слушает детей, помогая каждому ребёнку максимально расширить словарный запас и развить активную речь. Нет никакой причины не сделать эту языковую среду в два раза полезнее, поместив в неё не один язык, а два. Для того, чтобы дети восприняли именно два языка, а не кашу из языков, необходимо жёсткое правило: «один человек – один язык». Это легко реализуется тем, что один из педагогов работает, используя один язык, а второй – другой. В каких-то случаях один учитель может дублировать фразы другого, в каких-то ребёнок получает образец работы с материалом сначала на одном языке, потом на другом, и т.д.
Дети до трёх лет могут находиться в классе, как в яслях, полный день. Но я предполагаю, что в качестве дополнительного образования, которое может предложить негосударственное учреждение, более востребованы занятия, ежедневные или два раза в неделю. Одно занятие длится 2,5 часа, в течение которого дети занимаются, и, по желанию, перекусывают чем-то вроде фруктов, печенья, хлопьев, напитков, прогулка не предусмотрена. Занятия могут быть утренними или вечерними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|